Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка
07.04.2016
Президент Н.А. Назарбаев об интеллектуальном потенциале Казахстана
Опыт развитых в материально-техническом и демократическом отношениях стран, показывает, что образование и наука в них всегда предшествовали технологическим и социальным рывкам и революциям, а достигнутый уровень технологического и социального развития требовал приращения образования и новых научных знаний. Любая страна, достигшая высот в техническом, технологическом и социальном прогрессе, обязана этим, прежде всего, своему интеллектуальному потенциалу. Если в ней всесторонняя образованность населения и его склонность к научному творчеству, повсеместно поддерживаются и стимулируются, то безусловно она прорывается в группу развитых стран, признаваемую мировым сообществом.
Для стран, отставших в своем технологическом и социально-экономическом развитии, повышение интеллектуального потенциала необходимо, прежде всего, для успешного заимствования передовых достижений техники и социокультурного развития. Современный мир, характеризующийся открытостью стран друг для друга, предоставляет широкие возможности для обмена научно-технической и социально-культурной информацией, для усвоения которой необходим соответствующий уровень образования, специальной, технической и научной подготовки.
Интеллектуальный потенциал общества по его направленности на объекты воздействия можно условно разделить на три большие сферы, одна из которой обращена на область материального производства, то есть на экономику. Другая – обращена на область духовного творчества – культуру. И, наконец, третья – обращена на социально-политическое обустройство общества.
В зависимости от того, какой сфере интеллектуального потенциала отдается предпочтение в тот или иной период жизни общества, его развитие происходит под лозунгами либо технологической революции и перестройки экономики, либо культурного Ренессанса, либо торжества демократии. Разумеется, нельзя абсолютизировать ту или иную сферу интеллектуального потенциала общества и представлять дело так, будто внимание целиком сосредотачивается исключительно на одной из этих сфер. Тяжелые или благополучные периоды жизни общества предопределяют соответствующие приоритеты в развитии интеллектуального потенциала страны.
Видимо, этим обстоятельством обусловлено то, что Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, в целом, уделяя большое внимание интеллектуальному потенциалу страны в разные периоды независимого развития Казахстана менял акценты по проблемам его развития и использования.
В начале девяностых годов ХХ века Казахстан, как все постсоветские республики, оказался перед необходимостью выбора социально-экономического и общественно-политического путей развития. Исторический опыт государственного строительства, начавшийся с образования Казахского ханства в середине XV века, и вобравший в себя периоды его расцвета и упадка, в большей степени был воодушевляющим примером, нежели практическим политическим ориентиром для казахстанского государства, которому предстояло действовать в новых общественных условиях, в новом мировом соообществе, при новом этническом составе населения, для которого Казахстан стал Родиной. Социалистическая экономика, основанная на монопольной государственной собственности с планово-распределительными и административно-командными механизмами, показала свою полную несостоятельность.
В значительной степени, судьбоносный для страны выбор осложнялся искривлениями общественного сознания под мощным идеологическим воздействием компартии, хотя следует отметить, что в 1930-1940-е годы была успешно проведена кампания по ликвидации безграмотности. В связи с этим Н.А. Назарбаев выступая 12 октября 1990 года на торжествах по случаю 70-летия Казахской ССР отмечал: «все дети школьного возраста сели за парты, была ликвидирована безграмотность взрослого населения. В социальное творчество были вовлечены миллионы тех, кто еще вчера был на самом низу общественно-культурной жизни. Но была и обратная сторона медали, сказать о которой необходимо. Идеологическая направленность культурной революции способствовала унификации сферы материальной культуры, стандартизации образа жизни, психологии и мышления людей, исходных принципов различных направлений творческой деятельности».
Интеллектуальный потенциал, сделавший в эти годы гигантский скачок в своем развитии, одновременно оказался в узких и строго очерченных рамках, установленных партийной идеологией. Более того, интеллектуальный потенциал казахского народа два раза отбрасывался назад, когда 1928-1930 годах был введен латинский алфавит взамен алфавиту, основанному на арабской графике, которым казахи пользовались издревле и в 1940 году, когда латинская письменность была заменена кириллицей. Взрослое население того времени практически дважды, помимо своей воли, автоматически становилось безграмотным. Народ пережил и это испытание.
В этих условиях переход к демократической политической системе и рыночным отношениям, о необходимости которого Н.А. Назарбаев заявлял неоднократно с самого начала девяностых годов двадцатого столетия, помимо других факторов затруднялся еще незрелостью общественного сознания. Интеллектуальный потенциал общества, деформированный прежним режимом в части социально-экономической и социально-политической ориентации, с трудом воспринимал его новаторские идеи. Некоторые, хорошо осознавая суть грядущих перемен, открыто сопротивлялись им, преследуя личные, в том числе, корыстные цели.
Но даже в условиях такого низкого уровня интеллектуального потенциала Н.А. Назарбаев не оставляет надежды на научное обеспечение проводимых в экономике реформ. Низкий уровень экономической науки, не позволяющий ей разработку научно обоснованных практических рекомендаций по модернизации экономики, подталкивает к принятию нестандартных решений, ведущих, в конечном счете, к научному обеспечению экономических реформ. Эту идею Глава государства озвучил следующим образом еще в 1993 г., выступая перед Верховным Советом 12 октября 1993 года: «Я убежден в необходимости научного обеспечения проводимых реформ, и его разработка на должном уровне во многом будет зависеть от притока в науку свежих, молодых сил, которые уже появляются. Успех в реализации гибкой экономической политики будет достигнут, во-первых, благодаря системе государственной бюрократии, укомплектованной выдающимся «человеческим материалом». А во-вторых, благодаря подкреплению этой системы слоем ученых-практиков, их общей предрасположенности к уважению реальной действительности, а не к безоглядному погружению в абстрактные дискуссии».
Эти суждения можно безошибочно распространить и на сферу политических отношений, где главным был вопрос строительства нового независимого государства.
В итоге экономические структуры, управляемые государством, государственные органы, особенно, тесно связанные с производством быстро стали пополняться перспективными кандидатами и докторами наук, в том числе, с дипломами зарубежных вузов, которые своей повседневной творческой и управленческой деятельностью доказали продуктивность идеи Президента именно таким образом использовать интеллектуальный потенциал страны для преодоления кризисных явлений в обществе. Разумеется, эти ученые, прошедшие хорошую научную школу, цвет нации, впоследствии занявшие высокие государственные должности, не имеют ничего общего с кандидатами и докторами наук, умудрявшимися защищать свои диссертации не отрываясь от своих, многолетиями занимаемых государственных должностей.
Проявляя последовательность в реализации своего курса на интеллектуализацию общественных процессов Глава государства заявил в своем выступлении перед Ассамблей народа Казахстана в 1996 году : «Наука является важнейшим стратегическим ресурсом нашей суверенной республики. Причем данный ресурс требует особого отношения со стороны государства из-за специфичности и, в лучшем понимании этого слова, консервативности сложнейшего организма, называемого наукой. Понимание ее роли и значения в становлении и укреплении нашей государственности, в процессах изменения социально-экономических отношений, формировании интеллектуального потенциала страны, развитии экономики объективно привело к принятию решения о совершенствовании структуры управления наукой и мер по ее укреплению».
В ближайшем или в отдаленном будущем результаты науки находят отражение в общественной практике, воплощаются в жизнь. Только ее невостребованность обществом порождает иллюзию, что наука есть некая обособленная структура. Действительно, в советское время сотни научно-исследовательских институтов академического и отраслевого профилей, тысячи опытно-конструкторских учреждений из-за бюрократических проволочек, отсутствия заинтересованности производственных предприятий, годами не могли внедрить в практику результаты своих разработок. Отсюда отставание страны в техническом и технологическом отношениях, «утечка мозгов» за рубеж, склонность к абстрактному теоретизированию и мелкотемью. Из-за закрытости советского общества узким был ручеек научной и научно-технической информации за рубеж и из-за рубежа. Интеллектуальный потенциал страны не был востребован или же востребован избирательно по указанию центральных партийных органов.
Осуждая подобные пороки закрытого общества, препятствовавшие развитию науки и, следовательно, интеллектуального потенциала Н.А. Назарбаев выступая в 1996 году в МГУ верно отмечал: «Наука как социокультурное явление переживает драматический период адаптации к открытому обществу, впрочем, как и многое другое в новых независимых государствах, хотя глубокое генетическое родство свободной науки и открытого общества очевидно».
Таким образом, даже в кризисный период начала годов, когда для широкомасштабного развития науки и образования не было возможностей, Глава государства акцентируя внимание государственных органов, научной и педагогической общественности на безусловной высокой роли интеллектуального потенциала страны в решении проблем экономической и социально-политической жизни, способствовал его сохранению и развитию.
Еркеш Нурпеисов,
главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, кандидат юридических наук, доцент.
Марал Томанова,
научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, магистр социологии
Источник
Правительство Казахстана уделяет особое внимание развитию сферы образования. На сегодняшний момент, ярким примером выполнения основных направлений по развитию образовательной системы является создание автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Сеть данных учреждений нацелена на развитие одаренных, талантливых детей, что приведет в будущем к укреплению казахстанского общества и стабильности, так как одним из главных направлений развития нашей страны является качественное образование. В интеллектуальных школах осуществляется внедрение новейших разработок в сфере образования, мониторинг достижений, научные исследования, анализ полученных результатов, апробация современных образовательных технологий, внедрение и реализация современных моделей образовательных программ по всем уровням. Совместно со стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Международным экзаменационным советом Университета Кембридж была разработана Интегрированная Образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ, которая ориентирована на реализацию образовательного процесса [1, с. 3].
С 2013 года, в сеть школ внедряется интегрированная модель критериального оценивания. В основу разработанной программы были заложены ключевые моменты, такие как критериальное оценивание полученных знаний, умений, навыков. Одним из методов повышения качества успеваемости учащихся в Назарбаев Интеллектуальной школе ХБН г. Павлодара, является внедрение интегрированной модели критериального оценивания. Данная модель имеет прямую зависимость от того, каким образом нужно подходить к оцениванию знаний, умений, навыков, владения методами оценивания, определяет квалификационный уровень учителей и эффективность функционирования и совершенства образовательного пространства.
В недалеком прошлом система оценивания была однобока и в основном нацелена на навыки первой группы (знание, понимание). На сегодняшний момент, в НИШ ХБН г. Павлодара система оценивания строится на проверке навыков, таких как знание, понимание, применение, критическое мышление, творчество, анализ, синтез, оценка, рефлексия, математическая грамотность и т. д. Во все времена в системе образования было проблематично оценить результативность учащегося со всех позиций. Одной из самых проблемных ситуаций в казахстанской системе образования была и остается проблема объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся, приобретающих в процессе обучения. При этом отсутствовал алгоритм оценивания по выбранным критериям в процессе выставления той или иной оценки, не было обратной связи между учителем и учеником, что не способствовало высокой мотивации в обучении. В общеобразовательных школах Казахстана сохраняется система оценивания, построенная на пятибальной системе. Данная оценка субъективна и дает возможность необъективного суждения о способностях ученика. Такая система оценивания является инструментом тотального контроля учителя над учениками, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель — источник информации, носитель знаний, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности.
В первую очередь, под критериальным оцениванием понимается технология оценивания, основанная на сравнении деятельности учащихся согласно четко определенным критериям. На сегодняшний момент, под определенным критерием понимается критерий успеха, который является сигнальным флажком достижимости ранее поставленных учебных целей.
Дети, поступившие в данную школу, проходили конкурсный отбор в 2 этапа:
— проверка знаний по языковым компетенциям, математике;
— проверка способностей, таких как память, восприятие поверхностных разверток.
Данные проверки нацелены на выявление и обнаружение скрытых талантов, одаренных детей.
Внедрение данной политики в школу г. Павлодара началось с сентября 2013 года, при условии, что школа только открылась для первых любознательных детей 7 и 8 классов. С пытливым взглядом и с горящими глазами, дети спрашивали о новой модели образовательной системы. Поначалу возникало очень много вопросов, как у детей, так и у самих учителей. Например, как разработать задание с учетом критериального оценивания? Что означает статус «Достиг», и при каком процентном соотношении ставится достижимость учебной цели?
Являясь учителями информатики в Назарбаев Интеллектуальной школе химико — биологического направления г. Павлодара, мы столкнулись в первую очередь с непониманием системы оценивания, как учениками, так и их родителями. Поступая в данную школу, ученики даже не подозревали о новой для них системе оценивания. Уже наблюдая за детьми 7 и 8 классов, ученики недоуменно спрашивали, какую оценку они получили за урок. Для многих учеников было непонятно, что такое формативное оценивание и с какой оценкой ее ассоциировать. Наша деятельность, в первую очередь. была нацелена на постепенное изменение отношения учеников к оценке и к оцениванию в целом. В первую очередь, учитывалось то, что восприятие оценки для детей с повышенными способностями проходило более болезненно, в силу того, что многие ученики уже на тот момент имели так называемый синдром отличника. Многим тяжело дался переход от классического восприятия оценки к оценкам по системе «Достиг» либо «Стремится» по той или иной учебной цели. Дети по инерции мышления интерпретировали «Достиг» как оценку «5», а «Стремится» как оценку «2». Для того чтобы перестроение восприятия оценивания проходило с учениками в более щадящих условиях, использовались различные инструменты оценки результативности. Данная работа проводилась кропотливо и совместно с другими участниками образовательного пространства школы с учетом возрастных особенностей. Были привлечены к данной работе психологи, для определения уровня тревожности у учеников, особенно перед проведением первого в рамках данной школы суммативного (итогового) оценивания. Критериальное оценивание, по сути, определяет уровень формирования метакогнитивных навыков, а также способность использовать багаж знаний в нестандартных условиях.
Оценивание результатов учеников является одной из главных прерогативных направлений в образовательном пространстве Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Павлодара. Переход на Интегрированную модель критериального оценивания послужил толчком для внедрения новой системы оценивания.
В данной школе система оценивания представлена в виде непрерывного анализа учебного процесса, позволяющего внести в учебный процесс соответствующие корректировки. Система критериев представлена в открытой форме и известна заранее всем участникам образовательного пространства (ученикам, учителям, родителям, администрации). При этом оценивание выстраивается таким образом, чтобы сами учащиеся были включены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценивания. Такой вид оценивания способствует формированию метакогнитивных навыков и ответственности за свое обучение у учащихся, что указывает на высокий уровень организованности личности ученика. Каждый учащийся понимает, что и зачем необходимо выполнить для своего развития, и вместе с учителем анализирует, корректирует свою дальнейшую работу. Назарбаев Интеллектуальная школа города Павлодара использует критерии как руководство для проведения формативного и суммативного видов оценивания, как в средних, так и в старших классах.
Преподавание в XXI веке — это больше чем накопление знаний и механическое запоминание, оно фокусируется на развитии необходимых качеств и умений, которые готовят учащихся к жизни в современном мире. Чтобы добиться успеха в XXI веке, учащиеся должны владеть этими качествами и умениями, приобрести знания и опыт.
Интегрированная модель критериального оценивания учитывает и имеет в своей основе следующие компоненты, на которых строится непосредственно современная система оценивания:
— творческая деятельность, создание благоприятных условий для уникальных идей;
— критическое мышление, создание проблемной ситуации, анализ и оценивание фактов и аргументов, мнений, решение различных проблем как консервативным, так и современным способами;
— тесное сотрудничество между всеми участниками процесса, самовыражение и выражение в общем идей, творческих действий разнообразными способами в устной, визуальной и вербальной формах, а также проведение групповой работы в целях повышения коммуникативных навыков;
— информационная грамотность, анализ и оценка по критериям достоверности выбранных источников;
— медиаграмотность, выбор систем массовой информации с наиболее подходящими в каждом случае инструментами и методами;
— использование ИКТ ресурсов, как эффективный способ оценивания учебной деятельности, использование цифровых инструментов в качестве инструмента поиска, анализа, оценивания и передачи информации;
— адаптация методов оценивания, возможность проведения различных форм оценивания;
— инициативность и самостоятельность, самостоятельное определение целей, определение учебных задач, самоорганизация;
— социальные и межкультурные навыки работы в социуме, позитивное уважительное сотрудничество в мини-группе, группе;
— результативность и дисциплинированность, развитие полезных навыков;
— развитие лидерских качеств, внешней либо внутренней мотивации и саморегуляции.
В ходе разработки краткосрочного планирования особое внимание было уделено компоненту оценивания. В урочной деятельности использовались различные методы проведения оценивания с максимальным использованием ИКТ-ресурсов, что уже дополнительно развивало навык культуры работы с ИКТ. Особый восторг вызывало проведение оценивания в игровой форме, с использованием соревновательного момента. Использовались следующие интернет-ресурсы такие как CetKahoot.com, LearninApps.org, Edmodo.com и др. Внедрение и использование образовательной социальной сети Edmodo.com сопровождалось поначалу тем, что ученики забывали свои логины либо пароли, что происходило неоднократно на первых порах, но систематическое использование данного ресурса в ходе уроков, выработало у учеников навык слаженности работы, а также навык использования данного ресурса на рефлекторном уровне.
Цель любой учебной программы заключается в достижении всех поставленных задач обучения. Используя различные способы по оцениванию, мы опирались на вышеизложенную систему, что на сегодняшний момент дает положительный результат. Выбор метода оценивания зависит от намеченной цели и типа информации об учениках, которую необходимо получить.
Литература:
1. Интегрированная образовательная программа Назарбаев интеллектуальных школ, 2013
2. Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании //Библиотека «Первого сентября». 2007.Вып. 6 (12)
3. Цукерман, Г. Революция в одной, школе. Как учиться без отметок? // Управление школой; — 2009. -№ 3
Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, система оценивания, павлодар, интегрированная модель, ученик, Интеллектуальная школа, навык, образовательное пространство, оценка, ребенок.
Источник