Мышление ребенка 5 лет с зпр

Мышление ребенка 5 лет с зпр thumbnail

Диагноз «задержка психического развития» ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью или незначительными повреждениями. Анализ состояния здоровья детей с ЗПР подтверждает, что проблема может быть связана с нарушениями как отдельных частей мозга, так и главных функций. Этим можно объяснить особенности мышления таких детей, а также целый ряд проявлений психологического характера.

Развитие ЗПР могут спровоцировать:

  • сложная беременность;
  • перенесенные болезни во время беременности с осложнениями;
  • соматические заболевания матери;
  • сильные токсикозы на протяжении всей развитие мышления у детей с зпрбеременности;
  • токсоплазмоз;
  • отравление организма беременной никотином и алкоголем, сильнодействующими лекарственными препаратами;
  • несовместимость крови младенца и матери по резус-фактору;
  • тяжелые роды;
  • травмы плода во время родов;
  • асфиксия младенца.

Кроме того, причиной задержки психического развития малышей могут стать социальные факторы, к которым прежде всего относится халатность в воспитании с ранних лет.

Типы ЗПР

Учитывая этиопатогенетический принцип, ЗПР у детей разделили на четыре основных группы. Речь идет о ЗПР следующих вариантов происхождения:развитие мышления у детей с зпр

  • психогенного;
  • конституционального;
  • церебрально-органического;
  • соматогенного.

Все эти типы имеют свои особенности и признаки.

Конституциональное происхождение. У детей с диагнозом «ЗПР конституционального происхождения» фиксируют развитие гармонического инфантилизма. Главная их особенность — незрелая эмоционально-волевая сфера. Такие малыши даже в старшем возрасте склоняются к игровому виду деятельности, они непосредственны, внушаемы, эмоциональны. Наряду с психологическим инфантилизмом, такие дети могут иметь незрелое телосложение.

ЗПР соматогенного происхождения. Развитие болезни происходит в результате перманентной ослабленности организма малыша, страдающего частыми аллергиями, хроническими заболеваниями.развитие мышления у детей с зпр

ЗПР психогенного происхождения. Развитие отклонений связано с неблагополучными условиями проживания и воспитания, препятствующими нормальному развитию. Регулярное неблагоприятное воздействие на детскую психику становится причиной нарушения эмоционального, а порой и физического развития.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Самый распространенный тип задержки психического развития. Характеризуется слабым развитием эмоционально-волевой сферы. Чаще всего такой диагноз ставят детям, пострадавшим во время родов, появившимся на свет раньше срока, перенесшим инфекции еще в утробе матери.

Мышление у ребят с ЗПР

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены.

По сути, что отличает мышление от других психологических процессов? Главное отличие — это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в развитие мышления у детей с зпрмышлении производятся практические и теоретические выводы.

Мышление у детей с ЗПР и умственно отсталых малышей отличается. У первых оно более развито. Дети способны научиться использовать имеющиеся навыки для решения разных задач, а также умеют абстрагировать и группировать. На уровень мышления детей с ЗПР могут влиять:

  • развитие внимания;
  • опыт общения с окружающим миром;
  • уровень развития речи;
  • степень сформированности регуляторных механизмов.

По мере взросления здоровому малышу под силу будет справляться со все более сложными задачами, включая те, что не будут представлять него интереса. У малышей с ЗПР это получится с трудом, в первую очередь из-за неспособности концентрировать внимание на задаче.

Главные недостатки мыслительной деятельности ребят с ЗПР

Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим развитие мышления у детей с зпрнедостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее.

  1. Несформированная поисковая и познавательная мотивация. Детям неинтересно получать и решать новые задачи, они не знают как справиться с трудностями, и стараются как можно быстрее переключить внимание на игру. Если настоять на решении задачи, такой малыш сможет выполнить лишь самую простую ее часть, не беспокоясь об основном результате. В процессе школьного обучения такие дети не заинтересованы в результате, быстро устают, не любят узнавать что-то новое, что, в свою очередь, тормозит их развитие.
  2. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не развитие мышления у детей с зпрзадумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.
  3. Невысокий уровень мыслительной активности. Особенности мышления таких детей также проявляются в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы. Многие дети пытаются справиться с заданием, используя собственную интуицию. Получаемые в результате правильные в некоторых случаях ответы они объяснить не смогут.
  4. Шаблонность. У детей с ЗПР отмечается нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им сложно работать по образцу с выделением его основных частей и установой взаимосвязи между ними и собственными действиями.
Читайте также:  Как нарисовать дом карандашом поэтапно для ребенка 5 лет

Специфика логического мышления

У детей с диагнозом «задержка психического развития» фиксируют значительные нарушения операций логического мышления:

  • анализа;
  • сравнения;
  • классификации.

Анализируя, дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного. Во время сравнения выделяют несущественные признаки предметов, во время развитие мышления у детей с зпрклассификации же действуют по большей мере интуитивно, не понимая, как объяснить зачастую правильный результат.

Развитие логического мышления у детей с ЗПР заметно отстает, если сравнивать его с уровнем развития у здоровых малышей. Если школьники с нормальным развитием способны рассуждать, объяснять и делать выводы уже к 7 годам, то у детей с ЗПР возникают серьезные трудности с построением даже самых простых логических цепочек. Чтобы у малышей получилось сделать правильное умозаключение, им должны помогать взрослые, способные указать на правильное направление мысли.

Принципы работы с детьми с ЗПР

Развитие мышления у детей с ЗПР возможно и необходимо. При этом обращать внимание следует на каждую из его форм. Подавляющее большинство ребят умеют классифицировать на примитивном уровне по одному признаку. Они могут выделить одинаковые по форме или цвету предметы и сгруппировать их почти так же успешно, как нормально развивающиеся дети. Ошибки в ходе работы над заданием неизбежны и являются следствием дефицита внимания и слабой организованности.

Примечательно, что развитие мышления у детей с зпруровень наглядно-действенного мышления у ребят с ЗПР практически не отличается от его уровня у детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей справляются с поставленными заданиями, если объяснить им его несколько раз и попросить быть внимательными. Особенности наглядно-образного мышления в этом случае связаны с резким падением результатов при малейших отвлекающих факторах.

Чтобы дать малышу возможность справиться с заданием, развивающим его наглядно-действенное мышление, достаточно будет оградить его от внешних раздражителей.
В целом же можно отметить, что дети с ЗПР, несмотря на видимые недостатки мыслительных процессов, имеют гораздо больше перспектив в отношении овладения учебным материалом по сравнению с умственно отсталыми ребятами.

Обучая детей с ЗПР, необходимо соблюдать ряд требований:

  • проводить занятия в проветриваемых помещениях с достаточным освещением;
  • использовать понятный наглядный материал, размещая его в помещении таким образом, чтобы не привлекать к нему внимание ученика раньше времени;
  • продумывать смену деятельности во время занятий с включением небольшой физической разминки;
  • пользоваться помощью дефектолога, который сможет проанализировать поведение ученика;
  • продумывать индивидуальную схему работы с каждым малышом.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная особенность детей с задержкой психического развития — это незрелость абсолютно всех форм мышления.

Обратить внимание на подобную незрелость можно во время занятий, в процессе которых необходимо будет решать задачи, используя разные формы мышления.

Наиболее развитым у таких детей является наглядно-действенное мышление. Проходящие курс обучения в специализированных учебных заведениях дети с ЗПР уже к 4 классу смогут справляться с решениями задач наглядно-действенного характера не хуже абсолютно здоровых сверстников.

А вот с заданиями, имеющими отношение к словесно-логическому мышлению, дети с ЗПР не смогут справиться так же хорошо, как нормально развивающиеся сверстники, на протяжении длительного времени. Ускорить развитие их мышления в этом направлении поможет слаженная педагогическая работа, направленная на развитие основных навыков умственной деятельности и ряда интеллектуальных операций.

Читайте также:  За границу с ребенком 5 лет

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО

г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

подготовила: Гончарова Н.В.

Учитель-дефектолог

Особенности мышления детей с ЗПР и ОНР

Мышление – верх блаженства и радость

жизни, доблестнейшее занятие человека.

Аристотель

Мышление – является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Чрез органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим  миром – поступает в мозг информация. Содержание информации является деятельности мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления:

  1. Предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
  2. Наглядно – образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
  3. Словесно – логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Данные виды мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то один, то другой вид мышления и в связи с этим познавательный процесс реального мира преобладает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действии с реальными предметами, перемещая их в пространстве , меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт возможность действовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, (а именно:

— в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

—  нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

— в длительной несформированости операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов)

У детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов). У большинства дошкольников с ЗПР, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи, выявлено снижение познавательной активности.

В игровой ситуации эти дни обычно достаточно актины, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие из познавательной деятельности, появляется преимущественно при усвоении программного материала познавательных интересов детей с ЗПР, сочетается с нарушением внимания, плохой координацией движения. У таких детей наблюдается более скудный, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, запас сведений об окружающей действительности.

В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить основные группы детей с ЗПР:

— Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью. Это наиболее часто встречается у детей с ЗПР психогенного происхождения.

— Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий. (Простой психический инфантилизм соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза.)

— Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.  (Осложненный психический инфантилизм, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза.) Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2004. С. 97.

Читайте также:  Понос у ребенка 3 лет 5 раз в день

Наглядно-действенное мышление активно формируется в раннем дошкольном возрасте в процессе овладения ребенком игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого. У детей с ЗПР, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления, и проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляции. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт в повседневном  действии с предметами – орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применят вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует  перенос способа действия.

Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не имеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочнее варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные  действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Кроме того, у нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия. У детей с ЗПР такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы – представления формируются медленно и фрагментарно.

Можно отметить, что к концу дошкольного возраста наглядно-действенное мышление у детей с ЗПР активно развивается.

Изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями  занимались многие ученые, они отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией. Исключением лишнего понятия умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно – образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления.

Таким образом, если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случая трудно осуществить. У детей с ЗПР так же, как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания, недостатки развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными характеристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возникающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памяти и мышления (е.М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе – детей с трудностями обучения.

Литература:

1. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М., 1984.

2.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. : «Академия», 2002.

Источник