Направление развитие ребенка природа и человек

Направление развитие ребенка природа и человек thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное   образовательное учреждение

Михневский центр развития ребенка – детский сад «Зернышко»

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с природой

(социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие)

на тему: «Человек и живая природа»

(подготовительная к школе группа «Колосок»)

                         Подготовила и провела:

                                                                                      воспитатель  

                                                                                       Волкова В.В.

26 января 2017г.

Программные задачи:

Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе.

Развивающие задачи: Развивать у детей способность к анализу,

самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать

доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением

диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение

экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных,

рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической

картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,

опасностях для природы.

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением: «поле»,

«лес», «тундра», «степь», карточки с изображением животных, мяч,

экологические знаки, карандаши, бумага.

                                              Ход ООД:

Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, а что это за шар?

Дети: Это наша планета, которая представляет собой огромный шар-

глобус.

В.: Земля, земной шар – наш общий природный дом, т.е. то место, где проживает (обитает) растение, животное, сам человек. Все вокруг: леса,

поля, реки, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья – это все природа.

Человек – часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без

нее – нет! Помните об этом. Всем живым существам необходимы чистая

вода, земля, воздух. Послушайте стихотворение:

«Мир вокруг»

Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит,

Как цветет душистый луг

И дует свежий ветер.

Когда белеют облака,

На небе голубом,

Когда река так глубока,

Что спрячет весь наш дом.

Когда в лесу так много птиц,

Что радуется слух!

Но не для злых все это лиц,

А лишь для тех, кто друг.

В.: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,

которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди.

Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства

любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Что необходимо,

чтобы сберечь нашу планету?

Ответы детей: Не загрязнять воздух, не сбрасывать вредные

отходы в реки, моря, водоемы, не вырубать леса, не уничтожать животных,

не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с

костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу.

В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где

они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только

научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту:

разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой,

тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы,

укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу

дышится легче?

Д.: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные

вещества из воздуха, а выделяют кислород.

В.: А какие правила поведения в лесу вы знаете?  — (Ответы детей).

В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы

внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и

дети.

С. Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там — пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… — Эй, ребята! – крикнул Дима.

-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки — словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила

поведения были нарушены.

В.: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и

нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего

нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

Д.: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

В.: Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие

знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

показывают и объясняют их значение. Дети делятся на 3 команды и выполняют задание Ответы детей (в дополнении рассматривание экологических знаков).

Дидактическая игра «Где растет?» (с мячом)

Воспитатель называет среду обитания, дети перечисляют характерные для

нее растения, показ наглядного пособия.

В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника,

фиалка…

В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…

В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай,

жарки…

В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных,

т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.

Животный мир является одним из основных частей природы (природной

Читайте также:  Развитие ребенок 4 начало 5 месяца

среды). Кем должен быть человек для животного?

Д.: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во

многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.

Дидактическая игра: «Где чья Родина?»

  Воспитатель спрашивает: «Кто живет?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного:

— на севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень,

полярный волк…)

— в лесу (лось, бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр,

рысь…)

— в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…)

— в горах (снежный барс, горный козел, серна…)

В.: На какие группы можно разделить (классифицировать) животных по способу питания?

Д.: Травоядные, хищники, всеядные.

Дети описывают каждый вид, воспитатель помогает.

Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь, они питаются другими

животными, травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень, всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?

Д.: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка

теплее, чем летняя.

В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Д.: Ему трудно было бы спасаться от врагов.

В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

Д.: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой,

нападал на людей.

В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого

хвоста?

Д.: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее

как руль.

В.: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы.

Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну

игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.

Подвижная игра «Лисы и зайцы».

Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.

 В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят

зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить

лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне.

Будьте внимательны.

1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)

2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)

3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)

4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)

В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, а заодно расскажите какая больше всего вам понравилась игра? почему? Что нового вы узнали? — (Ответы детей).

Самоанализ Волковой Варвары Валерьевны

Тема организованной образовательной деятельности (ООД) «Человек и живая природа» проводилась с детьми 6-7лет.  

Длительность занятия 30 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам. Цель данного занятия – сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе. ООД построена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данной группы.

В процессе ООД решались следующие задачи:

Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе. Развивать у детей способность к анализу,

самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать

доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

ООД состоит их 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

В первой части ООД ставится проблема, создаётся игровая мотивация. Во второй части чтение стихов, придумывание и рисование экологических запрещающих знаков   и объяснения их значение, играют в дидактические игры. В третьей части   подводятся итоги: систематизация достигнута путем закрепления имеющихся знаний и приобретение новых. Процесс обучения на ООД старалась строить с учетом интеграции образовательных направлений — познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

При подготовке ООД детям была проведена предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображение диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных, рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности, опасностях для природы.

В процессе всей ООД осуществлялся личностно – ориентированный подход к детям через вопросы, объяснения, побуждение к действию личным примером, одобрения, осуществлялась интеграция образовательных областей.

В процессе ООД наблюдалась высокая активность детей за счет верно подобранных методов, приёмов и наглядности для поддержания интереса воспитанников, что соответствует возрастным особенностям. Познавательное развитие детей соответствует нормам и правилам, предъявляемым к детям этого возраста.

Источник

Программа внеурочной деятельности

«Человек и природа»

(экологическое направление)

Введение.

Программа «Человек и природа» способствует эмоциональному, физическому, интеллектуальному и социальному развитию детей.

Данная программа предполагает развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, уровня информированности в области биологии, географии, экологии, охраны природы, затрагивает проблемы, связанные с науками физикой, химией, которые будут изучаться в дальнейшем, обогащение опыта общения и развитие самостоятельности, активности, культуры поведения. Делает установку на самосовершенствование, соблюдение нравственных общечеловеческих правил, социальную активность.

Программа рекомендуется для учащихся 12 лет.

На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 6 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. Эти качества являются благодатной почвой для взращивания у ребят универсальных учебных действий в учебных ситуациях. При организации процесса обучения на факультативном курсе в 5-6 классах необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении курса «Человек и природа».

  • Использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на занятиях.

  • Использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, метод проектов).

  • Организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-проекта, позволяющих школьникам представить проекты по выбранной теме.

  • Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения.

Пояснительная записка

Актуальность

Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Читайте также:  Развитие ребенка по методу шичиды

Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, внеурочная деятельность дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.

Цель программы: развитие личности учащихся и углубление их экологических знаний, развитие умений, навыков изучения, исследования, сохранения живой природы (формирование экологической культуры);

— формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи:

  1. овладение обучающимися основными экологическими понятиями;

  2. развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  3. знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  4. создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;

  5. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

6.понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

7.Воспитание патриотических и эстетических чувств.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом на внеурочную деятельность «Человек и природа» отводится 35 часов.

Формы контроля: Анализ, анкетирование,выставка, собеседование.

Включение обучающихся 6 класса во внеурочную деятельность «Человек и природа» направлено на достижение следующих результатов:

1.В направлении личностного развития:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

3. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведениедоказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснениероли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнениебиологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявлениеприспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

овладениеметодами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знаниеосновных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдениеправил работы с биологическими приборами и инструментами;

формированиенавыков ухода за комнатными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоениеприемов рациональной организации труда и отдыха.

  • В эстетической сфере:

овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Девизом курса

могут служить строки из стихотворения Владимира Шефнера: «Ты, Человек , любя Природу

Хоть иногда её жалей …

И помни истину простую –

Нас много, а она — одна!»

Основное содержание учебного курса

1.Введение — 2 ч.

Задачи курса «Человек и природа». Природа и общество.

Практическая часть. Работа со справочной литературой.

2.Человек и природные богатства — 7 ч.

Эволюция природопользования. Разнообразие жизни на земле как уникальная ценность. Растения и чистота природной среды. Поиск согласия с братьями нашими меньшими. Проблемы водного запаса. Человек и пустыня. Заповедные места и заповедное дело в России.

Практическая часть. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями — индикаторами.

Читайте также:  Карта развития ребенка с рождения

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Определение качества питьевой воды по физическим показателям. Экскурсия в лесополосу. Наблюдение за растениями — индикаторами. Жизненные формы растений.

3. Структура современной экологии – 7ч.

История экологии. Экологическая глобальная проблема современности. Экология и взаимодействие наук. Космическая экология. Биотехнология: проблемы и перспективы. Экология и международное сотрудничество. Конфликт человека и окружающей среды.

4. Экологическая обстановка в 20 веке – 5ч.

Войны и экология. Почему земля нуждается в спасении и как ее спасти. Чернобыльская катастрофа, ее последствия. История охрана природы. Охрана природы – дело человека.

Практическая часть. Изменения в растениях, вызванные нарушением климата. Сообщения «Последствия ядерной войны», работа с интернетом. Книжная выставка «Береги природу».

5. Окружающая среда и здоровье человека – 5ч.

Действие природных факторов на человека. Деятельность человека в необычных условиях. Здоровье человека и способы его сохранения. Демографический подъем и возможности биосферы. Деятельность человека – новый фактор среды.

Практическая часть. Тест «Как вы относитесь к своему здоровью» . Контроль за жильем. Составление таблицы: «Болезни и факторы окружающей среды».

6. Экология Курской области. Особо охраняемые территории родного края — 8 ч.

Природные богатства Курской области. Промышленность области и ее влияние на окружающую среду. Экология города Курска и нашего района. Природоохранная в нашем крае: виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Курской области. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедник Курской области. Создать агитационные лист­ки (плакаты) по Красной книге.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Курской области. Составление карты ареалов редких видов растений. Изготовление гербариев. Составление наказа «Правила поведения в природе». Экскурсия на луг. Работа с определителями флоры. Работа с зоогеографической картой заповедника. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.

7. Из мира природы в мир человеческий — 3 ч.

Природа в поэзии, музыке и изобразительном искусстве. Листая дневники поэтов – земляков.

Практическая часть. Работа с произведениями русских писателей и поэтов. Стихи поэтов земляков ( А.А.Фет, А.Алферова и др.). Подготовка сценки: «Разговор на лесной поляне».

Тематическое планирование программы «Человек и природа».

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты.

Творческий отчёт.

4

Экологическая обстановка в 20 веке.

5

Работа со справочной литературой, просмотр журналов: влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла.

5

Окружающая среда и здоровье человека.

5

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

6.

Экология Курской области. Особо охраняемые территории родного края.

Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, составление творческого отчета. Просмотр видеофильма. Изготовление гербариев, работа с определителями растений, составление наказов и творческое их оформление.

6.

Из мира природы в мир человеческий.

3

Работа с литературой поэтов и писателей своего края, просмотр журналов.

ИТОГО:

35

Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Человек и природа» для 6 класса дети научатся:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

  • работать с различными источниками информации;

  • составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;

  • выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Методы реализации программы.

Для обучения и заинтересованности учащихся следует использовать игровые и ролевые методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности и одарённость ученика. В программе представлены теоретические знания по экологии, практические по выполнению определённых заданий, опытов, научно-исследовательских работ, ведению фенологических наблюдений, оформлению итогов наблюдений в форме «Календариков». Участие в экологических праздниках «День Земли», «День воды», «День птиц» и др., подготовка материалов по оформлению тематических стендов.

В реализации программы очень важным является участие ребят в традиционных массовых экологических акциях, проводимых в школе: «День посадки деревьев», «Чистый берег».

Целесообразным является использование в процессе обучения компьютерных технологий, информации на медианосителях: «Экология. Общий курс», «Вода. Документальный фильм», презентации участников научно-практических конференций.

Список литературы для педагога.

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, «Просвещение», 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, «Просвещение», 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, «Просвещение», 2005г

  6. Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова. Природопользование. Москва, «Просвещение», 1994г.

Источник