Надо ли наказывать ребенка в 2 года

Надо ли наказывать ребенка в 2 года thumbnail

Автор Ленивая Мама На чтение 7 мин. Опубликовано 1 апреля 2016

Как наказывать ребенка в 2 годаВ прошлой статье я рассмотрела 11 способов как наказать ребенка за плохое поведение, а также основные правила. Обязательно прочитайте ее, если еще не видели – там основная информация.

В этой статье я хочу отдельно затронуть воспитание малышей, а именно как наказывать ребенка в 2 года и младше. Это очень нежный возраст, в котором нежелательно применять наказания, но иногда нужно.

Для начала стоит определиться – а стоит ли вообще наказывать?

Ведь малыши редко совершают какие-то поступки, за которые стоит наказывать. Часто им прилетает по ошибке, когда родителям лень разбираться в причинах.

  1. Истерика у малышей до 3 лет происходит не из вредности и попытки испытать мамины нервы, а просто от усталости или перевозбуждения. Когда малыш в общественном месте заливается слезами, не нужно бить его и кричать. Встаньте на сторону ребенка, а не безликой толпы, которой он помешал. Обнимите малыша или покачайте на ручках, чтобы он почувствовал вашу поддержку. Позвольте выплеснуть накопившуюся усталость. А в дальнейшем старайтесь не доводить до такого состояния, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не переутомился.
  2. «Ну куда ты лезешь» — двухлетки часто залазят в неположенные места, когда исследуют мир вокруг. В лужу, к розетке, могут перевернуть горшок с цветком или потянуть за скатерть и разбить фарфоровые кружки. Но за любопытство не стоит наказывать, ведь он не мог предсказать подобный исход. А если наказывать за любознательность, то ребенок вырастет инертным и не будет стремиться к знаниями. Вы же не хотите испортить ему всю жизнь? Просто обустройте пространство для игр так, чтобы он не поранился и ничего не сломал. А на улицу выбирайте одежду, которую не жалко будет запачкать.
  3. Раздражительность родителей – частенько дети получают просто за то, что у мамы или у папы не задался день, скопилась усталость, раздражительность или просто от недосыпания. Нервы не железные и родителям стоит набраться терпения, чтобы воспитать ребенка правильно. Если чувствуете, что с трудом сдерживаетесь, начните принимать легкие успокаивающие. Одним помогают травки, другие пьют валерьянку, а третьи обращаются к врачу, чтобы подобрать специальные таблетки. Хотя здесь самый лучший вариант – избавиться от причин раздражительности, научиться отдыхать, высыпаться и стать счастливой.

Методы наказания и воспитания

1. Метод естественных последствий – самый действенный метод, но применять его стоит с осторожностью. Его смысл в том, что вы сначала предупреждаете ребенка об опасности, он совершает действие и ваши слова сбываются. Он понимает, что делать так нельзя, а маму лучше слушаться.

Во взрослом мире вся жизнь строится по методу таких естественных последствий. Если мы не будем «правильно» себя вести, то у нас не будет друзей, работы, денег, испортится здоровье и появятся другие проблемы. Пусть дети тоже учатся на своих ошибках, как это и бывает в жизни:

  • Хочет попробовать что-то горькое или невкусное – пусть попробует, если это не причинит серьезного вреда.
  • Потерял или сломал вещь – ее больше нет, не стоит сразу бежать в магазин за новой.
  • Устроил истерику на улице – прогулка заканчивается, возвращаемся домой.
  • Забыл сделать подделку к завтрашнему дню – сиди вечером и вместо игр и мультиков делай.

Через несколько подобных случаев вам останется только сказать «если ты сделаешь это, то будет больно» и малыш сразу поймет, что делать этого не стоит. Ведь мама всегда говорит правду.

2. Метод отвлечения – отлично помогает предотвратить истерики, плач, крики и успокоить беспокойного малыша. Достаточно переключить его внимание на что-то другое, как «бомба» будет обезврежена.

Понаблюдайте за ребенком и определите, в какие моменты он начинает себя плохо вести. Придумайте метод отвлечения для этой ситуации:

  • Капризничает из-за скуки – предложите сменить занятие.
  • Капризничает, когда вы говорите по телефону – используйте любой подходящий вариант из статьи чем занять ребенка в 2 года дома.
  • Требует ваше внимание – задавайте вопросы, разговаривайте, прикоснитесь, погладьте.
  • Истерика в магазине от скуки – нарисуйте «список покупок» в картинках, и пусть малыш вместе с вами ищет нужные товары и вычеркивает их. А вы рассказывайте, что и для чего покупаете.

3. Зеркало эмоций – вам нужно показать малышу реакцию, которая должна быть у него на определенные действия. Например, если он высунет голову через решетку на окне, вам нужно изобразить страх и испуг. Дети все перенимают от родителей, в том числе и эмоции на определенные ситуации.

Но детишки перенимают не только хорошее, но и плохое. Так что не стоит ругать ребенка за «плохие» слова, если в вашей семье кто-то активно использует их при малыше.

4. Акцент на хорошем. Вместо того, чтобы заранее начинать ворчать «только не лезь в эту лужу», проведите малыша мимо нее и скажите «какой молодец, обошел лужу и ножки остались сухими!». Так вы сразу дадите понять, какое поведение будет хорошим.

5. Предлагайте альтернативу. Когда малыш что-то делает неправильно, расскажите, как стоило поступить в этой ситуации. Если рисует на обоях, скажите, что тут рисовать не надо, для этого есть альбом. Вообще при любых запретах лучше сразу рассказать, как следует поступить в этом случае. Не просто «не бегай по дороге», а «через дорогу нужно переходить вместе с мамой, держа ее за руку».

6. Четкие правила и запреты. Вы должны понятно и доступно объяснить ребенку что можно делать, а что нельзя. Используйте короткие и понятные фразы, которые будут ему понятны («отпусти хвост кошки, ей больно»). При необходимости показывайте мимикой, руками, жестами. Наказывать можно только за серьезные нарушения установленных правил, которые известны малышу (если не предупредили, что нельзя трогать мамину косметику, значит – можно).

7. Словесное осуждение – скажите малышу, что вы не одобряете и разочарованы его поступком. Но очень важно правильно сформулировать фразу. Не «какой ты плохой» или «ты обманщик», а осуждение именно поступка: «Ты сегодня очень плохо поступил, когда…». Не пилите ребенка весь день, так как детям сложно сосредоточиться на длинных нотациях.

Как наказывать ребенка в 2 года

Бывают ситуации, когда вышеперечисленные методики не действуют. Когда кажется, что ребенок делает все «назло», тогда можно использовать мягкие методы наказания.

К ним можно отнести строгий взгляд, строгий голос или в случае истерики выйти из комнаты, чтобы малыш успокоился.

Еще одна действенная методика, которую можно применять к малышам, стульчик или коврик для наказаний. Понадобится специальное место, куда вы будете усаживать малыша на определенное время (минуты = возраст). Если не хочет сидеть спокойно, возьмите на ручки, сядьте на место для наказания и мягко держите его. Обнимите руками, но не говорите, не успокаивайте, не играйте.

Для детей очень важна активность, так что такой короткий на взгляд взрослых перерыв помогает им успокоиться. После этого можно будет еще раз повторить, что нельзя делать.

Основная проблема с наказаниями в том, что все дети разные. Одни понимают слова и беспрекословно слушаются родителей, а некоторым детишкам помогает только легкий шлепок по попе.

Читайте также:  Египет в сентябре с ребенком 2 года

Но прежде чем определиться, как наказывать ребенка в 2 года и младше, обязательно удостоверьтесь, что вы придерживаетесь основных правил наказаний (когда и за что можно наказывать), испробовали все мягкие методы (отвлечение, разговоры, строгий взгляд) и выбрали способ, который подойдет для вашего ребенка и принесет больше блага, чем вреда.

Источник

Каким должно быть правильное наказание для ребенка 2-3-летнего возраста?

Наказывать или не наказывать ребенка? А если наказывать, то как это сделать правильно? Многие родители шлепают малыша по попе, ставят в угол, ругают, другие же, наоборот, пытаются воздействовать моральным способом, отказывая малышу в вечернем поцелуе или отказавшись прочитать сказку на ночь. А как правильно наказать малыша?

► Шлепать ли малыша в наказание?

Вредно ли шлепать малыша? Твоему ребенку уже исполнилось 2,5 года и к тому же ты не злоупотребляешь шлепаньем в наказание по любому поводу, кроме того, такой вид наказания не слишком пугает малыша? Тогда иногда такое наказание может принести пользу. В возрасте 2,5 лет ребенок начинает понимать, что делает что-то неправильно, но самостоятельно остановиться у него не всегда получается. Если малыш решил проверить границы дозволенного и выяснить, как далеко ему разрешат зайти, подобный вид наказания может оказаться оправданным. Но поскольку малыш еще недостаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, родители должны сами определить и показать ребенку черту, переступать которую не стоит.

► Постарайся оказать влияние на ребенка

Пока малыш не достиг 2-2,5 лет, наказывать или журить его почти бессмысленно, потому что он может из всего этого понять только одно, что он плохой и родители его не любят. Малыш, конечно же, видит результат своей деятельности: сломанную игрушку, разбитую чашку или вытоптанную клумбу, но он до конца не осознает, как именно это произошло и что это он сам и сделал. Поэтому научи ребенка управлять собой и окружающими его вещами через разумные, четкие запреты и ограничения, без подробных объяснений, которые он еще не в состоянии понять.

Начиная примерно с 2,5 лет, ребенок уже осознает себя как отдельную личность и к нему приходит осознание того, кто реальный исполнитель поступков. Он также начинает понимать, что некоторые его поступки радуют окружающих и считаются хорошими, а некоторые считаются плохими. Но несмотря на то, что ребенок вполне осознает, что его поступки могут быть как хорошими, так и плохими, умение управлять своим поведением у ребенка еще недостаточно сформировалось. Частенько в этот период у детей появляются воображаемые «шкодники», которые позволяют ребенку не чувствовать за собой вину и стыд, так как все неблаговидные поступки совершает кто-то другой.

Постарайся понять, почему малыш так поступает. Расспроси подробнее о том, как произошло то или иное событие, обсуди ситуацию вместе с малышом и помоги ему ее исправить. Если ребенок не будет бояться твоего гнева, осуждения или наказания, скорее всего, он охотно поделится с тобой своими мыслями и тем, почему он поступил нехорошо.

В возрасте около 3 лет дети часто поступают наперекор родителям, потому что им нужно почувствовать свою независимость, определить свои собственные возможности и границы дозволенного. Если ты начнешь за это наказывать, то вместо послушания получишь активное сопротивление. Постарайся отнестись к поступку малыша, как к досадной неприятности, которая со временем исчезнет.

Главное – не выбор метода наказания детей 2,5-3 лет, важнее правильно определить, чего ты хочешь добиться. Если ты хочешь помочь ребенку понять свою вину, тогда ВОЗДЕРЖИСЬ от криков и шлепков. Постарайся спокойно объяснить ребенку, что именно тебя расстроило в его поступке. Физическое же наказание, такое как шлепок по попе или отправка в угол, могут дать временный эффект. Так что лучший метод «наказания» ребенка – твое внимательное отношение и умение слушать и слышать малыша.

Источник

11 ноября 2011

Автор КакПросто!

Иногда дети не слушаются старших, совершают проступки, которые невозможно оставить незамеченными. Выход один — наказание. Оно не должно быть жестоким, оно должно стать воспитательным уроком.

Вам понадобится

  • Терпение, любовь, последовательность действий, спокойствие.

Инструкция

Не доводите ситуацию до накала. Наказывайте ребенка будучи в спокойном состоянии, а не в порыве гнева. Наказание — это не месть, не унижение и не обида. Не прибегайте к телесным наказаниям без крайней необходимости. Наказывая ребенка, учитывайте тяжесть его проступка и его возраст. Детей, не достигших возраста 2-2,5 лет, практически бессмысленно наказывать в прямом смысле слова. Здесь, скорее, следует говорить об исключении ситуаций, провоцирующих малыша на непослушание.

В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок осознает себя как личность, начинает понимать, какие из его поступков радуют окружающих, а какие огорчают или раздражают. Несмотря на то что понимание уже пришло, способность к управлению своим поведением еще неокончательно сформирована. На этом этапе жизни у детей появляется «заместитель», который творит все те безобразия, которые сводят с ума родителей и близких. Это позволяет ребенку освободиться от чувства стыда, так как большую часть того, что происходит, совершает не он, а кто-то другой. Больше говорите с малышом.

Постарайтесь поверить в то, что ребенок вас не обманывает, утверждая, что это «нахулиганил зайчик из леса». Дело в том, что малыш еще очень легко путает фантазию с реальностью. Задача родителей – понять, почему ребенок так поступил. Расспросите его, поговорите с ним и помогите исправить сложившуюся ситуацию. Если вы не запугивали малыша, и он не боится вашего гнева или осуждения, то он, скорее всего, охотно с вами поболтает.

Не забывайте о том, что в этом возрасте малыши очень часто поступают наперекор родителям. И делают это вовсе не потому, что не хотят считаться с вами, просто им необходимо почувствовать некоторую независимость, свои возможности и их границы. Если вы начнете за это наказывать ребенка, то начнете битву, в которой не будет победителей. Выразите свое недовольство поведением ребенка, доступно для его возраста, объясните ему, что вас огорчило в его поведении/поступке.

Если вы видите, что ребенок переживает по поводу совершенного проступка, не усугубляйте эти чувства. Попробуйте поддержать его. Главное, чтобы малыш понял, что свершенное дело более-менее поправимо, что он человек и может ошибиться. Объясните ребенку, как в следующий раз постараться сделать по-другому и избежать неприятностей. Осознав это, ребенок быстрее научится относиться к себе и своему поведению более критично. Если же он не понимает, что, к примеру, силой забрав или сломав чужую игрушку, он совершил нечто нехорошее, вы должны очень серьезно задуматься. Вполне возможно, воспитывая малыша, вы так боялись огорчить его известием о том, что он в чем-то не прав, что теперь ребенок вообще не готов признавать этого, совершая определенные поступки.

Обратите внимание

Даже если вы решили прибегнуть к телесным наказаниям, помните, что достаточно легкого шлепка ладонью по попе ребенка. И делать это стоит только в крайних случаях.

Читайте также:  Ребенок поджимает губы 2 года

Полезный совет

Если у ребенка случаются частые истерики, задумайтесь над тем, как и за что вы его наказываете. Обратитесь к детскому психологу, чтобы решить проблему.

Связанная статья

Вредны ли наказания для детей

Источники:

  • https://forum.raskraska.com/index.php?showtopic=108

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
  • Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.
    Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.
  • Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
  • Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.
    Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.
Читайте также:  Массаж ребенку 2 года плоскостопие что делать

Принципы наказания

  • Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Источник