Моторное развитие ребенка с дцп

Моторное развитие ребенка с дцп thumbnail

Ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ

Ìàëûøè ñ ÄÖÏ îâëàäåâàþò íàâûêàìè êðóïíîé ìîòîðèêè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè. Ñíà÷àëà îíè äåðæàò ãîëîâó, çàòåì ñàäÿòñÿ è ïîëçàþò è â êîíöå êîíöîâ íà÷èíàþò õîäèòü.

«Åñëè ýòî ïðàâäà, – ìîæåòå âîçðàçèòü âû, – ïî÷åìó æå ìîé ðåáåíîê òàê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ äåòåé?» Âîçìîæíî, âû ÷èòàëè î äåòñêîì ðàçâèòèè áðîøþðó â êàáèíåòå âðà÷à èëè êíèãó. Òàì áûëè ÷óäåñíûå èëëþñòðàöèè, èçîáðàæàþùèå, ÷òî äåëàþò äåòè â îïðåäåëåííîì âîçðàñòå. Íî âàì èçâåñòíî: âàø ðåáåíîê ýòîãî íå äåëàåò.

Âàì ñêàçàëè, ÷òî ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà çàäåðæèâàåòñÿ è ÷òî åìó íóæíî áîëüøå âðåìåíè, ÷òîáû îâëàäåòü îñíîâíûìè íàâûêàìè. Âû ïðîÿâëÿåòå òåðïåíèå è ïîìîãàåòå åìó.

Âàø ðåáåíîê ðàñòåò è ó÷èòñÿ íîâîìó. Íî îí âûãëÿäèò íå òàê, êàê äåòè â áðîøþðå. Òî, ÷òî îí äåëàåò, âîçìîæíî, òàì íå óïîìÿíóòî è íå èçîáðàæåíî.

Òàêèì îáðàçîì, âû äåëàåòå âûâîä, ÷òî âàø ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî ìåäëåííåå, ÷åì äðóãèå äåòè, íî è âîîáùå ïî-äðóãîìó.

Âàøå íàáëþäåíèå ñîâåðøåííî âåðíî. Êàê áóäåò îáúÿñíåíî â ãëàâå 3, ðàçíèöà â ìûøå÷íîì òîíóñå âàøåãî ðåáåíêà è â åãî äâèãàòåëüíûõ ñòåðåîòèïàõ, à òàêæå â ñëîæíîñòè, êîòîðóþ îí èñïûòûâàåò ïðè êîíòðîëèðîâàíèè ñâîèõ ìûøö, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðàçâèòèå åãî ìîòîðíûõ íàâûêîâ.

È òåì íå ìåíåå òî, ÷òî äåòè ñ ÄÖÏ, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàþò íàâûêàìè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè, ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè. Îäíàêî îíè îâëàäåâàþò íàâûêàìè ìåäëåííåå è îñâàèâàþò èõ ÷àñòè÷íî, íå öåëèêîì. Íàâûêîì, íà îâëàäåíèå êîòîðûì ó îáû÷íîãî ðåáåíêà óõîäèò ìåñÿö, ðåáåíîê ñ ÄÖÏ áóäåò îâëàäåâàòü âäâîå äîëüø堖 è â èòîãå îâëàäååò èì ëèøü ÷àñòè÷íî, à íà ïîëíîå îâëàäåíèå ó íåãî ìîæåò óéòè åùå âîñåìü ìåñÿöåâ. Èìåííî ÷àñòè÷íîñòü îâëàäåíèÿ íàâûêî젖 è ñëåäóþùèé çà íèì áîëüøîé âðåìåííîé ïåðèîä, çà êîòîðûé ðåáåíêó ïðåäñòîèò îâëàäåòü èì ïîëíîñòüþ, – ñëóæèò ïðè÷èíîé, ïî êîòîðîé ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ âûãëÿäèò íàñòîëüêî ðàçèòåëüíî îòëè÷àþùèìñÿ îò ðàçâèòèÿ îáû÷íûõ äåòåé.

Äàâàéòå âîçüìåì â êà÷åñòâå ïðèìåðà èãðó è òàêîé íàâûê, êàê äîòÿãèâàíèå äî ïðåäìåòîâ â ïîëîæåíèè ëåæà. Ðåáåíîê â áðîøþðå îâëàäåâàåò ýòèì íàâûêîì â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò íà÷àòü èãðàòü â ïîëîæåíèè ëåæà ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ. Îí ìîæåò äåðæàòü â ðóêå ïîãðåìóøêó è öåëåíàïðàâëåííî åþ òðÿñòè. Îí ìîæåò òÿíóòüñÿ, íî íå âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, è, âîçìîæíî, íå áóäåò âûòÿãèâàòü îáå ðóêè, êàê ðåáåíîê â áðîøþðå.

Ñî âðåìåíåì è â ïðîöåññå ìíîãî÷èñëåííûõ òðåíèðîâîê ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò óëó÷øèòü ñâîé íàâûê è â êîíöå êîíöîâ âïîëíå èì îâëàäåòü: îí áóäåò òÿíóòüñÿ ê èãðóøêå îáåèìè ðóêàìè. Íî ê ýòîìó âðåìåíè îí óæå íå ìàëûø, êîòîðûé ëþáèò èãðàòü íà ñïèíå. Âìåñòî ýòîãî îí óæå ñèäèò íà êîëåíÿõ ó ïàïû è òÿíåò ðóêè ê ìÿ÷ó, êîòîðûé êàòèò åìó ìàìà.

Òàêèì îáðàçîì, õîòÿ îáû÷íî ðàçâèâàþùèéñÿ ðåáåíîê è ðåáåíîê ñ ÄÖÏ äåëàþò ñîâñåì ðàçíûå âåù蠖 îäèí èãðàåò ñ èãðóøêîé, ñâèñàþùåé ñ äåòñêîé êàðóñåëüêè, ëåæà íà ñïèíå, à äðóãîé èãðàåò ñ ìÿ÷îì èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, – îáà îíè â ñîñòîÿíèè âûòÿíóòü âïåðåä ðóêè. Êàê òîëüêî îíè îâëàäåâàþò ýòèì íàâûêîì, îíè ìîãóò ïðèíÿòü íà ðóêè âåñ. Îíè ãîòîâû îïóñòèòü ðàñïðÿìëåííûå ðóêè íà ïîë, îïåðåòüñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè è íàó÷èòüñÿ ïîëçàòü.

Источник

У каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни.

Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения. Авторитетный российский детский невролог Вера Анатольевна Змановская в методическом пособии «Программа наблюдения детей с церебральным параличом» приводит такое описание возрастного развития моторики, характерного для различных уровней GMFCS:

I уровень

  • До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
  • 2–4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
  • 4–6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
  • 6–12, 12–18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.

II уровень

  • До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
  • 2–4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
  • 4–6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
  • 6–12, 12–18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.

III уровень

  • До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
  • 2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
  • 4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
  • 6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.

IV уровень

  • До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
  • 2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
  • 4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
  • 6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.

V уровень

  • До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
  • 2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
  • 4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.

Моторное развитие ребенка с дцп

Исследовательская группа Университета Макмастер в канадской провинции Онтарио на протяжении четырех лет вела лонгитюдное когортное исследование 650 детей в возрасте от 1 до 13 лет с различными формами церебрального паралича. В ходе исследования моторное развитие детей многократно оценивалось в динамике по GMFM‑66. Исследователи выявили закономерности и на основании данных исследования составили центильные таблицы моторного развития для каждого из пяти уровней GMFCS16.

Читайте также:  Задачи при развитии умственно отсталого ребенка

На графике изображены кривые средних показателей моторного развития для каждого уровня GMFCS, представляющие собой медианы результатов многократных измерений общей двигательной функции по шкале GMFM‑66 у детей с ДЦП с различными уровнями GMFCS на протяжении периода исследования.

По данным исследования, дети с I уровнем по GMFCS достигают 90% максимума своих двигательных возможностей в среднем к 5 годам (в 4–6 лет). При этом доступный потенциальный уровень развития крупной моторики составляет от 60 до 100% максимально возможного уровня.

Для II уровня возраст, при котором дети достигают 90% потенциально возможного развития крупной моторики, приходится в среднем на 4,5 года (3–6 лет). Доступный потенциал составляет приблизительно 50–80% максимального.

Для III уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей чуть меньше 4 лет (от 2,5 до 5,5 лет). Потенциальное развитие навыков – приблизительно 40–65% максимально возможного. Для IV уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей – 3,5 года. Количественный предел потенциального развития крупной моторики – примерно 25–50% максимального.

Для V уровня к 3 годам достигается 90% развития навыков крупной моторики. Максимально доступное развитие – приблизительно 20–40% с отчетливым снижением кривой после 7 лет. В целом вырисовывается следующая закономерность: чем легче степень поражения мозга, тем дольше прогрессирует двигательное развитие.

Таким образом, по уровню развития крупных моторных функций по шкале GMFCS можно довольно реалистично определить реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал ребенка с ДЦП и выбрать адекватные цели двигательной реабилитации.

Надо учитывать, однако, что эти статистические данные получены в конкретной популяции, достаточно однородной по качеству медицинского наблюдения (надо полагать, довольно высокого), своевременности получения и качеству необходимых терапевтических вмешательств.

Возможно, в популяции с другими показателями по аналогичным параметрам статистические данные могут отличаться. В настоящее время ведется масштабная программа наблюдения детей с церебральным параличом в странах Северной Европы – CPUP. Есть
основания надеяться, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть результат длительного наблюдения за динамикой моторного развития детей с ДЦП в европейской популяции. К сожалению, в России нет единого регистра пациентов с церебральным параличом, и систематический сбор статистических данных по моторному развитию детей не ведется (за исключением отдельных регионов).

Источник

Особенности моторного развития детей с ДЦП 1. Значение двигательного анализатора, теория кольцевой зависимости 2.

Особенности моторного развития детей с ДЦП 1. Значение двигательного анализатора, теория кольцевой зависимости 2. Структура двигательного дефекта при ДЦП 3. Клиническая классификация форм ДЦП по К. А. Семеновой 4. Особенности мелкой моторики и почерка при ДЦП 5. Миопатия Дюшенна: течение и прогноз. 6. Болезнь Пертеса: течение и прогноз.

Двигательный анализатор • • Выполняет своеобразную службу связи между всеми анализаторами, организуя их координацию

Двигательный анализатор • • Выполняет своеобразную службу связи между всеми анализаторами, организуя их координацию в сложных актах поведения (зрительно- и слухо-моторная координация); Участвует в организации межанализаторных взаимосвязей; Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов в ходе выполнения различных перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание); Участвует в осуществлении стереогноза, в формировании временных и пространственных представлений, обеспечивает ресурсы двигательной памяти.

Развитие предметно-практических действий (на I-ом году – в N) Р. А. Абрамович-Лехтман Этап преддействия

Развитие предметно-практических действий (на I-ом году – в N) Р. А. Абрамович-Лехтман Этап преддействия Направленные действия руками – водит по одеялу, В 2, 5 мес. захватывает одной рукой другую Этап результативных действий Хватательные движения – притягивание, С 4 мес. постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги

Этап соотносящих действий Этап функциональных действий После 7 мес. К концу I года Действует

Этап соотносящих действий Этап функциональных действий После 7 мес. К концу I года Действует с двумя предметами одновременно – всовывание, вынимание, вкладывание, нанизывание Подражание аналогичным действиям взрослых – мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу. Предметные действия – активная форма познания и основа формирования сенсорноперцептивных и мыслительных процессов.

Теория «кольцевой зависимости» действия и восприятия А. В. Запорожец (1963 -1967 г. г. )

Теория «кольцевой зависимости» действия и восприятия А. В. Запорожец (1963 -1967 г. г. ) Восприятие как познавательный процесс ГЛАЗ Предметнопрактическая деятельность РУКА

 • • У новорожденного – повышенная двигательная активность. На 10 -12 день –

• • У новорожденного – повышенная двигательная активность. На 10 -12 день – младенец замирает на звук голоса матери. К концу 3 мес. начинают образовываться связи между зрением и движением рук. Разглядывание своей руки приводит к увеличению ее двигательной активности. Случайно попавшая в поле зрения рука задерживается перед глазами ребенка. Когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения, младенец пытается схватить предмет. 4 -8 мес. – повышается активность взаимодействия руки и глаза. Движения рук приноравливаются к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер.

Особенности развития моторной сферы у детей с ДЦП обусловлены недостаточностью различных уровней нервной системы:

Особенности развития моторной сферы у детей с ДЦП обусловлены недостаточностью различных уровней нервной системы: Подкорковый уровень Корковый уровень Нарушения тонуса, ритмичности, выразительных движений. Сила и точность движений, формирование предметных действий.

 • • • Степень выраженности двигательных нарушений у детей с ДЦП (А. Р.

• • • Степень выраженности двигательных нарушений у детей с ДЦП (А. Р. Лурия и К. А. Семенова) При тяжелой степени — ребенок не имеет возможности овладевать навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специального оборудования (костылей, канадских палочек). Легкая степень — дает возможность детям самостоятельно овладевать ходьбой и полностью себя обслуживать. Нередко могут наблюдаться патологические позы и положения, нарушения походки и мелкой моторики, неловкость и замедленность движений.

Читайте также:  Развитие ребенка занятия распечатать

I. Дети с легкими двигательными нарушениями (передвигается самостоятельно, сформированы навыки самообслуживания, нарушены тонкие координированные

I. Дети с легкими двигательными нарушениями (передвигается самостоятельно, сформированы навыки самообслуживания, нарушены тонкие координированные движения)

II. Дети со средней степенью выраженности двигательных расстройств (Дети могут передвигаться с помощью дополнительных

II. Дети со средней степенью выраженности двигательных расстройств (Дети могут передвигаться с помощью дополнительных приспособлений, навыки самообслуживания недостаточно автоматизированы)

III. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями (Дети целиком зависят от окружающих, не передвигаются и

III. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями (Дети целиком зависят от окружающих, не передвигаются и себя не обслуживают)

ФАКТОРЫ, определяющие структуру двигательного дефекта: Нарушение мышечного тонуса По типу спастичности, ригидности, гипотонии или

ФАКТОРЫ, определяющие структуру двигательного дефекта: Нарушение мышечного тонуса По типу спастичности, ригидности, гипотонии или дистонии. Парезы или параличи Ограничение или невозможность выполнения произвольных движений. Насильственные Гиперкинезы и тремор. движения Атаксия Нарушение равновесия и координации движений при сидении, стоянии, ходьбе, захвате предметов и действий с ними.

Нарушение кинестезий Нарушена проприоцептивная регуляция движений и ослаблено чувство позы. Недоразвитие Трудности удержания статокинетичес

Нарушение кинестезий Нарушена проприоцептивная регуляция движений и ослаблено чувство позы. Недоразвитие Трудности удержания статокинетичес вертикального положения головы и ких рефлексов туловища. Синкинезии Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. Патологические После 3 мес. тормозят развитие движений и формируют тонические патологические позы, установки. рефлексы

Клиническая классификация форм ДЦП К. А. Семеновой (1974 -1978) Нижняя спастическая диплегия Поражение нижних

Клиническая классификация форм ДЦП К. А. Семеновой (1974 -1978) Нижняя спастическая диплегия Поражение нижних конечностей, более выражено, чем поражение нижних конечностей: • повышение мышечного тонуса в конечностях; • ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами.

Двойная гемиплегия Нарушение функций верхних и нижних конечностей в одинаковой степени. • преобладание ригидности

Двойная гемиплегия Нарушение функций верхних и нижних конечностей в одинаковой степени. • преобладание ригидности мышц; • интенсивные тонические рефлексы.

Спастическая гемиплегия Левосторонний гемипарез. Поражение конечностей, руки и ноги, с одной стороны тела. В

Спастическая гемиплегия Левосторонний гемипарез. Поражение конечностей, руки и ноги, с одной стороны тела. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. • сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза; • клонусы стоп и коленной чашечки; • патологические рефлексы.

Гиперкинетическая форма Характеризуется наличием насильственных движений, разнообразных по виду. • гиперкинезы (мышцы лица, нижние

Гиперкинетическая форма Характеризуется наличием насильственных движений, разнообразных по виду. • гиперкинезы (мышцы лица, нижние отделы конечностей, мышцы шеи); • мышечная дистония • двойной атетоз; • хореоатетоз; • хореический гиперкинез

Атонически – астатическая форма • • • Со стороны двигательной сферы наблюдается: низкий мышечный

Атонически – астатическая форма • • • Со стороны двигательной сферы наблюдается: низкий мышечный тонус нарушение положения тела в покое и при ходьбе нарушение ощущения равновесия и координации движений тремор гиперметрия.

Моторное развитие ребенка с дцп

Моторное развитие ребенка с дцп

Моторное развитие ребенка с дцп

Источник

Церебральные параличи — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Затруднения в мышлении и умственной деятельности более распространены среди пациентов со спастической квадриплегией, чем среди страдающих от других видов церебрального паралича.

В зависимости от этиологического фактора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.

Согласно классификации, предложенной К.А.Семеновой и утвержденной МЗ СССР в 1978 году, выделяется пять форм детского церебрального паралича.

1.Спастическая диплегия. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный

прогноз в психическом развитии и положительную динамику в моторном развитии, могут обслуживать себя, могут научиться писать и овладевать рядом трудовых навыков.

2.Гемипаретическая форма. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.

3.Гиперкинетическая форма. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы (насильственные движения, обычно выявляются в 4-6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях).

Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкинезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.

4.Атонически-астатическая форма. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то эти дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.

5.Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги, то есть двигательные возможности практически отсутствуют, и очень часто имеет место умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.

Независимо от формы церебрального паралича, у детей наблюдаются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустойчивости; дети слабовольны, несобранны, инфантильны, внушаемы. Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному поводу. Временами появляется раздражительность, озлобленность, гневливость

При детском церебральном параличе отмечаются и нарушения сенсорного восприятия — зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. У большинства детей с церебральным параличом отмечаются глазо-двигатсльные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограничение взора вверх, нарушения фиксации взора, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети игнорируют правую или левую половину листа бумаги. При гсмипаретической форме и

Читайте также:  Основные этапы физического развития ребенка

спастической диплегии возможны оптико-пространственные нарушения, которые проявляются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.

В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести ДЦП:

— Легкую – физический дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом, овладевать навыками самообслуживания.

— Среднюю – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при передвижении и самообслуживании.

— Тяжелую – дети целиком зависят от окружающих.

У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спастическая дизартрия, при которой речь ребенка смазанная, не всегда доступна пониманию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повышено слюноотделение.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

  1. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.

  2. Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.

  3. Индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность.

  4. Организация занятий в рамках ведущей деятельности.

  5. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.

  6. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.

Главное требование к педагогам — соблюдение охранительного режима

При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Игровой тренинг:

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 — 5 раз.

  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 — 6 раз.

  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 — 6 раз.

  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.

  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 — 4 раза.

  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 — 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Источник