Направления развития речи ребенка раннего возраста

Направления развития речи ребенка раннего возраста thumbnail

Ирина Дунихина
Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста

Основные цели и задачи развития речи у дошкольников

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологической форм;

формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

развитие литературной речи;

воспитание желания и умения слушать художественные произведения; воспитание интереса и любви к чтению.

Основные направления работы по развитию речи у дошкольников:

формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам, синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, словообразование;

развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);

подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа): различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

приобщение к художественной литературе (все группы): воспитание любви и интереса к художественному слову.

В раннем возрасте прослеживаются не все перечисленные направления развития речи. Рассмотрим каждое из направлений развития речи у детей раннего возраста.

Формирование словаря.

Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляются практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной.

К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.

Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать.

Многократное повторение нового слова или фразы. («Это помидор. Что это?» – говорит педагог, показывая овощ. «Помидор», – хором и индивидуально отвечают дети. «У меня в правой руке… (помидор). И в левой руке тоже помидор.»)

Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. («Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?»)

Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. («Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро»)

Поручения, предполагающие ответ действием. («Найди…», «Принеси…», «Покажи…», «Дай…», «Сделай…») Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

К приемам активизации словаря можно отнести следующие.

Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», «Кому и что шьет?», «Чем чистит?» и т. п.

Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делает персонаж, изображенный на картинке, но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.

Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные.

Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто и как подает голос (квакает, крякает, мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. («Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко» и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.

Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы.

Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них). Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.

Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. («Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим».) Поручения должны широко использоваться и вне занятий. («Саша, попроси Анну Ивановну: «Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста, матрешку. Сам я не могу – высоко стоит»; Женя, скажи Кате: «Катенька, я принес тебе интересную книжку»; Ира, предложи Оле: «Оля, давай катать мяч». И так далее.)

Воспитание звуковой культуры речи.

У детей целенаправленно развивают слуховое восприятие, являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать звуки и звукоподражания, различать громкость и скорость их произнесения.

Большая часть игр и упражнений посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д., несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков.

Необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается, прежде всего, путем личного примера воспитателя, напоминания малышам о том, что говорить надо не спеша.

Проводя игры и упражнения, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно, а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. В ходе таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.

Читайте также:  Развитие лексикона у ребенка

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Так, для произношения ряда звуков (с, з, ш, ж, р) требуется не только правильное прохождение воздушной струи через рот, но и достаточной силы выдох.

Для того чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему дуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, бумажную лодочку, полоски папиросной бумаги, прикрепленные к палочке (султанчик).

Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть «длинную» песенку: у-у-у-у, на слитное произнесение двух гласных звуков в звукоподражаниях (ау, уа, ио, иа и др.).

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.

Развитие диалогической речи.

Особое место занимают игры-инсценировки. На начальных этапах обучения преобладает репродуктивная речь. Дети, обучая зверушек, неоднократно проговаривают одни и те же фразы. (Например, «До свидания, мамочка. Я не буду плакать», «Добрый вечер, мамочка. Я по тебе соскучилась» и т. п.)

Постепенно репродуктивная речь уступает место инициативным высказываниям (см. занятия «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка», «Как можно медвежонка порадовать», на которых дети с помощью речи учатся успокаивать игрушку, объясняют ей, как будут заботиться о ней и играть с нею).

С детьми рассматривают сюжетные картины из серий, специально предназначенных для развития речи.

Знакомя детей с картиной, следует дать им возможность рассмотреть ее. Затем педагог должен кратко рассказать о ее содержании. Такой рассказ облегчает малышам рассматривание; повышает качество восприятия, активизирует речь, помогает понять смысл картины, заметить и узнать изображенные предметы, охарактеризовать деятельность персонажей.

Приобщение детей к художественной литературе.

Развитие речи интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений.

Особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. И это закономерно. Литературным миниатюрам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ).

Многие народные песенки и авторские стихотворения (в том числе и переводные) отвечают потребностям маленьких детей в игре. В этих играх могут участвовать одновременно все малыши («Наши уточки с утра…», «Заяц Егорка» – русские народные песенки; «Три веселых братца», пер. с немецкого Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый…», литовская песенка, литературная обработка Ю. Григорьева и др.). Используя стихотворение, воспитатель может играть с желающими детьми (по очереди, например, педагог читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.

Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.

Наибольший эффект достигается, если воспитатель сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).

Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также помогает ребенку вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Это не означает, что вовсе исключается рассказывание сказки без показа.)

Целесообразно заканчивать занятия самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценирования.

При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают; мычат; бодаются, как телята; ловят хвостики, как котята и т. п.).

Литература:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2015г.

2. В. В. Гербова, Развитие речи в детском саду, II группа раннего возраста, 2 – 3 года, 2015г.

3. В. В. Гербова, Приобщение детей к художественной литературе, 2006г.

4. А. Г. Арушанова, Речь и речевое общение детей, 2004г.

Источник

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, перед педагогами наряду с развитием игровой деятельности, физическим развитием, приобщением детей к художественно – эстетической деятельности, развитием общения со сверстниками ставятся и такие педагогические задачи как:

  • РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ;
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.

Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающими людьми.

Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребёнка: создаёт новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Развитие речи 3 лет на 95% зависит от взрослых. Ребёнок в данном возрасте полностью копирует разговор взрослых. Поэтому, не следует засорять свою речь словами – паразитами, а также старайтесь меньше «сюсюкаться», ребёнок быстро приучается к такому произношению.

В системе обучения детей третьего года жизни мы производим изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов обучения (от наглядных методов к инструкции).

Главные задачи действий  с предметами на третьем году жизни детей связаны уже не столько со способами практического выполнения, сколько с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Однако, эти умения приходят не сразу, а в процессе систематических занятий с дидактическими игрушками на протяжении всего года. 

Задачами по развитию речи у  детей раннего возраста являются :

  1. развитие коммуникативной функции речи;
  2. развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью;
  3. развитие фонематического слуха;
  4. развитие умения слушать речь взрослого без опоры на наглядную ситуацию;
  5. приобщение детей к художественной литературы.

Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребёнком. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ТЕМ БОЛЬШЕ У МАЛЫША ПОВОДОВ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.

Развитие речи ребёнка раннего возраста проходит по-разному, у девочек происходит более раннее начало развития речи, а у мальчишек – более позднее.

Читайте также:  Развитие речи ребенка с онр 1 уровня

Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности  (кормление, одевание, гигиенические процедуры и т.п.), и повседневные дела в группе (накрывание на стол, кормление рыбок, уход за растениями и пр.)

Также развитие речи ребёнка зависит от развития мелкой моторики, нужно чаще заниматься с малышом разнообразным творчеством, рисованием, лепкой…

Но самое главное – это ваше терпение и любовь. Ни в коем случае не кричите на ребёнка. Лучший способ и самый эффективный – это много, много, много говорить с ребёнком ласково и нежно, и, самое главное, не ругайте его за молчание, а повторяйте всё чаще, какой он у вас замечательный. Результат не заставит себя долго ждать, и вы ещё устанете от его расспросов и «почему».

К специальным играм, направленным на развитие речи, относятся:

  • разнообразные игры (игры — потешки, хороводы, игры-инсценировки);
  • чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
  • игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • разгадывание загадок;
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

  А теперь на примере нашей группы мы вам расскажем и покажем, какие упражнения, игры с детьми раннего возраста применяются в нашей работе.

  1. пазлы, конструкторы, вкладыши, пирамидки  в нашей группе используются для развития внимания, умения составлять из частей целое.
  2. бусы, шнуровки, рамки-лабиринты – одни из важнейших игр для пальчиков, т.к задействованы все нервные окончания пальцев рук.
  3. для удобства в своей работе мы составили картотеку игр, где собран материал по игровой деятельности разной направленности. Её очень удобно всегда держать под рукой.
  4. в работе с родителями мы также используем материал с рекомендациями, консультациями по речевому развитию (и не только).
  5. для эффективности качества работы и экономии времени в своей работе мы используем папки-передвижки по разной тематике, созданные своими руками, т.к все мы знаем, что ребёнку требуется многократное повторение одного и того же действия. (показать)
  6. и в завершении выступления хотим предложить буклеты

Источник

Становление речи ребенка проходит ряд этапов и вначале значительно отличается от речи взрослого. Первые слова являются лепетными словами, по типу: «бо-бо», «ня-ня», «мо-мо», иногда ребенок использует обломки взрослых слов, например «ка», «пи», при том одно слово может означать десятки вещей. Также одно и то же слово в одной ситуации означает одно, а в другой ситуации — другое. Связь между словами чрезвычайно своеобразна и напоминает ряд бессвязных восклицаний, переходящих друг в друга.

Например, детское слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости не важен, а для ребенка он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется, прежде всего, непосредственным ощущением и своим собственным опытом. После 12 месяцев речь ребенка начинает постепенно трансформироваться в привычную для нас.

Раннее детство — сензитивный (наиболее благоприятный) период для усвоения речи. Взаимодействие ребенка с взрослым, особенно при их совместном взаимодействии с предметами, служит источником формирования умения общаться с помощью слов. Начиная со второго года жизни ребенок с поразительной быстротой и легкостью овладевает не только отдельными словами, но и правилами построения речи, всем богатством языка. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Первые слова ребенка адресованы взрослому и выражают элементарные просьбы или требования.

Основные тенденции в развитии речи:

1. Пассивная речь опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести. Сначала он понимает слова-указания («садись», «рядом»), затем — слова-названия («машинка», «мячик»), позднее наступает понимание инструкций и поручений («сядь рядом»), и наконец, понимание рассказов. В 13 месяцев ребенок понимает около 50 слов, а в 18 месяцев уже умеет говорить 50 слов.

2. К двум годам фонематический уровень овладения речью оказывается достаточно развитым: ребенок может различать слова, отличающиеся одной фонемой (одним звуком, например, «кит» и «кот»). Фонематический слух опережает развитие артикуляции: ребенок сначала научается правильно слышать речь, а затем правильно говорить.

3. Интенсивно развивается активная речь ребенка. Первыми словами ребенок называет значимых людей («мама», «папа»), движущиеся объекты («мяч», «машина»), знакомые действия («дай», «хватит»), знакомые состояния («нету», «мое»).

4. Между 18-м и 24-м месяцами часто происходит скачкообразный рост словарного запаса, так называемый «языковой взрыв». Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название, у него появляется желание «увеличить свой словарь». Ребенок часто указывает на разные предметы и спрашивает: «Что это?», «Кто это?». Стремится играть с родителями и другими людьми в игры, связанные с называнием объектов. Кроме того, начинает активно пытаться произносить те слова, которые слышит. Видимо, этот «взрыв» связан с усовершенствованием навыков категоризации, каждое новое слово относится к некоей новой категории и поэтому его необходимо знать. Открытие взаимосвязи между словами и сигналами, получаемыми из социального мира, также влияют на этот процесс. Дети могут начать усваивать за неделю больше новых слов, чем узнали за все месяцы, прошедшие с того момента, как начали говорить. К трем годам активный словарь ребенка достигает 1000–1500 слов.

5. Новые слова усваиваются по правилам:

• Название предмета, впервые услышанное ребенком, относится к целому объекту, а не к его частям и не к действию с ним. Например, слово «цветок» ребенок отнесет ко всему цветку, а не к его частям — листку, стеблю, к окраске цветка и не к совершаемому взрослым действию, касанию, например.

• Если объект уже имеет название и представляется под другим именем, то это новое название означает «подкатегорию» первоначального. Если, например, ребенок уже знаком со словом «цветок», а ему показывают на него и говорят, что это ромашка, то для него «ромашка» будет выступать как особый вид цветка.

• Контекст предложения помогает уяснить значение нового слова. Дети слышат незнакомые слова, заключенные в предложения, содержащие уже известные слова.

6. Примерно между полутора и двумя с половиной годами, вскоре после скачкообразного увеличения словарного запаса, дети начинают связывать слова между собой — появляются предложения, состоящие из 2–3 слов, так называемая телеграфная речь. Чаще всего такие предложения состоят из двух слов, обозначающих два понятия: «папа вижу», «носок снять», «еще сок». Дети поначалу используют одну и ту же конструкцию для высказывания разных утверждений. Например, ребенок может сказать: «Мама печенье», наблюдая, как мама ест печенье, но также и в случае, если он хочет, чтобы мама дала ему печенье. Ребенок оставляет только самые информативные слова, опуская все второстепенные.

Читайте также:  Ребенок 5 месяцев упражнения на развитие моторики

Повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Речь ребенка начинает сопровождать его действия с предметами. Например, ребенок говорит о перемещении игрушек («мишка упал», «мячик укатился»). Эта речь на первый взгляд не обращена ни к кому, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования вербального мышления ребенка.

7. На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, и начинает усваивать грамматический строй речи.

8. К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов, любит слушать их в исполнении взрослых. Легко запоминает небольшие стихотворения и сказки, воспроизводит их. Пытается рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.

Ход речевого развития с рождения до 4 лет:
Средний возраст
Демонстрируемое ребенком речевое поведение
12 недельУлыбка при обращенной к ребенку речи; гуление.
16 недельПоворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса.
20 недельПроизносит гласные и согласные звуки во время гуления.
6 месяцевГуление превращается в лепет, который содержит звуки человеческой речи.
8 месяцевПовторяет некоторые слоги (например: «ма-ма»).
12 месяцевПонимает некоторые слова; может произнести от 5 до 30 лепетных слов и несколько обычных.
18 месяцевМожет произносить до 50 слов.
24 месяцаСловарь ребенка составляет 50–200 слов; употребляет некоторые фразы, состоящие из двух слов.
30 месяцевСловарь включает нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3–5 слов.
36 месяцевСловарь включает около 1000–1500 слов.
48 месяцевХорошо освоены главные основополагающие аспекты языка.

Указанные сроки являются лишь средними показателями. Индивидуальные различия младенцев на начальных этапах речевого развития могут достигать нескольких дней и недель, а на поздних — нескольких месяцев.

Речь навык тренируемый (как развивать речь ребенка в 1-3 года), и сильно зависит от окружающей среды ребенка. Многократные исследования американских ученых показали, что интеллектуальный уровень ребенка в раннем детстве, зависит от разговоров с ним. То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, насколько обширный словарный запас вы применяете, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Живые разговоры с ребенком это единственно эффективный способ развития его речи. Никакие развивающие приложения и мультики его не могут заменить по объективным природным причинам.

Словарный запас ребенка зависит от степени насыщенности его «речевого окружения», которое в свою очередь, зависит от уровня образованности родителей и их желания (возможности) уделять время ребенку.

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого. Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

Источник