Научный интерес развития речи ребенка

Научный интерес развития речи ребенка thumbnail

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».

По словам Леонтьева А.Н., «С одной стороны язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он – то, в чем эта деятельность опредмечивается. С другой стороны он – объективная основа речевой деятельности индивида».

Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие данное обстоятельство: «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию. Речевое действие, таким образом, определяется общей структурой деятельности и тем местом, которое оно занимает в деятельности вообще и по отношению к другим речевым действиям в частности.

Д.Н.Узнадзе в работе «Внутренняя форма языка» также рассматривал проблему развития речи. В частности, он анализировал проблемы объяснения языковых явлений, рассмотренные в трудах Гумбольта и Гуссерля. В работе рассматривается проблема языка и речи в свете теории установки, а также вопрос об усвоении языкового материала. Так, по словам Д.Н.Узнадзе: «Процесс преобразования самого субъекта как целого свою реализацию находит в развитии и уточнении языковой установки субъекта.

Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. Велика роль изображения и игрушек в этом процессе. Л. С. Выготский писал о том, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.

В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи По словам Д Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания .

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Л.С.Выготский выделял доречевые формы наглядно-действенного интеллекта, так как имеются аффективнее, доинтеллектуальные формы тех звуковых реакций, которые еще не несут интеллектуальных функций. Такую функцию слова, когда оно указывает на отдельные предметы или замещает их, Выготский назвал функцией значения. Под значением понимал следующее: слово не ограничивается указанием на отдельный предмет, вместе с тем, оно вводит данный предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Таким образом опыты, проведенные Выготским показали, что значение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующим образом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному.

В своей работе («Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста») В.С.Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».

При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Р.Филичева.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М. Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально».

Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

«Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» — отмечает М.Ф. Фомичева.

К.И. Чуковский много и плодотворно занимался вопросом детского словотворчества. В частности, его основные выводы и многочисленные примеры по данному вопросу были изложены в известной книге «От двух до пяти». Автор считал неологизмы своеобразным явлением детской речи. Он называл их синтетическими или скрещенными словами. Чуковский отмечает как характерную черту детского словотворчества стремление детей выразить в речи действие, движение, это отражается, по его мнению, в многочисленных образованиях «детских глаголов». Некоторые из них в качестве примера приведены в книге: «часы часикают»; «отскорлупай мне яйцо».

Чуковский полагает, что дети образуют глагольные формы потому, что глаголов, существующих в языке, им недостаточно. Словотворчество, по Чуковскому, — это проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка.

Рассмотрение элементов, дающих исходный материал для синтетического слова (то есть «образующих»), показывает, что все они без исключения содержат общие языковые элементы. Возникновение самого синтетического слова можно понять следующим образом: когда в первом образующем слове произносится элемент, общий у него со вторым словом, происходит переключение на этот общий элемент второго образующего слова и дальше присоединяется остающаяся часть второго образующего слова. В результате происходит формирование новой когнитивной структуры, состоящей из общего компонента и соответствующих частей первого и второго образующего слов. Таким путем создаются новые цепочки звуковых последовательностей и возникает новое «синтетическое» слово.

Словотворчество ребенка состоит не только в конструировании новых сочетаний языковых элементов. В детских неологизмах отражается также еще один продуктивный компонент: образуя новые по сочетанию элементов слова, ребенок придает исходному слову новую грамматическую категорию. Это явление отражается в особого рода неологизмах, не отличающихся по форме от слов взрослых, но обладающих оригинальной отнесенностью слова и обобщенной грамматической категорией.

Известный белорусский психолог, доктор психологических наук, профессор также посвящал работы вопросам развития речи. Так, в книге «Беседы о тайнах психики» (1990) он рассматривает вопрос о соотношении и взаимосвязи понятий «речь» и «личность». Психолог приходит к выводу о том, что «речь не столько скрывает истинное лицо человека, сколько демонстрирует его, порой вопреки воли говорящего».

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выготский, Н.С.Жукова, В.С.Мухина и др.)

Источник

Речь — инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей и восприятия информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память. Развитие речи с раннего возраста — неотъемлемая часть формирования полноценной психики.

Развитие

Развивать речь у ребенка очень важно.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

Своевременное речевое развитие помогает:

  • стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
  • до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
  • сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
  • расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
  • связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
  • познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
  • в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.

В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира.

Задачи речевого развития

На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.

Речь расширяет возможности для познания. Помимо манипуляций с предметами вокруг себя ребенок начинает фантазировать, узнает новое из рассказов окружающих или художественной литературы.

Какие задачи выполняются при речевом развитии:

  • овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
  • обогатить запас слов (знать и применять много слов);
  • научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
  • обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
  • познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
  • слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
  • запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.

Какие факторы влияют на развитие речи

Факторы

Факторы влияющие на развитие речи ребенка.

Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:

  1. Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
  2. Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
  3. Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
  4. Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
  5. Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.

Этапы

Этапы развития речи ребенка.

На чем основан начальный этап:

  • слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
  • подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
  • азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
  • состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).

Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.

Для общения в этом возрасте характерно следующее:

  • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
  • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
  • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
  • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
  • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
  • осваиваются интонации;
  • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.

Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:

  • обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
  • чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
  • наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
  • в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
  • улучшается восприятие на слух детской литературы;
  • речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
  • при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
  • улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
  • внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.

Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.

Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:

  • возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
  • расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
  • пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
  • сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
  • общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
  • улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
  • речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).

Становление

Становление речи ребенка 3-4 лет.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.

Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:

  • возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
  • внимание не рассеивается, становится устойчивым;
  • словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
  • речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
  • в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
  • развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.

Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:

  • развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
  • словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
  • ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
  • уменьшается количество грамматических ошибок;
  • завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
  • при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.

Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.

Активность

Творческие методы и приемы.

Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:

  • продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
  • применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
  • монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
  • грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
  • голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
  • в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родители первыми знакомят новорожденного с общением. Наблюдая этапы становления речи ежедневно, они могут вовремя заметить нарушения и исправить их.

Чтобы помочь речевому развитию дошкольника, в домашних условиях родителям необходимо:

  • с первых дней четко проговаривать слова, не искажать звуки при подражании детскому лепету;
  • использовать много слов, называть окружающие предметы, описывать бытовые действия, чтобы познакомить ребенка с разными понятиями;
  • в форме игры придумывать с дошкольником новые словоформы для понимания родного языка;
  • обогащать речь эмоциями, сопровождать произносимые слова выразительной мимикой, жестами (улыбаться = радость, хмуриться = печаль);
  • знакомить с детскими книгами, рассказывать короткие истории, подавая пример связного монолога, предлагать ребенку самому придумать продолжение или пересказать сюжет.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

  1. Осязание.
    Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
  2. Зрение.
    Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
  3. Слух.
    Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
  4. Вкус.
    Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
  5. Обоняние.
    Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
  6. Моторика.
    Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

Методы

Методы развития речи у дошкольников.

Методы развития речи у дошкольников

Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

  • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
  • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
  • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
  • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
  • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

Источник