Мышление ребенка от года до 3 лет

Мышление ребенка от года до 3 лет thumbnail

Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить —
значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и
умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и
исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект — это не что-то одно, чего у одних
людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множество относительно
независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических,
зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются
соответствующие знания и навыки, с другой — рабочая память, обслуживающая все
виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий.

Чем больше человек знает, тем более интеллектуальным он считается. Однако для
мыслительной деятельности важно, организована ли усвоенная масса информации в
единую систему или она состоит из множества не связанных между собой
«записей».

Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным
путем, без особых усилий. Другим же, таким как чтение, письмо, счет, различные
виды профессионального мышления и т.п., необходимо специально учиться.

В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется
наиболее очевидной — предсказать трудно. «Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех
отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается
внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше
всего.

В таблице приведены этапы развития мышления ребенка от
1 до 3-х лет
.

Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии
с их функциональным назначением

11-15

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была
спрятана у него на глазах

12-16

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет

12-16

Показывает 3-5 частей тела на себе

14-16

Складывает все (68) кубики в коробочку

14-17

Строит башню из 3-4-х кубиков

15-17

Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы

15-20

Убирает предметы на свои места

20-24

Сортирует предметы (груша — яблоко, юла — кубики и т.п.)

20-26

Строит мостик из 3-х кубиков после показа

20-26

Среди 5-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает
взрослый

22-26

Среди 10-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает
взрослый

24-28

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий его рисунку

24-30

Складывает разрезанную картинку из 2-х частей

26-30

Раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные
коробочки

28-32

Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку, изображающую человека,
на целой картинке-образце

24-36

Складывает разрезанную картинку из 4-х частей

30-36

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий рисунку его
характерной части

30-36

12-18 месяцев

Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные
движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3-х
повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков,
вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с
предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком — после
отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В
это же время появляется чувство юмора.

18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас и объем
рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество.
Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок
представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»:
готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т.д.

Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже
может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно
использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков.

К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его
близких, об игрушках и т.д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно
относит предметы к некоторым классам («еда», «одежда», «животные») и имеет
представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени
относится и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и
умозаключения. В грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам
придумывает новые слова.

Источник

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

В раннем детстве (1-3 года) у ребенка мышление НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ. Он решает умственную задачу путем физических манипуляций с физическим предметом. То есть, чтобы задуматься и что-то придумать, ему нужно повертеть в руках вещь, погрызть ее, покидать, отколупнуть кусочек, и т.п. Только ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ с предметом, ребенок его исследует (видит, слышит, осязает и т.п.). Малыш, смотрящий на манипуляции предметами воспитателя (родителя), или наблюдающий нечто движущееся на экране (мониторе) НЕ ДУМАЕТ. Ему НЕЧЕМ думать в этот момент, у него мышление построено НА СОБСТВЕННЫХ МАНИПУЛЯЦИЯХ.

Формирование понятий

Например, для младенца «стул» — только один, на который садится мама. Второй «стул» — это уже новый, незнакомый предмет. Пройдет еще много времени (и стульев, виденных в разных ситуациях), прежде чем это станет общим понятием — стул это то, на чем сидят. То есть, период раннего детства — это исследование множества конкретных случаев, а затем — обобщение понятий. И главным образом, исследование через двигательный канал восприятия.

Например, как происходит усвоение величины объекта? Если малыш влезает на высокий табурет («высоко»), если садится на низкий — «низко», если пытается запихнуть большой мяч в маленькую коробочку — «большой». Всё остальное (показать на карточках, на экране и т.п.) — не задевает мышление ни на миллиметр. Потому что оно не может перепрыгнуть через несколько ступеней, оно развивается постепенно, хоть что делайте с ним. Оно в ответ на наши потуги может развиваться неправильно (не пройдет сполна эту ступень, не наберет нужной информации), но оно не может перестать развиваться в том виде, в котором задумано природой.

Читайте также:  Как и чем кормить ребенка в 3 года

Представим себе ситуацию, мама объясняет полугодовалому малышу, что такое собака. Допустим, ни разу до этого он ее не видел. Она рассказывает, что это млекопитающее животное, у него 4 лапы, хвост, голова, туловище. Размеры варьируются в зависимости от породы. Собака издает примерно такие звуки. Скажите, пожалуйста, если малышу продолжать объяснять в том же духе, но так и не показать собаку, он хорошо усвоит, что это такое? Любое слово, которое мы говорим, опирается на ранее усвоенный ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт. То есть, чтобы понять, что такое «лапа», ребенок должен сначала видеть это «в реале» (а не на картинке в книжке!!!). Нет, обычно знакомство с окружающим миром для младенца идет так: «видишь, кто это? это собака! собака! она говорит „гав-гав“!» и т.п. Потом мама спрашивает: «где же СОБАКА?» и малыш поворачивает головку в поисках объекта. Но если с этим примером ясно, почему с интеллектом в раннем детстве мы поступаем примерно так же? То есть, начинаем вкладывать нечто, для чего нет никаких оснований и опоры сенсорного опыта? Для малыша передвижение даже очень красивых картинок на экране не связано с работой мышления. Для малыша «работа по карточкам» не связана с интеллектуальным развитием, потому что ему необходимо манипулировать с настоящими предметами, а не с их изображениями! В этом случае работает принцип «лучше меньше, да лучше». Родители почему-то боятся, что если ребенок не выучит пару сотен пород собак, то его интеллектуальное развитие остановится. Это совсем не так 🙂 Ребенку НЕЗАЧЕМ заучивать десятки и сотни понятий. Ему необходимо хотя бы одно ВЫВЕСТИ самому! То есть, вместо того, чтобы учить ребенка узнавать по карточке (в развивающей программе на компьютере) «что длиннее — что короче», дайте ему замотаться двумя лентами, и разматывайте сначала одну (короткую), потом другую (длинную), а он там внутри будет работать юлой 🙂вот это усвоение соотношений длины. Или прыгать кто дальше, и потом измерять. Кстати, чем будем измерять? линейкой? Нет, «попугаями» 🙂 помните 38 попугаев? измеряем мамиными шагами, ребенкиными прыжками, сколько раз в этом поместится любимая кукла, и т.п. — ищите «измерители» вокруг себя!

Вернемся к собакам и «познанию животного мира» — лучше не выучить полторы тысячи называний животных и среду их обитания, а иметь в доме ровно одного щенка, наблюдать на прогулке за гусеницей или паучком. Некоторые думают, что если городские жители не имеют возможности показать ребенку всех животных в естественной среде обитания, то лучше засесть за компьютер и выучить названия и посмотреть изображения. Опять же — вернемся к характеристике мышления. Лучше досконально исследовать один объект (домашний кот исследуется по полной :)), нежели зазубрить безосновательно тысячу. Все последующие варианты налагаются на ранее усвоенный. То есть, если первые познания животного мира (упомянутый домашний щенок и гусеницы на прогулке) были исследованы с максимумом возможностей ВСЕХ рецепторов (помним про кинестетический канал?), значит, все последующие образы будут богаче и ярче. Грубо говоря, одно очень качественное исследование задает планку всем последующим. поэтому не надо учить названия животных! надо купить ребенку домашнее животное! вот это будет познание животного мира. А потом придет время — увидит он еще сто животных. Хотя бы даже на картинке. Но понимание этого будет качественно другим, оно будет опираться на РЕАЛЬНЫЙ ЖИВОЙ МНОГОГРАННЫЙ образ.

То же самое со всем остальным. Как учить малыша математике?! Никак. Если он варит с вами суп, он учится математике — там полно соотношений величин, скоростей, форм, физических объектов, и т.п. Следует помнить, что для ребенка познание окружающего мира НЕДОСТУПНО лишь в вербальной форме (вербальная сфера, речь еще не стала ведущей!). Поэтому чтение энциклопедий, документальные фильмы и прочее опять же благополучно минуют мышление и перегружают механическую память.

Что такое совершенствование интеллектуальных операций и какие они бывают на свете мы поговорим подробно.

https://www.baby.ru/lines/

Источник

Мышление ребенка от года до 3 летМышлением называют процесс формирования представлений об окружающем мире на основании накопления и анализа личного опыта, а также способность на основании этого опыта делать прогнозы. Мышление дает возможность получать такую информацию о явлениях и объектах окружающего мира, которая не может быть непосредственно воспринята органами чувств (к примеру, информация о свойствах материи, о закономерностях исторического процесса и т.д.). Мышление тесно связано с таким свойством сознания, как память.

Давайте рассмотрим основные этапы развития мышления у ребенка до 3 лет.

С рождения до 6 месяцев мир воспринимается малышом в категориях  «здесь» и «сейчас». У ребенка еще «не запустилась» память, поэтому нет ощущения времени и повторяемости событий и явлений; каждый объект и ситуация воспринимается как нечто уникальное.

Тем не менее познавательные потребности ребенка очень сильны уже на этом этапе, и малыш быстро и успешно учится воспринимать и обрабатывать информацию. К 4-5 месяцам возникают предпосылки для развития наглядно-действенного мышления, «отвечающего» за восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно появляется в процессе практической деятельности и становится основой для формирования более сложных видов мышления. Постепенно ребенок начинает узнавать людей и знакомые предметы, что знаменует развитие памяти.

Несмотря на то что малыш в этом возрасте не способен к вербальному общению, у него достаточно богатые и постоянно совершенствующиеся коммуникативные навыки (он использует плач, интонацию, мимику, жесты). Это так называемая долингвистическая стадия языкового общения, очень значимая для успешного интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Читайте также:  В какие секции можно отдать ребенка в 3 года нижний новгород

С 6-9 месяцев благодаря манипуляциям с объектами предметной среды (например, игрушками) малыш начинает понимать, что определенное действие может привести к определенному результату (например, если стукнуть погремушку, она загремит). Это первый этап в развитии логического мышления. Кроме того, карапуз постепенно понимает, что мир не ограничен тем, что он воспринимает в тот или иной момент с помощью органов чувств. Еще одно достижение в развитии мышления ребенка — он начинает пытаться соотносить слова с объектами окружающей действительности. Это важный этап в его речевом развитии.

С 9 месяцев ребенок начинает категоризировать предметы, что знаменует начало абстрактного мышления. Конечно, пока это еще самая примитивная чувственная абстракция — выделение одних свойства или качеств предмета за счет отвлечения от других (например, малыш считает «кисами» всех животных с пушистыми хвостами). Тем не менее для ребенка это значительный прогресс! И, конечно, продолжается развитие языка: к году ребенок может осознанно произнести в среднем 5-10 слов.

С 12 месяцев продолжается развитие логики; ребенок начинает понимать причинно-следственные связи не только между какими-то простыми действиями, но и между некоторыми событиями. Он уже может мыслить перспективно и ретроспективно (понимает, что недавно покушал, а скоро пойдет гулять). Некоторые дети уже демонстрируют склонность к определенному виду активности и даже способности в какой-либо сфере (у одних хорошо получается собирать головоломки, у других рисовать, третьи интересуются стихами и сказками, и т.д.)

С 18 месяцев ребенок начинает осознанно выделять и запоминать характеристики предметов (размер, цвет, форма). Параллельно с памятью и абстрактным мышлением развивается и воображение — способность моделировать в уме ситуаций на основе реального опыта. Скорее всего, в полтора года ребенок начал проявлять интерес к самым простым сюжетно-ролевым играм (например, собирает сумку и представляет, что идет в магазин). Новый скачок в развитии языка — малыш уже не просто называет отдельные предметы или действия, а пытается описать ситуацию комплексно (например, предмет+действие, предмет+его место расположения и т.д.). Для достижения этой цели он пытается формулировать целые предложения.

С 2-х лет у малыша началось формирование цельной и связной картины мира — готовьтесь, скоро начнется эпоха «тысячи почему». Правда, пока ваш кроха не столько задает вопросы, сколько комментирует все, что происходит вокруг него и вызывает вас на диалог, но ведь это только начало! Поощряйте любознательность крохи и, рассказывая ему о чем-то, старайтесь, чтобы ваша информация была понятной и внутренне непротиворечивой. Читайте ему познавательные книги, ходите в музеи и зоопарк; обратите внимание на обучающие детские настольные игры (такие можно заказать на сайте www.umnitsa.ru) — с их помощью малыш тоже может узнать много нового. Призывайте чадо самому высказывать точку зрения на те или иные явления: это не только поможет развивать речь ребенка — так вы будете способствовать «тренировке» у него логического мышления. Продолжается развитие памяти: сейчас карапуз уже достаточно четко фиксирует свои воспоминания и может о них рассказать.

С 2,5-3 лет у ребенка развивается полноценное наглядно-образное мышление: действия, ранее осуществляемые с реальными объектами, дети могут теперь уже воспроизводить на уровне представлений. Развитое воображение в совокупности с отработанными навыками (рисования, лепки и т.д.) позволяет малышу начать творческую деятельность. Еще один значимый этап в развитии мышления ребенка — начало формирования самосознания, то есть восприятия себя как личности с определенными свойствами и качествами (здесь читайте статью о формировании личности ребенка).

Как стимулировать развитие мышления у ребенка?

В своем бестселлере «После трех уже поздно» этому вопросу уделяет много внимания Масару Ибука, японский инженер, один из основателей компании Sony и специалист в области раннего развития детей. Вот несколько оригинальных рекомендаций от господина Ибука.

  1. В первые годы жизни ребенок обладает гигантским потенциалом к обучению. Не не замыкайте его в пространстве манежа или кроватки. Чем больше малыш получит новых впечатлений на начальном этапе, тем более развитым он вырастет. Любите его и принимайте таким, какой он есть, — ощущение безопасности даст ему дополнительный стимул к изучению окружающей среды.
  2. Не решайте за ребенка, что для него «слишком сложно», дайте ему самому возможность выбирать между Микки Маусом и музыкой Баха. Если малыша что-то заинтересовало, это значит, что он в состоянии это «освоить».
  3. Старайтесь поощрять ребенка «работать» обеими руками (а не только «основной»). Тренировка мелкой моторики обеих рук способствует развитию обоих полушарий мозга.
  4. Не ограничивайте развитие воображения ребенка своими представлениями о «правильном» и «неправильном». Дайте ему возможность импровизировать, рисовать зеленые треугольные яблоки и превращать старый ботинок в сказочную карету.
  5. Расширяйте круг общения малыша. Бабушки, дедушки, ровесники — все они будут способствовать расширению кругозора ребенка, получению нового опыта и навыков

Источник

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Читайте также:  Виза в финляндию ребенку 3 года

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник