Нарушение интеллекта работа с ребенком 3 года

Нарушение интеллекта работа с ребенком 3 года thumbnail

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.Степени умственной отсталости.jpg

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

  1. Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
    Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.
  2. Тактильное восприятие окружающего мира.
    Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
  3. Восприятие предметов
    Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
  4. Кинетическое развитие.
    Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
  5. Формирование зрительного восприятия.
    И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  6. Формирование слухового восприятия.
    Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных.
  7. Осознание времени и пространства.
    Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
  8. Взаимодействие со взрослыми.
    Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Читайте также:  Средние параметры ребенка 3 года

Где можно проводить коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.Умственная отсталость у детей.jpg

Варианты следующие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.Коррекционные занятия с детьми с умственной отсталостью.jpg

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных занятий

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Ребенок 3 года во сне потеет голова комаровский

Смотрите также статьи по теме

Источник

Алла Терехова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога

с ребенком 3 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание — учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

— учить называть основные цвета;

— учить показывать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник;

— учить группировать предметы по цвету и форме;

— учить показывать (называть) некоторые оттенки цвета (оранжевый, коричневый)

— учить дифференцировать объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма);

— учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию;

— учить чередовать два цвета при конструировании,

Упражнения,игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

— учить считать до 5 (показывать нужное количество на пальцах);

— учить сравнивать множества на полосе (больше-меньше);

— продолжать учить находить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); познакомить с их последовательностью,

— упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5,

-учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-учить сравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

— учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

— учить сравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще-тоньше

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

— продолжать учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы,

— закреплять обобщающие понятия;

— продолжать учить показывать и называть времена года, их основные приметы (лето, осень, зима, весна, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

— продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

— учить описывать действия по их демонстрации и по картинкам;

— учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

— учить дифференцировать предлоги: на, под, использовать их в речи

— формировать грамматический строй речи,

— учить высказывать свои желания в речи,

— учить заучивать потешки, маленькие стихи

— развивать способность к переключению внимания,

— развивать концентрацию внимания,

— развивать произвольное внимание,

— развивать объем внимания,

— развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животныж и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения,пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

— развивать слуховое восприятие,

— развивать тактильно-двигательное восприятие,

— развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»

Развитие мышления — развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение,

— развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

(геометрические фигуры,

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти — увеличивать объем памяти,

— развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Репка»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Читайте также:  Как остановить ночной кашель у ребенка 3 года

Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,

— продолжать учить нанизывать предметы из дерева на шнурок,

— продолжать учить катать пальцами ребристые карандаши двумя руками,

— учить захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания,

— продолжать учить бросать мелкие предметы (фасоль), используя захват щепотью,

— учить проводить карандашом непрерывную линию, прямые линии по пунтирам Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Наборы из дерева «Форма-цвет-размер», «Разноцветные бусы»,

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

«Помоги Золушке»

(пуговицы,

Баночки с фасолью,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»

Результаты коррекционной работы:

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога

с ребенком 1 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Социальное развитие: -учить реагировать на свое имя,

— знакомить с составом семьи, узнавать близких на фотографии,

-учить идентифицировать себя по полу,

— формировать интерес к предметно-игровым действиям с игрушками,

— учить выполнять действия с игрушками по речевой инструкции.

-расширять круг предметно-игровых действий Оборудование:

Фотографии членов семьи,

Игрушки (кукла, грузовик, мячик, кубики,

Картинки девочки и мальчика

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание — учить различать величину предметов

(большой-маленький);

— учить соотносить и показывать основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий,

— учить соотносить и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал

Упражнения,игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы,

Тетрадь по сенсорному развитию

«Цвет»(Т. В. Лисовская,

«Разложи снежинки»,

«Воздушные шары»,

«Подбери дорожки к домику»,

«Собери цветочек»,

«Подбери ручки к чашкам»,

«Кто правильно закроет кастрюльки»

Формирование элементарных количественных представлений

-учить различать понятия «1- много»,

-учить считать до 2-х (показывать нужное количество на пальцах); понимать вопрос «сколько?»

-учить различать непрерывные множества по количеству (крупа): много-мало,

— познакомить с объемными формами

(шарик-кубик,

— учить находить и показывать части суток: день- ночь (на картинках);

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

контейнеры с крупой,

математические наборы,

картинки частей суток,

шарики, кубики

Ознакомление с окружающим

-учить узнавать и называть по имени сверстников группы,

-продолжать знакомить с игрушками,

— учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы,

— учить понимать обобщающие понятия;

— учить показывать времена года

(лето, зима, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, игрушки,

лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?»,

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

— продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

— формировать невербальные формы общения (фиксировать взгляд,

— учить воспроизводить звукоподражания

(би-би, ав-ав и др. ,

-учить понимать действия, изображенные на картинке

— развивать способность к переключению внимания,

— развивать концентрацию внимания,

— развивать произвольное внимание,

— развивать объем внимания,

— развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Овощное лото», игрушки, предметы и картинки по лексическим темам,

«Лото для маленьких»,

Картинки с действиям

(умывается и др. ,

Альбомы по развитию речи для самых маленьких

(Новиковская, Батяева)

Дидактические упражнения,пособия:

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Осенние листья»

Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

— развивать слуховое восприятие,

— развивать тактильно-двигательное восприятие,

— развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Развитие мышления — развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение) ,

— развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

— учить пользоваться предметами-орудиями (совочки,

— учить выполнять действиями с предметами Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Во саду ли, в огороде»,

«Мастерская одежды»,

Вкладыши (фрукты и геометрические фигуры,

«Поймай рыбку»,

«Свари кашу»,

«Достань камешки»,

«Угостим куклу чаем»,

«Нарисуем ленточку»

Развитие памяти — увеличивать объем памяти,

— развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую)Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и найди»( 2 предмета из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Предметы, картинки,

«Звуковая коробка»

Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,

— учить катать пальцами ребристые карандаши одной рукой, затем двумя руками,

— учить захватывать щепотью сыпучие материалы,

— учить бросать мелкие предметы

(фасоль), используя захват щепотью,

-учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку)

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

Баночки с фасолью,

«Детское пианино»,

Корзина с природным материалом (каштаны)

Массажный шарик «су-джок»

Формирование деятельности (обучение игре) -знакомить с игрушками и действиями с ними,

-учить наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек

Игры и упражнения:

«Покатай грузовик»,

«Грибочки», «Покорми куклу», «Уложи куклу спать»

Игрушки

Результаты коррекционной работы:___

Источник