Направление в развитие ребенка позновательно речевое

           Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Целью познавательно-речевого развития является:

-Всестороннее развитие личности ребенка,

-приобщение к общечеловеческим ценностям,

-формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Задачи:

-Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе.

-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности.

-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности

-Совершенствовать предметно-развивающую среду ДОУ по данному направлению.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.

Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Основной формой обучения является не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы.

Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:

1. Общение: неподготовленное и подготовленное.  

2. Игры.

Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4.  Стихотворение-рифмование. 

 5. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

6. Труд: трудовые и речевые действия.

7. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Наш детский сад работает по познавательно- речевому направлению.

Педагоги стремятся к созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделяется  методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: оформлены перспективные планы по интеграции образовательных областей, разработана система конспектов различных

интегрированных мероприятий педагогического процесса, разработаны и осуществлены образовательные проекты.

В группах созданы познавательные игротеки.

Куда входят:

-картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,

-дидактические игры,

-пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем

В группах имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.

Активное использование педагогами развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Профессиональный уровень педагогов позволяет применять инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития связной речи детей. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.

Педагоги используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», ««Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

В учреждении созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений. В группах есть  уголки по познавательному развитию, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Уголки содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, линованная бумага в клетку, альбомы, раскраски, книги и альбомы (книги для самостоятельных занятий, календари — старший возраст; книги по математике о числах первого десятка, альбомы «Сравниваем», «Цвет») разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы «Подбери по форме», домино, лото, позволяющий детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

 Для воспитанников ДОУ во всех возрастных группах созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Анализ деятельности по данному направлению показывает, что педагоги учреждения используют эффективные средства речевого развития, учитывая возрастной и индивидуальный подход, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

Педагоги успешно развивают коммуникативные умения, как в условиях естественного общения, так и в нетрадиционных формах речевой деятельности: экскурсии в детскую библиотеку, проведение  там литературных викторин.

Читайте также:  Елисеева фонетическое и лексическое развитие ребенка

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи.

Стало традицией  брать на год тему , разрабатывать проект и работать по нему весь год .

 В 2010-2011 уч. году работали над проектом «Ребенок и книга».  

Целью его было привить любовь к художественному слову, интерес к  книге с раннего дошкольного возраста. Развивать речь детей.

Была проведена большая работа в каждой группе: оформлены групповые библиотечки, знакомились с историей создания книги, изготовляли книжки-малышки по темам, рисовали рисунки, упражнялись в самостоятельном сочинительстве маленьких стишков,  сказочек, были оформлены выставки книг детских писателей, знакомились с их творчеством, участвовали в литературных викторинах, экскурсии в детскую библиотеку, драматизации сказок, рисование иллюстраций к любимым сказкам и. т.д.  с данным  проектом приняли участие в одноименном областном фестивале педагогических проектов  «Детство без границ» .Получили сертификат.

 В 2011-2012 году- реализовали познавательный проект  «Птицы нашего края».  Дети не только знакомились с птицами , но и участвовали в акциях, В рамках проекта было проведены акции «Помоги птицам зимой» ( родители изготовили кормушки), в течении всей зимы дети подкармливали птиц.

Акция «Скворечники». После проведенного праздника, посвященному весеннему прилету птиц,

родители дружно участвовали в развешивании скворечников.

Эта акция совпала с неделей Добра.

Наиболее эффективной формой по познавательно- речевому развитию детей является создание в группах мини-музеев. Целью которых является расширение познавательных способностей детей, представления о многообразии окружающего мира, развитие проектно- исследовательских умений и навыков, формирование творческого , логического мышления, воображения, развития речи детей, коммуникативных навыков.

Создан проект «Музей в воспитании ребенка» , продолжительностью на 5 лет. В этом году в рамках экспериментальной площадки в детском саду работало 11 мини-музеев:

  «Динозавров», «Буренушка», «Вода Волшебница», «Деревянных игрушек» , «Кукол», «Мир камней»,  «Фарфоровые статуэтки», «Коры», «Пуговки», «Гармошечка» ( музыкальные народные инструменты), «Военной атрибутики».

В  подборке экспонатов  принимали активное участие дети , совместно с родителями.Учились описывать предметы, производить исследовательскую и экспериментальную, продуктивную деятельность.

В детском саду  в течение всего учебного года  работает логопункт. Учитель- логопед Стец Н.Б. Ведется коррекционная работа по предупреждению, преодолению нарушения звуковой стороны речи.

Профессиональный уровень педагогов позволяет применять инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития связной речи детей. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.

Педагоги используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

 Для педагогов проведены следующие мероприятия:

  • семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи»,
  • семинар – практикум «Система педагогической работы по развитию словотворчества детей»,
  • семинар – практикум «Требование к речи педагога дошкольного учреждения»,
  • мастер – класс «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Проведены консультации: «Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера», «Игра в интеллектуальном развитии ребёнка», «Как способствовать развитию внимания старшего дошкольника», «Интеллектуальные игры для развития мышления дошкольников»

Для педагогического просвещения родителей проведены консультации: «Учения с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». В рубрике в родительских уголках «Мама, поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Оформлены фотовыставки «мы играем целый день, целый день играть не лень».

Проведены семинары – практикумы «Учимся, играя», «Роль семьи в развитии речи детей». Ток – шоу в подготовительной к школе группе «Что нужно знать об интеллектуальной готовности детей к школе»

Для оценки качества усвоенного  материала детьми в начале и конце учебного года проводится мониторинг. Составлена программа мониторинга, подобраны методики для составления диагностик по каждой задаче образовательной программы.

  Работа по познавательно- речевому направлению будет продолжаться и совершенствоваться в последующие годы.

                               Старший воспитатель Михеева Любовь Михайловна

                                МКДОУ №4 «Росинка»  

                                2012-2013 уч. год

Источник

Елена Морозова
Формы и методы реализации познавательно-речевого направления развития дошкольника

«Формы и методы реализации познавательно-речевого направления развития дошкольника».

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательская поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка возраст

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления — доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Создание условий для полноценного познавательно-речевого развитиядетей предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

Педагогами и логопедами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физкультминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

.

Активное использование развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

.

Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла,но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка

В дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольниковвлияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). На специальных занятий дети знакомятся с понятиями «низкий — высокий», «узкий — широкий», «длинной- короткий» и др. При этом широко используется прием сравнения, практические действия детей (построить домики разной высоты, выложить дорожки разной длины и т. д.).

Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматические строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга, дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех — ниже всех, медленно –медленнее, быстро–быстрее).Отвечая на вопросы воспитателей, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: «Зайчик сидит между куклой и собачкой. Зайчик сидит выше матрешки, машины и пирамидки. Пирамидка стоит ниже зайчика, куклы и собачки. В лесу дерево выше, чем куст. Куст выше, чем трава. Цветок ниже куста. В нашем лесу цветов больше, чем грибов» и т. д. В течение года дети осваивают счет,цифры. Здесь активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже (один гриб — два гриба — пять грибов).

Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога — рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу (например, игровое упражнение «Угадай-ка» на разном математическом содержании). Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Например, в сюжете «Магазин «Одежда» дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение на прилавках, а затем закрепляют полученную информацию через загадки – описания. Закрепление принципа классификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях «Съедобное – несъедобное», «Дикие и домашние животные» и т. п.

Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей.На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц, последовательность событий. Внимание детей обращается на традиционные сказочные словесные обороты, которые одновременно являются одним из средств связанности высказывания.

Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей.

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины, душистый табак). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов оттенков листьев. В ноябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматривая плоды деревьев и кустарников (боярышник, рябина, калина, шиповники др., дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы. Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая).Обращается на разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой (подорожник, мать- и мачеха, с тремя пластинками (клевер, земляника, с сильно изрезанными краями (своеобразие рисунка края у разных листьев).Дети подбирают определение к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, и др.) Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за снегом, инеем. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказание помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги.

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

Источник