На развитие ребенка влияет не только наследственность

Академик Дубинин однажды сказал : «… Психические качества не закодированы в генетической программе». Наверное эта фраза в целом определяет мой интерес к развитию ребёнка и изучению детской психологии.

Эту цитату я встретила в одной из книг Бориса Павловича Никитина, автора методики раннего развития, с которой продолжаю вас знакомить.

Исходя из утверждения академика Дубинина, рассмотрим следующие принципы для интеллектуального развития детей, которыми руководствовались Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины:

  • Естественное вскармливание до появление первого зуба.

Тут авторы имеют ввиду не 100% ГВ без введения прикорма, а просто подчеркивают важность грудного вскармливания, ведь в момент написания их книг искусственное вскармливание младенцев было широко распространено.

  • Близость (физическая) матери к ребёнку.

Возьмем известный пример про африканских женщин — они носят детей за спиной минимум два года. Проанализировав это явление, европейские врачи пришли к выводу, что африканские малыши намного превышают по уровню развития европейских детишек того же возраста, несмотря на то, что мамы с ними не занимались, а носили за спиной. Думаю, приверженцам теории привязанности и книг Людмилы Петрановской этот пункт можно не расшифровывать ))

  • Увеличение кругозора, практически неограниченная возможность в познании мира (не «запирать» малышей в коляски и пеленки)
  • Запуск всех рефлексов, которые заложены матерью-природой

В первую очередь, используем младенческие рефлексы — подтягиваем ребенка за ручки (хватательный рефлекс), подставляем свои ладони к его стопам, чтобы ребенок отталкивался и проползал (ползательный рефлекс), дотрагиваемся ступнями ребенка до твердой поверхности, чтобы он имитировал хождение (шагательный рефлекс)

  • Легкая Одежда.

Влияет ли она на интеллект? Да! Обрезанные рукава на распашонке и срезанные носки на ползунках способствуют развитию системы осязания.

  • Обогащенная обстановка.

Свободное передвижение по квартире ребёнка-ползунка. Игры во взрослые игрушки -кастрюли, кружки, ложки, карандаши и бумаги (обязательно научите держать карандаш правильно).

  • Свобода познания мира, снятие традиционных запретов.

Постарайтесь забыть выражения «не трогай», «не лезь» и т.п. не бойтесь, что малыш что-то испортит или сломает. Он познает мир и, познавая его, самостоятельно развивается, занимает активную жизненную позицию. Детьми двигает природа. Знаю, что многие родители мечтают, чтобы ребенок ничего не трогал и не залезал в ящики — это невозможно) просто спрячьте все опасное наверх, и позволяйте ему перекладывать вещи — это не баловство, а необходимо развитие.

  • Оборудование спорткомплекса дома (шведской стенки)

Даже самые маленькие дети, которые еще не умеют ходить, могут пробовать висеть на кольцах и турнике.

  • Развивающие игры.

Эти игры только один из факторов интеллектуального развития детей. Их может быть очень много, если вы творчески подойдёте к этому вопросу. Мы уже говорили о некоторых играх ранее, в том числе об играх Никитиных. Эти игры развивают и творческое мышление, и усидчивость. — «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и другие.

  • Раннее знакомство детей с инструментами и материалами.

Конечно, опасны и ножницы, и шило. Но только в том случае, если детей не научили с ними обращаться. Своих детей Никитины рано познакомили с острыми предметами.

  • Отношение родителей к развитию детей.

Здесь существуют две позиции:

1. Ребёнку нужно все объяснить, рассказать.

2. Необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Только во втором случае формируется самостоятельность. Именно этот вариант даёт творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Статьи по теме:

-Никитины про здоровье

-Три главных правила, которые мы должны взять из методики Никтиных

Источник

 Развивающая предметная среда дошкольного учреждения (основные требования)

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

 Никакое обучающее влия­ние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются ок­ружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действу­ет, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательно­го учреждения? Обратимся к исследовани­ям С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные требования. Предметная среда должна:

■ быть системной, отвечающей це­лям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;

■ инициировать деятельность ре­бенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения зада­ются предметной средой;

■ учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. спе­цифику как ведущей деятельнос­ти (общения, предметной деятель­ности, игры), так и других, возни­кающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребен­ка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать ре­шению задачи создания «зоны ближайшего развития» (Л.С. Вы­готский) через организацию пред­метной среды;

обеспечивать возможность взаи­модействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

■ иметь, наря­ду с консервативнымикомпонентами, часто меняющиеся составляющие, ко­торые проблематезируют  взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделе­нию новыми смыслами консер­вативных компонентов. Это по­рождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

■ обеспечивать возможность ре­бенка жить в 3-мерном предмет­ном пространстве: со масштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), его росту и пред­метному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Поскольку игра в дошкольном воз­расте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формиро­вания как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предмет­но-игровой среды для каждого дошколь­ного возраста, имеющего свою специфи­ку развития.

Читайте также:  Условия в семье для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Для детей 3-4 лет

Очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знако­мые сюжеты и передавала смысловые ре­зультативные связи между предметами.

Необходимо, чтобы в распоряжении малышей были наборы или игрушки, по­могающие доступно отражать содержа­ние занятий и социальные взаимоотно­шения взрослых. Поскольку в сюжетной игре дети осваивают предметные способы решения игровых задач, нужен разный по степени обоб­щенности игровой материал.

Игрушки могут быть реалистически­ми, условными, символическими. Прежде всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивные, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплек­ты предметов игрового обихода для кухни (плита, мойка с краном и т. д.), различная посуда; постельные принадлежности; ко­ляски, санки для кукол; различная мебель, домики с мебелью для кукол;различные предметы домашнего обихода (ведра, тази­ки, сумки, корзинки, телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в ма­газин: касса и др.; игрушки, изображаю­щие животных с детенышами; наборы объ­емных и плоскостных игрушек, изобража­ющих овощи и фрукты; различные маши­ны (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект «Железная дорога»; самолет, кораблик; комплект эле­ментов костюмов и украшений; различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.). При организации игр на участке с песком и снегом с целью развития орудийных действий необходимы комплекты различ­ных формочек, комплекты силуэтов на ко­лышках.

Детям также нужен разнообразный обобщенный игровой материал: обрезки поролона, меха, кожи, пластмассовые флаконы, катушки и др. Чтобы в самостоятельных играх у детей возникали игровые действия с во­ображаемыми предметами, следует ис­пользовать своеобразные игрушки-кар­тинки. Например, на картонном круге взрослый рисует знакомые детям фрук­ты, овощи. Получается тарелка. Можно использовать и крупные элементы офор­мления, представленные на панно-карти­нах. Но важно помнить, что различные панно-картины не надо оставлять в груп­пе надолго.

Детям этого возраста интересны му­зыкальные инструменты с фиксирован­ной мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и ме­ханические игрушки (музыкальный вол­чок, заводные зайцы, медведи и др.).

Для детей 4-5 лет

Замыслы игр у детей становятся раз­нообразнее. Для их реализации дошколь­никам нужны разные по тематике игруш­ки. Тематика зависит от игровых интере­сов детей и того окружения, в котором они живут.

В сюжетно-ролевой игре дети при­нимают на себя роли. Для выразительно­го их исполнения нужны самые разнооб­разные элементы костюмов: юбки, жиле­ты, пелерины, украшения, головные убо­ры, др.

Для игр дошкольникам требуются разные ролевые атрибуты, это могут быть руль, бинокль, сумки, фотоаппарат и видео­камера, якорь и др. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.

Появлению ролевых высказываний помогают игрушки-партнеры. У девочек ими становится кукла. С ней девочки раз­говаривают, и тем самым у них формиру­ются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Девочки играют с са­мыми разными куклами — мальчиками, девочками, младенцами. Различна одежда кукол: это всевозможные комплекты се­зонной одежды и обуви; комплекты про­фессиональной одежды. Разнообразнее становятся комплекты мебели, посуды, предметов домашнего обихода и др.

Увеличивается количество игрушек, изображающих животных — диких и до­машних. Для детей этого возраста инте­ресны игрушки, воспроизводящие обра­зы различных птиц, насекомых, рыб и других обитателей морей.

Чтобы появились ролевые высказы­вания, обращенные к воображаемому собеседнику, нужно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребе­нок может уединиться от остальных де­тей и в спокойной обстановке сосредото­читься на разговоре, преодолеть стесни­тельность.

В сюжетно-ролевой игре дети этого возраста вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совмес­тных игр. Объединению воспитанников помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машины, теплохода и др., а также предметы-заместители: средообразующие модули, конструкторы. Используя крупный игровой материал, дети замеща­ют в игре не один предмет, а целый ком­плекс объектов. Например, построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто лодки или льдины; поставили тре­угольники — это скалы или акулы. Такая обстановка создает у дошкольников ил­люзию подлинности переживаемых со­бытий. Ценность крупногоматериала и в том, что, играя с ним, воспитанники мно­го двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображаемые в иг­рах события, тем более обобщенный иг­ровой материал требуется, поэтому, на­ряду с игрушками, предлагаются круп­ные и мелкие предметы-заместители.

Используются различные тематичес­кие наборы игрушек, например, «Гараж», «Ферма», «Магазин», «Пожарная станция», «Аэропорт», «В деревне» и др. (всего 6-7 разновидностей); наборы игрушек, изоб­ражающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (ав­тобус, машина-фургон, пожарная машина, машина скорой помощи и др.), воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, ко­рабль, яхта) и др.

Для более яркого представления отображаемых событий воспитатели при­бегают кразличного рода картинам. С этой же целью можно использовать и кол­лективные детские работы, которые могут быть выполнены вместе со взрослыми.

В группе обязательно должен быть «чудесный короб», в котором хранится не­оформленный материал (веревка, шнуры, проволока, природный материал, пластмас­совые флаконы и др.). Такой «короб» может находиться в доступном для детей месте.

Для режиссерских игр детям нужны мелкие игрушки, изображающие транс­порт, животных, предметы быта и др. Чтобы с ними было удобно играть, их размещают на возвышениях, подиумах.

Кроме этого, для режиссерской и те­атрализованной игры используются набо­ры фигурок и декораций по сюжетам ска­зок, набор для пальчикового театра. Для театрализованной игры необходимы на­бор кукол на штоках, элементы костюмов сказочных героев, набор масок на штоках, фланелеграф с набором картинок.

Для детей 5-7 лет

Предметно-игровая среда старших дошкольников не должна сковывать ини­циативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке следует разместить необходимое количес­тво разнообразного игрового материала, который дети используют по своему ус­мотрению. Наряду с многофункциональ­ными предметами (кубы, бруски, цилинд­ры), разными по размеру, форме, матери­алу, детям старшего возраста требуются обычные игрушки и игровая атрибутика.

Читайте также:  Карта здоровья ребенка развитие физическое

Нужны и готовые игрушки, и полу­фабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Готовые игрушки могут быть различными по тема­тике (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная мебель) и по степени обобщенности их образного ре­шения. Они могут быть детализирован­ные, приближенные к реальным прототи­пам (куклы с различным набором одежды, куклы в национальных костюмах, игру­шечные орудия труда и оборудование, модель-копия машины и т. д.); условные, в которых акцентирована лишь какая-ли­бо характерная черта предмета (плита с яркими переключателями) или только обозначена образность (кукла-чурбачок в косынке, комната — складная коробка с окошком и т. п.).

Старшим дошкольникам нужны комплекты игрушек самой различной те­матики: изображающие воинов разных эпох; животных разных континентов; на­бор динозавров и других животных древ­них времен.

Для развития театрализованной иг­ры полезно использовать комплекты ку­кольного театра (би-ба-бо), теневого те­атра, куклы-марионетки.

Старшим дошкольникам необходи­мыразличные настольно-печатные игры различной тематики («Наша улица», «Кем что выращено», «Космос», «Океан», «Подводный мир» и др.).

Наиболее насыщенная игра возника­ет тогда, когда дети могут комбинировать в ней любые средства, доступные им: мо­дули, традиционные игрушки, неоформ­ленный бросовый материал, который они будут использовать как мелкие предметы- заместители, разнообразную атрибутику и пр. «Костюмерная», помимо традицион­ных наборов костюмов, должна напол­ниться множеством самых разных аксес­суаров (шарфики, платочки, шляпки, лен­точки, сумочки, бусы, браслеты и др.), а также разными по фактуре тканями. Нуж­ный им костюм для игры (если в этом воз­никнет необходимость) дети скомбиниру­ют из имеющихся элементов сами.

Самостоятельная организация игро­вой среды, подбор атрибутики, дополня­ющей настоящую самодеятельную игру, в которой дети сами придумывают сю­жет, сами моделируют и разыгрывают свои роли, способствуют развитию игры и их творчества, а также их активности, инициативности и воображения.

В заключение хотелось бы акценти­ровать внимание на проблеме готовности ребенка к школе, прежде всего, психоло­гической.

Как правило, к концу старшего воз­раста дети выражают желание пойти в школу, «быть школьником», что является лишь внешним мотивом и не всегда устой­чивым. Однако развитие умственной ак­тивности, любознательности, познаватель­ного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, зна­чимой для подготовки ребенка к школе.

Целенаправленное наблюдение предметов и явлений в системе, выделе­ние в них разных свойств и на основе этого установление взаимосвязей и зави­симостей способствуют высокому уров­ню развития образного мышления и от­дельных логических операций. Обобще­ние способов в «специфически детских видах деятельности» в результате их са­мостоятельного нахождения и творчес­кого использования приводят детей к осознанию самих способов, что является важным компонентом учебной деятель­ности.

В процессе игр и продуктивных ви­дов деятельности (рисование, конструи­рование и др.) начинает формироваться умение управлять своим поведением (произвольность), действовать по прави­лам, добиваться цели и контролировать свои действия, что также играет колос­сальную роль в подготовке детей к школь­ному обучению.

Развитие речи детей как средства общения, мышления, присвоения культурно-исторического опыта, общечело­веческих ценностей, которым в дошколь­ных учреждениях уделяется особое вни­мание, является одним из оснований дальнейшего успешного обучения в шко­ле. Игра, толкование разных смыслов вербальными и невербальными средства­

ми формируют у дошкольников умение осмысливать разные ситуации, поэтому такие дети никогда не будут «складывать землекопов с лопатами».

Обучение детей грамоте в дошколь­ных учреждениях не ставит своей основ­ной задачей научить читать, а преследует цели общего развития ребенка (фонема­тический слух, обращенность к письмен­ной речи, символическая функция мыш­ления и т. п.).

И, наконец, диалогическое общение в играх, на занятиях, в повседневной жиз­ни способствует формированию у ребенка уверенности, направленности на успеш­ность, открытость и доверительность, что является немаловажным для адаптации его к новым условиям школьной жизни.

Итак, правильно организованная предметно-пространственная среда, позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Позволяет обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Источник

Наследственность как фактор развития личности Фото: pixabay.com

С рождения до смерти мы развиваемся: физически, нравственно, духовно, психологически. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):

  • наследственность,
  • воспитание,
  • среда.

Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Читайте также:  Школа развития ребенка ярославль

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Тяга к взаимодействию с другими людьми заложена в нас с самого рождения. Первым делом младенец ищет контакт с матерью: телесный, зрительный, эмоциональный. Не получая отклик своим запросам, новорожденный может замкнуться в себе, потерять доверие к окружающему миру.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности. Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия. Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Семья и воспитание в вопросах становления личности

Влияние воспитания на развитие личности Фото: pixabay.com

Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.

Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.

семья

Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.

Приобщение к культуре — залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

культура

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», — Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Вместо вывода

Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от здоровых родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.

Желаем всем здоровья и добра!

Оригинал статьи находится здесь.

Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал.

Источник