Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет thumbnail

На сегодняшний день многие данные свидетельствуют о высокой частоте нарушений пищевого поведения у детей и что особенно важно – они встречаются более чем у половины детей раннего возраста. Эти нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев. Поэтому важно знать причины и особенности этого состояния как у малышей, так и у старших школьников и подростков. Ведь именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения:

— стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца;

— отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи;

— неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); — рвотные движения при попытке кормления.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери.

В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет, но они могут возникать и в более раннем возрасте.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита.

Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище.

В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита:

  • нормальный;
  • повышенный;
  • пониженный;
  • избирательный.

Формирование пищевого поведения

Процесс формирования пищевого поведения происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Также влияет на формирование пищевого поведения индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая.

Нарушение пищевого поведения проявляется в таких формах:

  1. Отрыгивание.
  2. Нервная (инфантильная) анорексия.
  3. Пищевое недоразвитие.
  4. Употребление в пищу несъедобного.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Трудности с жеванием (отрыгивание, пережевывание) возникают из-за трудностей с родительским вниманием к ребенку. Это может быть его недостаток, избыток. Регулярное пережевывание успокаивает ребенка, снимает напряжение.

Нервная анорексия может проявляться в форме полного отвержения еды. Причиной является смена привычной обстановки, места жительства появление нового человека в семье, появление в рационе новых продуктов, неприемлемые для малыша способы употребления пищи. В таком случае изменение в привычной среде приводят к изменениям в пищевом интересе у ребенка.

Причиной недостаточного развития пищевых навыков есть дефицит ухода родителей за детьми. Часто проявляется в неблагополучных семьях, с низким уровнем дохода и культуры. Ребенок просто не умеет удовлетворять потребность в пище.

При расстройстве, когда ребенок стремится съесть несъедобное причина — недостаточное внимание, отсутствие надлежащего ухода. Часто наблюдается у детей, лишенных родительской заботы или при чрезмерной опеке.

Чтобы избежать возникновения этих проблем, необходимо правильно организовать процесс употребления еды, сделать его осознанным. Важно учитывать желания малыша, знать, хочет он кушать в данную секунду или нет, брать за основу естественный прикорм как залог гармоничного развития.

При длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста

Меню ребенка после года существенно расширяется в связи с тем, что только лишь грудного молока или специальной смеси для полноценного детского питания уже недостаточно. И это дает старт ответственному периоду для родителей ребенка, ведь важно не только ввести в рацион новые блюда, но и заложить у ребенка основы правильного пищевого поведения, привить взрослеющему малышу хорошие манеры за столом.

Пищевым поведением называют абсолютно все компоненты поведения ребенка, присутствующие в процессе приема пищи: что, как, когда и где он ест, в каких условиях, охотно или без аппетита, насколько быстро насыщается, как реагирует на новые блюда в меню.

Основы пищевого поведения закладываются еще в младенческом возрасте, во время грудного или искусственного вскармливания. Но наиболее значимый этап формирования пищевого поведения наступает тогда, когда малыш переходит к употреблению «взрослой» пищи, то есть примерно после года.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Правила формирования правильного пищевого поведения

  1. Правильно составленный режим питания — повышает эффективность абсолютно всех биологических процессов с раннего детства. Если приучить малыша есть примерно в одно и то же время (плюс-минус 15-30 минут), его организм будет заранее готовиться к приему пищи: начнет увеличивать выделение желудочного сока (то есть, кушать кроха будет с аппетитом) и вырабатывать ферменты, которые необходимы для правильного пищеварения. Имеет значение и время, отведенное на кормление. Завтрак и полдник — 15-20 минут, обед и ужин — 25-30 минут. Не нужно торопить ребенка, дайте ему возможность есть спокойно, тщательно пережевывая каждый кусочек. У деток, которые едят впопыхах, нарушения пищевого поведения (например, переедание) впоследствии наблюдаются гораздо чаще.
  2. Рацион и порции — после года ежедневное меню малыша состоит из супов, каш, вторых овощных, рыбных и мясных блюд, кисломолочных продуктов, фруктов, их варят, тушат, запекают, готовят на пару. И подают так, чтобы малыш в зависимости от возраста смог их без проблем жевать и проглатывать (если и кусочками). Знакомить ребенка с новыми для него блюдами стоит постепенно, используя правила как и при введении прикорма. При этом нужно в зависимости от возраста разделять на порции — это позволяет организму малыша без негативных последствий знакомиться с новыми блюдами, а маме дает возможность вовремя замечать малейшие признаки аллергической реакции на тот или иной продукту. Однако дозировать следует и хорошо знакомые ребенку блюда, дабы избежать привычки передать. Объем порции годовалого ребенка составляет примерно 220 мл, объем порции ребенка в 1,5 года — примерно 300 мл.
  3. Правильная обстановка — приучайте малыша с раннего возраста принимать пищу в отведенном для этого месте — на кухне или в столовой, а не перед телевизором или в движении. Если вы будете постоянно предлагать есть только на кухне и, внимание, сами будете принимать пищу только там, то в будущем не придется переучивать, преодолевая сопротивление ребенка, а заложить с ноля правильную привычку. Для правильного усвоения пищи крайне важна спокойная, располагающая обстановка, при этом никаких требований, ультиматумов, запугиваний и семейных сцен во время приема пищи ребенком — это формирует отрицательные стереотипы и как следствие — нарушения пищевого поведения. Позаботьтесь о том, чтобы от приема пищи ничего не отвлекало: выключайте телевизор, убирайте подальше телефоны и планшеты, игрушки.

Почему у ребенка снижается аппетит

Аппетит может быть непостоянным. Практически все детки периодически переживают спады аппетита и его подъемы. И в этом нет ничего страшного.

Насторожить родителей должно довольно продолжительное отсутствие аппетита, которое сопровождается общим недомоганием, вялостью. В этом случае следует обязательно обратиться за консультацией к педиатру.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Но все-таки чаще всего плохой аппетит свидетельствует не о
заболеваниях. Он является прямым следствием нарушения пищевого
поведения. Так, наиболее частыми причинами сниженного аппетита у детей
являются:

  • отсутствие четкого распорядка дня (в котором достаточное время отведено прогулкам на свежем воздухе и сну) и кормления;
  • перекусы и употребление сладких напитков (сок, компот) в интервалах между приемами пищи;
  • однообразие меню (изо дня в день одно и то же блюдо) или, наоборот, чрезмерное его разнообразие (каждый день что-то новое готов пробовать далеко не каждый малыш);
  • яркие эмоции накануне приема пищи (как позитивные, так и негативные быстро утомляют неокрепшую нервную систему малыша и подавляют сигналы голода);
  • отвлекающий антураж (телевизоры и планшеты, игрушки, которые переключают внимание малыша и снижают интерес непосредственно к еде);
  • психологическая обстановка (ребенка ругают, если он плохо/медленно/не аккуратно ест; не дают самому управляться с ложкой, когда он проявляет такое желание; оставляют есть одного);
  • психологическое неприятие конкретного блюда (малыш может наотрез отказываться от блюда, которое связано с неприятными переживаниями прошлого, например, это блюдо ему предлагали во время болезни);
  • период психологического кризиса (от года до двух трех лет) — в это время ребенок всячески проявляет свою волю, в том числе и отказываясь есть то, что ему без каких-либо вариантов предлагает мама.
Читайте также:  Острый гнойный отит у ребенка 5 лет

Почему ребенок отказывается от новых блюд

Многие детки настороженно относятся к изменениям в привычном рационе — могут съесть только совсем небольшой кусочек нового блюда или вовсе отказаться пробовать угощение. Это вполне нормально.

Предлагать новую пищу нужно начиная с маленькой порции, с интервалами в несколько дней. Обязательно сообщайте ребенку, что предлагаете, говорите, как это вкусно.

Избегайте негативных оценок еде.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок ел. Не хочет пробовать незнакомое блюдо — не заставляйте. Вполне вероятно, что через некоторое время (несколько дней, недель и даже месяцев) он его съест. А может быть, не захочет есть никогда — это его личные вкусовые предпочтения.

Не переживайте, что в список «нелюбимых» могут попасть полезнейшие продукты (рыба или мясо) — это не значит, что малыш отказывается от них совсем, возможно, ему не нравятся конкретные блюда из этих продуктов или способы их приготовления.

Post Views:
1 094

Источник

На сегодняшний день многие данные свидетельствуют о высокой частоте нарушений пищевого поведения у детей и что особенно важно – они встречаются более чем у половины детей раннего возраста. Эти нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев. Поэтому важно знать причины и особенности этого состояния как у малышей, так и у старших школьников и подростков. Ведь именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения:
— стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца;
— отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи;
— неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); — рвотные движения при попытке кормления.

Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери.

В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет, но они могут возникать и в более раннем возрасте.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита.
Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище.

В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита:

  • нормальный;
  • повышенный;
  • пониженный;
  • избирательный.

Формирование пищевого поведения

Процесс формирования пищевого поведения происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Также влияет на формирование пищевого поведения индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая.

Нарушение пищевого поведения проявляется в таких формах:

  • Отрыгивание.
  • Нервная (инфантильная) анорексия.
  • Пищевое недоразвитие.
  • Употребление в пищу несъедобного.

Трудности с жеванием (отрыгивание, пережевывание) возникают из-за трудностей с родительским вниманием к ребенку. Это может быть его недостаток, избыток. Регулярное пережевывание успокаивает ребенка, снимает напряжение.

Нервная анорексия может проявляться в форме полного отвержения еды. Причиной является смена привычной обстановки, места жительства появление нового человека в семье, появление в рационе новых продуктов, неприемлемые для малыша способы употребления пищи. В таком случае изменение в привычной среде приводят к изменениям в пищевом интересе у ребенка.

Причиной недостаточного развития пищевых навыков есть дефицит ухода родителей за детьми. Часто проявляется в неблагополучных семьях, с низким уровнем дохода и культуры. Ребенок просто не умеет удовлетворять потребность в пище.

При расстройстве, когда ребенок стремится съесть несъедобное причина — недостаточное внимание, отсутствие надлежащего ухода. Часто наблюдается у детей, лишенных родительской заботы или при чрезмерной опеке.

Чтобы избежать возникновения этих проблем, необходимо правильно организовать процесс употребления еды, сделать его осознанным. Важно учитывать желания малыша, знать, хочет он кушать в данную секунду или нет, брать за основу естественный прикорм как залог гармоничного развития.

При длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста

Меню ребенка после года существенно расширяется в связи с тем, что только лишь грудного молока или специальной смеси для полноценного детского питания уже недостаточно. И это дает старт ответственному периоду для родителей ребенка, ведь важно не только ввести в рацион новые блюда, но и заложить у ребенка основы правильного пищевого поведения, привить взрослеющему малышу хорошие манеры за столом.

Пищевым поведением называют абсолютно все компоненты поведения ребенка, присутствующие в процессе приема пищи: что, как, когда и где он ест, в каких условиях, охотно или без аппетита, насколько быстро насыщается, как реагирует на новые блюда в меню.

Основы пищевого поведения закладываются еще в младенческом возрасте, во время грудного или искусственного вскармливания. Но наиболее значимый этап формирования пищевого поведения наступает тогда, когда малыш переходит к употреблению «взрослой» пищи, то есть примерно после года.

Правила формирования правильного пищевого поведения

  • Правильно составленный режим питания — повышает эффективность абсолютно всех биологических процессов с раннего детства. Если приучить малыша есть примерно в одно и то же время (плюс-минус 15-30 минут), его организм будет заранее готовиться к приему пищи: начнет увеличивать выделение желудочного сока (то есть, кушать кроха будет с аппетитом) и вырабатывать ферменты, которые необходимы для правильного пищеварения. Имеет значение и время, отведенное на кормление. Завтрак и полдник — 15-20 минут, обед и ужин — 25-30 минут. Не нужно торопить ребенка, дайте ему возможность есть спокойно, тщательно пережевывая каждый кусочек. У деток, которые едят впопыхах, нарушения пищевого поведения (например, переедание) впоследствии наблюдаются гораздо чаще.
  • Рацион и порции — после года ежедневное меню малыша состоит из супов, каш, вторых овощных, рыбных и мясных блюд, кисломолочных продуктов, фруктов, их варят, тушат, запекают, готовят на пару. И подают так, чтобы малыш в зависимости от возраста смог их без проблем жевать и проглатывать (если и кусочками). Знакомить ребенка с новыми для него блюдами стоит постепенно, используя правила как и при введении прикорма. При этом нужно в зависимости от возраста разделять на порции — это позволяет организму малыша без негативных последствий знакомиться с новыми блюдами, а маме дает возможность вовремя замечать малейшие признаки аллергической реакции на тот или иной продукту. Однако дозировать следует и хорошо знакомые ребенку блюда, дабы избежать привычки передать. Объем порции годовалого ребенка составляет примерно 220 мл, объем порции ребенка в 1,5 года — примерно 300 мл.
  • Правильная обстановка — приучайте малыша с раннего возраста принимать пищу в отведенном для этого месте — на кухне или в столовой, а не перед телевизором или в движении. Если вы будете постоянно предлагать есть только на кухне и, внимание, сами будете принимать пищу только там, то в будущем не придется переучивать, преодолевая сопротивление ребенка, а заложить с ноля правильную привычку. Для правильного усвоения пищи крайне важна спокойная, располагающая обстановка, при этом никаких требований, ультиматумов, запугиваний и семейных сцен во время приема пищи ребенком — это формирует отрицательные стереотипы и как следствие — нарушения пищевого поведения. Позаботьтесь о том, чтобы от приема пищи ничего не отвлекало: выключайте телевизор, убирайте подальше телефоны и планшеты, игрушки.
Читайте также:  Учим и развиваем ребенка 5 лет

Источник

Расстройства пищевого поведения у детей и подростков — явление не только очень частое, но и чрезвычайно опасное. Речь не только об ожирении, но и о других серьезных недугах — анорексии, булимии и пр., способных напрочь испортить человеку жизнь. О том, как с детства формировать здоровые отношения с едой, поговорили с известным психологом Светланой Бронниковой, которая более 10 лет занимается патологиями пищевого поведения.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Светлана Бронникова — клинический психолог, кандидат психологических наук, автор программ по регуляции веса и пищевого поведения у детей, подростков и взрослых.

В 2014 году создала первый в России Центр Интуитивного питания IntuEat.

Автор научных и популярных статей о психологии и бестселлера «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть».

Как можно и нельзя кормить маленьких детей

— Правда ли, что пищевые предпочтения у ребенка формируются еще в перинатальный период, до рождения?

— Формирование вкусовых предпочтений идет не только в перинатальный период, но и на протяжении первых лет жизни. При этом ребенок рождается с определенными генетическими склонностями. Например, склонность детей к сладкому обусловлена тем, что это гарантированная быстрая энергия. Не случайно материнское молоко имеет сладкий вкус.

На самом деле мы очень мало знаем о том, как формируются вкусовые предпочтения детей. Безусловно, важна роль семьи: если в семье питаются определенным образом, это оказывает на ребенка серьезное влияние. Перинатальный опыт и генетический фактор тоже играют роль в формировании вкусовых предпочтений, но какую именно, мы пока не понимаем. Поэтому нельзя уверенно говорить о взаимосвязи между особенностями перинатального периода и вероятностью развития пищевых расстройств у ребенка.

— А длительность грудного вскармливания влияет на эту вероятность?

— Таких данных нет. Однако смесь более калорийна, чем грудное молоко, и дети на смеси больше склонны к набору веса. Есть статистика, что дети на искусственном вскармливании имеют больший риск развития ожирения, чем на грудном.

— Верно ли, что маленьким детям очень важно иметь тактильный контакт с едой: размазывать кашу по столу, перебирать макароны руками и тому подобное?

— Примерно с полугода до двух лет игра с едой обязательна для ребенка. Основную массу информации он воспринимает через органы вкуса и осязания. Мамы-чистюли, которые хотят, чтобы ребенок ел аккуратно, лишают его огромного объема информации. Если ребенку не давать играть с едой в этом возрасте, он вообще может отказаться пробовать прикорм. Ребенку надо по себе это все размазать: так он постигает, что это безопасно, приятно, и может быть вкусно.

— Если ребенок отказывается пробовать новые продукты и вообще избирателен в еде — о чем это говорит?

— В возрасте 1,5–2 года у детей включается неофобия — боязнь новой пищи. Это защитный эволюционный механизм. У первобытных людей дети ели любой подножный корм, в том числе ядовитые грибы и ягоды. Выжили и оставили потомство те, кто были осторожны, и новую пищу пробовать не спешили. Период неофобии обычно длится до 4–5 лет. В это любая незнакомая пища для ребенка — «Фу!»: брокколи слишком зеленая, желе трясется, а яйца «сопливые». В этом нет логики и ее не надо искать. Продолжайте предлагать разную еду, не настаивая. Наступит волшебный момент, когда ребенок начнет пробовать новое. Пищевую тревогу рано или поздно победит пищевой интерес.

— То есть родители, которые пытаются уговорить съесть полезную еду, настоять на этом, не правы?

— Нам кажется, что если заставить съесть какую-то еду, то ребенок перестанет бояться и в следующий раз ее захочет. Но этого не произойдет. Когда мы начинаем принуждать детей есть, заставлять, пытаться мотивировать, кормим под мультики, маскируем нелюбимую еду под что-то другое, — мы неизбежно формируем пищевую аверсию — повышенную пищевую тревогу, боязнь определенной еды. Если мы этого не хотим, ни в коем случае не стоит применять силу.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

Есть два «железных» правила детского питания. Первое — если вы хотите, чтобы какая-то еда для ребенка была особенно ценной и важной, запретите ему ее есть. Запрет на шоколад, конфеты и подобное приводит к тому, что эта еда становится особенной. Второе важное правило — если вы хотите, чтобы ребенок не ел какую-то еду, заставьте его эту еду есть, и он будет избегать ее как чумы.

— Тогда как родители могут регулировать питание детей?

— Только собственным примером. Если мы сами не сидим на диетах, питаемся разнообразно, любим свое тело, не отказываем себе в каких-то группах продуктов и не испытываем из-за какой-то еды тревоги, у детей формируется хорошая ролевая модель и они тоже, скорее всего, будут питаться нормально. Наша часть ответственности — купить еду, приготовить, поставить на стол. Положить еду в ребенка — вообще не наша задача.

Пищевые расстройства: виды, причины, последствия

— Как часто вы сталкиваетесь с детским ожирением в своей практике?

— Смотря с чем сравнивать. Нервная анорексия у девочек-подростков встречается чаще, чем дети с избыточным весом с приступообразным перееданием. И последних я могу разделить на две категории. Первая группа — это мальчики с очень большим весом или с ожирением, часто уже с такими метаболическими нарушениями как инсулинорезистентность или диабет. И они совершенно не в состоянии как-то регулировать свое питание. Почти всегда родители пытаются сажать их на диету, заставляют заниматься спортом, ограничивают карманные деньги, чтобы они не покупали вредную еду. И все это — абсолютно провальные идеи. Дети все равно находят способ раздобыть запретную еду. Один из наших маленьких пациентов полезные сэндвичи с индейкой и свежими овощами, которые ему в школу давала мама, продавал одноклассникам, а на вырученные деньги покупал сэндвичи в столовой, которые ему нравились больше. И вот эта группа в большинстве своем обнаруживает черты расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности или синдром дефицита внимания. У этих детей контроль импульсов нарушен с самого начала. Здесь часто необходима работа со специалистами и даже прием фармакологических препаратов для того, чтобы сделать их спокойнее, чтобы они начали прислушиваться, чтобы с ними можно было договориться.

— А вторая группа?

— Во второй группе больше девочек, хотя и мальчики тоже есть. Это дети, которые с самого рождения демонстрировали большую способность к набору веса, но первые годы жизни были радостью для родителей. Педиатр скорее вас похвалит, что малыш такой пухлый, чем поругает. И здесь дело не в том, что мама молодец, хорошо кормит или молоко у нее очень питательное. Это метаболические особенности и генетика. Далее эти дети продолжают активно набирать вес. В пубертатном периоде у девочек скачок набора веса является абсолютной нормой, потому что набор жировой массы нужен, чтобы запустить цикл размножения, чтобы девочка стала фертильной. Но в современной культуре худобы, когда родители видят набор веса у крупной девочки, они пугаются и сажают ее на диету. Плюс масса негативной обратной связи от окружающих — и тогда девочки сами могут сесть на диету. Это заканчивается расстройствами пищевого поведения. Если вы считаете, что вашему ребенку надо похудеть, если вы «зожник» и считаете, что лактоза, глютен или углеводы (нужное подчеркнуть) — вред, то в этом случае вы очень рискуете спровоцировать у своего ребенка расстройство пищевого поведения. Самое рискованное, что можно сделать с ребенком, это посадить его на диету. Любая диета уместна только по серьезным медицинским показаниям. Ограничение питания опасно, это может запустить механизм пищевого расстройства — от приступообразного переедания до булимии и анорексии.

Читайте также:  Где отметить день рождения ребенку 5 лет в зеленограде

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

— Какие основные нарушения пищевого расстройства сегодня вы наблюдаете у детей в России?

— Анорексия, булимия, приступообразное переедание. Есть расстройство питания избегающего типа, которое только сейчас появилось в классификации болезней. Это те самые дети, которые ничего не едят. Вернее едят 7–8 продуктов, а то и меньше, из всего существующего спектра. У них нет никаких аллергий, и они условно здоровы. Но они невероятно привередливы в еде и по объему съедают очень мало. И при этом плохо растут и отстают в физическом развитии. Эти дети вызывают беспокойство у педиатра, который говорит маме «что ж вы так плохо ребенка кормите?». Мама в ответ пытается ребенка кормить насильно, вызывая обратный эффект. Круг замыкается.

— То есть любая диета — зло, даже если акцент сделан на здоровом питании и мама из лучших побуждений готовит только полезное и диетическое?

— У нас в центре летом был просто шквал девочек с нервной анорексией. Я вижу мам, которые сами запустили первую дочернюю диету из лучших побуждений. Причем не всегда мама сама придерживается принципов ЗОЖ. Бывает, что она с лишним весом, который не может контролировать, поэтому идею дочери сесть на диету она всячески поддерживает и считает благом. У девочки развивается ограничительный тип питания, и как следствие — нервная анорексия, вызванная не состоянием здоровья, а психическими факторами. При этом надо понимать, что анорексия это на 100% генетически обусловленное заболевание (врожденная особенность генома). Заболеет ей 1 из 100 севших на диету. Поэтому, конечно, нельзя сказать, что тут полностью вина мамы. Но мамы, которые пытаются контролировать питание детей и стремятся сделать его правильным, могут запустить этот генетически обусловленный процесс.

Есть исследования, которые показывают, что дети, которых сажают на диету в предподростковом возрасте, уже в подростковом страдают от приступообразного переедания и булимии. Сегодня мы понимаем, что все расстройства пищевого поведения обусловлены генетически, часть людей рождается уязвимой к этому. Дальше многое зависит от среды. Есть такое выражение американского врача, что генетика заряжает ружье, а среда нажимает на курок. Этот заряд может выстрелить, а может и не выстрелить.

— Правда, что булимия и анорексия — это две стороны одной медали? То есть по сути одно и то же расстройство в разных проявлениях.

— Существует такая теория, что есть лишь одно расстройство пищевого поведения, которое проявляется в разных формах у разных людей, и даже по-разному у одного человека в течение жизни. Мы действительно видим, что одна и та же девочка в разное время может страдать от анорексии, потом восстановиться и уйти в булимию, а затем в зрелом возрасте развить приступообразное переедание. Разные симптомы, но причина одна — чрезмерная озабоченность собственным весом, фокус на контроле питания, компенсации за съеденное в виде тренировок, самоочищении (когда после еды вызывают рвоту). Этот комплекс повторяется во всех случаях.

— Нарушения пищевого поведения могут быть последствием психологической травмы, перенесенной в детстве?

— Триггерным фактором может стать и диета в детском возрасте, и поведение родителей, и психическая травма. Есть уверенная статистика, что ожирение коррелирует с сексуальным или физическим насилием, пережитым в детстве. Это от 12 до 25% всех случаев ожирения, очень много. Люди, пережившие насилие, начинают переедать, это становится способом совладать с травмой и защитить свое тело от притязаний. Впоследствии развивается ожирение. Есть и другая, менее яркая связь: люди с нервной анорексией или булимией в анамнезе часто также имеют опыт физического и/или сексуального насилия.

— Какую систему питания вы считаете наиболее здоровой?

— Совершенно нормально хотеть не только полезные продукты, но и не очень — сладости, жирное, жареное и тому подобное. В этом контексте интуитивное питание — очень разумная система. Хотя часто эту идею искажают, и представляют интуитивное питание как очередную диету либо как «пончиковую диету», когда ты ешь только то, что хочешь и только вредное. На самом деле интуитивное питание — это питание, при котором ты ешь то, что ты хочешь и когда хочешь, прислушиваясь к сигналам собственного тела, не используешь еду как способ решения эмоциональных проблем, ешь только по причине физического голода и не делишь еду на здоровую и не здоровую. И тогда организм сам подсказывает тебе, что тебе надо съесть. Сама я придерживаюсь этой системы уже 11 лет. Когда нет изначально нарушения питания, то это очень удобная система, и организм безошибочно тебе говорит, что и когда тебе надо съесть. Я никогда не любила мясо, но в какой-то период начала хотеть его все время. Я прошла медицинское обследование, которое показало, что у меня выраженная железодефицитная анемия на фоне долгого грудного вскармливания. То есть организм дал сигнал, что надо съесть. Когда это проблема решилась, я снова перестала есть мясо, я его не хочу. Так работает эта система.

Нарушение пищевого поведения у ребенка 5 лет

— Если родители столкнулись с расстройством пищевого поведения у ребенка, к чему им надо быть готовым?

— Все обратимо. Даже очень тяжелые нервные анорексии обратимы, и с этим можно жить. Если мы говорим о расстройствах пищевого поведения у детей, то тут семья играет просто колоссальную роль. Первая проблема — это признание существующей проблемы. К расстройствам пищевого поведения пока относятся как к ненастоящей болезни. Когда родители приводят ребенка на консультацию и мы описываем план лечения на год или больше, им это кажется такой лишней морокой, они не испытывают энтузиазма. Далеко не каждый на это готов. При этом при других серьезных заболеваниях, таких как онкология, родители готовы на все, даже на самые серьезные ограничения. Расстройство пищевого поведения — это такая же серьезная болезнь и подход должен быть таким же. Смиритесь с тем, что ребенок не здоров и что без вашей помощи он не справится. На родителей в этом случае падает огромная нагрузка: им предстоит не только возить ребенка к специалистам, но и самостоятельно кормить его. Часто девочки, страдающие нервной анорексией, сами готовят и кормят всю семью — это одна из характеристик болезни. Право готовить переходит родителям, которым предстоит следить, чтобы еда содержала достаточное для восстановления веса количество питательных веществ, ребенок с нервной анорексией в период восстановления не имеет права даже подходить к кухне, так как это может провоцировать усиление симптомов болезни. На родителей ложится нагрузка по поддержке ребенка во время приема пищи — подкреплять, подбадривать, убеждать и даже лишать любимых занятий до тех пор, пока ребенок не начнет есть. И, конечно, лечение должно быть комплексным. Это подразумевает работу с командой специалистов — психологом, семейным психологом, специалистом по питанию, психиатром, работать надо со всей семьей.

— Какие есть психологические методики по изменению отношения к еде? Как научить себя и ребенка не относиться к ней как к способу решения каких-то психологических проблем. Как понять, что голод ненастоящий, если организм хочет есть?

— Все без исключения методики, изменяющие отношение к еде, основываются на полном отказе от диетического мышления и худобы как основного критерия внешней привлекательности. До тех пор пока в питании человека будут существовать правила, ограничения, разделение еды на «хорошую» и «плохую», будет сохраняться фиксированность на еде, эпизоды переедания, и человек будет иметь тенденцию обращаться к еде как к способу решения эмоциональных проблем. Для того чтобы дети питались адекватно, нужно, чтобы адекватно питались и относились к своему телу родители. Понять, что голод ненастоящий, можно тогда, когда есть опыт взаимодействия с телом, прислушивания к его сигналам — это несовместимо с диетическим стилем питания, диктующим извне, что именно, сколько и когда нуж