Нарушение координации движений у ребенка 3 года

Нарушение координации движений у ребенка 3 года thumbnail

Нарушение координации движений сигнализирует, что при передаче команды от мозга мышцам произошел «сбой». Эти проблемы, как ни прискорбно, возникают и у детей. Что делать в такой ситуации?

Что такое координация движений?

Первые шаги маленького грудничка, лихой прыжок через канаву ребенка постарше, акробатические кульбиты школьника вызывают теплую улыбку, гордость за своих детей. При этом не задумываясь как сложна опорно-двигательная система ребенка. Ее полноценное и равномерное развитие дает возможность юным сорванцам исполнять роль «вечного двигателя».

Опорно-двигательная система человека состоит из костей и, находящихся в местах их соединения, суставов. Рассыпаться скелету не дают другие части опорно-двигательной системы — соединительные ткани и суставные капсулы. Но чтобы заставить кости двигаться необходимы мышцы, а им на сокращение нужен приказ поданный мозгом.

Движение — сложный комплекс действий, который выполняется при участии центральной нервной системы (ЦНС), а вернее ее частей:

  • Коры больших полушарий головного мозга;
  • Афферентные и эфферентные пути;
  • Базальных ядер;
  • Спинного мозга;
  • Периферическая часть ЦНС.

Кора больших полушарий посылает импульс, когда он доходит по нервной системе до мышцы, та сокращается. Но важен не столько факт этого движения, сколько точность, координация, плавность. А за это отвечают мозжечок и базальные ядра.

Заболевания с расстройством координации

Нарушение работы или повреждение любой части ЦНС имеет следствием ухудшение функций движений. Плохая координация или другие нарушения замечаются на начальных этапах, что даст возможность вовремя проконсультироваться с врачом и перейти к лечению.

Нередко рука об руку с нарушенной координацией и другими нарушениями движений идут изменение тонуса мышц и рефлексов сухожилий.

В последних случаях врачи считают полезным лечебный массаж. Если говорить о массаже, то важно знать специфику применения при нервно-мышечных заболеваниях: тонизирующий массаж на участки с пониженным тонусом, а расслабляющий  — с повышенным. При слабой мускулатуре дыхательного комплекса используют массаж грудной клетки.

Острый паралич

Заболевания ЦНС, имеющие инфекционную или сосудистую природу, а так же некоторые повреждения при травмах вызывают появление острых параличей у ребенка. Возможно постепенное развитие паралича, вызываемое патологиями иммунной системы. Если рядом ребенок страдающий приступами острого паралича, нужно быть внимательным к его состоянию и уметь оказывать первичную медицинскую помощь (прямой массаж сердца, искусственное дыхание).

Генетические нервно-мышечные заболевания

Такие заболевания характеризуются нарушением тонуса мышц и их атрофией. Симптомы прогрессируют с течением времени. Признаком начала заболевания выступает «утиная» походка и понижение физической активности ребенка. При развитии заболевания, увеличивается атрофия мышц, снижаются или отсутствуют рефлексы соединительных тканей. В некоторых формах таких наследственных заболеваний, главным признаком становится расстройство мышечного тонуса. Причем его снижение или повышение у ребенка зависит от каждого конкретного случая.

  • Советуем почитать: Адаптол для лечения депрессии и тиков у детей.

У таких генетических заболеваний бывает только комплексное лечение:

  • Медикаментозная терапия (кортикостероиды и другие препараты);
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Массаж, лечебная гимнастика;
  • Ортопедическая коррекция;
  • Правильная диета;
  • Чрезвычайно важна психологическая поддержка.

Миастения

Миастения относится к приобретенным патологиям и может встречаться у детей. Обуславливается ярко выраженной мышечной слабостью. При миастении ребенок жалуется на сильную утомляемость во время физических действий, вплоть до абсолютного обездвиживания. Для вывода из такого состояния, требуется интенсивный массаж. Различается частичная слабость мышц, затрагивающая например только окологлазные и глазные мышцы.

Миастения не редко развивается на фоне нехватки калия в организме. Ограниченность в движении возникает резко, чаще всего ночью вовремя сна или сразу после него. При том человек остается в сознании, испытывая последствия вегетативных нарушений:

  • Излишняя потливость;
  • Сильная жажда;
  • Повышенная температура;
  • Сильной тошнотой.

Лечение миастении заключается в сочетании компенсирующей, патогенетической, неспецифической терапии. Также врачи советуют не пренебрегать лечебным массажем и гимнастическими упражнениями. Массаж всегда полезен для мышц, обмена веществ.

Гиперкинезы

Расстройством координации у детей являются различные непроизвольные мышечные сокращения. Гиперкинезы проявляются в отдельных мышцах организма, имеют разные периодичность и характер. Яркий пример — банальные тики, что не редко встречаются у детей всех возрастов. Ослабленная ЦНС ребенка наиболее подвержена таким гиперкинезам.

  • Читайте также: вокальные тики у детей

Главными причинами возникновения становятся глазные инфекции, ЛОР-болезни и даже неудобный фасон рубашки. Методами лечения являются медикаментозный (препараты, улучшающие кровообращение мозга и обеспечивающие кислородом его ткани) и физиотерапевтический (массаж, лечебная гимнастика).

Атаксия

При этом заболевании ребенок и в состоянии покоя, и при ходьбе шатается, даже может упасть. При движении широко расставляет ноги. Движения становятся несоразмерными и неточными, при этом трудно попасть в цель, руки бьет крупная дрожь и т.д.

Нарушение координации у ребенка вызывают генетические заболевания нервной системы. Также причинами возникновения атаксии могут быть: острые инфекции, отравления, воспаления затылочной части мозга, интоксикации.

Лечение зависит от причины возникновения болезни. При инфекционно-воспалительной — назначают антибактериальные и противовирусные препараты, токсическом происхождении — дезинтоксикацию. Если нарушение координации движений у ребенка имеет генетические корни, то используется метаболическая терапия, которая ориентирована на симптоматическое лечение. Массаж рекомендован при любой причине возникновения болезни, как мера для улучшения обмена веществ и восстановления мышечного тонуса.

Читайте также:  Закисли глаза у ребенка 3 года лечение комаровский

Оцените статью: 28 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 28 , средняя оценка: 4,29 из 5

Загрузка…

Источник

Указанное явление представляет собой нервно-мышечное расстройство, которое характеризуется нарушением координации движений верхних и нижних конечностей, а также походки.

Атаксия является симптомом иных болезней, которые иногда обусловлены генетической предрасположенностью.

Симптомы нарушения координации – что может указывать на то, что координация движений нарушена?

Рассматриваемая патология характеризуется следующими проявлениями:

  1. Неспособностью удержать равновесие в положении стоя. Человек может шататься в разные стороны, возможны также падения. Если рассматриваемый недуг дает о себе знать исключительно в стоячей позиции, говорят о статической атаксии.
  2. Погрешностью в балансе (шаткость, падение на бок или назад), которые возникают во время каких-либо движений. При проявлении нарушений только на момент совершения двигательных актов доктор диагностирует динамическую атаксию.
  3. Тремором конечностей, который едва заметен при пребывании в спокойном состоянии. Подобное явление становится ярко-выраженным, когда человек нервничает, либо испытывает стресс.
  4. Нарушения речи. Больной разговаривает медленно либо слишком быстро, иногда путает порядок слов в предложении, делает ударение на каждый слог в слове. К данному симптому иногда присоединяются неконтролируемые движения глазных яблок, изменение почерка. В некоторых случаях ухудшается слух.
  5. Погрешности в дыхании (не всегда).

В некоторых случаях, общую картину дополняют тошнота, рвота, мигрени, головокружения.

Атаксия или нарушение координации - симптомы, причины, диагностика и лечение

Атаксия, как симптом – при каких патологиях может быть нарушена координация у взрослого или ребенка?

Рассматриваемое патологическое состояние относится к вторичному недугу. Оно не возникает само по себе, но является проявлением определенной болезни:

1. Нарушения в функционировании головного мозга:

  • Рассеянный склероз.
  • Гидроцефалия, характеризующаяся переизбытком церебральной жидкости в желудочковом секторе мозга.
  • Дефекты в развитии черепной коробки и мозга: болезнь Арнольда-Киари.
  • Рассеянный энцефаломиелит, а также иные патологии, возникшие вследствие распада миелина.
  • Серьезные погрешности, связанные с кровоснабжением мозга.
  • Сильное травмирование черепа, что повлекло за собой сбои в функционировании мозга.
  • Патологические новообразования в мозжечке либо головном мозге.
  • Инсульт.

2. Интоксикация организма

Имеется в виду интоксикация, которая развилась на фоне отравления тяжелыми металлами, синтетическим клеем, снотворными препаратами

Атаксия в этих случаях зачастую имеет эпизодический характер, и самоустраняется после прекращения контакта с указанными раздражителями.

3. Нарушения обмена веществ

4. Некорректная работа вестибулярного аппарата

  • Периферическая вестибулопатия – воспалительные процессы в ретролабиринтных структурах, что сопровождаются ухудшением слуха, самопроизвольным регулярным движением глазных яблок.
  • Лабиринтит. Помимо атаксии больной жалуется на тошноту, головную боль, повышение температуры тела. Подобные явления – следствие воспалительных реакций во внутреннем ухе.
  • Опухолевые процессы в оболочках вестибулярного нерва.

5. Дефицит витамина В1, В12, Е в крови

Подобное явление – результат неправильного питания, либо следствие алкоголизма.

6. Наследственные болезни:

  • Синдром Луи-Бар. Первые признаки болезни можно наблюдать уже в первые месяцы после рождения ребенка. Нарушения в работе вестибулярного аппарата ухудшаются с каждым годом, и зачастую к 10 годам жизни ребенок утрачивает способность ходить. Общая картина дополняется умственной отсталостью, слабыми защитными реакциями организма (у маленького пациента часто диагностируют воспаление легких, бронхов, синуситы). Кроме того, у таких больных есть склонность к онкозаболеваниям.
  • Атаксия Фридрейха. Имеет аутосомно-доминантный тип наследования, и у семей, где есть кровные браки более высокая вероятность рождения ребенка с подобными отклонениями. Патология проявляет себя на начальной стадии нарушениями в походке. Далее, в ходе прогрессирования, присоединяется тремор конечностей, сбои в работе сердца, ухудшение слуха, патологические изменения скелета (привычные вывихи суставов, кифосколиоз и т.д.).
  • Атаксия Пьера-Мари. Имеет хроническую прогрессирующую природу. Болезнь зачастую дает о себе знать после пересечения 35-летнего рубежа. К симптомам статистической и динамической атаксии присоединяются нарушения мимики, психического состояния, а также птоз, ухудшения зрения. Указанная патология имеет аутосомно-доминантное наследование.

Классификация атаксии

В зависимости от того, какая именно секция головного мозга или вестибулярного аппарата повреждена, различают несколько видов атаксии:

Сенситивная

В силу того, что дефекты локализируются в задних волокнах спинного мозга, данный тип атаксии именуют также заднестолбовым. Отличительной чертой указанного отклонения является усиление симптоматики при отсутствии зрительного контроля.

Внешне недуг проявляет себя следующим образом:

  • Сильное сгибание ног в суставах при ходьбе, и опускание их на пол со всей подошвой. У пациента создается впечатление, что он шагает по мягкой поверхности, поэтому при передвижении он постоянно смотрит на свои нижние конечности.
  • Нарушение чувствительности в ногах.
  • Неспособность ощущать направления двигательных актов.
  • Навязчивые двигательные операции пальцами.
Читайте также:  Развивающие задания для ребенка 3 года

Вестибулярная (лабиринтная)

Возникает на фоне дефектов в строении одного из компонентов, что образует вестибулярный аппарат. Основные симптомы:

  • Сильное головокружение, которое может наблюдаться даже в состоянии покоя.
  • Тошнота.
  • Рвота.
  • Непроизвольное движение глазных яблок.
  • Нарушение слуха. Зачастую имеет место быть при развитии вестибулярной атаксии на фоне ушных заболеваний.

Все эти проявления стают более выраженными при смене положения тела, либо при резком повороте головой.

Корковая (лобная)

Причиной рассматриваемого патологического состояния являются нарушения в области лобной доли коры головного мозга. Спровоцировать данный вид атаксии могут онкозаболевания, плохое кровоснабжение мозга, абсцессы.

Характерные признаки недуга:

  • Наклон, заваливание тела либо падение при поворотах.
  • Шаткость при передвижении. При обширных дегенеративных изменениях больной не может ходить, и даже стоять.
  • Психические расстройства в виде галлюцинаций, потери обоняния.

Мозжечковая

Представляет собой нервно-мышечное расстройство, что возникло на фоне дефектов в структуре мозжечка, при котором страдает статистическая и динамическая моторика.

Симптоматика может варьироваться, в зависимости от места расположения и параметров пораженной зоны мозжечка:

  • Шаткость при перемещении, заваливание вперед или назад. Погрешности, связанные с координацией движений, усиливаются при резкой смене положения тела, а также при изменении траектории.
  • Нестандартно широкий шаг.
  • Речь быстрая и смазанная — либо медленная. При разговоре больной делает ударение на каждый слог.
  • Изменения почерка вследствие дрожания рук. Данный симптом наблюдается при повреждении полушарий мозжечка.
  • Неконтролируемые движения глазами.

В некоторых медицинских источниках отдельное место в классификации отведено психогенной атаксии. Данная патология характеризуется причудливой походкой со стороны больного. Создается впечатление со стороны, что он едет на коньках, либо идет на ходулях.

Рассматриваемой состояние зачастую появляется при истерическом припадке — либо в результате сильной стрессовой ситуации.

Атаксия или нарушение координации - симптомы, причины, диагностика и лечение

Симптомы при нарушении координации, которые служат основанием для немедленного обращения к врачу

В скорую помощь следует звонить в срочном порядке в том случае, если нарушения моторики и динамики движений сопровождаются:

  • Повышением температуры тела.
  • Рвотой и тошнотой.
  • Сильными головокружениями.
  • Дезориентацией в пространстве.
  • Галлюцинациями.
  • Резким повышением артериального давления и пульса.

Один или несколько из указанных симптомов могут быть признаками инсульта, черепно-мозговой травмы, отравления организма, иных патологических состояний, которые требуют срочной госпитализации.

Диагностика и лечение нарушения координации движений у взрослого или ребенка

Для выявления рассматриваемого нервно-мышечного расстройства может применяться следующий комплекс диагностических мероприятий:

1.Беседа с доктором, в ходе которой выясняются следующие моменты:

  • Время появления жалоб на проблемы с ходьбой.
  • Наличие аналогичных жалоб среди ближайших родственников пациента.
  • Прием сильнодействующих препаратов.

2. Осмотр у невропатолога и ЛОР-врача

3. Общий анализ крови, мочи, коагулограмма

Здесь обращают внимание на скорость оседания эритроцитов, количество лейкоцитов, уровень аминокислот в моче.

4. ДНК-тест при подозрении на наследственную атаксию

5. Концентрация витаминов группы В, Е в крови

6. Электроэнцефалография

Дает возможность выявить диффузную активность разных секций мозга, которая может варьироваться при наличии тех или иных патологий.

7. Магниторезонансная ангиография

Посредством данной методики исследуют кровеносные сосуды, которые снабжают головной мозг.

8. КТ и МРТ головы, спинного мозга

Помогает детально изучить структуру мозга, исследовать материал на наличие опухолевых образований, абсцессов, кровоизлияний.

Основной акцент в лечение атаксии делается на устранение основного заболевания.

  • С целью укрепления мышечной ткани и для нормализации координации движений назначают лечебную физкультуру. Д
  • ля укрепления защитных реакций организма больной проходит курс приема препаратов, содержащих иммуноглобулин.

Для лечения основного заболевания могут использоваться следующие мероприятия:

  1. Антибиотикотерапия при инфицировании организма.
  2. Переливание плазмы и гормонотерапия при недугах, что развились вследствие распада миелина.
  3. Витаминотерапия, введение через капельницу физрастворов, промывание желудка и кишечника, прием диуретиков при отравлении.
  4. Инъекции с использованием витаминов группы В при их дефиците в крови.
  5. Препараты, положительно влияющие на обменные процессы и на мозговое кровообращение помогают улучшить кровоток в головном мозгу. Одновременно с этим лечат гипертонические состояния.
  6. Хирургические манипуляции. Необходимы для ликвидации патологических новообразований, абсцессов, кровоизлияний в мозгу/мозжечке. К операционном методикам также прибегают, когда нужно обеспечить отток жидкости при гидроцефалии, либо понизить давление в черепной ямке.

При наследственных видах атаксии прогноз неблагоприятный: лечению они практически не поддаются, и с каждым годом симптоматика усиливается.

Источник

Диспраксия - нарушение координации движений у детей

Диспраксией именуют двигательное расстройство, которое проявляется в несогласованности у детей движений. Поддержка со стороны учителей и родителей и своевременная терапия помогают улучшить состояние больного ребенка. Диспраксия – это нарушение координации движений. Заболевание имеет еще одно название — синдром неуклюжего дитя. Диспраксия поражает приблизительно 10% школьников, большинство из них — мальчики. В процессе своего развития многие здоровые дети проходят фазу неуклюжести, но из них большинство ее благополучно перерастают.

Читайте также:  Чем помазать ячмень ребенку 3 года

У ребенка страдающего диспраксией сохраняется неловкость движений спустя годы и влияет не лучшим образом на повседневную жизнь, а также успеваемость в школе. У таких детей нередко развиваются нарушения поведения. Раннее лечение диспраксии позволяет снизить вероятность появления в обучении трудностей и нарушений поведения ребенка. Тяжесть состояния и симптомы при диспраксии могут варьировать.

Для детей больных диспраксией характерны:

— неаккуратность в питье и еде;

— частые падения;

— трудности при игре в мяч, в обучении езде на велосипеде;

— сложности с зрительно-моторной координацией;

— неорганизованность: дети больные диспраксией часто путаются в последовательности действий и теряют вещи;

— проблемы с действиями, которые требуют мелкой моторики, к примеру, завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, использовании столовых приборов;

— затруднения в интерпретации в понимании устройства вещей и интерпритации увиденного;

— такой ребенок надевает часто одежду одевает задом наперед и путает левый ботинок с правым;

— стремительная потеря концентрации внимания, неспособность следовать одновременно более чем 1-2-ум требованиям взрослого;

— речевые нарушения.

Дети, страдающие диспраксией, обладают вполне нормальным интеллектом, но, невзирая на это, сталкиваются в школе с трудностями:

— им сложно разборчиво и четко писать;

— возникают затруднения с обучением чтению;

— они выполняют медленнее сверстников задания учителя;

— эти дети очень быстро устают;

— они унывают и отчаиваются, если постоянно их упрекают и наказывают учителя и родители, не понимающие истинной причины их затруднений;

— у них отмечается страх выполнения действий, которые требуют четкого владения какими-либо навыками, к примеру, в спортивных играх;

— они страдают от заниженной самооценки и неуверенны в себе;

— им тяжело обрести друзей, а сверстники могут игнорировать и дразнить их;

— они могут становиться замкнутыми, беспокойными, агрессивными или депрессивными и начать пропускать занятия;

— для них по поводу своих способностей свойственно беспокойство.

Причины диспраксии

Причины диспраксии до сих пор полностью не выяснены. Исследования продемонстрировали связь между развитием данного состояния с преждевременными родами, гипоксией и низкой массой тела при рождении. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.

Нередко заболевание выявляется лишь когда у ребенка возникают проблемы в школе.

Лечение диспраксии

Невролог проводит оценку координации и двигательных функций ребенка путем наблюдения за выполнением таких его действий, как ходьба с пятки на носок, прыжки, нанизывание бус, складывание кубиков и копирование рисунков. Тщательно проведенный физикальный осмотр крайне важен для исключения неврологических болезней, таких как легкая степень церебрального паралича. Диспраксия считается неизлечимым заболеванием, но можно помочь больному, если распознать вовремя симптомы. Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия — важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей.

Применяться на практике могут различные методики, в числе которых:

— ребенка для улучшения равновесия, обучения контролю за движениями тела и развития координации привлекают к групповым занятиям гимнастикой;

— участие детей с диспраксией поощряется в играх с музыкальным сопровождением для развития чувства ритма;

— приветствуется плавание;

— ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения, улучшающие при приеме пищи и одевании навыки самопомощи, чтобы повысить его самостоятельность.

Особое, внимательное отношение к тому, как проходит обучение в школе у ребенка с диспраксией, крайне важно для улучшений в его состоянии. Учителя обязаны знать о том, что у их ученика существуют особенные нужды, а он не просто безразличен или ленив. Подобных детей нужно постепенно обучать и отводить им на выполнение классной работы дополнительное время. Процесс письма можете облегчить, если скорректировать высоту стула и парты школьника. При письме чрезмерного напряжения пальцев рук у ребенка можно избежать, предложив ему использовать специальные карандаши с облегченным захватом.

Родители всегда должны поощрять выполнение дочерью или сыном действий, к которым у них имеется естественная склонность и которые помогают в развитии важных навыков. К примеру, можно записать свое дитя в секцию гимнастики или центр досуга, посещать с ним игровую площадку, чтобы улучшить физические навыки. Также детей можете свободно привлекать к работе в саду или по дому. Визуальные и двигательные навыки, а также зрительно-моторную координацию улучшить можно через такие занятия как черчение, рисование, моделирование, шитье, игра на музыкальных инструментах, изготовление аппликаций. Если постоянно заниматься с детьми, то у многих из них наступает со временем улучшение, и они не будут выглядеть неловкими в сравнении с их сверстниками.

Детcкое здоровье

Источник