Нарушение темпов развития речи у ребенка

Нарушение темпов развития речи у ребенка thumbnail

речевое развитиеТемп речи является одним из выразительных средств устной речи, он
зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых
звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и
предложениями.  Нормально говорящий человек произносит за одну секунду
от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15-20
звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и
разборчивости.

Нарушение темпа речи — это чрезмерное замедление речи и
такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят
быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные
процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая,
торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном
возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый
темп речи приводит к возникновению заикания.

В процессе развития речи
быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может
привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей
неряшливости в речи.

Тахилалия
— патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в
секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой
стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства
речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки
слогов, слов, неясность произношения фраз… Однако при привлечении
внимания к речи запинки исчезают.

В
зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности
симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых
ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в
моменты возбуждения, спора.

Тахилалия
часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов,
эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому
преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений:
замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности,
плавности.

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания.
D. Weiss считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением
центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит
наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи
с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная
речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.

М.
Е. Хватцев основной причиной тахилалии считал врожденную
речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую,
неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного
исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки
моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г.
Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения
восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие
того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется
следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал
причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные
испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.

Речевая
симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:
ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится
20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается
неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться
расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания,
перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения
фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией
происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней
речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих,
запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии
интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в
многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное
слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д.
произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения
выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых
артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить
тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние
коры головного мозга на течение речи.

Наряду
с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней
речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое
слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На
письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов.
Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по
написанию.

У
человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и
стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка,
гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время
сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с
объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и
моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее
артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко
возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции:
покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость
рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными.
Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что
отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности.

Брадилалия
— неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность
голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков
речи.

Брадилалия
может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в
клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в
неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при
дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы,
травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с
брадикинезией (замедленностью всех движений) астенизацией, общей
заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Как
самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц
флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности
речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной
формой речи.

Читайте также:  Развитие ребенка центр медведково

Речевая
характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность
темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов
чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное
замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое
произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Звуки
и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях,
хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими
паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться
артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или
слов.

При
брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну
и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент
меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется
кверху или книзу.

Дети с брадилалией
произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных
звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с
окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания,
неприятные ощущения и утомление.

Указанные
выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в
диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста,
рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не
способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова
правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более
фразы.

Неречевая
симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики,
тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения
замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему,
наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и
психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия,
внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с
трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не
сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к
стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

При
слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы
самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется
осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.

Заикание (логоневроз),
т. е. нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного
сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи
(экспрессивная речь) является одним из самых распространенных
расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно
начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи).

Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник

Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.

Какие бывают нарушения речи?

Почему возникают речевые нарушения?

Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?

Ответы на эти вопросы можно найти здесь.

Содержание:

  • Что указывает на речевые нарушения
  • Причины нарушения речи у детей
  • Виды речевых нарушений
  • Нарушение речи дошкольников
  • Исправление и коррекция речи
  • Рекомендации для родителей

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.

  • В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден. 
  • После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
  • После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
  • Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
  • К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
  • В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой. 
  • В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
  • В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
  • В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке. 

Причины нарушения речи у детей

Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.

Внутриутробные патологии

Внутриутробные патологии и родовые травмы

На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

  • гипоксия, 
  • инфекционные заболевания, 
  • травмы живота, 
  • алкоголь, 
  • курение, 
  • употребление наркотических веществ,
  • бесконтрольный прием лекарств,
  • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

Наследственность

К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка). 

Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

Родовые травмы

К этим факторам относятся:

  • недоношенность,
  • малый вес ребенка,
  • асфиксия (удушье),
  • акушерские травмы.

Послеродовые патологии

Сюда включают:

  • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
  • травмы артикуляционного аппарата.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

К таким причинам относятся:

  • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
  • неверный пример речи от взрослых,
  • сильный испуг, стресс, психические травмы.

Виды речевых нарушений

Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.

Психолого-педагогическая классификация

Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.

ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха. 

ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.

Читайте также:  Что нужно ребенку для развития нормального роста

ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.

Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.

Клинико-педагогическая классификация

Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.

По нарушению образования голоса:

  • дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
  • ринофония — носовое звучание голоса;
  • фонастения — нарушение силы голоса;
  • афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.

По ритму и темпу речи:

  • брадилалия — слишком медленная речь;
  • тахилалия — чрезмерно быстрая речь.

По звукопроизношению:

  • дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
  • ринолалия — аномальные органы артикуляции;
  • алалия — полное отсутствие речи;
  • афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.

По функциям письма и чтения:

  • дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
  • аграфия — невозможность освоения письма;
  • дислексия — нарушение чтения.

Нарушение речи дошкольников

Нарушение речи детей дошкольного возраста

Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие. 

Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.

Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!

Исправление и коррекция речи ребенка

Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

  • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
  • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
  • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
  • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
  • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
  • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика. 
  • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

Рекомендации для родителей

  • С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
  • Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
  • Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
  • Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
  • Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
  • Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
  • Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
  • Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
  • Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.

Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

В норме у ребенка к пяти годам полностью должны быть сформированы все речевые навыки. Если этого не произошло, то необходимо выяснить, почему возникло нарушение речи и при необходимости предоставить комплексную логопедическую, психотерапевтическую, медицинскую помощь.

В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения

По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:

  • в конце первого месяца грудничок не выражает голод или недовольство криком;
  • в четыре месяца младенец не улыбается, если взрослые разговаривают с ним;
  • в пять месяцев нарушения речи у детей проявляются отсутствием произношения звуков; малыши не ищут глазами предметы, на которые указали взрослые;
  • в семь месяцев младенец не произносит отдельные слоги, не реагирует на свое имя;
  • в девять месяцев малыш не говорит слова с одинаковыми звуками;
  • в десять месяцев не машет на прощание рукой;
  • в год не говорит осмысленно отдельные слова, не вслушивается в музыку, не исполняет элементарных просьб;
  • в два года не показывает на предметы, не произносит отдельные слова, не различает понятий «маленький-большой».

Часто встречается нарушение речи у детей, родившихся ранее положенного срока

Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:

  • отоларингологу для проверки слуха малыша;
  • невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
  • детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
  • окулисту для проверки зрения;
  • логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.

Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.

Почему возникает речевое нарушение 

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года солнцево

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Нарушения речи у детей кроются в недостатке общения с родителями

Какие бывают виды нарушений 

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

Своевременная коррекция развития речи позволит впоследствии избежать проблем с письмом

Какие бывают группы нарушений 

Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:

  • В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
  • Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
  • В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.

Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.

Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка

Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:

  • понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
  • проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
  • проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
  • начать коррекцию.

Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.

Профилактика нарушений  

У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:

  • с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
  • не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
  • ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
  • в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
  • каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
  • читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.

Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.

Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.

Читайте также: симптомы и лечение эхолалии у детей

Источник