На какие вопросы отвечает ребенок в 3 года

На какие вопросы отвечает ребенок в 3 года thumbnail

О насущном

В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.

  1. Чем ты сегодня занимался?
  2. В саду было интересно?
  3. Что тебе сегодня больше всего понравилось?
  4. Ты был добр к своим друзьям?
  5. Что ты ел? Тебе понравилось?

О еде

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

  1. Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
  2. Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
  3. Ты больше любишь соленое или сладкое?
  4. Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
  5. Что из еды тебе больше всего не нравится?

О звуках

Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?

  1. Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
  2. Какие звуки тебе нравятся?
  3. Какие звуки тебя раздражают?
  4. Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
  5. Как храпит папа?

О животных

Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.

  1. Какое у тебя любимое животное? Почему?
  2. Где живут утки?
  3. Как говорит поросенок?
  4. Какие животные живут на ферме? А в лесу?
  5. Каким животным ты хотел бы стать?

О планах

Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.

  1. Чем тебе хочется заняться на выходных?
  2. Куда ты больше всего любишь ходить?
  3. К кому ты хочешь сходить в гости?
  4. Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
  5. Что мы возьмем с собой?

О семье

Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.

  1. Как зовут членов твоей семьи?
  2. Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
  3. У тебя есть сестра или брат?
  4. Чем можно заниматься с семьей?
  5. Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?

О чувствах

Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.

  1. Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
  2. Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
  3. Что сегодня было смешного?
  4. Из-за чего ты можешь стесняться?
  5. Что ты больше всего любишь делать?

О занятиях

Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.

  1. Что бы ты хотел поделать сегодня?
  2. Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
  3. Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
  4. Тебе больше нравится рисовать или петь?
  5. В какие игры можно поиграть на площадке?

Об окружающем мире

Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.

  1. Что ты видишь вокруг?
  2. Как думаешь, сегодня будет дождь?
  3. Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
  4. Какого цвета эти птички? Как они поют?
  5. Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?

О друзьях

Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.

  1. Кто твой самый лучший друг?
  2. А ты хороший друг?
  3. Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
  4. Что друзья должны делать друг для друга?
  5. Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?

P.S. Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Этим списком мы всего лишь хотели показать, что тем, которые можно обсудить даже с маленьким ребенком, не так уж мало. Надеемся, мы вас немного вдохновили!

Источник

Маргарита Хоменко
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет»

Математические представления

В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);

Читайте также:  Отит и насморк ребенок 3 года

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)

Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;

Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисовать их; а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

Уметь различать предметы по форме, размеру и цвету

Развитие речи

Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.

Должен уметь внятно произносить следующие гласные: а, о, у, э, ы, и; и тренироваться в произнесении трудных звуков: б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш;

В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;

Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

Словарный запас должен быть более 1500 слов.

Окружающий мир

В три — четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;

Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;

Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;

Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;

Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;

Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;

Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

Иметь представление о бережном отношении к природе ;

Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

Учить помогать взрослым наводить порядок.

Память и внимание

Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;

Находить отличия между похожими картинками;

Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;

Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;

Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.

Логическое мышление

В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);

Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);

Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Развитие мелкой моторики рук

В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

Учиться обводить простые легкие рисунки;

Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой;[/i]

Развитие двигательных навыков

Ребенок трех-четырех лет должен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;

Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;

Лазать по гимнастической стенке;

Учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;

Учить кататься на трехколесном велосипеде.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет»На какие вопросы отвечает ребенок в 3 годаНа какие вопросы отвечает ребенок в 3 года

Источник

Двигательные навыки:

1. Уверенно и быстро бегает;

2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;

3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;

4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

5. Ходит задом наперёд;

6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;

7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;

8. Кувыркается вперёд и назад.

Бытовые навыки:

1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;

3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное — в корзину;

5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Речевые навыки:

1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;

Читайте также:  3 года ребенку горячая голова

5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;

6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;

7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

9. Различает антонимы и правильно использует их (большой — маленький, высокий — низкий);

10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.

Мышление:

1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;

2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;

3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;

4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;

5. Владеет понятиями «один — много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;

6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;

7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру — от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:

Ребёнок в 3 года должен уметь…

1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;

2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;

3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;

4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;

5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;

6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;

Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.

Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.

А ваши 3-х летки это умеют?

Источник

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.

                           
Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на

их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Мышление

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.

  1. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  2. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  3. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  4. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  5. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  6. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Читайте также:  Активный ребенок 3 года что делать

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Развитие моторики

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • резать бумагу ножницами;
  • собирать мозаику.

Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без 

Источник