Нарушение зрения у ребенка в 2 года

Нарушение зрения у ребенка в 2 года thumbnail

Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Почти у 65% малышей легко диагностировать патологию и скорректировать зрение еще до поступления в детский сад. К сожалению, существуют дети с очень тяжелыми нарушениями, слепоту которых вылечить не под силу даже высококлассным специалистам, их примерно 8% от всех клинических случаев. Невидящие и слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. Детей с полной и частичной слепотой необходимо отдавать в сад и школу компенсирующего типа, где с ними будут заниматься педагоги по специально разработанной программе.

Проблемы, связанные с нарушением развития зрения у ребенка, очень разнообразны. Помимо контактных трудностей, и при отсутствии работы родителей, педагогов и психологов с детьми, на фоне частичной потери зрения может развиться полная слепота. Избежать этого можно только при качественном и своевременном лечении.

В течение первых 5 лет у детей идет процесс развития органов зрения, то есть патологию можно устранить до того, как ребенок начнет посещать детский сад, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14-16 лет), глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных учебных нагрузках.

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский» — поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7 лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);

  • дальнозоркость;

  • косоглазие;

  • астигматизм;

  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Основные причины снижения зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

Читайте также:  Ребенок 2 года не слушается не засыпает

1. Врожденные причины:

  • нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;

  • дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

  • генетическая предрасположенность;

  • врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

  • травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

  • кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

  • повышенное глазное давление;

  • последствия перенесенного заболевания;

  • преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

Дети с нарушением зрения: классификация

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

1. Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.

2. Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.

3. Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4

4. Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

1. Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.

2. Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось. 

Особенности детей с нарушением зрения

Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:

  • плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;

  • мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;

  • в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;

Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.

В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Читайте также:  Либексин ребенку 2 года

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение  и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Низкое зрение у детей младшего возраста

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения

Такие дети отличаются от сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, и поэтому им следует посещать специализированный детский сад.

Важный момент для детей с плохим зрением, посещающих сад — максимально быстро адаптироваться. Для этого им показывают основные зоны детской группы, объясняют, для чего они созданы, и каковы правила поведения действуют в каждой зоне. Период адаптации, в то время когда малыш впервые посещает сад, проходит в форме игры, что позволяет ему быстрее освоиться.

На следующем этапе происходит знакомство с взрослыми, которые, в свою очередь, должны уметь заинтересовать и расположить к себе ребенка.

Незадолго до того, как ребенок будет посещать сад на постоянной основе, воспитатели предлагают посещение нескольких консультаций с ребенком, что позволяет снизить его страх перед незнакомым местом.

Возможно, родителям следует посетить несколько дошкольных учреждений и выбрать тот детский сад, в котором ребенок будет чувствовать себя более комфортно и процесс развития пойдет лучше.

По завершению адаптационного периода действия воспитателей будут направлены на то, что бы определить особенности личности и распознать психологические проблемы. На основании полученных сведений будет разработан индивидуальный план занятий с ребенком, посещающим специальный детский сад.

Особенности физического воспитания детей с патологией зрения

Дети с проблемами зрения медлительны, не скоординированы, плохо чувствуют равновесие, не так сильны и выносливы, как здоровые.

Благодаря специально разработанным программам развития у малышей происходит формирование уверенности в своих движениях. Чаще всего занятия представлены подвижными играми, с использованием различных предметов: мяча, кеглей, кубиков и т.п.

Нередко у малышей с патологиями зрения диагностируют проблемы осанки, искривление позвоночника, наличие асимметрии разных частей тела. Для каждого ребенка программа физического воспитания разрабатывается на основании индивидуальных нарушений и отклонений. Если выбран специализированный детский сад или школа, то зачастую офтальмологи передают назначения занятий непосредственно физическим воспитателям, которые по рекомендациям строят программу развития.


Источник

Ухудшение детского зрения – одна из самых распространенных проблем среди школьников. По статистике, каждый третий заканчивает 11 класс в очках. Почему же это происходит? Как родителям узнать, что их ребенок теряет остроту зрения? О том, можно ли предотвратить глазные проблемы – рассказывает Игорь Азнаурян, офтальмохирург, д.м.н., профессор. 

Первые признаки проблем с глазами

Основная сложность для родителей при определении состояния детских глаз – неочевидность тревожных признаков. Кариес, проблемы с кожей, ЖКТ обычно проявляют себя довольно отчетливыми сигналами, а вот ухудшение зрения или болезни глаз нередко развиваются совершенно незаметно. Тем не менее, родители могут их распознать, если с раннего возраста (1-5 лет) будут обращать внимание на следующие признаки:

1. ребенок очень часто трет глаза и жалуется, что перед ними как будто возникла пелена или туман; вообще любые жалобы на нечеткость зрения – повод немедленно отправиться к офтальмологу,
2. малыш рассматривает картинки, надписи, предметы только с близкого расстояния, старается придвинуть их к лицу или низко наклоняется,
3. на глазах часто возникает ячмень – это воспалительный процесс, который нередко является следствием перенапряжения глаз из-за некоей патологии.

Читайте также:  Ребенку 2 года 6 месяцев какой рост

Ухудшение зрения в дошкольном возрасте

В возрасте 5-7 лет есть уже более серьезные проблемы, которые указывают на ухудшение зрения и даже, возможно, глазные заболевания:

• у ребенка часто наблюдается покраснение глаз, что является следствием их переутомления,
• малыш жалуется на головную боль, жжение в глазах, двоение предметов, надписей, картинок,
• при чтении, письме, рисовании, даже рассматривании картинок ребенок низко наклоняется к листу, подносит книжку буквально к кончику носа, все предметы старается придвинуть как можно ближе,
• малыш не различает номер едущего вдалеке транспорта, вывески на магазинах, изображения на рекламных плакатах и т.д., 
• возникают первые проблемы с правописанием – буквы и строки очень сильно выезжают за поля,
• в садике, кружках, подготовительных курсах к 1 классу ребенок отстает от сверстников – возможно, причина в том, что он просто плохо видит, что делает учитель.

Начальная школа – тревожные признаки

Ухудшение зрения с началом школьного обучения возникает по 2 причинам:

1. резкий рост нагрузки на глаза,
2. проявление болезней, которые не были обнаружены в раннем возрасте из-за некачественных осмотров у офтальмолога или из-за того, что родители пренебрегали визитами к этому врачу.

С этого момента чаще всего проявляется близорукость (иногда дальнозоркость или астигматизм), дают о себе знать последствия травм (например, ударов по голове или повреждений глаз). Также заметно отличается успеваемость ребенка от детей, у которых нет проблем со зрением. В любом случае, ждать, что «само пройдет» нельзя – чем раньше проведена диагностика и начато лечение, тем эффективнее и результативнее оно будет.

Как предотвратить ухудшение зрения и состояния глаз у ребенка?

Профилактика – вот базовый элемент в борьбе за хорошее детское зрение. Для этого необходимы, во-первых, плановые осмотры с первых дней жизни новорожденного. Самый первый офтальмологический осмотр проводится сразу после рождения, чтобы обнаружить возможные врожденные патологии.

Второй визит к детскому офтальмологу нужно нанести по достижении 6 месяцев. Осмотр обязательно проводится при расширенном зрачке, чтобы врач изучил все оптические среды, проверил их прозрачность, наличие глазных особенностей, состояние глазного дна и сетчатки.

Третий осмотр проводится в возрасте 1 года, тоже при расширенных зрачках. Офтальмолог анализирует состояние глаз и их рефракцию, т.е. определяет, наблюдается ли у малыша близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм и т.д. Если обнаружены проблемы, то следующий осмотр назначается через 6 месяцев. Если глаза и зрение нормально развиваются, то нужно будет прийти через год.

После этого ежегодные осмотры у детского офтальмолога обязательны. Кода ребенок становится школьником, их следует проводить за 1-2 месяца до начала учебного года, чтобы, при выявлении проблем, врач успел провести лечение.

Диагностика всегда должна проводится на расширенном зрачке. Поверхностный осмотр – это неверная тактика: так легко упустить множество глазных патологий, которые затем придется долго и сложно лечить.

Как формируется детское зрение

Почему врачи-офтальмологи так настаивают на ранних осмотрах, еще до того, как ребенок пойдет в школу, и начнется серьезная нагрузка на глаза? Ответ прост – само формирование зрительной системы ребенка начинается в 1 год, а до 5 лет закладываются основные зрительные функции:

• острота зрения, 
• объемность зрения (способность к совместной работе двух глаз),
• глазодвигательные аспекты (симметричное положение и движение глаз).

Но на этом формирование зрительной системы не заканчивается. С 5 до 10 лет окончательно развивается бинокулярное зрение, формируется его качество, т.е. острота. 5-10 лет — основной возрастной период, в который офтальмолог может обнаружить глазные патологии.

Соответственно, чем раньше они будут выявлены, тем лучше пройдет лечение. Задача детского офтальмолога — восстановить зрительные функции ребенка до нормального состояния. Для каждого заболевания разработаны различные методики и этапность лечения. Вот почему нельзя отказываться от этого и надеяться, что ребенок «перерастет». Обычно такой настрой родителей приводит к тому, что уже во взрослом возрасте их ребенок тратит много сил и времени на лечение глаз.

Источник