Нарушение речи ребенка 5 лет

Нарушение речи ребенка 5 лет thumbnail

Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. задержка речевого развития у детей 5 летГлавное, чтобы отличия от нормы были минимальными.

Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.

Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.

Нормальное развитие речи у детей

Дети учатся говорить совершенно потрясающим образом. Задумайтесь: вам никто не объяснял правил родного языка – вас немного поправляли, но никто не учил говорить. За первые 3 года ребенок делает огромный скачок в развитии речи: от криков и звуков до полноценных предложений, связанного рассказа. В норме процесс протекает примерно так:

  • в 1 годик малыш знает около зрр10-15 простых слов;
  • к 2 годам знает уже 50-100 слов, умеет задавать вопросы, менять интонацию;
  • к 2,5 годам запас расширяется еще на 50-70 слов, кроха постоянно лепечет;
  • в 3 года малыш уже может составить связный рассказ, он подражает манере говорить одного из родителей;
  • к 5 годам ребенок может планировать, используя будущее время. Теперь он учит и рассказывает стишки, может даже начать изучение другого иностранного языка. В этом возрасте у детей большая потребность разговаривать.

У кого-то все это происходит чуть раньше, у кого-то позже. Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Развитие ребенка всегда индивидуальный процесс. Небольшое отставание не страшно, но если ребенок не начал говорить к 2 годам или к 3 не может строить предложения, то это уже повод для беспокойства. Вам нужно обратиться к специалисту, который определит, что именно пошло не так.

Причины ЗРР

Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:

  • физиологические отклонения, заболевания;
  • психологические проблемы.

Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:

  • недоразвитость зррнёба, горла;
  • проблемы со слухом;
  • неврологические проблемы;
  • врожденные или приобретенные поражения головного мозга;
  • заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм.

Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.

Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.

Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки, зррприменение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.

Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.

Общение с другими детьми очень важно. Они могут играть вместе, бегать, знакомиться — все это важная часть речевого развития. Они учатся друг у друга, перенимают слова, жесты, учатся распознавать звуки.

Виды

Задержка речевого развития не означает, что ребенок молчит. Он может говорить, строить фразы, произносить слова – только не в то время, когда этого требует график развития. Например, в 2 года нужно уже знать от 50 до 100 слов, строиразвитие речить простые предложения, но малыш начал делать это только в 5-6 лет. Или же в 5 лет еще не говорит, а только произносит звуки, указывает пальчиком, дергает за руку, чтобы обратить внимание на себя. Выделяются некоторые типы данного расстройства:

  • проблемы с артикуляцией речи;
  • ребенок говорит хорошо, но очень мало, практически все время молчит;
  • со слухом все хорошо, но вашу речь он не понимает, как итог — и сам не говорит;
  • разные комбинации указанных расстройств.
Читайте также:  Вокал ребенок 5 лет

Все это тоже относится к проблеме задержки речевого развития. Особенно тяжело работать с детьми, которых привели только через 1-2 года после возникновения проблемы.

Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?

Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:

  • в 1,5 года кроха не может говорить даже простые слова;
  • 2,5 года: не может построить задержка развития речипредложение, использует лишь по 1-2 слова;
  • к 3 годам речь невнятная, непонятная. Кроме обычных слов, периодически использует выдуманные или просто набор букв;
  • в 5 лет ребенок не говорит или же его речь примитивная, на уровне 1-2 лет.

Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.

Вам поможет специалист

От ребенка 4-5 лет логопед хочет услышать связный рассказ. Сейчас кроха должен использовать все части речи (кроме сложных: деепричастий, причастий).

Если есть проблемы в этом возрасте, то необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Важно не упустить время.

Сейчас еще можно исправить многие дефекты и нивелировать задержку, но потом будет гораздо тяжелее, если вообще что-то получится. Кроме того, не забывайте: с диагнозом «задержка речевого развития» малыша не возьмут в школу. Или же порекомендуют специальную школу коррекционного типа.

Часто бывает так, что о задержке стало известно еще в 2-3 годика. Нужно начинать работу со специалистом. Многие логопеды советуют на первых порах просто больше времени уделять общению – так дефект может пройти сам собой. Тогда на новом приеме в 4 года диагноз снимается. Или же, при необходимости, начинается более серьезное лечение.речь

Если до 5 лет развитие речи шло нормально, а потом прекратилось, скорее всего, имеет место причина психологического характера. У детей тоже могут быть стрессы и депрессивные периоды. Обратите внимание на то, как ведет себя малыш:

Он радостный, довольный?

У него есть любимые игрушки, игры?

Он общается с другими детьми, играет с ними?

Вы проводите с ним достаточно времени, разговариваете, читаете вслух?

Он проявляет интерес к творчеству, у него есть хобби?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», значит, причина кроется в этом. Малыш находится в состоянии психического дискомфорта и от этого замыкается в себе. Проблема не в речи, а в его состоянии, которое мешает нормальному развитию.

Терапия и лечение

Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У зррдетей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.

Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.

Лекарственная терапия

Обычно детям 5 лет с задержкой речи прописывают стимулирующие препараты для мозга. Они активизируют деятельность нейронов, стимулируют речевой центр мозга. Принимать их необходимо по особой схеме, которая зрриндивидуальна для каждого ребенка. Кроме того, может потребоваться какая-то иная терапия на усмотрение врача. Когда, если имеет место психологическое расстройства, лекарственная терапия необходимо.

Нужно понимать, что только от лекарств малыш не заговорит. Это лишь одна часть комплекса необходимых процедур. Но лекарственные препараты могут быть очень эффективны как помощь мозгу. Часто после начала приема процесс работы с малышом идет быстрее.

Современные виды лечения

Речь идет про детей 5 лет. Для них самый понятный вид дельфинотерапияобщения и деятельности — игра, поэтому все методы лечения должны быть занимательными, игровыми. Так стимулируется потребность выражать свои чувства. У ребенка 5 лет эмоции обычно уже хорошо развиты. Врачи стараются использовать такие техники, которые стимулируют детские эмоции. Тогда появляется необходимость поделиться своим удивлением или радостью, а значит, развивается речь.

Способы лечения подбираются индивидуально. Хорошо работает  – занятия в океанариуме с дельфинами. Они очень быстро находят общий язык с ребенком. К тому же в воде малыш расслабляется – проходят тревоги, нервозность. Вместе с дельфином можно учиться, общаться. Работать иппотерапиядолжен квалифицированный специалист по дельфинотерапии. Попробуйте – это отличный метод, который подходит большинству детишек.

Читайте также:  Какое автокресло выбрать ребенку 5 лет

Иппотератипия — занятия с лошадьми. Эти животные тоже хорошо влияют на ребенка. Обычно уже после нескольких недель терапии появляются первые результаты. Многие специалисты говорят, что такие решения для детей самые простые, хотя подбираются индивидуально.

Помощь корректолога

Если у ребенка есть проблемы психического развития, которые связаны с отставанием в развитии речи, работать с ним должен корректолог. Он занимается целым комплексом проблем, в том числе выясняет, нет ли у малыша отставания в психическом или умственном развитии.

После таких занятий повышается концентрация внимания, улучшается память. Специалист показывает малышу, как сосредоточиться, что нужно для этого делать. Бывает, что для детей 5 лет это и есть так необходимая информация, которую недодали родители.

Работа с психологом

Может быть так, что некая психологическая травма не дает малышу начать нормально разговаривать. Если появились очень заметные дефекты речевого развития, а физиологических причин этому нет, стоит отвести малыша к детскому психологу. Обычно 2-3 занятий хватает, чтобы специалист дал свое заключение. Возможно, потребуется долгая работа с профессионалом, если:

  • малыш пережил насилие;
  • есть психотравмы (оказался в автокатастрофе или зоне военных действий, потерял заиканиеродителей, видел какие-то проявления жестокости, подвергался избиениям, унижениям);
  • родители ограничивают его активность, постоянно наказывают;
  • ребенок не получает должного внимания, часто и надолго остается один дома в 4-5 лет.

Это лишь некоторые примеры травмирующих ситуаций. Главное понять, есть ли такие ситуации в его жизни или нет. Родители тоже должны пройти беседу с психологом. Задержка речевого развития может быть следствием сильного испуга ребенка: он пережил что-то, чего не может понять, объяснить. Нормальная реакция детской психики — замкнуться, забыть, не говорить об этом.

Массаж

Если есть проблемы с артикуляцией, то назначается массаж шейного отдела. Так стимулируются голосовые связки, горло. Часто массаж дает положительные результаты, но использовать только массаж без других мер не имеет смысла.

Занятия дома с малышом

Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:

  • просто говорите с малышом;
  • вместе разучивайте стихи, песенки;
  • задавайте ему вопросы;
  • не реагируйте, если кроха занятия с ребенкомпроизносит лишь звуки, а не слова;
  • проговаривайте названия предметов, описывайте свои действия;
  • просите его рассказать о том, как прошел день, что он делал;
  • задавайте наводящие вопросы (какого цвета были листья на деревьях, что он кушал на обед, о чем был мультик…);
  • старайтесь как можно дольше вести с ним диалог, даже если он будет отвечать односложно, лишь «да» или «нет».

Это отличная возможность:

  • показать малышу, как правильно строить предложение;
  • научить использовать все части речи;
  • обогатить его словарный запас;
  • «вытянуть» его из состояния погружения в себя.

Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.

Источник

Бардышева Наташа
Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет

В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. Речь – это общение. Речь – это мышление. Речь – это познание. Речь – это признак сознательной и разумной жизни.

Все родителя хотят, чтобы их дети обладали красивой речью, потому что красивая, правильная речь создает основу для всестороннего развития ребенка.

Если у ребенка недостаточно развита речь, это приводит к различным нарушениям и в поведении и в общении.

Дети становятся или замкнутыми, с трудом входят в контакт со сверстниками, взрослыми (потому что их не понимают) или наоборот становятся гиперактивными, агрессивными, привлекая внимание к себе.

Обычно к 3-4 годам дети с нормальным интеллектом и слухом имеют правильную речь.

Существуют несколько видов речевых нарушений.

1. Дислалия — самое распространенное речевое нарушение

Оно проявляется в том,что ребенок не произносит звуки:

пропускает (• ука – рука,

чаще искажает звук (яука – рука – вука, сапка – шапка)

Дислалия как правило ведет за собой и нарушение фонематического слуха.

Диагноз – ФФН фонетико – фонематическое недоразвитие.

В группе семь детей с ФФН.

2. На втором месте такое речевое нарушение как – Дизартрия

У ребенка с дизартрией очень слабы (все согласные произносит мягко) или наоборот напряженны мышцы органов речевого аппарата в следствии поражения речевых центров в коре головного мозга или проводящих путей, что приводит к стойкому нарушению речи.

У таких детей, как правило, очень долго и трудно идет автоматизация поставленных звуков изомерованно произносит, а в речевом потоке

Читайте также:  Окружность грудной клетки ребенка 5 лет

искажает или заменяет (рука – вука – фука, санки – сянки, шуба — с’юба)

перестановка слогов (дерево – деверо)

опускает слог (молоток – моток)

3. Риноламия – нарушение тембра голоса (говорит в нос)

4. Аламия – отсутствие речи.

моторная – все понимает, но не говорит.

сенсорная – не говорит и не понимает.

5. Афазия – потеря речи после болезни (инсульт, травма головы)

6. Заикание

Все перечисленные нарушения речи (кроме дислалии) связанны с поражением в ЦНС. Тяжесть дефекта зависит от локализации поражения

(в коре головного мозга или проводящих путях). При коррекции речевых нарушений, обусловленных нарушениями ЦНС всегда необходимо медикаментозное лечение (массаж, витамины).

Сложные формы дислалии, когда нарушено произношение всех групп звуков (свистящих, шипящих, соноров) и все перечисленные нарушения ведут к нарушению всех четырех компонентов речи.

Ребенку ставится логопедическое заключение – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, риноламии и т. д.

Какие же причины влияют на возникновение речевых нарушений.

В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов на развитие речи можно выделить:

1. Перинатальную патологию (внутриутробное развитие плода)

2. Натальную (повреждения при родах)

3. Постнатальную патологию (от рождения до трех лет когда идет интенсивное развитее речи)

В перинатальный период на развитие речи могут повлиять следующие неблагоприятные факторы:

— наследственные (генные, хромосомные заболевания, все в роду картавят и ребенок может картавить)

— гипоксические (кислородное голодание плода когда будущая мама редко гуляет на свежем воздухе, чаще всего находится в прокуренном помещении)

— травматические (внутриутробное кровоизлияние в результате ушибов, падений, сдавливания плода. Особенно в первую половину беременности, когда формируется ЦНС)

— биологические (вирусы, бактерии, которые попадают через кровь матери к плоду, в процессе болезней – ОРВ, грипп, краснуха, ветрянка, сифилис, ВИЧ инфекция и т. д.)

— химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, алкоголь, наркотики, никотин) От отца к ребенку передается в 10 – 20 случаев. От матери в 90 случаев.

— экологические состояние среды, гипо и гипервитаминозы, недостаток микроэлементов, радиоактивное облучение, при плохом питании, постоянной работе на компьютере.

— иммунологическая несовместимость (по резус – фактору)

— социально – психологический фактор (всевозможные стрессы: смерть близкого человека, нежеланный ребенок и т. д.)

В натальный период на плот могут воздействовать следующие неблагоприятные факторы, которые так же могут оказать отрицательное влияние на развитие речи.

— асфексия (кислородное голодание ребенка — удушье)

— травмы в результате стремительных или затяжных родов, кесарево сечение, падение ребенка, сдавливание головы и т. д.)

В постнатальный период на развитие речи ребенка могут повлиять следующие факторы:

— наследственные

— травматические (ушибы головы, травмы лица — губ, языка и т. д.)

— биологические — частые болезни ребенка.

— химические – много лекарств, особенно антибиотиков, нахождение ребенка в грязном, прокуренном помещение.

— социально – психологические (ссоры в семье, шум, нарушение режима сна, бодрствования)

— неправильное воспитание в семье:

• Долго сосал соску (межзубное произношение, слабость мышц)

• Мало разговаривали в семье (беден словарный запас)

• Общение в семье на языке ребенка (лепет, сюсюканье) Когда ребенок до трех лет не слышит правильной речи взрослого

ребенок КА – каша и родители (КА)

Все перечисленные причины могут вызвать различные речевые нарушения. От легких до наиболее тяжелых.

От характера нарушения зависит и время, которое необходимо для коррекции того или иного нарушения речи. Оно может длиться от 3 месяцев до 3-5-10 лет.

Поэтому важно как можно раньше и систематически заниматься коррекцией речевых нарушений.

Задачи коррекционной работы осуществляются на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Какие же задачи по коррекции речи будут решаться в этом учебном году?

1. Первая и главная задача – формирование правильного произношения звуков речи (постановка, автоматизация)

2. Развитие фонематического восприятия (различать речевые и не речевые звуки, гласные, согласные называть последовательность звуков в словах)

3. Расширение запаса по изучаемым темам (сад, огород, игрушки, звери, птицы, времена года и т. д.)

4. Формирование грамматического строя речи, (работа над предложением, согласование существительного с числительным, прилагательного глаголами в числе, роде, падеже).

5. Развитие связной речи (пересказ, составление рассказов).

6. Развитие графических навыков (знакомство с тетрадью в клетку, рисование фигур, штриховка нарисованных фигур линиями в разных направлениях.

7. Развитие памяти, внимания, мышления через игры, стихи, загадки, скороговорки, потешки и т. д.

Коррекционные задачи будут выполнены в том случае,если мы: логопед, воспитатели, родители станем действовать согласованно.

Источник