Мудры для развития речи ребенка
Многие уже слышали об иглорефлексотерапии. Через активные точки на коже человека не только иглами, но и лазерным лучом, и электропунктурой восстанавливают работу энергетических каналов. Каждый такой канал регулирует деятельность определенного органа, а то и системы органов тела.
Пользуйтесь целебными мудрами, так вы увеличите защитные силы организма. Обучая своего ребенка, вы оздоровите своего малыша, разовьете его творческую фантазию, выдумку, ускорите развитие речи, а главное — заслужите еще большую его любовь и доверие.
На пальцах рук три энергетических канала начинаются своими активными точками и еще три — заканчиваются. Причем каналы дублированы. Например, по левой руке проходит и заканчивается у ложа ногтя большого пальца канал легких. Такой же канал симметрично расположен на правой руке. Отсюда следует, что вовсе не безразлично, какие пальцы вы сомкнете друг с другом или прижмете к ладони. С помощью мудр, как бы открывая или закрывая шлюзы на энергетических каналах, вы изменяете (нормализуете) ток энергии, управляющей тем или иным органом тела. Но как скучно просто делать лечебные упражнения и принимать лечебные позы!
Давайте-ка лучше поиграем с малышами в интересные оздоровительные игры. Дорогие игрушки не понадобятся, а инициативность и творческие способности ребенка разовьются. Итак, давайте играть в театр зверей, а можно — теней. Поначалу соедините подушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх. На каждой руке. Согласно Аюрведа, это мудра жизни . А мы назовем мудру жизни двумя «зайцами». Этой паре есть что рассказать и друг другу, и вашему малышу. Глядишь, и зайцев уже не два, а четыре! Они могут и запеть хором. Споют, попляшут такие «зайчики» раза три вдень, а у мамы и ее малыша, если и он примет участие в такой игре, прилив сил: улучшится самочувствие, бодрость, выносливость. Почему? Эта мудра выравнивает потоки энергии в каналах, и организм начинает работать, словно хорошо настроенная скрипка: каждый орган, как струна, звучит чисто и слаженно.
Повторим: для лечебного эффекта мудра выполняется двумя руками одновременно -играют два «зайчика». Кстати, мудра жизни, выполненная лишь правой рукой, два тысячелетия лечит христиан молитвой.
Обратили ли вы внимание на характерный для американцев жест? Говоря свое традиционное «о’ кей», они поднимают вверх кисти рук: притом подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены. Хотя американцы прагматики, большинство из них даже не подозревает, что делают при этом целебную мудру знания .
Назовите мудру знания игрой в два «петушка». Научите своего малыша делать «петушков», которые танцуют, ссорятся, поют «ку-ка-ре-ку!», будят по утрам, здороваются с солнышком. А на стене откройте театр теней: разыграйте сценки между большим «Петей-петушком» и маленьким «Петей-петушком».
Сколько радости вы доставите и себе, и малышу. Да и польза от этого упражнения неоспорима. Многие ученые прибегают к по мощи данной мудры.Почему? Потому что она улучшает память, мышление, внимание; успокаивает и снимает тревогу, нервное перевозбуждение; поднимает настроение.
Поиграйте с ребенком в «хитрых лис». Соединив подушечки большого, среднего и безымянного пальцев на каждой руке и свободно подняв мизинец и указательный Аюрведа называет такую конструкцию мудра энергии.
Сколько сказок вы расскажете малышу про лукавых красавиц лис и проиллюстрируете их своими руками! А потом научите малыша показывать «лису». Разыграйте сказки про «обманщиц лис» и «храбрецов петушков» или «лис» и «доверчивых зайчат». Можно меняться ролями: сначала вы -две «лисы», а малыш -«петушок», потом вы -два «зайца», а малыш -хитрый, умный «лис».
Не понуждайте ребенка к игре, а если он заигрался, не прерывайте. Ведь мудры — не химическое лекарственное средство, передозировка тут не грозит. Кроме того, мудры всегда и везде «в ваших руках».
Мудра энергии особенно важна для противостояния плохой экологии, так как ее можно назвать очищающей организм.Она активизирует вывод шлаков, ядов, токсинов, лечит недуги мочеполовой системы, размывает и выводит отложения солей из позвоночника, чем постепенно снимает боли.
Каждую из трех мудр выполняйте двумя руками одновременно: два «зайца», два «петушка», две «лисы». Не понуждайте ребенка к игре, а если он заигрался, не прерывайте. Ведь мудры -не химическое лекарственное средство, передозировка тут не грозит. Кроме того, мудры всегда и везде «в ваших руках».
А теперь научите ребенка строить «домик». Для этого соедините перед собой боками большие пальцы рук (дверь), а над ними соедините подушечки указательных пальцев. Оставшиеся три пальца каждой руки вдвиньте друг в друга. Вход в домик выглядит высоким, а крыша за ним низкая.
Это мудра — стрела или ваджра.
Если есть неполадки с сердцем, сосудами, недостаточность кровоснабжения, то игра в «домик» целительна.
Мудра нормализует систему кровообращения.
Чтобы ребенок не заскучал, приведите уже известных «зверушек» в гости к «домик»-теремок.
Если у вашего ребенка астения, переутомление, раздражительная слабость, то поможет мудра черепаха. Мудра выполняется легко: вдвиньте четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой до выпуклых косточек в начале тыльной стороны ладоней. Образуется выпуклый панцирь черепахи, причем, ближе к вашему лицу лежит указательный палец правой руки. Теперь соедините подушечки больших пальцев: получится голова целительной черепахи. В этой позе все пальцы замкнуты, все входы и выходы шести энергетических каналов рук перекрыты, и утечка энергии из каналов прекращена. Более того, под куполом черепахи образуется энергетический запас, который организм сразу же передает в бедствующее место.
Расскажите малышу о мудрых черепахах-долгожителях, всегда поспешающих медленно. Познакомьте черепашку с другими зверушками. Поведайте, как мудрая черепаха на спор обогнала быстроногого зайку. Побольше выдумки, главное, чтобы лечение было не скучным, а интересным и веселым.
А вот мудра «морской гребешок». Вдвиньте четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой так, чтобы все восемь пальцев обеих рук оказались внутри обеих ладоней. А большие пальцы рук соедините боками.
Конечно, трудно рассказать малышу что-то интересное о малоизвестном морском гребешке (например, что морские русалки расчесывают свои длинные зеленые волосы именно такими гребешками и т.д.).
Эта мудра — символ мощи и богатства жизни. Если ее повторять регулярно, то у ребенка повысится аппетит, наладится пищеварение, и вскоре у вашего малыша округлятся, порозовеют щечки.
А теперь более трудная в исполнении мудра — «голова дракона». Почему Аюрведа рекомендует не только освоить ее, но и непременно обучить этой мудре детей?
Эта мудра лечит болезни легких, верхних дыхательных путей и носоглотки. Кроме того, к ее помощи следует прибегать весной и осенью — в сезоны гриппа и простуд из-за погодных капризов. Как изобразить голову дракона? Средним пальцем правой руки обхватите ногтевой сустав указательного пальца той же руки и прижмите его.
То же выполните на левой руке. Соедините обе кисти. Безымянный палец и мизинец правой руки вдвиньте между безымянным пальцем и мизинцем левой («затылок дракона»). А большие пальцы обеих рук соедините боками. Вот и получилась голова дракона — доброго чудовища, отпугивающего хворь.
В чем же целебный эффект этой мудры? На больших пальцах рук заканчиваются энергетические каналы легких. Замыкая левый и правый каналы, мы усиливаем их энергетику и приток кислорода в организм. Еще великий И.И. Мечников утверждал, что наша смерть в толстой кишке. А земские врачи в России при любом даже простудном заболевании первым делом рекомендовали очистить кишечник. Именно там скапливаются яды, борьба с которыми отнимает у организма столь необходимые ему силы. Меридиан толстой кишки начинается на указательных пальцах обеих рук. А по средним пальцам рук проходят энергетические каналы кровообращения.
Скрещивание рук усиливает энергетику и кровообращение в толстой кишке, способствует очистке кишечника от ядов. По безымянным пальцам проходят каналы теплообразования, а по мизинцам -два канала — сердца и тонкого кишечника (энергетического центра организма). Маленький купол из этих четырех пальцев — «затылок дракона» активизирует их работу, что так важно для победы над болезнью.
Эта мудра трудна, но очень полезна. Поэтому, чтобы ребенку не стало скучно, расскажите ему предобрых сказочных драконов.
Для тех, кто боится сглаза, Аюрведа рекомендует мудру «щит Шамбалы». Пальцы правой руки сожмите в кулак. Левую кисть выпрямите, прижав большой палец, образуйте плоскую крышу. А теперь накройте этой плоской крышей тыльную часть кулака. Прижмите ногтевые фаланги стиснутых пальцев правой руки к ладони левой. Так человек, решившийся на что-то, по-боксерски ударяет правым кулаком по своей левой ладони. Эту мудру защиты можно образно назвать «гриб». Выполняя эту мудру, вы защищаете от завистливых людей и их злобной энергии свое здоровье и благополучие. Да и ребенка этой защите легко обучить.
Пользуйтесь целебными мудрами, так вы увеличите защитные силы организма. Обучая своего ребенка, вы оздоровите своего малыша, разовьете его творческую фантазию, выдумку, ускорите развитие речи, а главное — заслужите еще большую его любовь и доверие. И когда-нибудь ваша дочь или сын, обучая целительной игре своих детей, с благодарностью вспомнят вас. Доброе зернышко, прорастая, укореняется и приносит хороший урожай.
Источник
Источник
В логопедии для лучшего и более быстрого преодоления дефектов речи часто используют нетрадиционные средства. Одним из таких средств является йога. Использование элементов йоги, а именно мудр, доступно детям дошкольного возраста.
Содержимое разработки
Использование элементов йоги (мудры) в коррекции речевых нарушений.
«Здоровье и развитие речи –
через пальцы рук»
Часто для лучшего достижения результата в преодолении проблем со здоровьем многие из нас пользуются нетрадиционными средствами. Также и в логопедии. Для достижения более быстрой и лучшей коррекции недостатков речи можно использовать нетрадиционные методы.
К одним из таких нетрадиционных методов можно отнести мудры. Мудры– это особые упражнения (позы) для ладоней и пальцев рук, помогающие, по мнению мудрых целителей и врачевателей Древнего Востока, укрепить и возвратить здоровье. Вытяните руку вперед. Поверните ладонь так, чтобы она «смотрела» на вас. Мысленно разверните большой палец на 180 вверх, к кисти. Вот и вышел человечек! И вправду, не надо обладать буйной фантазией, чтобы углядеть: большой палец напоминает голову и шею, второй и пятый – руки, третий и четвертый – ноги, а сама ладонь – туловище со всеми внутренними органами. Складывая, переплетая пальцы определенным образом мы воссоздаем, моделируем различные позы тела (такая своеобразная «ручная» йога в миниатюре), что оказывает целительное физическое и духовное воздействие на организм как взрослых, так и детей.
Для выполнения мудр не требуется ничего, кроме доброго, спокойного расположения духа и настроя на результат. Желательно, чтобы температура окружающего воздуха была не менее 20С, а ладони лучше разогреть растиранием друг о друга. Выполнять мудры следуют обеими руками, без напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Заниматься можно сидя перед телевизором, беседуя в компании, на прогулке. Но эффект будет значительно выше, если отрешиться от всех проблем, сосредоточится на ощущениях в кончиках пальцев. Когда почувствуется в них приятное тепло или легкое покалывание, переходите к следующей фигуре-мудре. Наберитесь терпения. Эффект может появиться через несколько недель.
МУДРА «РАКОВИНА»
Показания: все заболевания горла, гортани, охриплость голоса. При выполнении этой мудры усиливается голос, поэтому особенно рекомендуем певцам, артистам, учителям, ораторам и детям с немодулированным, тихим голосом, страдающим часто заболеваниями верхних дыхательных путей.
Методика исполнения: две соединенные руки изображают раковину. Четыре пальца правой руки обнимают большой палец левой руки. Большой палец правой руки прикасается к подушечке среднего пальца левой руки.
МУДРА ЗНАНИЯ
Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
Показания: бессонница или чрезмерная сонливость, снижение работоспособности. Эта мудра повышает способности к обучению, восприятию и анализу информации. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.
Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
МУДРА НЕБА
Показания: для лиц, страдающих заболеваниями ушей снижением слуха. Исполнение этой мудры в некоторых случаях ведет к очень быстрому улучшению слуха. Длительное занятие приводит почти к полному излечению очень многих заболеваний уха.
Методика исполнения: средний палец согнуть так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим пальцем прижимаем согнутый средний. Оставшиеся пальцы выпрямлены и не напряжены.
МУДРА «ПОДНИМАЮЩАЯ»
Показания: при простудных заболеваниях, воспалении горла, воспалении легких, кашле, насморке, гайморите. Выполнение этой мудры мобилизует защитные силы организма, повышает иммунитет и способствует быстрому выздоровлению.
Слишком долгое и частое использование этой мудры может вызвать апатию и даже летаргию — не переусердствуйте!
Методика исполнения: обе ладони соединены вместе, пальцы скрещены между собой. Большой палец (одной из рук) отставлен и окружен указательным и большим пальцами другой руки.
М УДРА ЖИЗНИ
Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает выносливость, улучшает общее самочувствие.
Показания: состояние быстрой утомляемости, 6ессилия, нарушение зрения, улучшает остроту зрения, лечения болезни глаз.
Методика исполнения: подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими рука одновременно.
МУДРА ЗЕМЛИ
Показания: ухудшение психофизического состояния организма, состояние психической слабости, стресса. Выполнение этой мудры улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий.
Методика исполнения: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.
МУДРА ЭНЕРГИИ
Показания: для обеспечения противоболевого эффекта, а также выведения из организма различных ядов и шлаков, которые отравляют наш организм. Эта мудра лечит заболевания мочеполовой системы и позвоночника, ведет к очищению организма.
Методика исполнения: подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединяем вместе, оставшиеся пальцы свободно выпрямлены.
МУДРА «ОКНО МУДРОСТИ»
Показания: нарушение мозгового кровообращения, заболевания сосудов головного мозга.
Методика исполнения: сердечный (безымянный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Аналогично складывают пальцы левой руки. Оставшиеся пальцы свободно расставлены.
М УДРА «ЛЕСТНИЦА НЕБЕСНОГО ХРАМА»
Показания: расстройство психики, депрессия. Выполнение этой мудры улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски.
Методика исполнения: кончики пальцев левой руки прижимаются между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки всегда внизу). Мизинцы обеих рук свободны, выпрямлены, обращены кверху.
М УДРА «ЧЕРЕПАХА»
Показания: астенизация, переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.
Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя «голову черепахи».
МУДРА «ЗУБ ДРАКОНА»
Показания: при спутанном сознании, нарушении координации движений, при стрессах и эмоциональной неустойчивости.
Методика исполнения: большие пальцы обеих рук прижаты к внутренней поверхности ладоней. Третий, четвертый и пятый пальцы согнуты и прижаты к ладони. Указательные пальцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх.
МУДРА «ГОЛОВА ДРАКОНА»
Показания: заболевания легких, верхних дыхательных путей и носоглотки.
Методика исполнения: средний палец правой руки обхватывает и прижимает концевую фалангу указательного пальца той же руки. Аналогичную комбинацию выполняют с пальцами левой руки. Соединяем обе руки. Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковыми поверхностями. Остальные пальцы скрещены между собой.
МУДРА «МОРСКОЙ ГРЕБЕШОК»
Показания: выполнение этой мудры рекомендуется людям, страдающим отсутствием аппетита, астенизированным, худым, больным с нарушением пищеварительных функций всасывания.
Методика исполнения: большие пальцы обеих рук соприкасаются своими боковыми поверхностями. Остальные скрещены таким образом, что оказываются заключенными внутри обеих ладоней. Регулярное выполнение этой мудры повысит аппетит и будет способствовать нормализации пищеварения и улучшению внешнего вида.
Помните в любом деле важно соблюдать меру и не переусердствовать. Нетрадиционные методы являются вспомогательными и перед их применением следует проконсультироваться со специалистами.
Источник
Пантомимные упражнения, оздоровительные мудры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
1. Упражнение «Солнышко здоровается»
Это любимое упражнение всех детей, особенно хороший эффект производит это упражнение на замкнутых детей, плохо адаптирующихся в новом коллективе. Дети усваивают этические нормы поведения, воспитывается уважение к старшим, сверстникам и доброжелательность ко всему, что окружает ребенка в этом мире. А также дети запоминают, что лучи идут от солнца в разные стороны, как их руки, а не к солнцу. В упражнении используется мудра «Чистое сияние» — ладони сложены друг к другу, — которая гармонизирует весь организм. Для выполнения детям (ребенку) предлагается присесть на корточки, сложить ладошки у щеки и прикрыть глаза. Педагог при этом произносит слова: «Крепко спало солнышко ночью. Утром открыло глаза (дети открывают глаза), поднялось вверх, (дети вместе с педагогом, поднимаются с корточек) и увидело голубое небо». Ладони при этом располагаются перед собой сложенные пальцами друг к другу – мудра «Чистое сияние». При словах приветствия солнышка руки поднимаются вверх, разводятся в стороны, опускаются вниз, возвращаясь, каждый раз в положение мудры «Чистое сияние». «Здравствуй, небо» — руки подняты вверх. «Здравствуйте, птицы (облака, тучки, если плохая погода за окном, ветер и т.д.)» — руки в стороны. «Здравствуйте, деревья» — руки немного в низ и в стороны. «Здравствуй, Земля» — руки внизу. «Здравствуйте, люди всей земли» — руки в стороны от груди. Закончить упражнение нужно приветствием педагога (учителя, воспитателя) и всех детей класса, группы. Можно продолжить здороваться, особенно с детьми дошкольного возраста, с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и с каждым из них. Обращая внимание детей на то, что солнышко «раздает» свои лучики от себя, от своего «сердца» всем кого видит, с кем встречает и кого любит.
2. Упражнение для пальцев рук
Выполнять можно как в начале занятий перед письмом, рисованием, трудовой деятельностью на уроках труда, окружающего мира и т.д. так и в середине (физ. минутка). «Поведение муравья» — сжатый кулак, когда большой палец согнут и спрятан под остальными. Эта мудра регулирует функции почек, прямой кишки, позвоночника, устраняет страх. Прикасание подушечками пальцев во время «приветствия» указательного пальца большого — это мудра, повышающая энергетический потенциал организма, усиливает обменные процессы, улучшает кровообращение. Соединение среднего с большим способствует гармонизации печени, желудка, желчного пузыря; безымянным – гармонизации между системой печени и желчного пузыря с легкими и толстым кишечником, с мизинцем – стабилизирует психику, укрепляет Дух, физический и духовный иммунитет. Дети выполняют упражнение, сидя за столами (партами), непосредственно перед работой.«Раз, два, три, четыре, пять пришли дети рисовать; ручки все подняли, кулачки зажали».Руки, согнутые в локтях, стоят на столе, пальцы зажаты в кулачок. Поочередно поднимается каждый палец на свои слова:«Вышел палец погулять» — поднимается мизинец;«А за ним второй» — поднимается безымянный палец;«Погулять пошел и средний» — поднимается средний палец;«Указательный — за ним» — поднимается указательный палец.Большой палец остался прижатым к центру ладони один. «А большой палец все спит. Стали пальчики-друзья его будить: «Просыпайся, лежебока, просыпайся поскорей, выходи гулять ты, соня, и услышь своих друзей». Каждый палец стучит – «будит» по 1—2 фаланге большого пальца 3—5 раз. Палец большой выпрямляется, пальцы-друзья «здороваются» с ним прикасаясь каждый подушечками пальцев с большим пальцем. Можно «здороваться» пальцами обеих рук.
Или
3. «Раз, два, три, четыре, пять, будут пальцы рисовать» — дети сжимают и разжимают кулачки, на последнем слове кулачок остается зажатым.«Я рисую» — поднимается мизинец; «Со мной мама» — поднимается безымянный палец; «Папа будет рисовать» — поднимается средний палец; «бабушка» — поднимается указательный палец; «А где же дед? Дед все спит». Большой палец остался прижатым к центру ладони один. По 1—2 фаланге большого пальца на фразу: «Просыпайся, дед», — каждый палец стучит 3—5 раз. «Дед проснулся, потянулся» — пальцы раздвигаются в разные сторону, выполняются потягивающие движения, разводя руки в стороны. «И обнял всех» — руками при этом обхватывают себя. Можно обнимание повторить 2—3 раза. Это дает ребенку ощущение любви и нежности, что так не хватает ему в его жизни. Он любим собой, а значит и всеми окружающими его людьми.
4. Упражнение «Шарик надувается»
Для расслабления, отвлечения от сложного или кропотливого труда и для дальнейшего сосредоточения внимания на выполнении задания, для повышения уверенности в своих силах хорошо применять упражнение «Шарик надувается». Во время выполнения данного упражнения ребенок укрепляет свою энергетическую оболочку, защищает себя от негативного воздействия.Предложить детям встать около стола, опустить руки и голову вниз, расслабиться. Руки свободно висят.Учитель изображает «работу» насоса, произнося «ших–ших–ших». Дети под шум работающего насоса, медленно поднимают голову и руки вверх, изображая руками надувание шарика. Подняв руки вверх, «завязывают шарик» – сомкнув пальцы рук над головой. Учитель изображает дуновение легкого ветерка и предлагает изобразить покачивание шарика на ветру, а дети изображают покачиванием корпуса тела в стороны движение шарика на легком ветерке. Учитель сообщает ребятам, что решил пошутить с шариком, и дергает за веревочку, которая развязывается, и шарик быстро сдувается. Дети изображают, как сдувается шарик, извивается и крутится при падении. Надувание шарика повторяется, крепко завязывается шарик и еще раз покачивается на легком ветерке. Затем учитель предлагает аккуратно «крепким, хорошо надутым шарикам» сесть за свои места и продолжить работу. Во время «надувания» шариков детям можно предложить вспомнить, какой формы они бывают, и изобразить шарик любимой формы.
5. Упражнение «Вырастает дерево»
Это упражнение помогает детям нарисовать по представлению, как растет дерево, запомнить после превращения, что дерево вырастает из земли и тянется ветками к небу, солнцу. Дети вспоминают, что деревья бывают разной толщины, высоты, одни деревья хрупкие и стройные, другие крепкие и мощные. По изображаемому дереву можно понять душевное состояние ребенка на момент занятия. Ладошки, сложенные вместе на уровне груди, – мудра «Чистое сияние» выполняется для гармонизации всего организма. Для выполнения детям предлагается присесть на корточки (желательно в круг), сложить ладошки лодочкой перед грудью. Каждый ребенок – семечка. Из семечки после дождя прорастает деревце. Учитель исполняет роль дождевой тучки, которая «пролетает» между детьми и «поливает» каждую семечку — прикасается к голове каждого ребенка. Педагог комментирует действия детей: «Семечка прорастает после дождя». Дети медленно поднимают сомкнутые руки вверх, имитируя прохождение ростка сквозь землю. Затем поднимаются с корточек, не размыкая ладошки. «Деревце выросло, и от ствола вырастают большие ветки – «руки», которые тянутся к солнышку» — дети разъединяют ладошки и изображают руками ветки, идущие в разные стороны.»На ветках появляются маленькие веточки – пальчики, которые дети разводят в разные стороны.
6. Изображение куста
Выполнение руками рост куста помогает детям запомнить, что кусты меньше деревьев, растут крупные ветки куста из одной семечки – точки. Ладошки, сложенные вместе на уровне груди — мудра «Чистое сияние» — которая помогает осуществлению гармонизации всего организма.Дети сидят на корточках или за столами. Ладошки сложены лодочкой. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, а руки смыкаются в локтях. Пальцы разводятся в разные стороны, как маленькие веточки куста.
7. Изображение травы
И опять ладошки, сложенные вместе на уровне груди, — мудра «Чистое сияние» — помогает осуществлению гармонизации всего организма. Раскрытые кисти – мудра, используемая при нестабильности в эмоциональной сфере, депрессии, проблеме с сердцем, при нарушении кровообращения.
Ладошки сложены лодочкой. Дети могут изображать травы, стоя или сидя за столом. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, оставаясь сомкнутыми у основания ладоней. Пальцы могут быть прижаты друг к другу или разведены в разные стороны, как у травяного куста.
8. «Лампочка»
Упражнение помогает расслабить мышцы спины и рук, а главное, помогает справиться с плохим настроением или психологическим напряжением.Дети стоят в кругу или между рядами. Руки опущены вниз, изображаем овал. Глаза закрыты. Учитель сообщает, что включает лампочку и щелкает пальцами. Руки взмываются вверх, при этом ребенок легко прыгает. Пальцы подушечками соединяются над головой, открываются глаза, и на лице детей появляется улыбка. При втором щелчке лампочка выключается — руки опускаются вниз, изображая овал, глаза закрываются, улыбка с лица убирается. Третий щелчок «включает лампочку», и в образе «включенной лампочки» детям предлагается занять свои места.
9. «Мороженное»
Изобразить мороженое из морозилки – крепкое, твердое и «радостное» — дети стоят прямо, подняв руки вверх и немного в стороны. Голова поднята, на лице улыбка. Но пригрело солнышко, и мороженное начинает таять, грустить – дети опускают медленно руки и голову вниз, изображая грусть на лице. При этом выполняют плавные движения туловищем, можно полу — присесть. Затем мороженное «взбивают» — дети энергично двигаются из стороны в сторону — «замораживают», постепенно принимая первоначальное положение (позу). Или так
10. «Черепаха»
Выполнение мудры «черепаха» способствует снятию напряжения, восполнению энергии. Я применяю ее при повышенной возбудимости детей и при необходимости сконцентрировать внимание детей. Пальцы правой руки переплетаются с пальцами левой руки. Большие пальцы соединяются концевыми фалангами, как бы образуя голову черепахи. Ладони переплетенных рук держаться параллельно столу (полу), «голова» направлена к груди ребенка.Можно проверить крепость «панциря» «черепахи», если позволяет время: раздвинуть руки каждого ребенка в стороны — всем ребятам очень нравится помериться силами с педагогом.
11. «Воробышек»
Выполняется на занятиях при рисовании птиц малых размеров.Дети стоят у своих мест или в центре комнаты, руки располагаются вдоль туловища, слегка назад кистями рук. Голова втянута в плечи, туловище слегка наклонено вперед, а ноги немного согнуты в коленях. Предложить детям в таком положении попрыгать на месте (или по кругу), затем «расправить» крылья, подняться на носочки — «взлететь».Подобно изображаются и другие птицы с учетом их особенностей, а также и животные.
12. «Шарик настроения»
Упражнение улучшает настроение, своими же мыслями, пожеланиями себе всего самого хорошего, доброго, приятного, ребенок концентрирует собственную энергию. Получает заряд положительных эмоций и избавляется от стресса, страха, обиды и т.д. Рекомендую выполнять данное упражнение перед сложным заданием, контрольной работой. Предложить ребятам встать около своего места, поставить руки перед собой, ладошки направлены друг к другу. Расстояние между ладонями 15-20см. Руки не напряжены, слегка согнуты пальцы, как-будто держат мячик небольшого размера. Необходимо прислушаться к себе, к своим рукам и тогда между ладошками появится тепло, легкое покалывание, пульсация и т.д. У каждого может быть индивидуальное ощущение, но оно будет обязательно. Легкими, пульсирующими движениями кистей рук друг к другу, создается имитация держания надутого резинового шарика – это концентрирование своей энергии. Затем предложить всем ребятам представить что-то для них самое приятное, желанное (сладости, отдых на море, реке, получение подарка и так далее). Вложить приятные ощущения мысленно в свой энергетический шарик, почувствовать, как он слегка увеличился, стал более упругим, а затем шарик «проглотить», т.е. поместить его в себя со всеми приятными представлениями и ощущениями. Необходимо в момент «проглатывания шарика» помочь ребятам словами: «По телу пошло приятное тепло, проникающее в каждую клеточку нашего организма. Появилось ощущение легкости, чистоты. Улучшилось настроение. У каждого светлая голова, чистые мысли, отличное настроение, доброе сердце. Каждый готов к выполнению работы».Слова можно придумать каждому педагогу свои. В дальнейшем «Шариками настроения» можно делиться мысленно с родителями, друзьями, с одноклассниками, с людьми у которых плохое настроение или нет хороших взаимоотношений.
13. «Строим дом»
Это «строительство» выполняем перед рисунком, аппликацией дома, особенно с малышами, которым понятно становится «строительство». А также его можно использовать и как физ. минутку в школе. Дети вместе с учителем произносят слова и выполняют пантомимой работу по строительству дома.«Мы построим дом, дом, будим жить мы в нем, в нем» — ребята присаживаются на корточки у столов или в центре кабинета, руки располагают горизонтально перед грудью друг над другом. «Раз кирпичик, два кирпич, три, четыре, пять и шесть»- руки поочередно меняют местами, имитируя кладку кирпичей, одновременно поднимаясь с корточек.«Возведем мы стены» — руки поднимаются вверх и очерчивают контур возведенной стены дома. «Сделаем окошко, поглядим в него немножко» — пальцы рук соединяют в форму окна; «Возведем мы крышу» — руками изображают треугольник; «Сделаем трубу» — ладошки располагают друг против друга; «Мы построили свой дом, будет весело жить в нем» — дети возвращаются на свои места.
14. Любимые и нелюбимые цвета
Для сближения детей между собой, для помощи ребенку понять самого себя безболезненно и незаметно, для выплеска отрицательных эмоций по отношению к обидчику я провожу увлекательное занятие для детей и нужное, полезное для педагога.Детям (ребенку) предлагается выбрать три цвета из набора красок которые каждому нравятся, и нанести их на лист бумаги любой формы (пятном, полоской, в виде цветка, человечка трехцветного и т.д.). Потом нанести три краски, которые им не нравятся. Также любой формы. Пока краска подсыхает, вызвать одного ребенка в центр, повернуть его спиной к детям и предложить ему думать или говорить мысленно обо всех присутствующих только плохое. После этого спросить ребят, какого цвета в данный момент этот ребенок. Затем попросить этого же ребенка думать или говорить мысленно обо всех самые хорошие слова, а детям предложить назвать цвета красок, которые они дадут ему сейчас. Можно это сделать самому преподавателю, потом разъяснить детям, что настроение наше и окружающих нас зависит от каждого человека. Затем то же самое проделать с детьми.Педагогу данные «рисунки» помогут при индивидуальном общении с ребенком «вечно обиженным» недовольным кем-то в классе (группе). А также поможет узнать педагогу, кто из детей воспринимает его положительно, а кто отрицательно, поэтому делать замечания данному ребенку необходимо осторожно, и постараться найти с ним контакт через «положительного» человека.
Эпилог
Все эти упражнения помогают мне в работе с детьми, в общении с ними, а детям раскрепоститься, отдохнуть эмоционально и физически, настроиться на работу. А также общаться со мной, друг с другом и с родителями. Мне и детям помогают все эти упражнения повысить работоспособность, поправить свой энергетический баланс, осуществить гармонизацию организма. Я очень надеюсь, я уверена, что эти увлекательные упражнения понравятся и помогут и детям, и взрослым.
Успехов, удачи, здоровья и хорошего настроения.
Источник