Научная статья о развитии ребенка дошкольного возраста

Научная статья о развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Проблемы времени

О. Гукаленко. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития 

Аннотация. В работе представлены отдельные направления совершенствования образования с учетом современных проблем. Обоснованы сущностные функциональные характеристики поликультурного образования. Раскрыты отдельные подходы к формированию целостного поликультурного образовательного пространства России.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования. Показатели информационной доступности дошкольного образованияФГОС ДО: комментарии и рекомендации

И. Слепцова. Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО  

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные и отличительные особенности адаптированных образовательных программ дошкольного образования с учетом инновационных установок ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Рассматриваются способы создания специальных психолого‐педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально‐коммуникативное развитие

Т. Оганян‐Захараш, О. Болдинова. Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности

Н. Быкова. Конкурс чтецов «Маленький ребенок с большими правами». Для детей 6–8 лет

Год российского кино

Н. Герасимова. Кино о детях и для детей

Речевое развитие

А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста  

Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.

З. Гриценко. Поэзия детства нынешнего

Л. Зиман. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа

Физическое развитие

З. Макарова. Состояние здоровья и основные направления оздоровления часто болеющих детей  

Аннотация. Представлены данные об особенностях состояния здоровья и классификация группы часто болеющих детей. Выделены факторы риска, предрасполагающие к повторным вирусно‐бактериальным инфекциям. Описаны клинические типы часто болеющих детей, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению их медико‐психолого‐педагогической реабилитации. Определены основные направления оздоровления детей в разные возрастные периоды.

Н. Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6–8 лет  

Перспективное планирование по физическому развитию (таблицы)

Коррекционная работа

М. Ромусик, С. Шаховская. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений у детей с общим недоразвитием речи 

Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико‐грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Такая система может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Работа по развитию предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений требует углубленного изучения лексико‐грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций.

Е. Лежнива. Мы – дружные ребята! Тренинг длядетей 6–8 лет

Методическая картотека

Подвижные игры народов России. Л. Куканова. Охота на куропаток. Саамская подвижная игра

В. Ильгова, Е. Сокорева. Подвижные народные игры. Старший дошкольный возраст

Предметно‐пространственная среда

Е. Смирнова. Исследование игровой среды участков детских садов в Москве 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования участков детских садов. Был проведен анализ количественного состава и качественных особенностей объектов научастках ДОО: степень востребованности во время прогулки и характер активности детей на разных объектах. В результате выявлены проблемы в организации пространственной среды на территории детских садов, среди которых – дефицит зелени и растений, недостаток свободной площади для двигательной активности, несоответствие оборудования возрастным особенностям детей (в том числе их росту). Наиболее острые проблемы – научастках садов‐новостроек. Самые популярные – объекты, предполагающие вариативное использование (поле, песочница, веранда).

Л. Бабушкина, О. Никифорова. С чего начинается праздник в детском саду?

Е. Гусева. Пазл «Конструктор». Авторская дидактическая игра  

Карточки – 1

Карточки – 2

Карточки – 3

Научный поиск

С. Кожокарь. Техническая игрушка – средство развития познавательного интереса к творческой деятельности  

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты ознакомления дошкольников с технической игрушкой как результатом творческой деятельности человека. Представлена методика ознакомления с технической игрушкой.

И. Мартынова. Изучение опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью

Аннотация. В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью. Показано, что при относительно сходном клиническом диагнозе и оценке психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью отмечается вариативность их жизненной компетентности во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, что диктует необходимость разработки дифференцированного содержания коррекционно‐педагогической работы.

Готовимся к празднику

День матери

Читайте также:  От чего у ребенка врожденные отклонения в развитии

Л. Понаморева. Моя любимая мамочка. Занятие длядетей 6–8 лет

Мастер‐класс «Принтер, ножницы, бумага»

Г. Егоров. Предметные картинки по теме «Искусство» 

Искусство – 1

Искусство – 2

Искусство – 3

Искусство – бонус

Искусство – интерактивные игры и задания

Источник

Гузель Мошнина
Конспект-анализ статьи «Развитие инициативности в дошкольном возрасте» из журнала «Педагогика»

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты изучения вопроса регуляции (саморегуляции) произвольной активности через субъективный подход к исследованию психики. Представлены результаты изучения инициативности детей дошкольного возраста по методике «Семантический дифференциал». Рассматриваются категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности.

Ключевые слова. Инициативность, осмысленная инициатива, активная позиция, волевая регуляция, дошкольный возраст.

Прочитав данную статью, я решила сделать ее анализ.

Автор большое внимание уделяет проблемам в развитии личностной сферы детей дошкольного возраста. Эта проблема ставит ребенка в условия неравных возможностей. Мы, педагоги, общаясь ежедневно с детьми, видим, что одни дети расторможены, обладают неустойчивыми формами поведения, часто отвлекаются, испытывают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми. Другие, наоборот, неактивны, инертны, бездеятельны.

Автор отмечает, что современные требования подготовки детей к школе включают освоение дошкольниками навыков самостоятельности и самоконтроля и, ссылаясь на мнение Г. Г. Кравцова, раскрывает понятие «осмысленная инициатива«,которая включает в себя совокупность двух компонентов: осмысления (осознания) и активности субъекта. Это было подтверждено в работе Л. А. Кожариной, которая занималась изучением становления волевого и произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Возрастные этапы развития волевого поведения у дошкольников, которые выделила Л. А. Кожарина, являются приемлимыми в повседневной работе с детьми

Также автор отмечает, что в своих работах по изучению воли Г. Г. Кравцов, Л. А. Кожарина и др. опирались на культурно-историческую концепцию о развитии высших психических функций Л. С. Выготского, который полагал, что личностью является человек, который может управлять своим поведением. Таким образом, проблема регуляции (саморегуляции) произвольной активности тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики. Регуляция произвольной активности представляет собой совокупность таких аспектов, как инициация, построение, поддержание, управление не только поведением, но и внутренними психическими процессами (восприятия, мышления, памяти.).

По мнению многих ученых, регуляция произвольной активности невозможна без осознания личностью собственных потребностей, интересов, мотивов, целей, а осознание (осмысление) — это функция мышления, а инициативность рассматривается как активная позиция (в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребенок. Предполагается, что наличие инициативности оказывает положительное влияние на обучение, общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

В своей статье автор раскрывает изучение инициативности по методике «Семантический дифференциал», разработанной Ч. Осгудом в 50-е гг. прошлого столетия. Данная методика относится к психосемантическим методам шкалирования исследования личности.

В результате исследований были выявлены общие особенности общения, взаимодействия дошкольников с разной степенью инициативности.

Дети с низкой степенью инициативности.

Младшие дошкольники пассивны, молчаливы, бездеятельны. Обладают маловыраженной эмоциональностью. Познавательный интерес снижен. Отсутствует самостоятельность мышления. При выполнении заданий нуждаются в помощи взрослого.

Старшие дошкольники обладают избирательностью мышления (если задание привлекательно или знакомо, то действуют активно и уверенно. Настороженно относятся к новым видам деятельности, к трудному и неизвестному). К другим видам деятельности познавательный интерес снижен.

Дети со средней инициативностью.

Младшие дошкольники проявляют интерес на занятиях, готовность правильно выполнить задание. Родители замечают появление активности во взаимодействии с близкими взрослыми, братьями и сестрами. Дети умеют организовать самостоятельную деятельность на непродолжительное время.

Старшие дошкольники на занятиях выражают готовность выполнить задания. Прилагают усилия, пытаясь действовать согласно заданным условиям. Однако усилия имеют кратковременный характер и не всегда приводят к положительному результату.

Дети с высокой инициативностью.

Младшие дошкольники выражают активное желание сотрудничать со взрослыми, пытаются осмыслить правильный способ выполнения предложенного задания. Полученные знания реализуют в самостоятельной деятельности. Проявляют активность познания в различных видах деятельности.

У старших дошкольников педагоги отмечают усидчивость, концентрацию, настойчивость, самостоятельность, энергичность, проявленные на занятиях при самостоятельной работе. Данные качества помогают достичь высоких результатов в предложенной деятельности.

Описанные категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности позволяют говорить о наличии связи между процессом осмысления и инициативностью ребенка. Инициативность и осмысление — два единых компонента сознания, обусловливающих психологическое развитие детей.Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Степень выраженности инициативности у детей 3 — 6 лет не является постоянным признаком.

2. Инициативность у ребенка в дошкольном возрастеимеет три степени выраженности: низкая, средняя, высокая.

Читайте также:  Развитие ребенка от1 3

3. Степень выраженности инициативности меняется в зависимости от активно развивающегося процесса осмысления, возрастных показателей и социальной ситуации развития.

В конце статьи автор указывает, что есть необходимость разработки содержания программы по развитию инициативности детей дошкольного возраста. Следует обратить особое внимание на развитие инициативности детей шести лет, в предшкольный период. Я согласна с автором, что инициативность детей является важным личностным показателем их успешного обучения и развития.

Словарь: Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов. (Источник: Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь». – 480 с. 2003)

Источник

Библиографическое описание:

Илюхина, Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13744/ (дата обращения: 26.07.2020).



Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальных институтов, также претерпела видоизменения.

Семья наиболее остро реагирует на перемены в экономике, политике, социальной структуре общества. Очевидно, что даже самые незначительные перемены во внутрисемейных отношениях оказывают влияние на формирование, становление характера, жизненных установок и проекций ребенка.

Наиболее восприимчивы к таким изменениям дети дошкольного возраста. В этот период родители, закладывают духовно-нравственную основу, ценности, определяющие ориентиры в жизни. Родители как пример для подражания являются главным показателем хороших и плохих поступков. Все вместе это формирует отношение ребенка к жизни.

За последнее время наблюдается прогрессирующая тенденция обострения социальных проблем института семьи и родительства, кризиса воспитания. Последствия такой тенденции: увеличение случаев самоубийств среди подростков, наркомания, повышение подростковой преступности.

Многие педагоги, психологи, ученые признают, что старые методы воспитания уже не эффективны, морально устарели. Дети изменились, возникла необходимость модернизации форм и методов воспитания.

Все чаще мы слышим о детях «нового поколения», которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отлеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих профессий, ученые. Так, например, Р. Джерард, доктор философии, изучая феномен «нового поколения», говорит о необходимости реформации образования в целом — все больше количество учителей подтверждают тот факт, что старые методы обучения и образования изжили себя, в настоящее время потерпели свою актуальность. [2, с. 19]

Так какие они, дети «нового поколения»? Доктор философии М. Мелвин, говорит о них как о личностях с обостренным чувством самоуважения, независимых, для которых важна свобода. [2, с. 17]

Для таких детей мотивация запугиванием и наказанием неэффективна. Новое поколение обладает врожденной способностью отличать, что есть правильно и хорошо, а что нет. Педагогам и родителям просто нужно дать возможность делать выбор. Таким детям нужна поддержка и принятие, а не то, чтобы их улучшали, меняли, подстраивали под существующие шаблоны.

Современные дети обладают чрезмерной энергией, гораздо активнее предыдущего поколения и это представляет проблему для многих педагогов и родителей. Исследования показывают, что такие дети осознают свои эмоции и внутренние потребности, они более чувствительные.

Очевидно, что изменилась социальная среда ребенка. Если еще пару десятилетий назад дети в основном развивались в условиях определенного социума — семьи, как правило, патриархальной, дворового окружения, ближайшего окружения, при четкой привязанности к взрослому, то в современном обществе ребенок поставлен в новую ситуацию — нуклеарная семья, разорванные родственные связи, потеря преемственности, давление хаотичного, порой агрессивного информационного потока, идущего из Интернет, телевизора. При этом, информационный поток не упорядоченный, бессистемный, не имеющий структурно-содержательной связи. Все это фрагментарно вписывается в процесс формирования и развития ребенка, не представляя собой целостной, единой картины мира. Совместный семейный досуг зачастую связан с приобщением детей к телевизору. Экранная зависимость приводит к тому, что ребенок не способен концентрироваться на каком-либо действии, занятии, возникает потребность в постоянной экранной стимуляции. Такие дети, как правило, гиперактивны, рассеянны, с отсутствием интересов.

Дошкольный возраст — огромный, важный отрезок детства ребенка. Его не зря называют возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любознательности, любопытства. Это период значимых изменений и формирований в становлении личности ребенка.

У современных дошкольников отмечается сужение уровня сюжетно-ролевой игры, что в свою очередь приводит к недоразвитию произвольности, мотивационно-потребностной сферы личности. Это влияет на психологическую готовность ребенка к школе, проблемам в процессе обучения.

Все чаще воспитатели говорят о низких показателях дошкольников, требующих в действиях удержания правила, внутреннего плана действий, оперирования образами.

Читайте также:  Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста семаго

Тревогу вызывает недостаточная социальная компетентность — беспомощность в отношениях со сверстками, неспособность разрешить простейшие конфликты, самостоятельные решения часто имеют агрессивный характер, низкий уровень коммуникативной компетентности.

Следует отметить, что изменения современного дошкольника связаны не только с социальными процессами, происходящими в обществе, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современной личности, которые сопровождаются комплексом признаков: независимостью мышлением, креативными способностями детей.

Также, мы можем говорить о сдвиге возрастных границ детства.

На наш взгляд, педагогам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми важно тщательно анализировать изменения в развитии, становлении как личности современных детей.

В этом плане первостепенной выступает задача разработки и апробации новых методов диагностики и коррекции. Особо это относится к воспитателям и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Считаем также, что в современных условиях возникает необходимость тесного контакта с семьей воспитанников, для личностно ориентированного взаимодействия семьи и образовательной организации. В современном мире задача родителя уделить достаточное внимание своему ребенку, помогать ему решать возникающие проблемы, быть вовлеченным в процесс воспитания, и по возможности проводить как можно больше времени с ним.

Содержание распространяемой информации должно быть направлено на формирование общей культуры родительства, повышение уровня знаний, уверенности и веры в себя как родителя. [1, с. 187]

Не случайно, все чаще в современном обществе звучат высказывания о гуманной педагогике, согласно которой процесс воспитания и обучения должен быть выстроен так, чтобы направлять и наставлять ребенка на его духовный путь.

Самое время вспомнить слова Ш. А. Амонашвили, ученого и педагога: «Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее».

Литература:

  1. Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.185–187.
  2. Грей Д. Дети с небес. М.: София, 2008, — 325.
  3. Кислицына Т. Г. Русская семья. От рождения к вечности. М.: Белый город, 2013, — 359.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, современное общество, доктор философии, изменение, педагог, процесс воспитания, родитель.

Похожие статьи

Дошкольная педагогика в системе образования на…

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте

Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Русский философ И. А. Ильин так писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям

Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического…

Не смотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста.

Воспитание — социальная проблема? | Статья в журнале…

Вопросы дошкольной педагогики.

Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство.

Детей можно и нужно развивать в этом направлении с дошкольного возраста, обучать их, воспитывать социально…

Правовое воспитание детей как инновационная форма…

ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением…

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов

Создание условий для развития нравственных качеств…

Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими…

Источник