Моторное развитие ребенка с дцп
Ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ
Ìàëûøè ñ ÄÖÏ îâëàäåâàþò íàâûêàìè êðóïíîé ìîòîðèêè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè. Ñíà÷àëà îíè äåðæàò ãîëîâó, çàòåì ñàäÿòñÿ è ïîëçàþò è â êîíöå êîíöîâ íà÷èíàþò õîäèòü.
«Åñëè ýòî ïðàâäà, ìîæåòå âîçðàçèòü âû, ïî÷åìó æå ìîé ðåáåíîê òàê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ äåòåé?» Âîçìîæíî, âû ÷èòàëè î äåòñêîì ðàçâèòèè áðîøþðó â êàáèíåòå âðà÷à èëè êíèãó. Òàì áûëè ÷óäåñíûå èëëþñòðàöèè, èçîáðàæàþùèå, ÷òî äåëàþò äåòè â îïðåäåëåííîì âîçðàñòå. Íî âàì èçâåñòíî: âàø ðåáåíîê ýòîãî íå äåëàåò.
Âàì ñêàçàëè, ÷òî ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà çàäåðæèâàåòñÿ è ÷òî åìó íóæíî áîëüøå âðåìåíè, ÷òîáû îâëàäåòü îñíîâíûìè íàâûêàìè. Âû ïðîÿâëÿåòå òåðïåíèå è ïîìîãàåòå åìó.
Âàø ðåáåíîê ðàñòåò è ó÷èòñÿ íîâîìó. Íî îí âûãëÿäèò íå òàê, êàê äåòè â áðîøþðå. Òî, ÷òî îí äåëàåò, âîçìîæíî, òàì íå óïîìÿíóòî è íå èçîáðàæåíî.
Òàêèì îáðàçîì, âû äåëàåòå âûâîä, ÷òî âàø ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî ìåäëåííåå, ÷åì äðóãèå äåòè, íî è âîîáùå ïî-äðóãîìó.
Âàøå íàáëþäåíèå ñîâåðøåííî âåðíî. Êàê áóäåò îáúÿñíåíî â ãëàâå 3, ðàçíèöà â ìûøå÷íîì òîíóñå âàøåãî ðåáåíêà è â åãî äâèãàòåëüíûõ ñòåðåîòèïàõ, à òàêæå â ñëîæíîñòè, êîòîðóþ îí èñïûòûâàåò ïðè êîíòðîëèðîâàíèè ñâîèõ ìûøö, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðàçâèòèå åãî ìîòîðíûõ íàâûêîâ.
È òåì íå ìåíåå òî, ÷òî äåòè ñ ÄÖÏ, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàþò íàâûêàìè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè, ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè. Îäíàêî îíè îâëàäåâàþò íàâûêàìè ìåäëåííåå è îñâàèâàþò èõ ÷àñòè÷íî, íå öåëèêîì. Íàâûêîì, íà îâëàäåíèå êîòîðûì ó îáû÷íîãî ðåáåíêà óõîäèò ìåñÿö, ðåáåíîê ñ ÄÖÏ áóäåò îâëàäåâàòü âäâîå äîëüøå è â èòîãå îâëàäååò èì ëèøü ÷àñòè÷íî, à íà ïîëíîå îâëàäåíèå ó íåãî ìîæåò óéòè åùå âîñåìü ìåñÿöåâ. Èìåííî ÷àñòè÷íîñòü îâëàäåíèÿ íàâûêîì è ñëåäóþùèé çà íèì áîëüøîé âðåìåííîé ïåðèîä, çà êîòîðûé ðåáåíêó ïðåäñòîèò îâëàäåòü èì ïîëíîñòüþ, ñëóæèò ïðè÷èíîé, ïî êîòîðîé ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ âûãëÿäèò íàñòîëüêî ðàçèòåëüíî îòëè÷àþùèìñÿ îò ðàçâèòèÿ îáû÷íûõ äåòåé.
Äàâàéòå âîçüìåì â êà÷åñòâå ïðèìåðà èãðó è òàêîé íàâûê, êàê äîòÿãèâàíèå äî ïðåäìåòîâ â ïîëîæåíèè ëåæà. Ðåáåíîê â áðîøþðå îâëàäåâàåò ýòèì íàâûêîì â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò íà÷àòü èãðàòü â ïîëîæåíèè ëåæà ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ. Îí ìîæåò äåðæàòü â ðóêå ïîãðåìóøêó è öåëåíàïðàâëåííî åþ òðÿñòè. Îí ìîæåò òÿíóòüñÿ, íî íå âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, è, âîçìîæíî, íå áóäåò âûòÿãèâàòü îáå ðóêè, êàê ðåáåíîê â áðîøþðå.
Ñî âðåìåíåì è â ïðîöåññå ìíîãî÷èñëåííûõ òðåíèðîâîê ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò óëó÷øèòü ñâîé íàâûê è â êîíöå êîíöîâ âïîëíå èì îâëàäåòü: îí áóäåò òÿíóòüñÿ ê èãðóøêå îáåèìè ðóêàìè. Íî ê ýòîìó âðåìåíè îí óæå íå ìàëûø, êîòîðûé ëþáèò èãðàòü íà ñïèíå. Âìåñòî ýòîãî îí óæå ñèäèò íà êîëåíÿõ ó ïàïû è òÿíåò ðóêè ê ìÿ÷ó, êîòîðûé êàòèò åìó ìàìà.
Òàêèì îáðàçîì, õîòÿ îáû÷íî ðàçâèâàþùèéñÿ ðåáåíîê è ðåáåíîê ñ ÄÖÏ äåëàþò ñîâñåì ðàçíûå âåùè îäèí èãðàåò ñ èãðóøêîé, ñâèñàþùåé ñ äåòñêîé êàðóñåëüêè, ëåæà íà ñïèíå, à äðóãîé èãðàåò ñ ìÿ÷îì èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, îáà îíè â ñîñòîÿíèè âûòÿíóòü âïåðåä ðóêè. Êàê òîëüêî îíè îâëàäåâàþò ýòèì íàâûêîì, îíè ìîãóò ïðèíÿòü íà ðóêè âåñ. Îíè ãîòîâû îïóñòèòü ðàñïðÿìëåííûå ðóêè íà ïîë, îïåðåòüñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè è íàó÷èòüñÿ ïîëçàòü.
Источник
У каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни.
Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения. Авторитетный российский детский невролог Вера Анатольевна Змановская в методическом пособии «Программа наблюдения детей с церебральным параличом» приводит такое описание возрастного развития моторики, характерного для различных уровней GMFCS:
I уровень
- До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
- 2–4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
- 4–6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
- 6–12, 12–18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.
II уровень
- До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
- 2–4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
- 4–6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
- 6–12, 12–18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.
III уровень
- До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
- 2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
- 4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
- 6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.
IV уровень
- До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
- 2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
- 4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
- 6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.
V уровень
- До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
- 2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
- 4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.
Исследовательская группа Университета Макмастер в канадской провинции Онтарио на протяжении четырех лет вела лонгитюдное когортное исследование 650 детей в возрасте от 1 до 13 лет с различными формами церебрального паралича. В ходе исследования моторное развитие детей многократно оценивалось в динамике по GMFM‑66. Исследователи выявили закономерности и на основании данных исследования составили центильные таблицы моторного развития для каждого из пяти уровней GMFCS16.
На графике изображены кривые средних показателей моторного развития для каждого уровня GMFCS, представляющие собой медианы результатов многократных измерений общей двигательной функции по шкале GMFM‑66 у детей с ДЦП с различными уровнями GMFCS на протяжении периода исследования.
По данным исследования, дети с I уровнем по GMFCS достигают 90% максимума своих двигательных возможностей в среднем к 5 годам (в 4–6 лет). При этом доступный потенциальный уровень развития крупной моторики составляет от 60 до 100% максимально возможного уровня.
Для II уровня возраст, при котором дети достигают 90% потенциально возможного развития крупной моторики, приходится в среднем на 4,5 года (3–6 лет). Доступный потенциал составляет приблизительно 50–80% максимального.
Для III уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей чуть меньше 4 лет (от 2,5 до 5,5 лет). Потенциальное развитие навыков – приблизительно 40–65% максимально возможного. Для IV уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей – 3,5 года. Количественный предел потенциального развития крупной моторики – примерно 25–50% максимального.
Для V уровня к 3 годам достигается 90% развития навыков крупной моторики. Максимально доступное развитие – приблизительно 20–40% с отчетливым снижением кривой после 7 лет. В целом вырисовывается следующая закономерность: чем легче степень поражения мозга, тем дольше прогрессирует двигательное развитие.
Таким образом, по уровню развития крупных моторных функций по шкале GMFCS можно довольно реалистично определить реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал ребенка с ДЦП и выбрать адекватные цели двигательной реабилитации.
Надо учитывать, однако, что эти статистические данные получены в конкретной популяции, достаточно однородной по качеству медицинского наблюдения (надо полагать, довольно высокого), своевременности получения и качеству необходимых терапевтических вмешательств.
Возможно, в популяции с другими показателями по аналогичным параметрам статистические данные могут отличаться. В настоящее время ведется масштабная программа наблюдения детей с церебральным параличом в странах Северной Европы – CPUP. Есть
основания надеяться, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть результат длительного наблюдения за динамикой моторного развития детей с ДЦП в европейской популяции. К сожалению, в России нет единого регистра пациентов с церебральным параличом, и систематический сбор статистических данных по моторному развитию детей не ведется (за исключением отдельных регионов).
Источник
Особенности моторного развития детей с ДЦП 1. Значение двигательного анализатора, теория кольцевой зависимости 2. Структура двигательного дефекта при ДЦП 3. Клиническая классификация форм ДЦП по К. А. Семеновой 4. Особенности мелкой моторики и почерка при ДЦП 5. Миопатия Дюшенна: течение и прогноз. 6. Болезнь Пертеса: течение и прогноз.
Двигательный анализатор • • Выполняет своеобразную службу связи между всеми анализаторами, организуя их координацию в сложных актах поведения (зрительно- и слухо-моторная координация); Участвует в организации межанализаторных взаимосвязей; Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов в ходе выполнения различных перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание); Участвует в осуществлении стереогноза, в формировании временных и пространственных представлений, обеспечивает ресурсы двигательной памяти.
Развитие предметно-практических действий (на I-ом году – в N) Р. А. Абрамович-Лехтман Этап преддействия Направленные действия руками – водит по одеялу, В 2, 5 мес. захватывает одной рукой другую Этап результативных действий Хватательные движения – притягивание, С 4 мес. постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги
Этап соотносящих действий Этап функциональных действий После 7 мес. К концу I года Действует с двумя предметами одновременно – всовывание, вынимание, вкладывание, нанизывание Подражание аналогичным действиям взрослых – мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу. Предметные действия – активная форма познания и основа формирования сенсорноперцептивных и мыслительных процессов.
Теория «кольцевой зависимости» действия и восприятия А. В. Запорожец (1963 -1967 г. г. ) Восприятие как познавательный процесс ГЛАЗ Предметнопрактическая деятельность РУКА
• • У новорожденного – повышенная двигательная активность. На 10 -12 день – младенец замирает на звук голоса матери. К концу 3 мес. начинают образовываться связи между зрением и движением рук. Разглядывание своей руки приводит к увеличению ее двигательной активности. Случайно попавшая в поле зрения рука задерживается перед глазами ребенка. Когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения, младенец пытается схватить предмет. 4 -8 мес. – повышается активность взаимодействия руки и глаза. Движения рук приноравливаются к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер.
Особенности развития моторной сферы у детей с ДЦП обусловлены недостаточностью различных уровней нервной системы: Подкорковый уровень Корковый уровень Нарушения тонуса, ритмичности, выразительных движений. Сила и точность движений, формирование предметных действий.
• • • Степень выраженности двигательных нарушений у детей с ДЦП (А. Р. Лурия и К. А. Семенова) При тяжелой степени — ребенок не имеет возможности овладевать навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специального оборудования (костылей, канадских палочек). Легкая степень — дает возможность детям самостоятельно овладевать ходьбой и полностью себя обслуживать. Нередко могут наблюдаться патологические позы и положения, нарушения походки и мелкой моторики, неловкость и замедленность движений.
I. Дети с легкими двигательными нарушениями (передвигается самостоятельно, сформированы навыки самообслуживания, нарушены тонкие координированные движения)
II. Дети со средней степенью выраженности двигательных расстройств (Дети могут передвигаться с помощью дополнительных приспособлений, навыки самообслуживания недостаточно автоматизированы)
III. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями (Дети целиком зависят от окружающих, не передвигаются и себя не обслуживают)
ФАКТОРЫ, определяющие структуру двигательного дефекта: Нарушение мышечного тонуса По типу спастичности, ригидности, гипотонии или дистонии. Парезы или параличи Ограничение или невозможность выполнения произвольных движений. Насильственные Гиперкинезы и тремор. движения Атаксия Нарушение равновесия и координации движений при сидении, стоянии, ходьбе, захвате предметов и действий с ними.
Нарушение кинестезий Нарушена проприоцептивная регуляция движений и ослаблено чувство позы. Недоразвитие Трудности удержания статокинетичес вертикального положения головы и ких рефлексов туловища. Синкинезии Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. Патологические После 3 мес. тормозят развитие движений и формируют тонические патологические позы, установки. рефлексы
Клиническая классификация форм ДЦП К. А. Семеновой (1974 -1978) Нижняя спастическая диплегия Поражение нижних конечностей, более выражено, чем поражение нижних конечностей: • повышение мышечного тонуса в конечностях; • ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами.
Двойная гемиплегия Нарушение функций верхних и нижних конечностей в одинаковой степени. • преобладание ригидности мышц; • интенсивные тонические рефлексы.
Спастическая гемиплегия Левосторонний гемипарез. Поражение конечностей, руки и ноги, с одной стороны тела. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. • сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза; • клонусы стоп и коленной чашечки; • патологические рефлексы.
Гиперкинетическая форма Характеризуется наличием насильственных движений, разнообразных по виду. • гиперкинезы (мышцы лица, нижние отделы конечностей, мышцы шеи); • мышечная дистония • двойной атетоз; • хореоатетоз; • хореический гиперкинез
Атонически – астатическая форма • • • Со стороны двигательной сферы наблюдается: низкий мышечный тонус нарушение положения тела в покое и при ходьбе нарушение ощущения равновесия и координации движений тремор гиперметрия.
Источник
Церебральные параличи — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Затруднения в мышлении и умственной деятельности более распространены среди пациентов со спастической квадриплегией, чем среди страдающих от других видов церебрального паралича.
В зависимости от этиологического фактора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.
Согласно классификации, предложенной К.А.Семеновой и утвержденной МЗ СССР в 1978 году, выделяется пять форм детского церебрального паралича.
1.Спастическая диплегия. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный
прогноз в психическом развитии и положительную динамику в моторном развитии, могут обслуживать себя, могут научиться писать и овладевать рядом трудовых навыков.
2.Гемипаретическая форма. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.
3.Гиперкинетическая форма. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы (насильственные движения, обычно выявляются в 4-6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях).
Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкинезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.
4.Атонически-астатическая форма. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то эти дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.
5.Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги, то есть двигательные возможности практически отсутствуют, и очень часто имеет место умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.
Независимо от формы церебрального паралича, у детей наблюдаются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустойчивости; дети слабовольны, несобранны, инфантильны, внушаемы. Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному поводу. Временами появляется раздражительность, озлобленность, гневливость
При детском церебральном параличе отмечаются и нарушения сенсорного восприятия — зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. У большинства детей с церебральным параличом отмечаются глазо-двигатсльные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограничение взора вверх, нарушения фиксации взора, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети игнорируют правую или левую половину листа бумаги. При гсмипаретической форме и
спастической диплегии возможны оптико-пространственные нарушения, которые проявляются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.
В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести ДЦП:
— Легкую – физический дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом, овладевать навыками самообслуживания.
— Среднюю – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при передвижении и самообслуживании.
— Тяжелую – дети целиком зависят от окружающих.
У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спастическая дизартрия, при которой речь ребенка смазанная, не всегда доступна пониманию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повышено слюноотделение.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.
Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:
Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.
Индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность.
Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.
Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
Главное требование к педагогам — соблюдение охранительного режима
При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Игровой тренинг:
Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 — 5 раз.
С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 — 6 раз.
Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 — 6 раз.
Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 — 4 раза.
Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 — 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Игра «Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
«Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Источник