Направленность процесса компенсации нарушений в развитии ребенка
Проблема компенсации и коррекции в специальной психологии . Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.
Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.
Дизонтогенез -это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.
Орган в психологии А.А. Ухтомский: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» , «функциональный орган».
В основе псих деятельности лежат «функциональные системы», обладающие высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Два типа перестроек нарушенных функций – внутрисистемная и межсистемная.
Фазы компенсаторных процессов:
Связана с обнаружением того или иного нарушения
С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина
Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов
Отслеживание процесса реализации программы
Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата
Уровни компенсаторных механизмов.
Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.
Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.
Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.
Социально-психологический уровень.
Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.
Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.
Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.
Качество жизни.
Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.
Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.
Адаптация и компенсация
Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.
Компенсация – изменения внутри.
Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.
Компенсация (возмещать, уравновешивать) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия
патогенных факторов.
Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного, но обусловленных ими.
Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.
Теория Адлера:
— комплекс неполноценности — благодаря стремлению к превосходству, которое обеспечивает в конечном счете преодоление имеющихся проблем.
Выготский:
— дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.
— влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и
— служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.
«Минус дефекта превращается в плюс компенсации» (Выготский)
— компенсация возможна за счет «обходного пути» :
1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)
2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)
— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития
— на личностном уровне — поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)
Для педагога или психолога необходимо знать особенности и своеобразие «обходных путей» с помощью которых ребенок с проблемами достигает в развитии своих целей.
Компенсация психических функций– это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.
Первичная компенсацияпротекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.
Сущность вторичной компенсациизаключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
Выделяют два типа компенсации.
Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.
Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.
Первый — биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй — психологический уровеньсущественно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.
Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.
Прежде всего, коррекция —это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо,это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться,как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.
Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.
Обратите внимание, что словосочетание«нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции.Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Источник
Анализ теории компенсации нарушенного развития Л.С. Выготского, А.
Адлера и др. трудов отечественных и зарубежных ученых.
Теория компенсации прошла длительный
путь развития в тесной взаимосвязи с историей развития специального обучения.
Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие
изначально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее
воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто
роль такого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое
воздействие на психику человека.
Под компенсацией какого-либо
дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет
использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т.
е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно
вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или
участвовали в осуществлении других функций. Специалисты выделяют два типа
компенсации дефекта.
1. Компенсация дефекта
происходит на внутрисистемном уровне и осуществляется за счет привлечения
сохранных элементов пострадавших структур.
2. Компенсация происходит на
межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в
работу совершенно других структур.
Чаще всего наблюдаются сразу
два типа компенсации дефекта, особенно это важно в случаях дефектов врожденного
или рано приобретенного характера.
В теории компенсации психических
функций Л. С. Выготского можно выделить ряд важных положений.
Л. С.
Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями психического
развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и
действенных форм детского опыта. При выпадении из нормального функционирования
какого-либо органа чувств другие органы начинают выполнять те функции, которые
у нормального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека
зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как
оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества
информации, которую глухой другим путем получить не может. Сущность работы с
детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них
оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм
детского опыта.
Л. С.
Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений.
Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и
воспитания, условий, способствующих успешной компенсации.
Своеобразие
структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем
виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушения в
развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобразное
развитие всех познавательных процессов — восприятия, памяти, воображения,
мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.
Л.С. Выготский
сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик,
подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. При этом
необходимость специального воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями
требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.
Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится не только
специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и центральным
вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначительные нарушения слуха, по
мнению Л. С. Выготского, оказываются для человека большим несчастьем,
поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют установлению
социальных связей. Следует как можно раньше так организовать жизнь ребенка с
нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна.
В-четвертых, глубокий научный
и практический смысл имеет положение Выготского о том, что «сами по себе
слепота, глухота и частые дефекты не делают еще носителя их дефективным». По
его мнению, решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его
социально-психологическая реализация. Выготский считал, что компенсаторские
возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект
становится осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной
стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой
стороны-внешними социальными условиями. Очень ярко это положение иллюстрируют
слова Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим
погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от
шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным
наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ».
Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и
биологические, и социальные факторы.
Развитие
человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов
деятельности. Побудительные факторы развития приводятся в движение
деятельностью субъекта, которая возникает в ответ на появление потребности.
Потребности, в свою очередь, формируются в процессе психического развития
ребенка, одна из первых и важнейших потребностей — потребность в общении со
взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми,
отношения и способы взаимодействий с которыми в дальнейшем усложняются
(используются предметы, знаковые системы).
Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория
сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера. А Адлер и
его школа в основу своей психологической системы кладут учение о малоценных
органах и функциях, недостаточность которых постоянно стимулирует повышенное
развитие. Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации является то, что
дефект становится в центр внимания индивида и ощущение дефективности, по словам
Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. Если
какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности
не справляется вполне со своими задачами, то ЦНС и психический аппарат человека
принимают на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа.
Они создают над малоценным органом или функцией «психологическую надстройку»,
стремящуюся компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнением и,
прежде всего, культурой использования этой дефектной функции (если она слаба)
или других замещающих функций (если эта совсем отсутствует). Природный
дефект организует психику, аранжирует ее таким способом, чтобы была возможна
максимальная компенсация, и, что самое важное, воспитывает огромную
настойчивость в упражнении и развитии всего, что может компенсировать данный
дефект.
Самоощущение неполноценности, дефективности,
согласно Адлеру является для человека постоянным стимулом к развитию его
психики, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность – не только минус, но и
плюс источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь преодолеть и чувств
неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои
творческие возможности.
В своих работах Адлер приводит много
примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с
естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным
мотивом к превосходству с другой. Стремление к превосходству понимается
Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.
Индивидуальная
психология Адлера существенно обогатила практику обучения и воспитания детей с
физическими и психическими нарушениями. В частности, на ее основе,
разрабатывались методы эмоционального воспитания и система психологической
помощи родителям.
При рассмотрении теории
компенсации психических функций Выготского можно выделить несколько важных
моментов.
В
сурдопедагогике это положение Л. С. Выготского было развито и реализовано С.
А. Зыковым, разработавшим и обосновавшим коммуникационную систему обучения
глухих детей словесной речи. Глухие дети должны усваивать язык как средство
общения, пользоваться им на всех этапах обучения и в условиях социального взаимодействия.
Для возникновения и развития потребности в общении организуется
предметно-практическая деятельность.
Эффект приспособления ребенка
с отклонениями в развитии зависит и от его индивидуальных особенностей. Чем
больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект
приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес,
положительная эмоциональная направленность на окружающий мир, способность к
произвольной деятельности, активность личности.
В дальнейшем в работах
отечественных психологов была продолжена разработка проблем компенсации
психических функций.
Источник