Особенности познавательного развития ребенка дошкольного возраста

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Детство – пора  поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку  через его личные ощущения, действия, переживания, через его , пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

        На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

             Кроме того ФГОС ДО  направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.                                                        

                Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На мой  взгляд, такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития  относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

  Рассмотрим  каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии  относим любопытство.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися  ребёнку сторонами и обстоятельствами.

 В качестве  примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот  факт, что в 2–3 года ребёнок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста  мы определили как любознательность, которая представляет собой  ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за  пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются  сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода  загадок. Примером проявления любознательности являются детские вопросы «Почему трава зеленая?»,»Почему солнце светит» Для развития любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные  вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного  возраста  относим познавательную активность. В соответствии  с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта, выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру(внимание и повышенная заинтересованность, эмоциональное отношение), основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

            В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под

которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

                После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают  правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей,их должен выдвинуть сам воспитатель.

Формы работы по познаветльному развитию дошкольников представлены на слайде.

Людмила Александровна Беляева: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог).

           Здоровый  ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

       В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление );

2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);

3. отношение к миру ( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

          Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Все направлено на достижение целевых ориентиров прописанных в ФГОС ДО.

           Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Кроме того, не стоит забывать, что активными участниками образовательного процесса являются родители (законные представители ) воспитанников. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Для правильного и тесного взаимодействия воспитателей с родителями мною разработана памятка для родителей, которая я надеюсь поможет вам в педагогической деятельности.

«Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста».

Источник

Елена Китайка
Консультация «Особенности развития познавательной деятельности дошкольников»

Читайте также:  Что нужно ребенку для развития памяти

Особенности развития познавательной деятельности дошкольников

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Познавательная деятельность требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особоезначение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам», произвольность поведения в различных видах деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников,рассмотрим некоторые из них:

познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно, но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;

— для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;

— на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;

познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания.

Согласно свидетельствам О. М. Дьяченко мы отмечаем, что уже в возрасте младенца наблюдается потребность в познании окружающего мира, других людей, самого себя, что проявляется в активных движениях, общении со взрослыми, а позже – с однолетками.

На первом году жизни у ребенка наблюдается потребность в активных действиях с предметами, манипулировании ими, познании их основных свойств и названий через постоянное эмоциональное общение со взрослым (ребенок вокализирует, улыбается, смеется, хлопает в ладоши, пытаясь обратить на себя внимание взрослого).

В двухлетнем возрасте, с овладением походкой, расширяется круг элементарных познавательных действий ребенка: все нужно достать, взять в руки, потрогать, бросить или покатить, дать «собственное» название. В это время констатируется активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, которая является интенсивной и такой, что побуждается познавательная мотивом (узнать «что это такое?»). Чем старше ребенок по возрасту, тем больше интенсивность его познавательной активности. В два-три года ребенка начинают интересовать причины и последствия новых явлений. Новые свойства, которые он открывает в предмете, могут способствовать возникновению новых видов деятельности, и, в частности, игры. Ребенок может довольно долгое время заниматься игрушкой, когда находит в ней свойства, которые вызывают эмоционально-положительное отношение. При этом возникает словно цепь ориентировочных реакций, которые поддерживают активность ребенка (аутостимуляция) .

В возрасте 3-4 года можно говорить о познавательном интересе ребёнка, который носит беспорядочный характер, однако при этом ориентирован на приобретение знаний о находящемся вокруг мире с целью приобщения к миру взрослых — он стремится всё пощупать, попробовать на вкус, показывает великий интерес не только к игрушкам, но и к вещам взрослых, по мере развития речи, становится «почемучкой», начинает задавать взрослым много вопросов о предметах и явлениях, с которыми встречается в жизни.

Любопытство, в отличие от познавательного интереса, может быть ориентировано на что угодно, любопытство носит поверхностных характер, оно лишено какого-то существенного значения.

Любознательность – это статичное чувство, свидетельствующее о том, что человек любит узнавать что-то новое. Однако любознательность, опять же, в отличие от познавательного интереса, не имеет под собой смысла и цели.

Итак, ребенок накапливает знания о разнообразии предметов и способах действия с ними. До конца преддошкольного возраста, по определению Л. В. Артемовой, действия ребенка приобретают определенную направленность и осознанность.

Дети старшего дошкольного возраста, можно рассматривать познавательную деятельность детей дошкольного возраста как такую активность, которая формируется и развивается на основе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире, характеризуется имеющейся познавательной ориентацией, инициативностью, самостоятельностью ребенка, интересом и оригинальностью.

К 6-7 годам познавательный интерес ребёнка модифицируется в познавательную активность. Познавательная активность – это динамический, целеустремленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, нужных для реализации каких-то жизненных планов.

В конце дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для перехода ребенка на новый уровень развития – к школьному обучению.

Познавательная деятельность, управляемая познавательными интересами, закладывает основы познавательных способностей ребенка, развитие которых является необходимым условием формирования творческого мышления. Следует отметить, что все перечисленные особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте находятся на уровне становления и в дальнейшем становятся основой для развития познавательной деятельности.

Работая с детьми дошкольного возраста, В. С. Голицын также определяет три уровня познавательной активности детей,что придает характеристикам детей большую значимость и глубину:

— высокий – ребенок всегда активен, инициативен в ответах и общении, любознателен, всегда внимателен, следует указаниям, правильно выполняет задания, проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет решать конфликты;

— средний – ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения, указаний и контроля за ходом деятельности; отвлекается, подражает другому, задачи выполняет при дополнительном стимулировании; пытается преодолевать трудности, но в случае неудачи отступает; в общении отдает предпочтение знакомым детям, подчиняется инициативе другого, проявляя конформность;

— низкий – ребенок пассивен, может работать только при условии персонального обращения и постоянной помощи взрослого, безразличен, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении не обращается за помощью, а отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует; у ребенка преобладают игры один на один.

Несмотря на определенные уровни познавательной активности, отметим, что в отдельных случаях трудно отнести конкретного ребенка к определенному уровню познавательной активности. Ощущается необходимость введения промежуточного между средним и высоким уровнями развития познавательной активности дошкольников.

Читайте также:  Значение дополнительного образования в личностном развитии ребенка

Анализ работ ученых, посвященных проблеме детской игры, позволяет констатировать, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста связана с ведущей деятельностью в этот период и проявляется в том, что именно в игре, которую ребенок самостоятельно организует, он воспроизводит деятельность взрослых, вступает в контакт с другими детьми, осуществляет самостоятельные действия; и все это направлено на познание окружающего мира и воспроизведение приобретенных знаний в активной деятельности; в обучении,а именно: в процессе подготовки к школьному обучению; на разных занятиях в детском саду, во время слушания художественных текстов, труда и др. ; в процессе решения познавательных задач; в процессе экскурсий и изучения сезонных явлений природы; в процессе организации элементарной поисковой деятельности и экспериментирования; в решении нестандартных, проблемных, опережающих, творческих заданий и интеллектуальных игр

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста доказывает, что становление познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста происходит, с одной стороны, за счет собственного опыта ребенка в процессе повседневной жизни. Наряду с этим, особенности развития дошкольника предусматривают определяющее место взрослого в организации всей жизни ребенка, в том числе и познания. При этом взрослый организует деятельность детей, используя разнообразные средства.

Источник

Альбина Сильченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает. Ребенок пытается знакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых складывается первоначальный образ этого предмета, не всегда верный, односторонний, но значимый для него. Обычно при ознакомлении с предметом ребёнок стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его. У ребёнка формируются представления о внешних свойствах предметов, об их форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Это означает, что малыш при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. Ребёнок видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит, познаёт.

Иными словами, в младшем дошкольном возрасте доминирует способ познания «вижу—действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.

Познавательная активность трёхлетних детейхарактеризуется сле-дующими особенностями: активными действиями ребёнка в окружающей среде; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, пере -нимать их опыт, интересы и даже впечатления о мире.

В среднем дошкольном возрасте протекают серьёзные физиологиче-ские изменения в коре головного мозга (начинается процесс миелинизации нервных окончаний). Соответственно качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребёнок начинает овладевать новым способом познания — освоением информации посредством слова, т. е. не подкреплённым зрительными образами. Теперь, для того чтобы узнать и понять что-либо, ребёнку не обязательно непосредственно видеть новые объекты (предметы, явления) и действовать с ними. У него появляется возможность постигать и перерабатывать информацию, воспринятую через рассказы, комментарии, объяснения взрослых.

Однако новый способ познания не сменяет предыдущий, а дополняет его. Всё это расширяет познавательные возможности ребёнка и усиливает его стремление познавать мир.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.

Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире.

Для того, чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности в арсенале пятилетнего ребёнка имеются различные способы познания: действия и собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком продолжается процесс его совершенствования). Оба способа познания качественно меняются на протяжении старшего дошкольного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными, ребёнок все больше проявляет собственную активность и инициативность в познании мира.

Периоды познавательного развития

Основой познавательного развития ребёнка дошкольного возраста — (3-7 лет) является предметное содержание нашего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.

Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения до 7 лет — сложный путь, который включает в себя накопление информации об окружающем мире; упорядочение и систематизацию представлений о мире; формирование отношения к информации, а значит, к миру. Все составляющие всегда имеют место в развитии ребёнка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастноминтервале от 3 до 7 лет можно условно выделить четыре периода: два периода накопления информации — 3—4 года и 5—6 лет и два периода упорядочения информации — 4—5 лет и 6—7 лет. Отличительные особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребёнка, содержательной основой познания ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребёнка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу—действую»).Поэтому наилучшим образом малыши постигают и осознают:

реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия);

события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками.

Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своём участке детского сада, знают наименования окружающих предметов и объектов (кто? что, их различные качества и свойства (какой). Но эти представления ещё непрочно закреплены в сознании детей. Дошкольники пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом).

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили всю предыдущую жизнь, и всячески расширяют познаваемые горизонты (квартира, группа, участок и т. п.). Однако расширение «территории познания» осуществляется только в рамках физических возможностей детей и прежнему подчинено основному способу познания: «вижу — действую». Иными словами, для расширения кругозора в младшем дошкольном возрасте новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).

В целом возраст 3—4 года можно охарактеризовать как период накопления информации.

Накопление информации происходит благодаря личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребёнка реальными явлениями, предметами; манипулированию ребёнка с реальными предметами и его активным действиям в своём ближайшем окружении.

Читайте также:  Центр развития ребенка айленд

Постепенно к 4 годам ребёнок постигает (накапливает) огромное количество представлений о предметах и явлениях своего ближайшего окружения. Однако накопленные представления не всегда связаны между собой в сознании детей.

В среднем дошкольном возрасте предметное содержание приобретает значительную широту. Новый способ познания (посредством слова) расширяет «территорию познания» ребёнка, выводит его за пределы непосредственного восприятия (из ближайшего непосредственного окружения в большой мир).

Однако педагогам необходимо помнить, что содержание ближайшего окружения не теряет своей актуальности для ребёнка. Казалось бы, в знакомых объектах, предметах и явлениях он открывает новые грани, постигает их с других, ранее недоступных сторон. Ребёнок начинает осмысливать их внутренние характеристики: целевое назначение, функции. А главное, дети подходят к осознанию того, что собранная информация о конкретных предметах не существует в нашем мире хаотично, разрозненно и обособленно. Всё в этом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Осмысление связей и зависимостей становится содержанием познавательного развития ребёнка.

Одна из линий усложнений этого содержания может быть представ- лена как последовательное овладение детьми следующими основные отношениями действительности: «часть — целое», «предмет — предмет», «предмет — система предметов». Отмечено, что приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предмет в их взаимосвязи и во взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребёнка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов».

Открывающиеся перед ребёнком пятого года жизни информационные просторы также имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при отборе конкретного содержания для познавательного развития дошкольника. Предлагаемая ребёнку информация должна касаться только тех объектов, предметов, явлений и событий, которые доступны человеческому восприятию, но в момент передачи информации отсутствуют ввиду отдалённости в пространстве и во времени.

На пятом году жизни дети всё чаще демонстрируют индивидуальные предпочтения к различным содержаниям. Это проявляется в избирательном отношении к миру, проявляющемся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам, предметам. Данные проявления в 4 года носят единичный характер. Но относиться к этому явлению надо внимательно и всячески его поддерживать, стимулировать и развивать. Ведь здесь закладывается фундамент последующих познавательных интересов, наличие которых является показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В целом возраст от 4 до 5 лет можно охарактеризовать как период упорядочения информации.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать очень важный шаг в познавательном развитии: дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное.

При помощи взрослых ребёнок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже есть в его собственном опыте.

В возрасте 4—5 лет можно выделить следующие основные направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящими к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок по-прежнему с интересом смотрит на мир. Всё чаще и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Ведь большой мир — это огромный пласт знаний, которые накопило человечество на пути познания мира. Дети смело «пересекают пространство и время», им всё интересно, их манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном так и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Именно у детей 5—7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательныепотребности можно выразить девизом: «Хочу знать!» В содержательную основу познавательного развития старшего дошкольника всё активнее начинают входить социальные понятия.

Старшего дошкольника отличает стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; интерес к новым источникам информации (помимо взрослых); потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру, более яркие и чёткие (по сравнению с предшествующими годами) индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.

Однако в старшем дошкольном возрасте можно условно выделить две тенденции, которые определяют периоды освоения содержания.

Первая тенденция попадает на возраст 5—6 лет и характеризуется повышенным интересом к отдельным содержаниям, находящимся в информационном поле большого мира. Эти содержания часто базируются на уже имеющихся у ребёнка представлениях о ближайшем непосредственном окружении и являются их информационным продолжением. Например, ребёнок имеет представления о растениях своего окружения.Теперь его интересует: где ещё растут такие растения (цветы, деревья и пр.? Что растёт в Африке? Каков растительный мир воды (рек, озёр, морей? Какие растения были в период динозавров? Когда появился первый цветок? И т. д. Рассуждая, предполагая и получая ответы на свои вопросы, ребёнок достаточно резко расширяет свой кругозор за счёт новых сведений.

В целом возраст от 5 до 6 лет можно охарактеризовать период накопления информации.

При этом в отличие от возрастного периода 3—4 года, где также шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5 лет, касаются не ближайшего окружения, а отдалённого, большого мир.

Вторая тенденция попадает на возраст 6—7 лет и характеризуется тем, что познавательные усилия ребёнка нацелены на систематизацию и расширение представлений о предметах, явлениях природы и об общественной жизни, на активизацию самостоятельной поисковой деятельности. В этой возрастной группе более ярко проявляются индивидуальные познавательные интересы, потребности и способности детей. В целом возраст от 6 до 7 лет можно охарактеризовать период упорядочения информации.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от ребёнка определённых умений упорядочения накопленных и поступающих сведений. В этом ему, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6—7 лет на установление осмысленных взаимосвязей нашего мира (причинно-следственных, целевых); упорядочение информации по разным основаниям, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Развивая познавательную сферу детей дошкольного возраста, важно помнить, что собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматривается как самоцель, как знания ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребёнка целостную картину мира, широкий кругозор, развить у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Источник