Научное общество в развитии ребенка

Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Петрачковой Татьяны Григорьевны,

учитель английского языка

 МБОУ «Лицей № 17»

г. Славгорода

vip621@yandex.ru

        Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей.

        Работа с одарёнными детьми в МБОУ «Лицей «17» г. Славгорода ведётся по  авторской подпрограмме «Одарённые дети» которая является частью Комплексно — целевой программы  развития образования учреждения. В декабре 2012 года завершилась реализация подпрограммы, рассчитанной на работу с одарёнными детьми лицея на период с 2008 по 2012 учебные годы. На педагогическом совете лицея утверждена новая подпрограмма  на период 2013-2017 учебные годы.    Целью подпрограммы является формирование системы работы с лицеистами через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;   обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.                                                                                                   Учащиеся объединены   в научное      общество «Поиск». Научное общество имеет Положение о лицейском научном обществе и  Устав научного общества учащихся МБОУ «Лицей №17».  Работа планируется на текущий учебный год. Членам общества вручаются удостоверения, свидетельствующие о принадлежности учащихся к сообществу исследователей. Научное общество имеет свою историю. НОУ занесено во Общероссийский реестр научных объединений при Общественной Малой Академии Наук «Интеллект будущего в 2010 году по итогам всероссийского конкурса научных объединений, г.Обнинск Об этом свидетельствует сертификат с регистрационным номером П-2010/48.

       Работа в НОУ ведётся по 5 предметным направлениям: секция гуманитарных наук (русский язык и литература, история, обществознание,  иностранные языки, искусство), секция    точных наук (математика, информатика, физика, астрономия), секция естественных наук (химия, биология, краеведение, география, медицина), секция общих наук (социология, психология) и     секция начальных классов. Научным обществом решаются следующие      задачи:

  • готовить членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать  познавательную активность и творческие способности;
  • знакомить  с методами и приемами научного поиска;
  • учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать,                                             систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы,           грамотно оформлять научную работу.

Содержанием работы с одарёнными детьми является:

  • разработка проектов  исследований;
  • удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • проведение научно-практических конференций в лицее;
  • заседания совета научного  общества лицея;
  • встречи с учеными, сотрудниками  архивов, музеев;
  • представление исследовательских работ на городском, краевом, всероссийском уровне и международном уровне;
  • создание банка данных об исследовательских работах членов НОУ, размещение информации по исследовательской работе на сайте лицея, в сети Интернет, в СМИ.

НОУ «Поиск» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с            администрацией и педагогическим коллективом лицея. Практически каждый педагог занимается исследовательской деятельностью с учащимися и имеет удостоверение научного руководителя по программе «Будущее Алтая». Сотрудничество с высшими учебными заведениями (АГТУ, АГУ, г.Барнаул) помогает руководителям в работе с одарёнными детьми. Учащиеся информационно-технологического класса занимаются в Педагогическом университете при ТУСУР г.Томск.

        Организован и проводится по плану курс юного исследователя, где учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Целью программы курса является знакомство учащихся с основными приёмами научно – исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения научного исследования; способствовать развитию мировоззренческого потенциала. Рабочая программа  обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий на практических работах. Особенностью данной программы является то, что состав разновозрастной. Предполагается объединение детей разного возраста (5 – 11 класс), но с одним общим качеством – интерес к научным исследованиям. Программа курса составлена с учётом принципов системности, научности, доступности. На занятия отводится 34 часа (1 час в неделю). Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, растёт качество и актуальность исследовательских работ, количество и качество использования информационных технологий. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях. При выполнении научного исследования по данной программе ученик обучается работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.

Читайте также:  Развитие проблемы ребенок 10 лет

Большая  часть работы отводится индивидуальным занятиям и консультациям, когда исследователем  под руководством научного руководителя составляется программа действий,  многократно обсуждаются и прорабатываются все её пункты. Исследователи  лицея ежегодно участвуют в работе    установочных сессий  по программе «Будущее Алтая».

          Значительно расширилась география и результативность участия в конкурсных мероприятиях в форме предметных турниров, олимпиад, чемпионатов, игровых конкурсов от городского уровня до международного.  Непременное условие работы с одаренными детьми – активное участие в олимпиадном движении. На протяжении нескольких лет учащиеся лицея становятся победителями и призерами заочных Всероссийских олимпиад школьников. В 2012-2013 учебном году Никитин Кирилл, ученик 6 класса, стал победителем чемпионата по информатике на Российском уровне и был награждён медалью победителя. Медали (1 серебряную и 2 бронзовых) получили ученики 9 касса Мельниченко Артём, Круподёрова Инна и Кононенко Семён за победу во всероссийском чемпионате по английскому языку. Возросло количество победителей и призёров на краевом уровне по информатике, русскому языку, английскому языку, обществознанию, истории, математике в среднем и старшем звене. Отличные результаты показали в заочных предметных олимпиадах учащиеся начальных классов.

Третий год НОУ лицея принимает участие во  всероссийской акции «VIVAT, Наука!». Она является завершающим этапом месячника Науки, который проходит в лицее ежегодно. В его программе предметные недели, конкурсные мероприятия, брейн-ринги, лицейские конференции по возрастным категориям. Отчёт отправляется в город Обнинск – центр программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Информационно-творческий коллективный проект юных исследователей «Мировые достижения науки» опубликован на сайте МАН «Интеллект будущего», г.Обнинск.

Сотрудничество с Малой Академией наук даёт неограниченные возможности учащимся проявить себя и развить свои творческие способности: научно-исследовательские конференции, проектная деятельность, конкурсные мероприятия, олимпиады развивают критическое мышление, способность к анализу.

В этом учебном 2012-2013 году исследователи лицея впервые имели опыт участие в межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ (КИПР, г.Киров) в режиме on-line. От НОУ лицея было опубликовано  13 работ. Все работы имеют сертификат о публикации и 8 их них отмечены дипломом победителя. Учащиеся имели возможность не только представить свои работы, но и получить оценку за своё исследование от оппонентов, задать вопросы по работам, которые были опубликованы  на сайте КИПР.

Следствием работы с одарёнными детьми являются достижения учащихся  по разным направлениям. Высоких результатов ежегодно добиваются учащиеся лицея на всероссийском уровне в конкурсе    научно-исследовательских работ «Шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура» по программе МАН «Интеллект будущего»; «Земляне»,г.Астрахань, «Человек на земле», г.Москва. В копилке лицея имеется четыре медали Э.Галуа за победы в научно-исследовательских проектах «Первые шаги».  

Учебное заведение является активным участником Всероссийского креативного конкурса «Познание и творчество». МБОУ «Лицей №17» занесён в список лучших учебных заведений, работающих по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Педагоги  имеют опыт и хорошие результаты в организации конкурсных мероприятий в этом направлении.

Отмечается высокая результативность участия исследователей в конкурсных мероприятиях: 10-12 учащихся ежегодно заносятся в Книгу «Ими гордится Россия» по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Впервые в лицее  в 2012-2013 учебном году Коновалова Анастасия, ученица 10 класса, стала  победителем международного заочного конкурса исследовательских работ «Общественные науки». Её работа опубликована в сборнике научно-исследовательских работ «Проба пера». Корнейчук Татьяна, ученица 9 класса, получила диплом I степени на III межрегиональной научно-практической конференции учащихся и студентов «Первые шаги в науку – 2013» с международным участием. В апреле 2013 года три ученицы стали победителями в очной всероссийской научно-практической конференции  «Юность. Наука. Культура.» в г.Новосибирске, организованной Малой Академией Наук по  программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Это Поликарпова Ксения, Функ Лилия  (10 класс), Шульгина Дарья (11 класс). Щетинин Евгений получил Президентскую премию в размере 30 тысяч, став участником очной конференции научно-исследовательских работ в г.Обнинске. В 2011 году Дмитрий Фоменко, дипломант III степени XVII Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (МГТУ им.Баумана, г.Москва)  был приглашён в США для участия в Международной выставке Intel ISEF.

Ежегодно выпускники, поступая в ВУЗы, используют наработанный материал, обучаясь по курсу, связанному с исследованиями в лицее. Они получают  автоматические зачеты, применяя знания, умения, навыки, которые приобретают при работе над определёнными темами.        

       Для ребёнка важно, чтобы его работа была оценена и замечена. Заключительным этапом работы НОУ каждый год является торжественное заседание научного общества, где подводятся итоги работы за год, и происходит награждение победителей, на котором присутствуют и родители. В мае 2013 года по окончании сезона всех конкурсных мероприятий победители всероссийского и международного конкурсов «Медвежонок – языкознание для всех» и «Британский Бульдог» были приглашены на церемонию награждения за победу в конкурсах в г.Барнаул, где побывали дети и родители учащихся.

Результаты работы НОУ «Поиск» регулярно выставляются на сайте лицея и освещаются в местном СМИ, в сети Интернет. Лучшие исследовательские работы пополняют банк достижений НОУ лицея.

Источник

Опубликовано на портале: 08-10-2004

Директор школы.
2002. 
№ 3.
С. 50-54. 

Автор знакомит читателей с опытом создания в школе научного общества, ведь для динамически
развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги
и учатся одаренные дети, научная работа является хорошим подспорьем для дальнейшего
развития.

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям
— интересно учить, а администрации — интересно управлять всем этим. К достижению
мечты ведут разные пути. Их множество, но главное — найти общее дело.

Читайте также:  Особенности познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Для динамически развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные
педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом могла бы стать научная работа.
Это вполне естественно, так как одной из важнейших задач образования как раз и является
овладение основами наук. Предлагается сделать этот процесс более активным, мало того
— личностным!

Многие дети занимаются в различных кружках, клубах по интересам, студиях, объединениях
и т.п. Но большинство старшеклассников, надо признаться, уделяют самосовершенствованию
в различных формах внеклассной работы сравнительно мало времени. Мы знаем также,
что многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью.
Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков,
создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в
поддержке, а накопленный опыт — в распространении. Но следует констатировать, что
творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не полностью.
Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность —
насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

Необходимы постоянные согласованные и скоординированные действия. Обеспечить эти
условия призвана специальная структура — школьное научное общество.

Что это за структура и как она работает? Если отвечать коротко, то школьное научное
общество выполняет те же функции, что Академия наук в «настоящей» научной
деятельности. Проводя аналогии, заметим, что научное общество, как и академия, —
общественная организация. Но как Академия занимает важное место в системе государственного
устройства, так и школьное общество должно найти свое место и в административной
структуре управления школой, и в органах общественного самоуправления.

Наш основной закон. Основной закон для всех членов общества — Устав. В нем семь
статей. Первая статья — «Общие положения» — объясняет статус нашего общества.
Это общественная организация, но она действует на основе Устава нашей школы и в рамках
существующих в ней структур. Работой общества руководит директор школы как непосредственно,
так и через совещательные органы, вырабатывающие основные установления школьной жизни,
— педсовет и научно-методический совет. Председателем НМС является заместитель директора
по учебно-методической работе. Он и осуществляет непосредственное руководство обществом.

Первичной организацией общества является секция. Предусматриваются семь секций:
естественных наук, физики, математики и техники, краеведческая, экономики и права,
филологии и иностранных языков, искусствоведческая, литературно-издательская. Во
главе каждой секции стоит руководитель (учитель) и координатор (учащийся).

Руководители секций и координаторы образуют Совет общества — высший руководящий
орган. Решение текущих вопросов возлагается на двух вице-президентов — учителя и
ученика.

Поскольку состав общества ежегодно меняется (что поделаешь, это жизнь), выборы
руководства приходится проводить ежегодно на отчетно-выборном собрании. Это единственный
случай, когда все члены общества собираются вместе. А так их основная деятельность
протекает в кружках, секциях, творческих коллективах. Разумеется, устав общественной
организации не может обойтись без статьи о правах и обязанностях. Уставом закреплено
основное право члена школьного научного общества — свободно выражать свои убеждения
и отстаивать их. Важно, что все члены общества имеют право свободного доступа к научной
информации, могут сообщать о результатах своих исследований и рассчитывать на поддержку
коллег и старших товарищей.

Устав предусматривает для членов научного общества определенные льготы: первоочередное
зачисление в состав участников походов, экспедиций, экскурсий, первоочередное снабжение
учебными пособиями; внеочередную помощь преподавателей — членов общества по учебным
вопросам; финансовые льготы при оплате дополнительных образовательных услуг, учебной
и технической литературы, экскурсий и путешествий. Разумеется, многие льготы пока
еще имеются в виду лишь в перспективе, когда общество встанет на ноги и укрепит свою
материальную базу.

Основная обязанность члена общества — работа в одной или нескольких секциях в
соответствии со своими склонностями. Профиль научной работы учащегося вовсе не должен
совпадать с профилем его класса. Главное — найти себе работу по душе. Однако следует
напомнить, что член научного общества — это в первую очередь представитель школьного
коллектива, и никакие научные исследования не должны мешать его основной деятельности
в стенах школы. Этот пункт также записан в Уставе.

Первые трудности. Никого не нужно убеждать в том, что научно-исследовательская
деятельность школьников — необходимый компонент работы с одаренными детьми и всеми
учащимися, сориентированными на получение качественного образования. Поэтому идея
создания такого общества встретила в преподавательском коллективе положительный отклик.
Однако серьезной проблемой оказалось закрепление учителей за секциями. Большинство
опытных преподавателей имеют большую нагрузку и физически не в состоянии взвалить
на себя дополнительные обязанности.

Единственно возможным решением этой проблемы является разумная деятельность администрации
школы, которая старается найти способы материального и морального стимулирования
преподавателей. Однако понятно, что работа с одаренными и мотивированными детьми
в рамках научного общества неизбежно отнимает у учителя много времени и сил. Впрочем,
именно такая деятельность и является вершиной педагогического труда. А потому учителю
можно и нужно помочь, исключив из его жизни моменты повседневной рутины, захлестывающей
школу. Администрация школы стремится создать атмосферу поддержки учителей-новаторов,
активно участвующих в работе общества и осуществляющих научное руководство исследовательской
работой школьников.

Мотивированные и немотивированные школьники. По Уставу учащиеся, прошедшие отбор
в профильные десятые классы, автоматически зачисляются в научное общество и, таким
образом, обязываются работать в одной из его секций. Но будем откровенны, только
немногие старшеклассники обнаруживают склонность к осознанной и целенаправленной
учебной деятельности. Еще меньшее количество школьников проявляют интерес к исследовательской
работе. Следовательно, необходим некоторый прессинг со стороны учителей.
Мы пришли к выводу, что исследовательские группы учащихся должны формироваться вокруг
одаренных ребят, которые выполняют функции координаторов творческого коллектива и
приобретают при этом навыки лидеров. А многочисленные вспомогательные обязанности
могут быть переданы другим членам коллектива. Они помогают в постановке и проведении
экспериментов, на них возлагается фото- и видеосъемка, обработка материалов на компьютере,
художественное оформление результатов работы. Пусть эти учащиеся и не ведут, строго
говоря, научных исследований, но они в полной мере охвачены их атмосферой и ощущают
свою необходимость.

Читайте также:  История развития ребенка форма 122

В структуре общества существует редакционно-издательская секция, члены которой
выпускают школьную газету «School Express» и осуществляют функционирование
школьного пресс-центра. К слову, многие члены этой секции активно ведут и свои собственные
исследования в области экологии, биологии, географии. Заметим, для того, чтобы выходила
газета, требуется очень много технической работы. Увы, до сих пор не выполнены заявки
секции по приобретению необходимой оргтехники. У нас нет пока мощного компьютера,
не говоря уже о сканере и лазерном принтере. И поэтому газета выпускается на дому
у кого-нибудь из членов редколлегии, а давнишние планы по организации курсов компьютерной
верстки остаются несбыточной мечтой. Тем не менее наши умельцы все-таки создают газету,
а редакция ее состоит далеко не из отличников.
Таким образом, в системе общества можно легко найти место и для творчески одаренных
детей, и для самых обыкновенных школьников. Еще больше возможностей для широкого
приобщения старшеклассников к научной работе представляет комплексный проект «Волга-матушка-река»,
центральной частью которого является экспедиция по Тверской области. Предполагается,
что в ее состав войдут юные географы и экологи, этнографы, историки и литературоведы,
биологи. Но для того, чтобы попасть в число ее участников, основными критериями будут
не столько одаренность и отметки в дневнике, сколько неравнодушие к природе и истории
нашей Родины, товарищество и коллективизм.

Общество в развитии. Наша школа и научное общество как элемент ее структуры —
динамично развивающийся организм. Образовательная ситуация в городе и районе непрерывно
меняется, и школа не может не реагировать на эти изменения.

Отметим, что инициатором создания научного общества выступило методическое объединение
естественных наук, его основателями и руководителями являются преподаватели биологии
и химии во главе с директором школы и его первым заместителем. Не удивительно, что
первые серьезные успехи в исследовательской работе школьников пришли именно в естественнонаучной
сфере. На окружной конференции «Лидер-2001» призовыми местами были отмечены
работы наших участников в области биологии, экологии, географии.
Однако насущным требованием времени становится гуманитаризация учебного процесса.
Не секрет, что многие школьники, с одобрения своих родителей, видят свое будущее
в гуманитарной сфере. Отсюда выраженный интерес учащихся к иностранному языку, истории,
литературе. Но в рамках научного общества эти направления развиваются, прямо скажем,
недостаточно, хотя потенциал школы в данной сфере огромный. Можно и нужно проводить
полноценные учебно-исследовательские работы и по истории, и по литературе. Разумеется,
работа с историческими источниками имеет свою специфику и не всегда доступна учащимся.
Но мы ищем такие формы и методы исследования, которые будут посильны старшеклассникам.
На данный момент основной площадкой для приложения сил юных историков и краеведов
является школьный Музей боевой славы. И вот уже одна из работ наших исследователей
выдвинута на конкурс «Лидер-2002». Мы рассчитываем, что таких работ станет
больше.

Серьезную работу разворачивает секция филологии и иностранного языка. Определенные
сложности возникают при постановке исследовательских работ школьников по химии и
физике. Понятно, что серьезные эксперименты в этих науках требуют больших материальных
затрат и сопряжены с глубокой теоретической проработкой. Наши старшеклассники, безусловно,
не обладают такими знаниями. Опыт показывает, что такие работы выполняются успешно
только в условиях тесного контакта с вузовскими кафедрами. Но пока у нас нет необходимых
условий, представляется целесообразным сосредоточить усилия учащихся и преподавателей
не столько на учебно-исследовательской, сколько на научно-педагогической работе.
В частности, учащиеся могут реально помочь в разработке, апробации и внедрении новых
образовательных методик и учебных программ. Сейчас начинается большая работа по созданию
экологизированного химического практикума. Школьники привлекаются также к разработке
новых образовательных технологий. В частности, продумывается проект системы компьютерного
контроля знаний по химии.

Другой насущной задачей является интродукция в учебный процесс современных информационных
технологий, в частности Интернета. Работа в этом направлении должна вестись быстро
и целенаправленно, иначе мы рискуем оказаться на обочине мирового образования. Трудностей
на этом пути предостаточно. Во-первых, в школе нет необходимого компьютерного обеспечения,
во-вторых, учителя в подавляющем большинстве не имеют навыков работы в Интернете.
Но тут уже имеет место обратная связь: многие наши старшеклассники и даже ученики
восьмых-девятых классов серьезно интересуются мировой информационной сетью и сами
приобретают навыки веб-мастеров. Эти ученики готовы помочь школе в деле информатизации,
остановка только за приобретением нужной техники.

Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех. Скоро наши юные исследователи
получат свои первые научные публикации: редакционно-издательская секция общества
готовит к выпуску сборник докладов школьной Ломоносовской конференции. Верится, что
через какое-то время работы наших школьников будут опубликованы и во «взрослых»
научных журналах, войдут в сборники и монографии. А там, давайте немного помечтаем,
вполне возможно, что через какие-то десять-пятнадцать лет в российской науке появятся
молодые доктора и кандидаты, которые сделали первые свои шаги в научном обществе
нашей восемьдесят девятой школы.

Источник