Не могу спать без ребенка 5 лет

Не могу спать без ребенка 5 лет thumbnail

Многие родители практикуют совместный сон с младенцем. В этом есть множество положительных сторон, но только до определенного времени. Потом же наступает момент, когда мама и папа задумываются о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке. Это не так легко сделать, чаще всего к этому надо подготовиться.

Совместный сон, польза и вред

Матери часто прибегают к сну вместе с новорожденным в первые месяцы жизни. Так малыш чувствует себя более защищенным, ощущает привычный запах и тепло, слышит стук маминого сердца. К тому же это благоприятно сказывается на отношениях: связь между мамой и новорожденным становится еще более крепкой, так как мать быстрее ощущает потребности младенца.

Важность качественного и продолжительного сна для малыша

Родителям и малютке необходимо полноценно высыпаться, но это сложно, если приходится вставать каждые два-три часа для кормления и повторного укладывания в кроватку. Да и самому малышу это может мешать, так как в период новорожденности он очень чутко спит и может проснуться в любой момент. Происходит это из-за того, что у малютки преобладает поверхностное сновидение. Это нормально, специалисты говорят, что именно в такие моменты развивается мозг.

Главное – не спешить в вопросе перемещения. Постепенность – основной принцип. Однако приходит время, когда надо приучать малыша спать в своей кроватке. Каждый родитель решает сам, в каком возрасте это делать.

В этом вопросе надо ориентироваться не столько на свои желания, сколько на готовность карапуза уйти из общей постели.

Главное не спешить. Для начала можно попробовать перекладывать уже уснувшего ребенка. Не стоит заставлять малыша, если он плачет и просится к вам, как это советовал доктор Б. Спок. Недавние исследования доказали, что это очень вредно для неокрепшей психики.

Что мешает ребенку научиться спать одному. Факторы страха

Малютка может отказываться укладываться отдельно из-за различных страхов Это может быть боязнь темноты. В таком случае решение проблемы — оставлять возле кровати включенный ночник. Если это боязнь остаться одному, то поставьте кроватку неподалеку от родительской — кроха будет видеть вас, и это его успокоит. Но может быть, дело просто в привычке. Возможный выход из такой ситуации – дождаться, когда карапуз сам захочет уйти, постепенно подготавливая его и подталкивая к такому решению.

Причины плохого сна у ребенка

Причинами могут быть не только страхи, но и болезни. Например, неврологические, кардиологические и другие заболевания. Также это может быть неудобный матрас, слишком высокая подушка или, напротив, отсутствие подушки, нежелание спать под одеялом и т.д.

Плохие ассоциации. Ошибки, которые допускают родители при укладывании

Самая частая ошибка родителей –применять какую-то методику укладывания, при этом не учитывать особенности характера малыша. Делают они это, стараясь урегулировать засыпание, но маленькому человечку этот принцип не подходит.  Еще одна ошибка — раннее приучение к самостоятельному сну. Малыш может тяжело переносить такую ситуацию, плакать, но родители, действуя по методике, игнорируют слезы. Это приведет к печальным последствиям – сформирует неприятные ассоциации отдельного сна с одиночеством, чувством покинутости и слезами.
 

Грудное вскармливание и сон

Если малыш еще на грудном вскармливании, то у него может присутствовать страх голода. Он уже привык, что мамина грудь рядом и его кормят по требованию. Если же его начинают укладывать отдельно, то такая связь теряется. По этой причине при грудном вскармливании быть ночью вместе очень удобно.

Раздельный сон, плюсы и минусы

Плюсы раздельного сна

Многие специалисты выступают против укладывания новорожденного с родителями. По их мнению, это мешает индивидуальному становлению личности. Да и засыпает отдельно ребенок лучше, так как его не беспокоит запах молока и желание приложиться к груди, есть свободное пространство. У родителей сохраняется их интимная жизнь, они ближе друг к другу.

Потребность ребенка в собственном пространстве. Как не упустить момент
 Даже если малютка спит в общей кровати, надо внимательно следить, когда у него появляется потребность в личном пространстве. Именно в этот момент его следует приучать спать в своей кроватке. Это может выглядеть следующим образом: ребенок уползает в сторону или, наоборот, пытается вытолкнуть родителя. Когда малыш научится засыпать сам, это станет еще одним шагом к самостоятельности.

Когда не стоит заставлять ребенка спать одного

Если же ребенок не хочет спать в своей кроватке, требуя вернуть его обратно, надо обратить внимание на то, как он это делает. Если это просто капризы, то их надо пережить, но если это искренние слезы и страх, то класть его отдельно еще рано.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке

Шаги успешного приучения к отдельному сну

Приучить ребенка спать в своей кроватке можно просто заинтересовав его чем-то. Многие детишки соглашаются перелечь в свою постель, если она интересная, оригинальная. Мальчикам понравится кровать в виде машинки, а девочкам – как у принцессы, с балдахином. Можно предложить укладываться с любимой игрушкой, сказав, что ей там одной скучно и страшно. На первое время кроватку надо поставить недалеко от родительской, в пределах видимости.

Если действовать пошагово, то надо сделать следующее:

  1. Объяснить малютке, что у него должно быть свое пространство и уже тесновато спать с родителями. Постоянно проводить беседы о том, что другие детки спят в своих постелях и им там очень хорошо.
  2. Съездить вместе в мебельный магазин и показать, какие бывают кровати. Дать возможность выбрать понравившуюся.
  3. Если же у вас есть кровать, то предложите оформить свой уголок так, как хочется малышу, который уже понимает свои желания.
  4.  Начинать укладывать в кроватку надо в период, когда кроха себя хорошо чувствует, для него нет никакой стрессовой ситуации.
  5. Первое время с ним надо посидеть до его полного засыпания. После, когда кроха привыкнет оставаться один, можно будет использовать ритуалы укладывания и уходить.
  6. Если малыш встает ночью и приходит к вам, то его нужно будет проводить обратно в свою постель, посидеть с ним, успокоить. При этом объясняйте, что вы его очень любите, всегда рядом и придете при необходимости.
  7. Не нужно торопить. Если малыш пришел к вам тогда, когда вы спали и не заметили этого, то нужно просто переложить его обратно.

Изменение режима сна. Ритуалы отхода ко сну

Режим тоже очень важен. Укладывать ребенка надо примерно в одно и то же время, именно таким образом вырабатывается режим. Основываться распорядок должен на врожденных биоритмах.У детей они такие же, как и у взрослых: сова, жаворонок и голубь.

Если кроха ложится поздно, то не стоит пытаться укладывать в восемь-девять вечера. Но если, напротив, ребенок ложится рано и встает тоже рано, то переучивание не даст положительных результатов, а только приведет к стрессу.

Перенести время засыпания на час возможно. Для этого надо постепенно сдвигать укладывание на пять минут (в любую сторону). Примерно за две-три недели можно прийти к необходимому времени.

Своевременный отход ко сну

Еще одним важным моментом является ритуал отхода ко сну. Это может быть чтение сказки или прослушивание музыки (колыбельных, релаксирующей музыки и звуков природы). Также надо выстроить последовательность: допустим, сходить в туалет, помыться, надеть пижаму, почитать книжку и после всего этого лечь спать.

Сколько нужно спать малышу в сутки. Гормон стресса (кортизол)

Если малютка укладывается спать в определенное время уже достаточно долго, то не стоит это время менять. Малышу необходимо отдыхать достаточно времени. В разном возрасте потребности различаются. Цифры эти усредненные, потому как каждый младенец индивидуален.

Читайте также:  5 лет ребенку день рождения раскраска

Возраст

Количество часов в сутки (день + ночь)

1 неделя

8+8,5

 1 месяц

7+8,5

 3 месяца

5+10

 6 месяцев

4+10

 9 месяцев

3+11,5

 1 год

2,5+11,5

 2 года

1,5+12

 3 года

1+11

 4 года

0+11,5

 5 лет

0+11

 6 лет

0+10,5

 7 лет

0+10

 При недостатке сна у человека, в том числе маленького, вырабатывается гормон стресса кортизол. По этой причине кроха становится капризным, непослушным. Также снижается иммунитет, могут возникнуть аллергические реакции, воспаления, заторможенность нервной системы. Если к этому добавляются другие факторы стресса (ссоры, нездоровая обстановка дома), это может привести к необратимым изменениям в коре головного мозга и различным психоневрологическим отклонениям.

Комфортная атмосфера и ее влияние на психоэмоциональное состояние малыша

Необходимо с самого начала создать для новорожденного атмосферу спокойствия и понимания его потребностей. Не нужно к чему-то принуждать и заставлять.

Переход от сна в родительской кровати к сну в своей постели должен пройти плавно. В принятии этого решения должна участвовать вся семья. Это способствует близким отношениям между малюткой и его старшими родственниками в дальнейшем.

К тому же ребенок не будет бояться оставаться один, боязнь темноты и подобные детские страхи не настигнут его в более взрослом возрасте или пройдут легче.

Любимая игрушка и ночник – верные помощники в вопросе приучения к отдельному сну

Детки очень привязываются к вещам, в том числе к игрушкам. Если у малютки есть любимая игрушка, то засыпать с ней ему будет спокойнее и комфортнее. Лучше, чтобы это была игрушка мягкая и без озвучки. Сейчас появилось новомодное приспособление, соединяющее в себе ночник и музыку. Его так и называют- музыкальный ночник-проектор.

Как быстро успокоить ребенка

Если при приучении крохи спать в кроватке он просыпается и плачет, не нужно его сразу перекладывать к себе. Надо сесть рядом (в крайнем случае прилечь), поглаживать потихоньку, напевать песенку, говорить, что мама (папа) рядом и не уйдет, пока тот не уснет, если его что-то испугает, то стоит только позвать- и вы придете. Если это совсем маленький ребенок, то надо взять на руки и покачать. Это успокоит и придаст уверенности, что оставаться в своей постельке не страшно.

Выбор кроватки

Кроватку для своего ребенка надо выбирать такую, в которой он будет чувствовать себя уютно и спокойно. Для новорожденных часто предлагают колыбель. Такая модель удобна тем, что в ней можно укачивать. Позже следует взять кроватку, в которой снимается одна стенка, такую кровать можно придвинуть к родительской. Когда ребенок начинает осознавать свои интересы, то подобрать кровать можно с опорой на них.

Навык самостоятельного засыпания

Для облегчения укладывания можно развить навык самостоятельного засыпания. Для этого надо сначала просто укладывать малыша в кроватку и поглаживать, постукивать по спинке. Постепенно кроха привыкнет засыпать сам , без вашей помощи.

Навык самостоятельного засыпания формируется почти у всех детей, но в разном возрасте.
 

Традиции укладывания детей в разных странах

Американцы — ярые противники совместного сна и с раннего детства приучают младенцев к кроватке и самостоятельному укладыванию. У японцев, наоборот,  процесс приучения к отдельному сну достаточно долгий, так как для их культуры очень важна близость между членами семьи.

Итальянцы полностью солидарны с японцами, и для них укладывание отдельно –показатель нелюбви к своему малышу. Немцы и австрийцы очень строго относятся к распорядку дня, поэтому с рождения прививают подобное отношение младшим членам семьи. В Кении, Новой Гвинее, Эфиопии принято спать следующим образом: мальчики с папами, девочки с мамами. Шведы предпочитают отдыхать вместе с детьми, так как считают, что это сближает их.

Выводы

У совместного сна большое количество плюсов. Этот метод стоит практиковать, особенно при грудном вскармливании. Но когда начинается отлучение от груди, то и от данной привычки надо отучать и перекладывать малыша в собственную постель. Главное делать это постепенно, не спешить, не подвергать ребенка дополнительным стрессам, создать атмосферу спокойствия и уверенности в себе и подобрать правильный метод отлучения. При  правильном отношении вскоре будет достигнут положительный результат.

Фото: Depositphotos, Рixabay

Источник

Äëÿ òåõ, êòî ïðîïóñòèë, ïðåäûäóùèå ïîñòû:

Äåòñêèé ñîí

Äåòñêèé ñîí. Ïðèçíàêè è ïðè÷èíû íàðóøåíèé ñíà

Âêðàòöå: ïðèìåðíî 20-30% äåòåé èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì, íå ñâÿçàííûå ñ ìåäèöèíñêèìè íàðóøåíèÿìè. Òàêèå ïðîáëåìû ìîæíî ðåøèòü. Íî ïðè ýòîì ïðîñòîãî è áûñòðîãî «ðåöåïòà» íå ñóùåñòâóåò, ò ê ðåáåíîê — æèâîé îðãàíèçì, îáëàäàþùèé èíäèâèäóàëüíîñòüþ, è åäèíîé èíñòðóêöèè ïðîñòî íå ìîæåò áûòü. Åñëè íàðóøåíèé ñíà íåò, òî «÷èíèòü» íè÷åãî íå íóæíî! Öåëü âñåãäà — íå ïîäîãíàòü ðåáåíêà ïîä íîðìû, à ïîìî÷ü ðåáåíêó ñïàòü è âûñûïàòüñÿ, åñëè ó íåãî ñàìîãî ýòî íå ïîëó÷àåòñÿ.

Òåðìèíû è ñîêðàùåíèÿ:

ÄÑ — äíåâíîé ñîí

ÍÑ — íî÷íîé ñîí

ÂÁ — âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ

ÑÇ — ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå

ÃÂ — ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå

ÈÂ — èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå

Ðàçíûå ïðîáëåìû ñî ñíîì ìîãóò èìåòü ðàçíûå ïðè÷èíû è ñî÷åòàíèÿ ïðè÷èí, î êîòîðûõ ÿ ðàññêàçàëà â ïðîøëîì ïîñòå. À â ýòîì óæå ïðî ïðàêòèêó: â êàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äåéñòâîâàòü, ÷òî âîîáùå èñïðàâëÿòü è íà ÷òî îáðàùàòü âíèìàíèå.

Åñëè âû íå çíàåòå àáñîëþòíî òî÷íî, ïî êàêîé ïðè÷èíå ñîí âàøåãî ðåáåíêà íàðóøåí, òî àëãîðèòì äåéñòâèé âñåãäà îäèíàêîâ:

0. Èñêëþ÷èòü ìåäèöèíñêèå ïðè÷èíû. Ýòî âîïðîñ âñåãäà ê âðà÷àì. Ïîä ìåäèöèíñêèìè ïðè÷èíàìè ÿ ïîäðàçóìåâàþ íå «ëå÷åíèå ïëàñêèâîñòè», à êîíêðåòíûå âûÿâëåííûå çàáîëåâàíèÿ è íàðóøåíèÿ. Íî äàæå ïðè èõ íàëè÷èè äàëüíåéøèå øàãè èìåþò ñìûñë, òàê êàê íà ñîí âñåãäà âëèÿåò ìíîãî ôàêòîðîâ. È åñëè ìû íå â ñîñòîÿíèè óáðàòü îäíó ïðè÷èíó íàðóøåíèé ñíà, òî ïî÷åìó áû íå ïðîðàáîòàòü îñòàëüíûå? Èäåàëüíîãî ðåçóëüòàòà íå ôàêò, ÷òî ïîëó÷èòñÿ äîáèòüñÿ, íî óëó÷øèòü êàðòèíó — âïîëíå.

1. Ïðîâåðèòü è èñïðàâèòü óñëîâèÿ ñíà. Îäíîãî ýòîãî ïóíêòà õâàòàåò, ÷òîáû ðåøèòü ïðîáëåìû â ïîëîâèíå ñëó÷àåâ. Ïîäðîáíåå î òîì, ÷òî çà óñëîâèÿ, íà ÷òî îáðàùàòü âíèìàíèå, ðàñêðûâàþ íèæå. Ïî îñòàëüíûì ïóíêòàì áóäóò îòäåëüíûå ïîñòû.

2. Ïðîðàáîòàòü ñâîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, àòìîñôåðó â ñåìüå, ïðîâåðèòü, íå èñïûòûâàåò ðåáåíîê ÷ðåçìåðíîãî ñòðåññà.

3. Êîìïåíñèðîâàòü íåõâàòêó ñíà ó ðåáåíêà: íàó÷èòüñÿ ïîïàäàòü â «îêíî â ñîí», îáåñïå÷èòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ïîìîùè ðåáåíêó ïðè çàñûïàíèè, äîáèòüñÿ ðåãóëÿðíîãî çàñûïàíèÿ íå íà ôîíå ïåðåâîçáóæäåíèÿ. Äëÿ äåòåé äî 4 ìåñ — íàëàäèòü ãèáêèé ðèòì äíÿ, ïîäõîäÿùèé ðåáåíêó. Ïîñëå 5 ìåñÿöåâ: äîáèòüñÿ ïîïàäàíèÿ ñíîâ â áèîëîãè÷åñêèå ðèòìû ðåáåíêà (â 5-6 ìåñÿöåâ ýòî òîëüêî óòðåííåå ïðîáóæäåíèå è ïåðâûé ÄÑ, à ê 10 ìåñÿöåâ — ÷åòêèé ðåæèì ñíîâ ïî âðåìåíè).

4. Îäíîâðåìåííî ñ ï. 3 âåäåòñÿ ðàáîòà íàä àðõèòåêòóðîé äíÿ. Àðõèòåêòóðà äíÿ — ýòî ÷åðåäîâàíèå àêòèâíîãî è ñïîêîéíîãî âðåìÿïðåïðîâîæäåíèÿ, ðàññëàáëåíèå ðåáåíêà ïåðåä ñíîì.

5. Ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ âñåõ ïðåäûäóùèõ ýòàïîâ, ñîí óæå ñòàíîâèòñÿ ãîðàçäî ëó÷øå, à ðîäèòåëè íà÷èíàþò ñâîáîäíåå äûøàòü. Íî åñòü åùå èíñòðóìåíòû îáëåã÷åíèÿ æèçíè è ñåáå, è ðåáåíêó: ââåäåíèå ïîëåçíûõ ïðèâû÷åê. Ýòî ðèòóàëû íà çàñûïàíèå è ïðîáóæäåíèå, «ìàíòðà» íà ñîí, ïðèâû÷êà ïðîäëåâàòü ñíû (ñïàòü äëèííûå ñíû äíåì), ñàìîñòîÿòåëüíûé ñîí (êîãäà ðåáåíîê çàñûïàåò ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, íî ñïèò ñàì — íå íà ðóêàõ/ãðóäè/â êà÷àíèè), èçìåíåíèå ñïîñîáîâ çàñûïàíèÿ.

6. Òîëüêî ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ ýòèõ ýòàïîâ âîçìîæíî îáó÷åíèå ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ ïðè íåîáõîäèìîñòè (è òîëüêî ïîñëå 6 ìåñÿöåâ). Ó ÑÇ åñòü ñâîè ïëþñû è ìèíóñû, îíî íå ðåøàåò âñå ïðîáëåìû ñî ñíîì àâòîìàòîì.

Читайте также:  Нормальный рост для ребенка 5 лет

Èòàê, ñåãîäíÿ ïîñòàðàþñü ìàêñèìàëüíî ðàñêðûòü ïåðâûé øàã è îòâåòèòü íà ñàìûå ÷àñòûå âîïðîñû ïðî óñëîâèÿ ñíà.

Ðàññìàòðèâàòü óñëîâèÿ ñíà ìîæíî ñ òðåõ òî÷åê çðåíèÿ:

— êîìôîðò: òóò îòòàëêèâàåìñÿ îò îáðàòíîãî, è ñìîòðèì, ÷òî ìîæåò ìåøàòü ðåáåíêó ñïàòü èëè çàñûïàòü. Êñòàòè, äëÿ âçðîñëûõ âñå ýòî òîæå àêòóàëüíî, ïðîñòî èìååò íåñêîëüêî ìåíüøåå çíà÷åíèå.

— àññîöèàöèè íà çàñûïàíèå: íåêîòîðûå óñëîâèÿ ñòàíîâÿòñÿ íåéòðàëüíûìè àññîöèàöèÿìè íà çàñûïàíèå è ïîìîãàþò ðåáåíêó, êàê çàñûïàòü, òàê è ñàìîñòîÿòåëüíî ïðîäëåâàòü ñíû (àêòóàëüíî ïîñëå 4 ìåñ)

— áåçîïàñíîñòü. Ïðî áåçîïàñíîñòü áóäåò îòäåëüíûé ïîäðîáíûé ïîñò, òóò êîñíóñü òîëüêî âñêîëüçü.

Íó ÷òî æ, ïîåõàëè!

Óñëîâèÿ, âëèÿþùèå íà çàñûïàíèå, êà÷åñòâî ñíà, ïðîáóæäåíèÿ:

Ìèêðîêëèìàò ïîìåùåíèÿ

— Îïòèìàëüíàÿ òåìïåðàòóðà äëÿ ðåáåíêà 18-22 ãðàäóñà. Ïðè÷åì ó äåòåé ìîãóò áûòü ñâîè ïðåäïî÷òåíèÿ: êòî-òî êîìôîðòíåå ñåáÿ ÷óâñòâóåò ïðè 18 ãðàäóñàõ, à êòî-òî ïðè 20.

— Ðåêîìåíäóåìûé äëÿ äåòåé óðîâåíü âëàæíîñòè — 50-70%. Ïðè íèçêîì óðîâíå âëàæíîñòè ó ðåáåíêà ìîæåò ïåðåñûõàòü ñëèçèñòàÿ íîñîãëîòêè. Ýòî ìîæåò âûçûâàòü èçáûòî÷íîå îòäåëåíèå ñëèçè â íîñó (çàêëàäûâàåò íîñ). Åñëè ìëàäåíöó ïðèõîäèòñÿ î÷åíü ÷àñòî ïðî÷èùàòü íîñ, è äðóãèõ âèäèìûõ ïðè÷èí äëÿ ýòîãî íåò, îáðàòèòå âíèìàíèå íà âëàæíîñòü ïîìåùåíèÿ. Òàêæå íèçêàÿ âëàæíîñòü âûçûâàåò æàæäó. Ðåáåíîê ìîæåò ÷àùå ïðîñûïàòüñÿ íî÷üþ, ïðîñèòü ïèòü, êàïðèçíè÷àòü, ÷àùå ïðèêëàäûâàòüñÿ ê ãðóäè. Ïîâûøàòü âëàæíîñòü ìîæíî «áàáóøêèíûìè» ìåòîäàìè, òèïà ìîêðûõ òðÿïîê íà áàòàðåå. Íî îíè ïëîõî ðàáîòàþò, ïîýòîìó, ðåêîìåíäóåòñÿ âñå æå ïîëüçîâàòüñÿ óâëàæíèòåëåì èëè ìîéêîé âîçäóõà (îíà îäíîâðåìåííî è óìåíüøàåò êîëè÷åñòâî ïûëè).

— Ñâåæèé âîçäóõ òîæå âàæåí. Íàâåðíÿêà âàì çíàêîìî îùóùåíèå «òÿæåëîé ãîëîâû» ïîñëå ñíà â äóøíîì ïîìåùåíèè. Äåòè ðåàãèðóþò íà ìèêðîêëèìàò áîëåå ÷óòêî, ïîýòîìó äëÿ íèõ ýòî åùå âàæíåå. Ðåøåíèå — ðåãóëÿðíî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå äàæå ïðè íàëè÷èè êîíäèöèîíåðà.

— Îäåæäà, ïåëåíêà (åñëè èñïîëüçóåòñÿ) è ïîñòåëüíîå áåëüå äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü òåìïåðàòóðå ïîìåùåíèÿ. Âîïðåêè ðàñïðîñòðàíåííîìó ìíåíèþ, ÷òî íîâîðîæäåííûõ íóæíî êóòàòü, ðåáåíêà ãîðàçäî ïðîùå è îïàñíåå ïåðåãðåòü, ÷åì ïåðåîõëàäèòü. Äàæå ïðè îïòèìàëüíîé òåìïåðàòóðå âîçäóõà ìàëûøó ìîæåò áûòü æàðêî èëè õîëîäíî ïðè íåâåðíî ïîäîáðàííîé îäåæäå.

Îñâåùåííîñòü

Òóò ðàçíûé ïîäõîä äëÿ äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà:

Äî 3-4 ìåñÿöåâ óðîâåíü îñâåùåííîñòè ìîæåò íèêàê íå âëèÿòü íà ñîí ðåáåíêà íàïðÿìóþ. Åäèíñòâåííûé ðèñê ñâÿçàí ñ òåì, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò ïåðåïóòàòü äåíü è íî÷ü. Ïîýòîìó ðåêîìåíäàöèè — ïîääåðæèâàòü óðîâåíü îñâåùåííîñòè ñîîòâåòñòâóþùèé ðåàëüíîìó âðåìåíè ñóòîê: äíåì ñâåòëî (âî âðåìÿ ÄÑ â òîì ÷èñëå), âå÷åðîì ñâåò ïðèãëóøåí, à íî÷üþ òåìíî.

Íà÷èíàÿ ñ 3-5 ìåñÿöåâ ãîðìîíàëüíàÿ ñèñòåìà ðåáåíêà íà÷èíàåò âëèÿòü íà ñîí, óñòàíàâëèâàþòñÿ áèîëîãè÷åñêèå ðèòìû îðãàíèçìà. Ïîýòîìó çíà÷åíèå îñâåùåííîñòè óâåëè÷èâàåòñÿ (è îñòàåòñÿ âûñîêèì íà âñþ æèçíü):

1. Äíåì ðåáåíîê äîëæåí ïðîâîäèòü äîñòàòî÷íî âðåìåíè ïðè åñòåñòâåííîì äíåâíîì îñâåùåíèè. Æåëàòåëüíî íà óëèöå íà ñîëíöå, à åñëè òàêîé âîçìîæíîñòè íåò, òî õîòÿ áû ïðè ÿðêîì èñêóññòâåííîì îñâåùåíèè. Íà äíåâíîì ñâåòó èç àìèíîêèñëîò ñèíòåçèðóåòñÿ ñåðîòîíèí, êîòîðûé ñëóæèò èñõîäíûì ìàòåðèàëîì äëÿ ñèíòåçà ìåëàòîíèíà – ãîðìîíà ñíà. Åñëè ìàëî âûðàáîòàëîñü ñåðîòîíèíà – è ìåëàòîíèíà áóäåò ìàëî, è ñîí áóäåò õóæå.

2. Çà 1-1,5 ÷àñà äî ÍÑ ñâåò æåëàòåëüíî ïðèãëóøàòü è èñêëþ÷àòü èç ïîëÿ çðåíèÿ ëþáûå ãàäæåòû è ýêðàíû. ßðêèé ýëåêòðè÷åñêèé, äíåâíîé ñâåò, ñâåò îò ýêðàíîâ (ãîëóáîé ñïåêòð ñâåòà) íàðóøàåò âûðàáîòêó ìåëàòîíèíà.

3. Íî÷üþ íåîáõîäèìà ïîëíàÿ òåìíîòà. Îíà äîëæíà ïîääåðæèâàòüñÿ âïëîòü äî óòðåííåãî ïîäúåìà. Ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ðàííèõ óòðåííèõ ïðîáóæäåíèé: â êîìíàòå ïîñâåòëåëî, è îðãàíèçì ðåáåíêà âîñïðèíèìàåò ýòî êàê ñèãíàë «ïîðà âñòàâàòü». Îïÿòü-òàêè, ñâåò ðàçðóøàåò ìåëàòîíèí, à ïîä óòðî åãî êîëè÷åñòâî è òàê óìåíüøàåòñÿ åñòåñòâåííûì ïóòåì. Ó ìåíÿ â ïðàêòèêå áûë ñëó÷àé, êîãäà ÷àñòûå ïðîáóæäåíèÿ íî÷üþ ó ðåáåíêà èñ÷åçëè ïîñëå òîãî, êàê ðîäèòåëè çàêëåèëè êàðòîíîì ñòåêëÿííóþ âñòàâêó â äâåðè, ÷åðåç êîòîðóþ â êîìíàòó ïàäàë ëó÷ ñâåòà. Ñïàñåíèåì ñòàíîâÿòñÿ øòîðû áëåê-àóò. Îíè ñåé÷àñ åñòü è ðóëîííûå, è îáû÷íûå, è äàæå íà ëèïó÷êàõ. Íàñòîÿùèå øòîðû áëåêàóò äîëæíû áûòü òàêèå, ÷òîáû ÷åðåç íèõ íå ïðîíèêàë ñâåò ñîâñåì. Òî åñòü äàæå ïðè ÿðêîì ñîëíå÷íîì ñâåòå â ïîìåùåíèè îñòàâàëàñü ïîëíàÿ òåìíîòà.

Òèøèíà

Î÷åíü ìíîãî âîïðîñîâ âñåãäà ïðî òèøèíó: íàñêîëüêî âàæíà òèøèíà? Ìîæíî ëè ïåðåó÷èòü ðåáåíêà, ÷òîáû ñïàë â ëþáîì øóìå?

Îòâåò ïðîñò: âñå äåòè èíäèâèäóàëüíû. È åñëè ðåáåíîê ïëîõî ñïèò ïðè íàëè÷èè ïîñòîðîííèõ çâóêîâ, òî ïåðåó÷èòü åãî âðÿä ëè ïîëó÷èòüñÿ. Òî åñòü, ñïàòü ìîæåò è áóäåò, íî âîò êà÷åñòâî òàêîãî ñíà áóäåò ïëîõèì.

Îáùèå ðåêîìåíäàöèè ïî òèøèíå òàêèå:

1. Çâóêè â ïîìåùåíèè äîëæíû áûòü ïðèãëóøåíû, ôîíîâûå çâóêè ìîãóò ïðèñóòñòâîâàòü, íî âàæíî, ÷òîáû íå áûëî ðåçêèõ ãðîìêèõ çâóêîâ — îáû÷íî áóäÿò èìåííî îíè.

2. Åñëè ðåáåíîê â ïðèíöèïå ÷óâñòâèòåëåí ê çâóêàì â êâàðòèðå/äîìå (çâîí ïîñóäû, èãðû äðóãèõ äåòåé, çâóêè ðàçãîâîðîâ, äîìàøíèõ æèâîòíûõ), òî èõ ìîæíî ïðèãëóøèòü, íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ áåëîãî øóìà.

×àñòî áûâàåò, ÷òî äåòÿì äî 3-4 ìåñÿöåâ àáñîëþòíî âñå ðàâíî, íàñêîëüêî øóìíî âîêðóã, à ïîòîì çâóêè âî âðåìÿ ñíà íà÷èíàþò áóäèòü. Ýòî íîðìàëüíî. Ïðîñòî ïîìåíÿëàñü ñòðóêòóðà ñíà.

Ìåñòî ñíà

1. Ìåñòî ñíà äîëæíî áûòü ïðèâû÷íûì. Ðåáåíîê ìîæåò îòêàçûâàòüñÿ ñïàòü â íîâûõ ìåñòàõ. Ó÷èòûâàéòå ýòî, åñëè ïðèó÷àåòå åãî ê íîâîìó ìåñòó ñíà (ñíó â êðîâàòêå èëè êîëÿñêå, íàïðèìåð).

2. Ó äåòåé åñòü ñâîè ïðåäïî÷òåíèÿ. Êòî-òî ëþáèò êîëÿñêó, êîìó-òî êîìôîðòíåå â êðîâàòêå, à êîìó-òî – â îáíèìêó ñ ìàìîé èëè â ñëèíãå. Ïåðåó÷èòü ðåáåíêà ìîæíî, íî òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ñîí â öåëîì áóäåò íàëàæåí (íà 4 ýòàïå àëãîðèòìà, îïèñàííîãî â íà÷àëå).

3. Äëÿ ñîâñåì ìàëåíüêèõ äåòåé ÷àñòî èìååò çíà÷åíèå óþò è îãðàíè÷åííîñòü ïðîñòðàíñòâà. Íîâîðîæäåííûå áîëüøå óñïîêàèâàþòñÿ â óñëîâèÿõ, íàïîìèíàþùèõ ñîñòîÿíèå â óòðîáå ìàòåðè.  òåñíîì è îãðàíè÷åííîì ïðîñòðàíñòâå èì ìîæåò áûòü óþòíåå è ñïîêîéíåå, ÷åì â áîëüøîé êðîâàòè. Ñ âîçðàñòîì çíà÷åíèå ýòîãî ôàêòîðà îáû÷íî óìåíüøàåòñÿ.

Ñëåäóþùèå óñëîâèÿ, íàîáîðîò, íà÷èíàþò èìåòü âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ñ âîçðàñòîì, ïîñëå 4-5 ìåñ:

4. Ìåñòî çàñûïàíèÿ ñîâïàäàåò ñ ìåñòîì ñíà. Âî-ïåðâûõ, ðåáåíîê ìîæåò ïðîñíóòüñÿ ïðè ïåðåêëàäûâàíèè è ïåðåìåùåíèè (êñòàòè, äåòåé äî 4 ìåñ èìååò ñìûñë ïåðåêëàäûâàòü ÷åðåç 20-25 ìèí ïîñëå çàñûïàíèÿ, à äåòåé ñòàðøå 4 ìåñ — ÷åðåç 5-15 ìèí). À âî-âòîðûõ, ïðè ïðîáóæäåíèè ïîñëå îêîí÷àíèÿ öèêëà ñíà (êàê ïðàâèëî, ÷åðåç 40 ìèí), ðåáåíîê óâèäèò, ÷òî îáñòàíîâêè èçìåíèëàñü è ñ áîëüøîé âåðîÿòíîñòüþ ïðîñíåòñÿ ñîâñåì.

5. Ìåñòî ñíà äîëæíî àññîöèèðîâàòüñÿ òîëüêî ñî ñíîì. Åñëè ðåáåíîê èãðàåò â êðîâàòêå, èëè ñèäèò â íåé äíåì êàê â ìàíåæå, ãóëÿåò â êîëÿñêå, òî, êîãäà ïðèõîäèò âðåìÿ ñíà, ìàëûø ìîæåò ïðîñòî íå ïîíèìàòü, ÷òî ïîðà ñïàòü. Ïîýòîìó ïîñëå 4 ìåñ êðîâàòêà — òîëüêî äëÿ ñíà, à â êîëÿñêå ñîçäàâàòü ìàêñèìàëüíî ðàçíûå óñëîâèÿ íà áîäðñòâîâàíèå è ñîí. Ïîñëå 10 ìåñÿöåâ ðåêîìåíäóåòñÿ îñòàâèòü åäèíñòâåííîå ìåñòî ñíà (êðîâàòü).

6. Ìåñòî ñíà ïîñëå 4 ìåñ äîëæíî áûòü íåïîäâèæíûì. Ñîí â äâèæåíèè ìåíåå êðåïêèé è íå âñåãäà ïîçâîëÿåò ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòü ñèëû. Åñëè ðåáåíîê çàñûïàåò òîëüêî â äâèæåíèè (íà ðóêàõ/â êàòÿùåéñÿ êîëÿñêå/êà÷åëè), òî äâèæåíèå ñëåäóåò îñòàíàâëèâàòü ñðàçó ïîñëå çàñûïàíèÿ (íî ïåðåó÷èâàòü èìååò ñìûñë òîëüêî ïîñëå íîðìàëèçàöèè ñíà)

Îäåæäà è ïîäãóçíèê

— Ðàçäðàæàòü è ìåøàòü çàñûïàòü èëè ñïàòü ìîæåò îäåæäà íå ïî ðàçìåðó, íåíàòóðàëüíûå èëè ãðóáûå ìàòåðèàëû, áèðêè âíóòðè è äàæå øâû îäåæäû.

— Íåêîòîðûì ìàëûøàì êðàéíå âàæíî, ÷òîáû ïîäãóçíèê íå áûë ïåðåïîëíåí. Òàêæå ðåáåíîê ìîæåò ÷óâñòâîâàòü ðàçíèöó ìåæäó ìàðêàìè ïîäãóçíèêîâ è èõ òèïàìè (îáû÷íûå, ïîäãóçíèêè-òðóñèêè, ìíîãîðàçîâûå ïîäãóçíèêè).

Читайте также:  Найз ребенку 5 лет

— Ïåëåíêà: êàêàÿ èñïîëüçóåòñÿ, íàñêîëüêî òóãîå ïåëåíàíèå — òîæå ìîæåò âëèÿòü íà êà÷åñòâî ñíà.

Îãðàíè÷åííîñòü äâèæåíèé

— Äî 3-4 ìåñÿöåâ ó ìàëûøåé åùå ïðîÿâëÿåòñÿ ðåôëåêñ Ìîðî: êîãäà ðåáåíîê ïðè ðåçêèõ çâóêàõ è ñòèìóëàõ âñêèäûâàåò ðó÷êè. Ýòîò ðåôëåêñ îùóùàåòñÿ êàê íåïðèÿòíîå ñîáûòèå, è ÷àùå âñåãî áóäèò ðåáåíêà. Ïåëåíàíèå äî 4 ìåñÿöåâ äîñòîâåðíî óëó÷øàåò êà÷åñòâî ñíà (íî íåêîòîðûì äåòÿì îíî ìîæåò íå íðàâèòñÿ). Ïîñëå òîãî, êàê ðåáåíîê íàó÷èòñÿ ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ íà æèâîò, ïåëåíàíèå ñòàíîâèòñÿ íåáåçîïàñíûì.  öåëîì, ïåëåíàíèå — îáøèðíàÿ òåìà. Ñîâðåìåííûé ïîäõîä òàêîâ, ÷òî íå ðåêîìåíäóåòñÿ òóãîå ïåëåíàíèå. À ñâîáîäíîå — â çàâèñèìîñòè îò ïðåäïî÷òåíèé ðåáåíêà è ðîäèòåëåé.

— Åñëè ïîñëå îñâîåíèÿ íàâûêà ïåðåâîðîòà íåîáõîäèìîñòü â îãðàíè÷åíèè äâèæåíèé ðóê è íîã îñòàåòñÿ, òî ìîæíî ïðèäåðæèâàòü ðóêàìè ïðè çàñûïàíèè èëè èñïîëüçîâàòü äåòñêèé ñïàëüíûé ìåøîê èëè ñïåöèàëüíûå ðåøåíèÿ äëÿ ÷àñòè÷íîãî ïåëåíàíèÿ.

— Äåòè ìîãóò áóäèòü ñåáÿ ïîïûòêàìè ñåñòü, âñòàòü, ïîëçòè, îñîáåííî â ïåðèîäû îñâîåíèÿ íîâûõ íàâûêîâ è âî âðåìÿ ñêà÷êîâ ðàçâèòèÿ. Äåëàòü ýòî îíè ìîãóò äàæå ñêâîçü ñîí, è ïðîñûïàþòñÿ îò ýòîãî. ×àñòè÷íî ìîãóò ïîìî÷ü òå æå ñïàëüíûå ìåøêè, îãðàíè÷åííîå ìåñòî ñíà.

— Êîãäà ðåáåíîê ðàçáóäèë ñåáÿ òåì, ÷òî ñåë èëè âñòàë ñêâîçü ñîí, åìó íå âñåãäà ëåãêî ñàìîñòîÿòåëüíî âåðíóòüñÿ â ïîëîæåíèå ëåæà. Ýòîò íàâûê íóæíî òðåíèðîâàòü âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ, ÷òîáû ìàëûø ìîã ñàì áåç Âàøåé ïîìîùè ëå÷ü, åñëè ïðîñíóëñÿ íî÷üþ. Åñëè ðåáåíîê ñòàë ñàäèòüñÿ â êîëÿñêå, ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ðåìíÿìè áåçîïàñíîñòè.

Ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå

1. Äåòè ìîãóò ïëàêàòü âî ñíå è ïðîñûïàòüñÿ èç-çà æåëàíèÿ ñõîäèòü â òóàëåò. Íå âñåãäà ïîëó÷àåòñÿ ñðàçó, èíîãäà íóæíî ïðèëîæèòü ê ãðóäè èëè âûñàäèòü íà ãîðøîê, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü ïðîöåññ.

2. Ìåøàòü çàñûïàòü è ñïàòü ìîæåò ãîëîä. Âàæíî âåðíîå ðàñïðåäåëåíèå êàëîðèéíîñòè ðàöèîíà â òå÷åíèå ñóòîê. Äëÿ ìàëûøåé íà à— ýòî äîñòàòî÷íî ÷àñòûå êîðìëåíèÿ äíåì. Äëÿ È — ñîáëþäåíèå ñõåìû êîðìëåíèÿ (êîëè÷åñòâà ñìåñè è ÷àñòîòû êîðìëåíèé). Äëÿ äåòåé ñòàðøå ãîäà — äîñòàòî÷íàÿ ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü ïèòàíèÿ â òå÷åíèå äíÿ. Äëÿ ìàëåíüêèõ äåòåé íîðìàëüíî ðåãóëÿðíî ïðîñûïàòüñÿ íà êîðìëåíèÿ íî÷üþ (ýòà ÷àñòîòà ìîæåò áûòü ðàçíîé ó ðàçíûõ äåòåé è â ðàçíîì âîçðàñòå).

3. Æàæäà òîæå ìîæåò ìåøàòü ñíó. Îíà ïîâûøàåòñÿ åñëè ðåáåíîê áûë àêòèâåí ïåðåä ñíîì, ïëàêàë.

4. Äî 3 ìåñÿöåâ ðåáåíêà â êèøå÷íèêå çàñåëÿåòñÿ ìèêðîôëîðà, ìåíÿåòñÿ ñîñòàâ ìàòåðèíñêîãî ìîëîêà, ïîäñòðàèâàÿñü ïîä íóæäû è ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà ìàëûøà. Ðåáåíîê ìîæåò ïëàêàòü îò êîëèê, ãàçîîáðàçîâàíèÿ, îùóùåíèé îò ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà (ýòî ñîâåðøåííî íîâûå äëÿ íåãî îùóùåíèÿ, âåäü ðàíüøå îí ïèòàëñÿ «âíóòðèâåííî»), îò ðåàêöèè íà ìàìèíî ïèòàíèå.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ìîæåò áûòü ëàêòàçíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, îäíàêî îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî äåéñòâèòåëüíûå ñëó÷àè ëàêòàçíîé íåäîñòàòî÷íîñòè î÷åíü ðåäêè, è äàæå îíè äàëåêî íå âñåãäà òðåáóþò îòìåíû èëè ñîêðàùåíèÿ ÃÂ.

5. Äèñêîìôîðò ìîæåò áûòü ñâÿçàí ñ áîëåçíÿìè, íåäîìîãàíèåì.

6. Ðåáåíêà ìîãóò áåñïîêîèòü ðàçäðàæåíèÿ íà êîæå. Ïðè÷èíû: íåïîäõîäÿùèå ñðåäñòâà äëÿ óõîäà çà êîæåé èëè ñðåäñòâà äëÿ ñòèðêè, íåíàòóðàëüíûå òêàíè, ïëîõîé ñòóë, óêóñû íàñåêîìûõ, àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè è äð.

7. Íåêîòîðûå äåòè ðåàãèðóþò íà èçìåíåíèÿ ïîãîäû èëè ïåðåïàäû äàâëåíèÿ.

8. Âàêöèíàöèÿ ìîæåò âëèÿòü íà ñîí. Êàê ïðàâèëî, ó èíàêòèâèðîâàííûõ âàêöèí âëèÿíèå íå äëèòñÿ áîëüøå 3-5 äíåé. Æèâûå âàêöèíû ìîãóò èìåòü îòëîæåííûé ýôôåêò (âïëîòü äî 21 äíÿ). Êîíêðåòíåå ìîæíî óòî÷íèòü ó ïåäèàòðà.

9. Ìåäèöèíñêèå ïðîöåäóðû, ïðîôåññèîíàëüíûé ìàññàæ ñ ËÔÊ òàêæå ìîãóò âëèÿòü íà ñîí.

10. Çóáû ìîãóò áåñïîêîèòü ðåáåíêà íå òîëüêî â ìîìåíò ïðîðåçûâàíèÿ, íî è âî âðåìÿ «äâèæåíèÿ» âíóòðè äåñíû, çà 2–3 íåäåëè äî ïðîðåçûâàíèÿ. Ñàìûé îñòðûé ïåðèîä — 1-3 äíÿ, êîãäà çóá ïðîðåçàåò êîæó äåñíû. Èíîãäà âëèÿíèå çóáîâ íå çàìåòíî â òå÷åíèå âñåãî áîäðñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïåðåä ñíîì, êîãäà ðåáåíîê ðàññëàáëÿåòñÿ.

11. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì áîëüøåå çíà÷åíèå èìååò êîëè÷åñòâî àêòèâíîñòè. Åñëè ðåáåíîê íåäîñòàòî÷íî ôèçè÷åñêè, èíòåëëåêòóàëüíî è ýìîöèîíàëüíî óñòàë, òî åìó ìîæåò áûòü ñëîæíåå çàñíóòü. Îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî àêòèâíîñòü äîëæíà ïðèõîäèòüñÿ íà ïåðâóþ ïîëîâèíó áîäðñòâîâàíèÿ.

12. Ó äåòåé ñëàáî ðàçâèòû ïðîöåññû òîðìîæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû. Ïîýòîìó î÷åíü ÷àñòî îíè íå ìîãóò óñïîêîèòüñÿ ñàìè, íóæíî ïîìîãàòü ðàññëàáëÿòüñÿ ïåðåä ñíîì.

Èíôîðìàöèîííàÿ òèøèíà

Ñ âîçðàñòîì ðåáåíîê ìîæåò íà÷àòü îòâëåêàòüñÿ íà èíòåðåñíûå èçîáðàæåíèÿ, ïðåäìåòû èíòåðüåðà, óçîðû íà ïîñòåëüíîì áåëüå è áîðòèêàõ, è åìó ñòàíîâèòñÿ èíòåðåñíåå ðàññìàòðèâàòü ìèøêó (êîòîðûé ðû÷èò «Ðððð!»), ÷åì çàñûïàòü. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì âàæíåå, ÷òîáû ìåñòî ñíà áûëî ïî-íàñòîÿùåìó ñêó÷íûì.

Îòâëåêàòü ìîãóò:

— çíàêîìûå ïðåäìåòû, âûçûâàþùèå èíòåðåñ, èëè òå, íàçâàíèÿ êîòîðûõ ìàëûø íåäàâíî âûó÷èë;

— ðèñóíêè íà ïîñòåëüíîì áåëüå, îäåæäå;

— èãðóøêè, ìîáèëü;

— ðàçãîâîðû çíàêîìûìè ãîëîñàìè â ñîñåäíåé êîìíàòå, îñîáåííî â ïåðèîä àêòèâíîãî ðàçâèòèÿ ðå÷è;

— âèçóàëüíûé êîíòàêò ñ ìàìîé;

— çíàêîìûå çâóêè (ïðîåõàëà ìàøèíà, çàëàÿëà ñîáàêà, çâîíîê â äâåðü, çâîíîê òåëåôîíà è òàê äàëåå).

Àññîöèàöèè íà çàñûïàíèå

Òåïåðü âêðàòöå ðàññêàæó, ÷òî èç óñëîâèé ÷àùå âñåãî ñòàíîâèòñÿ àññîöèàöèÿìè íà çàñûïàíèå. Èìåííî îäèíàêîâîñòü ýòèõ óñëîâèé ìîæåò ïîìî÷ü ðåáåíêó ñàìîñòîÿòåëüíî ñâÿçûâàòü öèêëû ñíà (ïîñëå 4 ìåñÿöåâ ðåáåíêà).

1. Òåìíîòà. Îäèíàêîâàÿ òåìíîòà â òå÷åíèå âñåé íî÷è è ïðèãëóøåííûé ñâåò äíåì.

2. Òåìïåðàòóðà è âëàæíîñòü. Èçìåíåíèå ýòèõ ôàêòîðîâ â òå÷åíèå ñíà ìîæåò ñèëüíî ìåøàòü ðåáåíêó.

3. Òèøèíà è áåëûé øóì. Áåëûé øóì îäíîâðåìåííî çàãëóøàåò ïîñòîðîííèå çâóêè, è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ ñèëüíûõ áåçîïàñíûõ àññîöèàöèé íà ñîí. Ïðàâèëà èñïîëüçîâàíèÿ áåëîãî øóìà: âêëþ÷àòü íà íåáîëüøîé ãðîìêîñòè (ãðîìêîñòü ðàçãîâîðà âçðîñëûõ/òåêóùåé èç êðàíà âîäû) ïåðåä óêëàäûâàíèåì è îñòàâëÿòü íà âñå âðåìÿ ñíà. Ðàñïîëàãàòü èñòî÷íèê íà ðàññòîÿíèè íå ìåíåå ìåòðà îò ãîëîâû ðåáåíêà. Áåëûé øóì ðåäêî íàïðÿìóþ ïîìîãàåò çàñíóòü, íî ÷àñòî ïîçâîëÿåò ëåã÷å ïðîäëåâàòü ñîí.

4. Ìåñòî ñíà. Óæå ïèñàëà âûøå îá ýòîì. ïîâòîðþñü: ìåñòî ñíà äîëæíî àññîöèèðîâàòüñÿ ó ðåáåíêà èìåííî ñî ñíîì. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì ýòî âàæíåå. Ê 10 ìåñÿöàì æåëàòåëüíî îñòàâèòü åäèíñòâåííîå ìåñòî ñíà – êðîâàòêó. Óæå ñ 3 ìåñÿöåâ ëó÷øå èñêëþ÷èòü âñå èãðû â êðîâàòêå è ïðåáûâàíèå â íåé âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ.  êîëÿñêå, ïî âîçìîæíîñòè, îáåñïå÷èâàòü ìàêñèìàëüíóþ ðàçíèöó â óñëîâèÿõ âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ/ñíà.

5. Ñïàëüíûé ìåøîê îãðàíè÷èâàåò äâèæåíèÿ ðåáåíêà âî ñíå (êîòîðûå ìîãóò ìåøàòü). À òàêæå ÿâëÿåòñÿ òàêòèëüíîé àññîöèàöèåé íà çàñûïàíèå. Îäåÿëî, â îòëè÷èå îò ñïàëüíîãî ìåøêà, íåáåçîïàñíî äî 1 ãîäà, êðîìå òîãî, îäåÿëî ðåáåíîê ìîæåò ñëó÷àéíî ñêèíóòü, à íàòÿíóòü îáðàòíî åùå íå óìååò.  ìåøêå æå ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ â òåõ æå óñëîâèÿõ, â êîòîðûõ çàñûïàë. Ñóùåñòâóþò ðàçíûå ñïàëüíûå ìåøêè – îò ìóñëèíîâûõ è âîçäóøíûõ äî î÷åíü òåïëûõ.

6. Ñîííàÿ èãðóøêà (êîìôîðòåð). Åå ìîæíî ââîäèòü ñ 6 ìåñÿöåâ. Æåëàòåëüíî âûáèðàòü èãðóøêó èç íàòóðàëüíûõ ìàòåðèàëîâ, áåç îòäåëÿåìûõ ÷àñòåé, â êîòîðîé íåëüçÿ çàïóòàòüñÿ. Îíà «æèâåò» òîëüêî â êðîâàòè è ó÷àñòâóåò â çàñûïàíèè. Íåêîòîðûì äåòÿì îíà ïîìîãàåò ïðîñòî íàñòðîèòüñÿ íà ñîí, à íåêîòîðûì ïîìîãàåò â ñàìîì çàñûïàíèè è ïðîäëåíèè ñíà.

Ðàçóìååòñÿ, íå äëÿ âñåõ äåòåé âñå óñëîâèÿ ñíà èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå. Íî åñëè ó ðåáåíêà ïðîáëåìû ñî ñíîì, è âû íå çíàåòå ïðè÷èí, òî ïîêà íå ïðîâåðèòå — íå óçíàåòå, ÷òî èìåííî âàæíî äëÿ ìàëûøà. Èíîãäà âñåãî ëèøü ñìåíà ìàðêè ïîäãóçíèêîâ èëè îòðåçàíèå áèðîê íà îäåæäå ñòàíîâèòñÿ ðåøåíèåì ìíîãèõ ïðîáëåì.

Íà êîììåíòàðèè îòâå÷àþ ïî âîçìîæíîñòè. Âðåìåíè ìàëî, ê ñîæàëåíèþ.

Ñëåäóþùàÿ òåìà — áåçîïàñíîñòü ñíà, ïðîôèëàêòèêà ÑÂÄÑ, ñèíäðîìà âñòðÿõíóòîãî ðåáåíêà è áåçîïàñíîñòü îáó÷åíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ.

Источник