Народные методы развития речи у ребенка

При повышенной возбудимости, бессоннице, раздражительности применяют следующие сборы лекарственных растений.

Сбор № 1
Требуется: листья мяты – 2 части, листья вахты – 2 части, корень валерианы – 1 часть, шишки хмеля – 1 часть.

Сбор № 2
Требуется: корень валерианы – 1 часть, трава пустырника –
1 часть, плоды тмина – 1 часть, плоды фенхеля – 1 часть.

Сбор № 3
Требуется: корень валерианы – 2 части, цветы ромашки – 3 части, плоды тмина – 5 частей.

Сбор № 4
Требуется: трава вереска – 2 части, трава сушеницы –
2 части, плоды тмина – 1 часть, трава пустырника – 2 части, шишки хмеля – 1 часть.
Приготовление: 1 ст.

л. одной из четырех смесей залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день. При бессоннице можно рекомендовать, кроме перечисленных сборов, порошки из семян укропа (0,15 г 3 раза в день до еды), настой листьев полыни (1–2 ч. л. на 1 стакан кипятка – суточная доза).

Сбор № 5
Требуется: цветы ромашки – 1 часть, плоды фенхеля –
1 часть, корень алтея – 2 части, корень солодки – 2 части, корневище пырея – 2 части.
Приготовление: 1 ч. л. смеси залить стаканом кипящей воды, кипятить 10 мин.
Применение: принимать в теплом виде по 1 ст. л. 2–3 раза в день как успокаивающее средство для детей при неврозах.

Сбор № 6
Требуется: листья вереска – 2 части трава сушеницы –
2 части, трава тимьяна – 2 части, корень валерианы – 2 части, корень цикория – 1 часть.

При астено невротических реакциях, астено депрессив ных состояниях применяют следующие сборы.

Сбор № 1
Требуется: листья мяты – 1 часть, листья мелиссы – 2 части, корень валерианы – 4 части, трава вереска – 2 части.

Сбор № 2
Требуется: цветы ромашки – 1 часть, плоды тмина – 2 части, цветки боярышника – 1 часть, солома зеленого овса – 2 части, листья татарника – 2 части.
Приготовление: 1 ст. л. смеси залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день.

Нормализация речевых нарушений невозможна без лечения сопутствующей неврологической патологии, в том числе неврозов и неврозоподобных состояний. Применение фитотерапии при этих заболеваниях особенно целесообразно, так как устойчивые, длительно протекающие астенические состояния требуют повторных курсов лечения. Настои и отвары трав, обладающих успокаивающим действием, можно приготовить из цветов и плодов боярышника, корней валерианы. Одну столовую ложку цветов боярышника настоять 10 мин в 1 стакане кипятка. Принимать по 1 стакану 3 раза в день. Одну столовую ложку корня валерианы залить стаканом кипятка и настоять в течение 8–10 ч. Выпить в течение дня в 3–4 приема. Рекомендуется лечение курсами по 2 недели № 3 с интервалом в 2 недели.

При неврастеническом синдроме (повышенной раздражительности, плохом сне, быстрой утомляемости, изменчивости настроения) в порядке чередования рекомендованы настои следующих трав: валериана лекарственная (корень 20 г), пустырник пятилопастный (трава 50 г), вероника лекарственная (корень 20 г), синюха голубая (корень 20 г), ежевика сизая (лист 20 г), арника горная (лист 20 г). Овес посевной (зерно 20 г), подорожник большой (лист 30 г), боярышник кроваво красный (плоды 50 г), шиповник коричный (плоды 50 г), донник лекарственный (цветы 15 г), череда трехраздельная (трава 30 г), сушеница топяная (трава 60 г). В сборе перемешать. Две ст. л. смеси трав залить 500 мл крутого кипятка, томить 50 мин. Процедить.

Добавить мед, лимон по вкусу. Употреблять по полстакана 2–3 раза в день или выпить на ночь 150 мл теплого настоя. Настой обладает выраженным успокаивающим, поливитаминным, регулирующим общий обмен веществ.

При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.

Сбор № 1
Требуется: вереск обыкновенный, трава – 40 г, сушеница топяная, трава – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 40 г, язвенник многолистный, трава – 40 г, валериана лекарственная, корни – 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 ч, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор № 2
Требуется: шиповник коричный, плоды – 60 г, чернобыльник, трава – 60 г, вереск обыкновенный, трава – 40 г, подмаренник настоящий, трава – 40 г, пшеница широколистная, трава – 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить и выпить за день в 4–5 приемов – за 10–15 мин до еды и перед сном.

Сбор № 3
Требуется: клевер горный, трава – 20 г, душица обыкновенная, трава – 20 г, буквица лекарственная, трава – 20 г, одуванчик лекарственный, трава – 20 г, череда трехраздельная – 20 г, мята перечная, лист – 20 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов – за 10–15 мин до еды и перед сном.

Сбор № 4
Требуется: чернобыльник, корни – 20 г, мать и мачеха, лист – 20 г, синюха лазурная, корни – 10 г, донник лекарственный, трава – 10 г, сирень обыкновенная, цвет – 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4 приема – за 15–30 мин до еды и перед сном.

При паретической форме дизартрии рекомендуются следующие сборы.

Сбор № 1
Требуется: душица обыкновенная, трава – 40 г, зоря лекарственная, трава – 20 г, зверобой продырявленный, трава – 10 г, василек луговой розовый, соцветия – 20 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 мин, затем настаивать 20 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 3–4 приема до еды.

Читайте также:  Развитие ребенка в центре умный малыш

Сбор № 2
Требуется: синюха лазурная, трава или корни – 10 г, чернобыльник, трава – 20 г, первоцвет весенний, цветы – 20 г, мята перечная, лист – 20 г, прострел раскрытый, трава – 10 г, донник лекарственный – 10 г, чернокорень, корни – 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 мин, затем настаивать 20 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 3–4 приема до еды.

При спастической форме дизартрии эффективны следующие сборы.

Сбор № 1
Требуется: брусника, лист. – 50 г, зверобой продырявленный, трава – 50 г, клевер шуршащий, трава – 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава – 50 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, затем настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день – через час после еды (в обед) и перед сном.

Сбор № 2
Требуется: тмин обыкновенный, плоды – 100 г, ромашка аптечная, соцветия – 60 г, валериана лекарственная, корни – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 100 г, толокнянка обыкновенная, лист – 100 г.
Приготовление: 2 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день через час после еды (обеда) и перед сном.

Для пополнения запасов витаминов, которые необходимы в лечении многих заболеваний, нормализации всех процессов жизнедеятельности, улучшения психологического состояния можно широко рекомендовать фруктовые и ягодные соки, соки овощей (2 стакана свежеприготовленного сока в сутки). Особенно ценным источником витаминов являются лесные ягоды: земляника, черника, брусника, ежевика). Поливитаминный сбор, состоящий из боярышника кроваво красного (плоды, 50 г), смородины черной (плоды, 50 г), черники обыкновенной (плоды, 50 г), шиповника коричного (плоды толченые, 50 г), рябины обыкновенной (плоды, 50 г). Сбор тщательно перемешивается. Берется 4–5 ст. л. смеси растений и заливается крутым кипятком. Настаивают в теплом месте в течение часа. Процеживают, добавляют мед или лимон по вкусу. Употребляют по полстакана 5–6 раз в сутки за 15–20 мин до еды в теплом виде. Употребление настоя ежедневно значительно повышает работоспособность, общую сопротивляемость организма, особенно у детей. Как показала практика, действующие вещества лекарственных растений благодаря наличию студенистых и слизистых веществ медленно всасываются в организм, действуют более длительно, постепенно, без резкого обрыва болезненного процесса.

Есть своя специфика лечения травами в детском возрасте.

По существу лечебные травы и продуманное питание, учитывающее потребности растущего организма, необходимы с окончания периода кормления.

Для адекватного умственного развития ребенка (при подозрении на его задержку) зарекомендовали себя следующие средства растительного происхождения:
1) морковный сок;
2) смесь из тертой моркови, меда и чеснока (1 ст. л. тертой моркови, ползубчика чеснока, 1 ч. л. меда) – 1 раз в день в течение месяца;
3) лимон по 2 дольки в день, курс 4 месяца;
4) лесная земляника и черника (плоды) – по 1 стакану в день и по 1 ч. л. кедровых орехов 1 раз в день в течение месяца;
5) витаминные сборы и травы.

Начиная с 3 х лет может быть назначен отвар крапивы двудомной: 11 дес. л. листьев заливают одним стаканом кипятка и кипятят 5 мин на медленном огне в посуде с закрытой крышкой. Отвар процеживают и принимают по 1/3 стакана 3 раза в день до еды в течение 1,5 месяца. Курс лечения можно повторить через 6 месяцев. Для укрепления памяти назначается чай из мелиссы с майораном. При повышенной возбудимости используются валериана, пустырник и другие фитотран квилизаторы.

При вялости – (торпидности) – элеутерококк, с полутора лет по 1–2 капли элеутерококка на 1 год жизни (после ночного и дневного сна в течение 1 месяца). Курс лечения целесообразно повторить через 6 месяцев и 1 год. Кроме того, тонизирующее действие оказывают грейпфрут, черная смородина, березовый сок. Общеукрепляющим средством для нервных детей является следующий сбор трав: цветки ромашки – 1 часть, корни алтея аптечного – 2 части, корень лакричника – 2 части, пырей ползучий – 2 части, овес – 2 части. Две чайные ложки на 1 стакан кипятка, кипятить 10 мин, профильтровать. Отвар можно подсластить медом. Принимать по 1/2 ст. л. 2–3 раза в день.
Вследствие грамотно проведенной коррекционной работы происходит нормализация сна у детей, проходит усталость, раздражительность, существенно повышается работоспособность. У ребенка улучшается память, внимание, усидчивость; возможна некоторая коррекция ряда речевых патологий.

Разумное применение фитотерапии, основанное на народном опыте, учитывающее индивидуальные компенсаторные возможности организма каждого отдельно взятого ребенка, этиологию и патогенез конкретного дефекта речи, позволяет подготовить наиболее благоприятную почву для проведения комплексной работы, направленной на коррекцию тех или иных речевых нарушений.

Следует обратить внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей на необходимость применения лекарственных растений в качестве весьма эффективного средства лечения и профилактики при речевых аномалиях, для нормализации умственной и физической работоспособности, ликвидации чувства усталости, а также вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, различных расстройств памяти, лечения бессонницы, нервозности, восстановления нормального мышечного тонуса.

К нашему великому сожалению, достоверных данных по применению различных нетрадиционных методов при исправлении речевых нарушений в лечебной педагогике явно не хватает. Данный вопрос требует более серьезного и глубокого изучения с целью последующего внедрения в медицинскую и педагогическую практику.

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие тесты

Оцените статью:

(11 голосов)

Статьи из раздела Развитие речи ребёнка на эту тему:

Аромакурильница
Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Музыкотерапия в коррецкионной и лечебной педагогике
Упражнения, воспитывающие чувство ритма

Источник

светлана козлова
Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области.

Долгосрочный проект

на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества».

Выполнила: воспитатель

Козлова Светлана Леонидовна

г. Котово 2015 год

Участниками проекта являются дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проект долгосрочный с ноября 2014года по февраль 2015года.

Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, песенном творчестве ребёнка.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста. Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Целью проекта является создание условий для развития речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества.

В результате у детей раннего возраста должно наблюдаться повышение уровня развития речи, мелкой моторики, познавательной активности и творческих способностей.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений. А ведь благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания.

В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами. Один из таких способов – устное народное творчество, которое является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Всё это привели меня к выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать речь.

Поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей раннего возраста.

Цель проекта:

Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество.

Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

Задачи:

1. Повысить уровень развития речевой активности детей раннего возраста.

2. Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, прибаутках, припевках, колыбельных.

3. Сформировать интерес к устному народному творчеству.

4. Обогатить словарный запас детей раннего возраста.

5. Приобщать родителей процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Основные формы реализации проекта:

* Анкетирование родителей

* Образовательные области

* Художественное слово

* Чтение художественной литературы

* Инсценирование литературных произведений. Театрализованная игра

* Развлечения, беседы

* Работа с родителями

Стратегия и тактика проектных действий

Читайте также:  Развитие социализация воспитание ребенка

Методы и приёмы,используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть, рассказывание сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, хороводные игры, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения.

1-й этап

Направление и содержание работы

– Изучение литературы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (ноябрь).

– Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течение реализации проекта).

2-й этап

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

– Консультация для родителей «Баю – баюшки – баю…» (Как укладывать ребенка спать.)

– Консультация на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

– Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

– Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

3-й этап

Содержание практической деятельности с детьми

– Кукольный спектакль «Угадай, кто мы?»

– Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…»

– Игра-имитация отдельных действий человека, животных,птиц: дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

– Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

–Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

развлечение «В гости к Хозяюшке»

– Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко».

– Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

1. Повышение уровня развития речи.

2. Развитие мелкой моторики у детей.

3. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

4. Усиление инициативности во взаимоотношениях со взрослыми.

5. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.

Для родителей:

1. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательному процессу.

2. Сближение с детьми и педагогами.

3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Для воспитателей:

1. Приобретение новых знаний о развитии речи детей.

2. Укрепление отношений с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

3. Повышение самообразования.

Практическая значимость проекта заключается в создании единого познавательного развития воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Реализация проекта в режимных моментах

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах.

В этом помогает детский фольклор —сказки и малые фольклорные жанры: потешки, прибаутки, песенки, пестушки, кричалки и заклички, которые я включала во все режимные моменты. Под потешки дети с удовольствием умываются, во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают, а шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Они приносят радость, вызывают желание повторять слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

Реализация проекта через образовательную область

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с устным народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.

Материально-технические ресурсы:

использование картинки, книг, различные фигурки животных, пальчиковый и кукольный театры, массажные шарики Су-Джок.

Программно-методические ресурсы:

«Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др., под ред. Г. М. Ляминой, – М.: Просвещение, 1981.

«Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др., – М.: Просвещение, 2007.

• Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, –Ярославль: Академия развития, 2007.

• Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А. О. Рулёва.

• Журнал «Воспитатель ДОУ» № 1, 2009г. «Воспитание творчеством» Г. С. Косарева, Е. Б. Москалёва.

• Песенки, потешки для детей младшего возраста.

Источник