Наследственность и окружающая среда на развитии ребенка
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.
Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.
Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).
Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.
Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.
Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:
· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);
· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);
· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).
Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.
Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.
Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Источник
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д.
Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией).
Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови.
Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека.
И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания).
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Источник
2.7. Влияние наследственности и среды
на рост и развитие детского организма
На рост и развитие ребенка оказывают влияние как наследственные
факторы, так и окружающая среда.
Наследственность—свойство живого организма хранить генетическую
информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление
наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по
поколениям, что принципиально отличает живое от неживого.
Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они
образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число
и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных
организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый
номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю
наследственную информацию (программу развития будущего организма).
Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того
или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК
содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом.
Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи
наследственной информации от родителей детям, закономерности
формирования наследственно обусловленных признаков
и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение
генетического груза наследственных аномалий будет способствовать
сохранению наследственной природы человека.
Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная
наследственность связана с распределением носителей наследственности
(генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается
при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве
расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с
законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами
наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных
признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве
при половом размножении.
Внехромосомная наследственность заключается в наследовании
признаков, которые контролируются факторами, локализованными
в митохондриях. Наследственная информация распределяется между
дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского
расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы
внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными
генами или их продуктами.
Углубленное изучение наследственности началось в XIX веке,
а значительный прогресс в этой области был достигнут лишь в XX веке.
После открытия Менделем (G. Mendel)
в 1865 г. основных законов наследственности стало несомненным, что
она определяется материальными факторами, позже получившими название
генов. Однако еще в 1750 г. Мопертюи (P. L.
М.Maupertuis)
и в 1814 г. Адамс (J. Adams)
описали некоторые особенности наследования отдельных признаков у
человека. В 1875 г. Гальтон (F. Galton)
предложил близнецовый метод для разграничения роли наследственности
и среды в развитии признаков у человека. Он обосновал
генеалогический метод анализа и разработал ряд статистических
методов, из которых особенно ценен метод вычисления коэффициента
корреляции.
В становлении представлений о природе наследственности большое
значение имело создание Т. Морганом (Th. Morgan)
и его школой хромосомной теории наследственности, было выявлено, что
ген представляет собой материальную структуру в хромосомах ядра
клетки.
Наследственная информация, заключенная в генах каждой особи,
является итогом исторического развития данного вида и материальной
основой будущей эволюции. Наследственность обеспечивает хранение и
реализацию информации, в соответствии с которой осуществляются жизнь
клетки, развитие особи и ее жизнедеятельность.
Реализация наследственной информации, записанной с помощью
генетического кода – чередования нуклеотидов в ДНК зиготы,
происходит в результате непрерывных взаимовлияний ядра и цитоплазмы,
межклеточных взаимодействий и гормональной регуляции активности
генов.
Ребенок получает от родителей по наследству: внешние признаки (форма
отдельных частей тела, цвет глаз, тип конституции и др.), группу
крови, свойства нервной системы, определенные задатки (мыслительную
способность одаренность, память и т. д.), наследственные болезни.
В ходе развития генотип постоянно взаимодействует со средой.
Совокупность всех свойств и признаков особи, сформировавшаяся
в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой, получила
название фенотипа. Некоторые наследственные признаки, например цвет
глаз или группа крови, не зависят от условий среды.
В то же время на развитие некоторых количественных признаков,
таких как рост и вес тела, факторы окружающей среды оказывают
большое влияние. Проявление эффектов генов, обусловливающих,
например, тучность, во многом зависит от питания, поэтому при помощи
соответствующей диеты можно в определенной степени бороться с
наследственно обусловленной полнотой.
Материальные носители наследственности содержат информацию не только
о нормальных, но и о патологических признаках. Так, различного рода
мутации – генетический груз, накапливаемый в генофонде человека,
являются причиной возникновения большого числа наследственных
аномалий, от которых страдают сотни миллионов людей нашей планеты. Мутации
в половых клетках могут быть связаны с изменением числа хромосом
(увеличением или уменьшением) или с изменением их генного состава,
поэтому различают хромосомные и генные болезни.
К генным болезням относятся врожденная глухота, некоторые
формы шизофрении, альбинизм, дальтонизм, гемофилия и другие. Для
гемофилии характерно то, что болеют ею только мужчины, хотя ген
этого заболевания связан с женской половой хромосомой. Вторая
половая хромосома в этой паре у женщин содержит «здоровый» ген,
который доминирует над «больным» геном, а у мужчин оказывается
только «больной» ген.
К числу хромосомных болезней относятся болезнь Дауна
(умственная отсталость, связанная с появлением третьей лишней
хромосомы в 21 паре), волчья пасть, шестипалость, аномалии глазного
яблока (связаны с трисомией в 13–15 парах). Часто лишняя хромосома
наблюдается у детей пожилых родителей.
Болезни с доминантным типом наследования или сцепленные
с полом обнаруживаются сравнительно легко. Труднее установить
значение наследственности в развитии таких широко распространенных
полигенных болезней с наследственным предрасположением, как
гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь, шизофрения,
бронхиальная астма и др. Частота возникновения
и тяжесть течения этих болезней зависят от конкретного сочетания
факторов окружающей среды и наследственного предрасположения.
Раннее патогенное влияние на плод не является неизбежным, так как в
процессе последующего развития может произойти компенсация
нарушений. Зародыши отличаются не только высокой чувствительностью к
повреждающим воздействиям, но и весьма большой
способностью к восстановлению нормального развития после возникших
нарушений.
К факторам, нарушающим нормальный ход зародышевого развития, могут
быть отнесены следующие:
1) местные
патологические процессы в слизистой оболочке матки,
2) недостаток
снабжения зародыша кислородом и питательными веществами,
3) поступление
в кровь плода тех или иных вредных для него веществ (лекарственные
препараты, алкоголь, никотин, наркотические препараты и др.).
Голод или недостаток в пище матери витаминов, белков приводят к
гибели зародыша или к аномалии его развития. Одним из отрицательных
факторов воздействия на развитие организма является
ионизирующее облучение. Наибольшей чувствительностью к лучевому
воздействию обладают клетки нервной системы и кроветворных органов
эмбриона. Лучистая энергия ведет к повреждению хромосомного набора
половой клетки.
Большую опасность для плода представляют инфекционные заболевания
матери. Вирусные заболевания, такие как корь, краснуха, оспа, грипп,
гепатит, свинка оказывают негативное влияние на развивающийся плод
преимущественно в первые месяцы беременности, дизентерия,
туберкулез, сифилис, токсоплазмоз – в основном
во вторую и последнюю треть беременности.
Факторы, нарушающие нормальное развитие, воздействуют не только
через организм матери, но через отцовский организм.
Для нормального развития любой клетки, в том числе сперматозоидов,
требуются благоприятные условия. Неблагоприятные факторы внешней
среды (ионизирующее излучение, изотопы в почве, строительных
материалах, химические раздражители, алкоголь, наркотики,
инфекционные заболевания, неполноценное питание) могут нарушить
нормальное развитие половых клеток и вызвать аномалии развития в
организме зародыша.
В настоящее время известны более 2000 наследственных болезней, из
каждых 100 новорожденных 4–7 детей имеют генетические дефекты.
В последние годы большое значение приобретают медико-генетические
консультации, где врачи-генетики проводят точный научный расчет
возможности проявления того или иного наследственного заболевания.
Таким образом, исходным
условием развития человека являются наследственные факторы,
заложенные в генах. О значении наследственных задатков
говорят факты раннего проявления особой одаренности у детей,
например, музыкального дара, когда о музыкальном воспитании
не могло быть речи. Например, Моцарт, будучи четырехлетним ребенком,
написал свое первое, очень сложное произведение. Известны
исторические факты родовых генных богатств, когда, например,
музыкальная или писательская одаренность проявлялась в течение
многих поколений. В родословной Иоганна-Себастьяна Баха
насчитывалось 58 музыкантов.
Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки,
но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то
есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения. Поэтому задача
родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении
природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего
развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях
внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни,
систематические занятия с ребенком, физические упражнения
способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей.
Ребенок должен чувствовать любовь со стороны самых близких людей,
для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и
«заброшенность». При отсутствии заботы дети растут ослабленными,
часто болеют, отстают в умственном развитии.
Воспитание и обучение в значительной мере обусловливают те
изменения, которые претерпевает человек с момента рождения и до
наступления зрелости, его мировоззрение, взгляды, мораль,
поступки
и все поведение в целом. Влияние внешней среды происходит через
совокупность внутренних условий, относящихся к его
индивидуальным особенностям. Из среды ребенок черпает для своего
развития лишь то, что отвечает его потребностям и интересам. Поэтому
на развитие ребенка оказывают влияния не только сами люди и вещи, но
и те отношения, которые складываются у ребенка с ними. Если при
педагогическом воздействии не учитывать опыт ребенка, особенности
его личности и интересы, то педагогические воздействия не имели бы
опоры. Так, в процессе обучения высокие достижения школьника зависят
не только от мастерства учителя, но и от подготовки самого ученика,
от его знаний, умений и навыков, от его способностей и интереса к
делу, от взаимоотношений ученика с учителем и друзьями.
Источник