Направления развития ребенка в начальной школе

Направления развития ребенка в начальной школе thumbnail

Основные направления воспитания личности младшего школьника

и их реализация на практике.

Выбор ведущего направления воспитательной работы с младшими школьниками проводится в соответствии с результатами диагностики, уровня развития и интересов учащихся, выявленных проблем в личном развитии и в межличностных отношениях.

Первое направление – интеллектуальное.

Целью является оказание помощи учащимся в развитии способности мыслить рационально, успешно проявлять интеллектуальные умения в реальной жизни. Данная цель достигается через определение круга реальных учебных возможностей учащегося и зоны его ближайшего развития; создание условий для продвижения школьников в интеллектуальном развитии; формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности. Реализация данных задач осуществляется через проведение тематических недель, экскурсий познавательного характера, работы по разработке презентаций, через проектную деятельность.

Второе направление – коммуникативное.

Целью является передача школьникам знаний, умений и навыков общения. Данная цель достигается через формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся группы; освоение учащимися приемов преодоления проблем в общении. Реализация данных задач осуществляется через изучение способности к общению посредством проведения социометрии, диагностики, организацию коррекционной работы по результатам диагностики, через проведение занятий, бесед по темам «Добро. Зло», «Азбука вежливого человека» и др.

Третье направление – нравственное.

Целью является обучение школьников пониманию смысла человеческого бытия, ценности существования людей. Данная цель достигается через формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания; осознания значимости нравственного опыта и своей роли в нем; воспитание доброго отношения к окружающим людям; воспитание добросовестного отношения к обязанностям, к себе и к общественным поручениям. Реализация данных задач осуществляется через проведение конкурсов рисунков, газет, плакатов, проведение уроков памяти, бесед по темам «Школа вежливости», «Доброта и отзывчивость», «Ты не один» и др., психологических игр и упражнений, прослушивание музыкальных произведений, разыгрывание сюжетов.

Четвертое направление – досуговое.

Целью является создание условий для реализации учащимися инициативности и самостоятельности, искренности и открытости в жизненных ситуациях. Данная цель достигается через создание условий для проявления учащимися индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; через использование различных форм внеклассной деятельности; развитие способностей объективно оценивать собственные и чужие достижения, радоваться успехам и огорчаться за неудачи.

Реализация данных задач осуществляется через посещение кружков, секций, студий, участие в классных собраниях, распределение поручений, участие в делах класса и школы, проведение мероприятий по различным темам.

Источник

Основные направления работы начальной школы

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

В.А. Сухомлинский

Обучение в начальной школе ориентировано, прежде всего, на усвоение детьми полной программы I ступени базового образования российской школы.

На этом этапе основной акцент делается на:

  • Формирование прочных навыков учебной деятельности
  • Овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью
  • Воспитание культуры речи и общения
  • Развитие общей культуры и эрудиции ребенка
  • Индивидуальный подход к каждому ученику
  • Развитие познавательных способностей и социальных навыков
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Основная задача педагогического коллектива — создание благоприятных условий, для развития, совершенствования и самореализации личности учащегося, через дифференциацию подходов в воспитательной обучении.

Для решения этой задачи педагогический коллектив обеспечивает:

  • эффективную систему обучения и воспитания учащихся;
  • поиск, разработку и экспериментальную проверку нового содержания образования, форм и методов его реализации;
  • объединение учебно-воспитательного процесса в единый комплекс, использующий современные методические и технические средства обучения и воспитания учащихся.

Преподаватели начальной школы реализуют принципы развивающего обучения, которое позволяет раскрыть индивидуальные способности детей и дает возможность каждому ученику показать максимальный для его способностей уровень.

Для обеспечения этой цели проводятся предметные недели, олимпиады по русскому языку, математике, иностранным языкам, природоведению, ведется проектная деятельность. Учащиеся школы неоднократно побеждали в городских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

В школе проводятся дополнительные занятия для отстающих учеников.

Наряду с общеобразовательными предметами дети изучают со второго класса иностранный язык, участвуют в соревнованиях, посещают кружки и факультативы.

В работе начальной школы используются современные различные методики, основанные на принципе развивающего обучения.

В первой половине дня в каждом классе работает учитель начальных классов, ведущий основные предметы, учителя- предметники.

Во второй половине дня работает группа продленного дня.

Дети выполняют домашнюю работу в школе и в случае необходимости получают помощь учителя и воспитателя. То есть ребенок не получает готового ответа на свой вопрос, а он вместе с педагогом разбирает вопросы, вызвавшие затруднения.

В начальной школе обучение ведется по образовательной программе «Школа России»

Характерной особенностью этой программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта.

Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.

В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и лично- ориентированный подходы к процессу обучения.

Авторы учебников исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен, каждый ученик должен реализовать свое «Я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее. В начальной школе ведется серьезная воспитательная работа.

Во время каникул дети выезжают в лучшие детские театры, организуются интересные экскурсии, поездки по памятным местам Москвы и Подмосковья.

В начальной школе создаются условия, чтобы к концу обучения дети: Усвоили как минимум государственную программу начальной школы Познакомились с элементарными основами логики .

Научились работать с информацией, добывать ее из различных источников, сопоставлять, анализировать данные, делать выводы на их основе.

Учились творчески подходить к решению задач Приобрели навыки исследовательской работы Учились аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.

Учились анализировать свои поступки, признавать ошибки и находить разумный выход из конфликтных ситуаций Познакомились с традициями и историей России.

Успехи начальной школы:

Необходимо отметить, что кризиса начальной школы при переходе в основную школу не существует.

Все выпускники начальной школы переходят в основную школу плавно, как бы врастая в нее.

Источник

Основные направления работы с одарёнными детьми

в начальной школе.

Учитель МБОУ СОШ №4

Хрулева Анжела Викторовна

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.

Читайте также:  С чего начать физическое развитие ребенка

 Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развитие способностей каждого ребёнка- это введение новых государственных стандартов.

 Согласно ФГОС второго поколения учебно- воспитательный процесс необходимо направлять на создание условий для развития личности каждого ребёнка. На первый план выходит поисково- творческий характер обучения- личностно- развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог(создаёт каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и даёт ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Задачи:

создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;

создать банк данных одарённых и высоко мотивированных детей;

организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной и внеучебной деятельности;

способствовать развитию творческой одарённости обучающихся через систему дополнительного образования.

Цели:

раскрытие творческого потенциала личности;

развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одарённости;

 Работая в данном направлении, учителя руководствуются следующими программно- методическим обеспечением:

Устав школы;

Программа «Одарённые дети»;

УМК «Школа 2100»(проблемно- диалогическое обучение прогнозирует создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности), УМК «РС Л. В. Занкова»(развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);

Программы деятельности классных коллективов;

Отбор, регулярное пополнение, изучение методической литературы по данной теме;

Возможности Интернета.

В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника мы начинаем работу по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный уровень. Учителями курсов проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа будет продолжаться в течение обучения ребёнка в начальной школе.

 Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одарёнными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.

Работа с одарёнными детьми на уроках включает:.

Использование современных образовательных технологий и методов:

технологии развивающего и проблемного обучения;

технология критического мышления;

информационно- коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку;

деятельностный метод;

проектная и исследовательская деятельность учащихся;

Работа на уроке «консультантов»(мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

 Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера(приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одарёнными детьми составляют:

Внеклассная работа по учебным предметам;

Выставки творческих работ обучающихся;

Участие в школьных и городских предметных олимпиадах, конкурсах(по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии).

Активное и результативное участие во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах(«Русский медвежонок», «Кенгуру».)

Активная проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции.

Дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности(по выбору детей).

Развитие творческой одарённости через систему дополнительного образования

Расширение на базе школы кружков, секций по интересам по социальному запросу родителей и обучающихся.

 Система дополнительного образования используется для мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого обучающегося.

 Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одарённости мотивированных обучающихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность- общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребёнка для них всегда более приоритета, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителей и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения который может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников».

Групповые консультации для родителей: «Современная семья: трудности и надежды», «Одарённый ребёнок в семье и школе» и т п

Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей.

Необходимо поощрять детей(грамоты дипломы).

Надо стараться развивать и поддерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребёнок талантлив по- своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно важный вопрос. Наша задача- так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Источник

                                                  учитель МОУ гимназии№9

Г.Комсомольска-на-Амуре

Сергеева Наталья Валерьевна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

         Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.  

         По мнению главы Минобразования Андрея Фурсенко, важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития

Читайте также:  Ступени личностного развития ребенка

способностей каждого ребенка — это введение новых государственных образовательных стандартов.

         Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс

необходимо направить на создание условий для развития личности каждого

ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения —

личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Понимая необходимость выполнения данного направления, педагоги гимназии на педагогическом совете поставили перед собой следующие задачи:

  1. создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
  2. организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  3. способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

Педагоги кафедры   I ступени стремились к достижению следующих целей:

  —   раскрытие творческого потенциала личности;

  — развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

        Работая в данном направлении, учителя начальной школы гимназии руководствуются следующими программно-методическим обеспечением:

  1. Устав школы;
  2. Программа «Одаренные дети»;
  3. УМК «Школа 2100» (проблемно-диалогическое обучение прогнозирует  создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности), УМК «РС Л.В.Занкова» (развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);
  4. Программа воспитательной работы  для младших школьников «Амурчата»;
  5. Программы деятельности классных коллективов;
  6. Отбор, регулярное  пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
  7. Медиаресурсы , возможности Интернета.

        В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника  мы начинаем работу по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный  уровень. Педагогом-психологом и учителями курсов проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа будет продолжаться в течение обучения ребенка в начальной школе.

        Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  1. Использование современных образовательных технологий и методов:

       -технологии развивающего и проблемного обучения,

       -технология критического мышления,

       — информационно-коммуникативные технологии,

       — здоровьесберегающие технологии,

  1. -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

        — деятельностный метод,

        — проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  1. Работа на уроке «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
  2. Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

           самостоятельных работ по разным предметам;

  1. Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  1. Реализация Программы воспитательной работы для младших школьников «Амурчата»;
  2. Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, краеведению, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
  3. Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, Домах творчества, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);
  4. Участие в школьных и городских, краевых  предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку, Марафон учеников – занковцев, конкурсы: «Я — комсомольчанин», «Украсим елку в зоосаде «Питон» своими руками», «Движение БЕЗопасности» (организаторы ГИБДД Хабаровского края и компания «Альянс»), «Птицы над Амуром» (ЭБЦ), «Благославляю вас, леса!» (ЭБЦ) и др.);
  5. Активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах,  («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру – выпускникам», «Совенок», «Английский бульдог»), в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте  для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»;
  6. Активное участие младших школьников в работе научного общества младших школьников «Почемучки»;
  7. Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции «Первые шаги в науку»;
  8. Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
  9. Городские, краевые спортивные соревнования, марафоны, конкурсы
  10. ( по Дартсу, футболу, гимнастике, легкой атлетике, шахматам «Белая ладья», лыжам «Лыжня России», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.)
  11. дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

  1. Использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:
  2. Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что   развитию одаренности мотивированных  учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  1. Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
  2. Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации
Читайте также:  Ребенок с аномальным развитием это

           по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями;

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей, МО гимназии, городских творческих групп, курсов повышения квалификации педагогических кадров, методических недель и т.д.);
  2. Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

       Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио  передается в  среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.

        Мы поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.

        В каждом классе начальной школы (начиная с 1 класса) в сентябре и в мае мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Более   половины учащихся (50-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 36% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От  6% до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 7% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом,  можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся  развивать и поддерживать  познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

         Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Эссе  «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. 

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.  Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.  Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации  помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.  Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.  Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.  Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.  Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь вселить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.

Источник