Направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Физические методы укрепления здоровья детей

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

• приобщение детей к физической культуре;

• использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

• непосредственно образовательная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (в парк, к реке);

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники.

К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

К здоровьсберегаюшим технологиям и технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку и без музыки. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Памятка для родителей по здоровому образу жизни

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:

– живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;

– начинайте день с утренней зарядки (не менее 20 мин);

– бросьте курить, объясняя своим детям, что курение это форма самоубийства;

– оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;

– не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;

– имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:

– никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;

– никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;

– никогда не выносите сор из избы;

– никогда не делите труд в семье на мужской и женский.

3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:

– будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;

– уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;

– с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины-матери, мужчины-отца.

4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:

– относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

– очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;

– не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;

– находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.

5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:

– не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;

– к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.

6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.

Список литературы

  1. Физическая культура в детском саду младшая группа.  Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  2. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  3. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  4. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  5. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  6. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016г

Источник

Цели и задачи мероприятий по укреплению здоровья и физическому развитию детей

Определение 1

Здоровье – это одна из базовых ценностей и необходимых условий полноценного физического, социального и психического развития ребенка.

Фундамент здоровья каждого ребенка необходимо формировать как можно раньше, начиная с дошкольного возраста.

Определение 2

Физическое развитие – это определенный динамический процесс биологического созревания и роста ребенка на конкретном этапе онтогенеза.

Под ростом в физическом развитии понимается увеличение массы и длины тела ребенка, развитие его органов и систем, и т.д.

Для того, чтобы укрепить здоровье ребенка и его физическое развитие, в рамках образовательных учреждений, педагоги стремятся создать все необходимые условия и организуют систему мероприятий. Основное их предназначение заключается в освоении детьми навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни (далее ЗОЖ), а также в формировании стойкой привычке к физической культуре и закаливанию.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 1

Основной целью мероприятий по укреплению физического здоровья детей и их успешному физическому развитию заключается в создании необходимых для этого условий.

Достижение данной цели осуществляется через решение ряда задач:

  1. Совершенствование системы по формированию навыков ЗОЖ, форм профилактики по возникновению и развитию заболеваний у детей.
  2. Формирование и развитие у детей представления о полезных и вредных привычках, знаний о привычках, которые направленных на укрепление здоровья.
  3. Оказывать всевозможное содействие в развитии у детей самостоятельности при выполнении культурно-гигиенических навыков, а также навыков самообслуживания.
  4. Развитие качеств, необходимых человеку для успешной жизнедеятельности: выносливость, самостоятельность, эмоционально-волевая сфера, умственная работоспособность и т.д.
  5. Формирование осознанной потребности в физическом совершенствовании и двигательной активности.

Фундаментом полноценного физического развития детей является усвоение ими основ здорового образа жизни и знаний, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. Важным в этом приобщении является формирование у детей основ гигиенической культуры, начиная с дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, осуществляется посредством разнообразных игровых приемов, чтения тематической художественной литературы, дидактических игр, которые способствуют развитию у детей самостоятельности в обслуживании самого себя.

Основные виды мероприятий

Основными мероприятиями, направленными на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, являются:

Утренняя гимнастика – направлена на решение основных оздоровительных задач.

Утренняя гимнастика способствует укреплению у детей костно-мышечного аппарата, развитию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, она придает ребенку бодрости, формирует привычку заниматься физическими упражнениями каждый день.

Подвижные игры – являются основной потребностью ребенка, в процессе их осуществления происходит решение множества задач разной направленности (воспитательные, образовательные и оздоровительные).

Подвижные игры не только способствуют укреплению физического здоровья детей, но помогают ему правильно развиваться, получить ребенку навыки поведения в различных ситуациях, учат, как поступать в определенных случаях, формируют мораль и общепринятые нормы поведения.

Во время игр дети удовлетворяют свои потребности в движении и общении. Игры позволяют совершенствовать детскую моторику, формировать нравственные качества, а также навыки и привычки жизни и взаимодействия в коллективе.

Прогулка – это одно из наиболее популярных и доступных средств, направленных на общую закалку организма ребенка.

Прогулка способствует повышению устойчивости и выносливости организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, а в особенности к простудным заболеваниям.

Физкультурные минутки – направлены на предупреждение утомления и улучшение общего состояния детей во время различных видов деятельности (рисование, учебные занятия и т.д.).

Физкультурные минутки позволяют ребенку на время сменить деятельность, отвлечься от нее, путем выполнения кратковременных физических упражнений. Кроме того, они позволяют снимать напряжение в мышцах, которое вызвано однообразной деятельностью или неподвижным состоянием. То есть, во время физкультурной минутки у детей переключается внимание на другую деятельность, за счет чего успокаивается нервная система и происходит восстановление работоспособности.

Общеразвивающие упражнения – это упражнения, которые занимают одно из важнейших мест в системе физического развития детей, они являются необходимыми для правильного и своевременного развития организма, самостоятельного и сознательного управления движениями и общего укрепления организма.

Закаливание – это мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к внешнему воздействию, с целью усиления его сопротивляемости и укрепления иммунитета.

Закаливание признано одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. В качестве закаливания могут быть использованы воздушные ванны, хождение по песку, обтирание влажной губкой, обливание водой и т.д.

Дыхательная гимнастика – это упражнения, которые направлены на улучшение обмена кислорода во всем организме, в результате чего происходит стимулирование работы кишечника, желудка и сердечной мышцы.

Кроме того, необходимо отметить, что развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому родители и педагоги должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.

Источник

Людмила Жандарова
Укрепление здоровья детей в занятиях по физическому развитию (из опыта работы)

В словаре С. И. Ожегова «Здоровье – это Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что «здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Укрепление здоровьяможно осуществлять двумя путями:

– сокращать потери здоровья (устранив причины чрезмерного расходования здоровья);

– путем накопления резервов за счет активизации механизмов адаптации.

Адаптация – это развитие новых биологических свойств организма, вида, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Факторы,влияющие на адаптацию:

– внешние – экзогенные (быт, работа);

– внутренние – эндогенные (возраст, пол).

По данным известных отечественных ученых Ю. П. Лисицына, Ю. М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов «…образ жизни формирует здоровье и занимает 50 – 55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения» .

Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает многообразие взаимосвязанных функциональных систем, формирующих организм человека и связей человека с природой.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Анализируя состояние здоровья и физического развития детей МАДОУ выявлено:

Основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеют какие – либо отклонения в здоровье;

Повысилась заболеваемость детей, особенно инфекционная;

Не достаточно развиты физически дети.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель:

Создать систему физкультурных оздоровительных занятий с точки зрения форм организации в соответствии с возрастом детей и изучить влияние данной системы на заболеваемость и развитие физических качеств (силы, быстроты).

Задачи:

1. Разработать систему мотивации детей к занятиям физической культурой. Для этого мы разработали специально ориентированную систему мер, методов и методических приемов, применяемых инструктором по ФИЗО; широкое использование естественных факторов природы; гигиенический уход, четко организованные занятия по физ. развитию, наличие благоприятных условий для разных движений;

2. Способствовать формированию на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Развивать у детей двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

4. Укреплять мышечный корсет.

5. Развивать все группы мышц.

6. Формировать правильную осанку.

Созданная система оздоровительных занятийучитывает следующие принципы:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип гуманизации в физическом развитии.

3. Принцип связи видов детской деятельности и физического воспитания. Принцип системности.

4. Принцип индивидуальности (адекватность возрасту и уровню его физического развития).

5. Учет биоритмологических факторов, влияние сезона года.

Специфика системы занятий

Развитие физических качеств и способностей осуществляется на основе как основных дидактических (доступность и индивидуализация, систематичность и постоянность повышения требований, так и физиологических принципов:

физические упражнения для детей преимущественно динамического характера и направлены на развитие крупных групп мышц;

равномерно распределяется нагрузка на верхний плечевой пояс, туловище и ноги;

объем и интенсивность мышечной нагрузки увеличивается постепенно при строгом контроле за самочувствием детей.

Построенная система занятий учитывает:

– способы проведения занятий;

– возраст детей (в ср. гр. – преобладание сюжетных занятий, в ст. гр. – классических и тренировочных);

– индивидуальные особенности воспитанников отражаются на характере двигательной активности и, соответственно, на состоянии соматического здоровья детей (пол, возраст, сезон года, физическое развитие, состояние плоскостопия и. т. д.).

Составленный перспективный план реализовывался постоянно, целенаправленно во всех возрастных группах. Сложностей в обучении детей ЗСТ, ОРУ, ОВД в процессе деятельности не возникало.

Для реализации цели и задач работы мы спланировали следующие направления работы:

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей физическому развитию воспитанников;

2. Организация оптимального двигательного режима;

3. Работа с семьей по данной проблеме.

Задачи оздоровления детского организма решаются через систему мероприятий по оздоровлению детей, которая создана на основании системы Маханевой. Основным отличием нашей системы от системы Маханевой является то, что в основу физических упражнений, закаливания и режима жизнедеятельности детей заложены элементы здоровьесберегающих технологий: самомассаж, растяжки, элементы гимнастики мозга. Они рекомендованы Центром здоровьесберегающих педагогических технологий ННГАСУ.Авторы: И. К. Шилкова, Ф. И. Молостова, Н. А. Репина, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова.

Оздоровительные средства в занятиях по физ. развитию:

I. Самомассаж

II. Физические упражнения

III. Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств двигательных способностей

IV. Физические упражнения, способствующие психическому развития

V. Упражнения-растяжки.

VI. Упражнения на фитомячах – снятие нагрузки с позвоночника. Упражнения на полусферах – развитие вестибулярного аппарата. Сбалансированная работа правого и левого полушарий головного мозга, формируется и развивается зрительная, слуховая система.

VII. Дыхательные упражнения

VIII. Гимнастика мозга

IХ. Релаксация

На сегодняшний день эти элементы в системе введены в систему занятий по физ. развитию, в дыхательную, утреннюю гимнастику, а также в другие виды деятельности. Воспитатели, медсестра заметили, что применение этих технологий активизирует детей, снижает заболеваемость, формирует произвольность по отношению к собственному здоровью.

Системность применения этих технологий доказывает то, что дети самостоятельно стали применять их в затруднительных ситуациях (заложен нос – надо воздействовать на точки у крыльев носа, забыл что-то сделать – самомассаж ушей с развертыванием ушных раковин – из беседы с детьми и родителями).

Результатами проделанной работы, на наш взгляд,стали:

Повысился интерес детей к двигательной деятельности.

Развились физические качества детей, особенно быстрота и сила.

Укрепился мышечный корсет детей.

Снизилась простудная заболеваемость, повысилось число детей с нормой иммунитета.

Повысилась заинтересованность родителей процессом физического развития и оздоровления детей.

Разработанный перспективный план оздоровительных занятий соответствует возрастным особенностям, физическим возможностям детей. Содержание занятий и цели обучения соответствуют ООП, ФГОС ДО, образовательной области «Физическое развитие» и комплексно – тематическому плану МАДОУ, а также санитарно-гигиеническим требованиям к проведению организованной деятельности.

Эту систему можно использовать с пользой в детских садах.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что реализация данного перспективного плана не только развивает физические качества, но и улучшает здоровье детей.

Источник