Моторика ребенка на 1 году жизни

Моторика ребенка на 1 году жизни thumbnail

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Читайте также:  Пульмикорт ребенку 1 год дозировка

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Читайте также:  Какие продукты можно давать ребенку в 1 год таблица

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

Ирина Сурикова
Развитие мелкой моторики рук на первом году жизни

Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Однако по отношению к младенцу это вопрос приобретает значение проблемы, ибо в первые месяцы жизни у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия. Во время комплекса оживления, когда ребенок останавливает взгляд на лице взрослого склонивший над ним, улыбается ему, начинает активно двигать ручками к лицу взрослого. В этом возрасте, от 3-4 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центов тактильного анализатора коры больших полушарий.

Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно сказывается на развитие речи. Таким образом, формирование движения руки начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Однако прежде чем рука ребенка, начинает в своих действия походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Первая двигательная функция руки- схватывания, проявляется в 2-3месяца как врожденный рефлекс, новорожденный ребенок не только схватывает прикоснувшийся к его ладони предмет, но и ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным рефлексом, потому что он возникает на раздражение ладони, а не пальцев.

В 3-4,6месяце начинается этап,который можно назвать подготовительный в освоении движений: здесь появляются простые движения руки, направленные непосредственно на контакт с объектом, притягивание к себе предмета случайно задетого, ощупывание его. Однако действия все еще носят безусловно – рефлекторный, т. е. случайный характер и выполняется без целенаправленного волевого усилия. Ребенок удерживает в руке игрушку,если взрослый вкладывает ее в ладонь: в 2- месяца 2-3 сек., в 3 мес. – до 10 сек., в 4 мес. – до 20 сек.

В возрасте от 4 – 7 мес. у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап — этап простого результативного действия. У ребёнка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета, он его ощупывает, рассматривает, обследует предмет губами и языком. Отбрасывает один предмет и берет другой, может отбросить его в сторону, на пол, что -бы вызвать звук.

С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета активно участвуют пальцы заметно доминирует большой палец; ребенок отводит его при схватывании объекта. Поэтому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмично взмахивать предметом, извлекая звук, может переложить его в другую руку.

В 6 месяцев ребенок не только крепко держит вложенный в руку предмет, но и сам берет его из любого положения. На этом этапе малыш познает движение предметов, как следствие их притягивания и отталкивания, а главное он выделяет форму предметов, в соответствии с возможностями их схватывания и перемещении. У него появляются способность выделять постоянные свойства предмета, независимо от его положения. Так у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать любимой.

В 7- 10 месяцев это уже следующий этап развития действия с предметами, этап соотносить предмет с определенным местом в пространстве. В этот период ребёнок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве.Он выполняет двухактные действия: вкладывает и выкладывает предметы, укладывает в определенное место, снимают со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их, закрывает крышку коробки, стремиться вызвать звук.

В 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно крепко сжимает игрушку, если её хотят у него взять. Он берет мелкие предметы двумя пальчиками, а большие всей ладонью. Интенсивно работает не только большой палец, но и указательный. Ребенок начинает выполнять довольно тонкие движения. У него начинает проявляться преобладание одной руки, как правило правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражать предметным действия взрослого. Малыш познаёт новые свойства предметов.

С 10- 12 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение.Дети начинают использовать предметы целенаправленно: из чашек пьют, машинку катаю, куклу укачиваю, из кубиков строю. Совершенствуются действия, выработанные ранее, а так же отмечаются обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжение этого периода совершенствуются действия рук, кулачок разжимается, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

КАКИЕ ЖЕ ЗАНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫ РЕБЕНКУ, НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВОГО ГОДА ЕГО ЖИЗНИ, ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РУК?

В первые месяцы, целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера используя данные от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, поочередно в каждую руку вкладывается шарики диаметр 2- 2,5 см., добиваясь рефлекторного схватывания.

Подбираются шарики, разные по весу, по материалу (пластиковые, деревянные, резиновые, металлические, а так -же самодельные матерчатые — гладкие, махровые, покрыты мехом, кожей, твердые и мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускают в ладонь ребенку сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Можно чередовать шарики, поочерёдно отпускать их в каждую руку, одновременно вкладывать шарики в 2 руки одинаковые или разные. Потягивая шарики за ленточку, и не вынимая его из ладони ребёнка, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Аналогичное упражнение малыш может выполнять и с палочками диаметром 1- 1,5 см. Палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну в две руки ребенка.

Читайте также:  Какие противовирусные препараты для ребенка 1 год

Хорошо давать вкладыш в виде небольших валиков из: клеёнки, махровые, из ситцевой ткани, они стимулируют движение руки (схватывание, сжимание, дифференцирует положение большого пальца, развивают тактильную чувствительность ладони.

Один из методов обучения детей первого года жизни (после 3 мес.) действиями с предметами является метод пассивных движений, взрослый выполняет действие рукой ребенка. На протяжении всего первого года взрослый использует этот метод с разно степенью активности со стороны ребенка. В первые месяцы жизни взрослый выполняет действия за ребенка, затем вместе с ним. Начиная с 3 месяцев, после каждого упражнения взрослый дает ребенку возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью, не опережая его инициативность. После пассивного упражнения надо стимулировать активность ребенка, проявляющуюся в самой элементарной форме. При действиях с предметами взрослый должен давать ребенку время на их рассмотрение, не торопить, переходя к непосредственному выполнению.

До 3 — 4 месяцев ребенок не может долго удерживать предметы, поэтому полезно использовать мягкие манжеты, изготовленные из различных тканей, которые длительно время удерживаются на ладони малыша. Полезны упражнения с ленточками и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руку гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно подтягивая за один конец ленточку или шнурка, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать.

К концу этого периода т. е. к 5 месяцам ребенок должен не только случайно наталкиваться на игрушку, но и направлять к ней руки, захватывать и наконец, брать игрушку в руки. В 5 месяцев малыш может долго лежать на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка подкладывают плоские подушечки из поролона толщиной 1 -1,5см. К подушечке нужно подобрать чехлы из разных цветов и фактуре ткани (фланель, шелк, клеёнка). На другую сторону можно нашить плоские пуговицы различной формы. Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладошки на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит его ладонью по поверхности подушечки, стараясь вызвать ощупывающие движения, через некоторое время взрослый переворачивает ребенка, стимулируя его ориентировочное поведение и так 2- 3раза. Все пособия для малышей должны отвечать требованиям безопасности — пуговицы накрепко пришиты, палочки гладкие и т. е. Все действия ребенка с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого, по окончанию игрушки убираются.

В 6 месяцев ребенок хорошо берет игрушку из различных положений и подолгу с ними занимается. С этого времени можно учить ребенка захватывать предмет не только из разных положений,но и разными способами: плавное приближение с постепенным опусканием, движение скользящие по поверхности. Вначале взрослый рукой ребенка описывает траекторию по направлению к предмету, малыш как бы разучивает движение, затем начинает выполнять самостоятельно. Совершенствование движений идет на протяжении всех последующих месяцев. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения руки к предмету, умения захватывать и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточку, укрепленные на шнурке, побуждая малыша захватить их, подтянуть к себе. Так же нужно формировать правильный захват предмета, для это используют игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном погремушку, деревянные ложки.

С того момента, когда у ребенка возникает целенаправленные действия захватывания, умения крепко удерживать предметы в руках, все упражнения начинаю носить активный характер т. е. выполняются самим ребенком. В его действиях можно выделить две стороны техническую, т. е как ребенок совершает действие, и смысловую для чего делается. Смысловая сторона действия с предметами интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только движение схватывания, но и вкладывание, выкладывание, перекладывание. Задача взрослого активизировать эти движения с помощью игрушек –вкладышей: коробочки, чашечки.

С 8 -10 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. С целью развития моторики пальцев малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху.Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, треугольные. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить ребенку достать игрушки из мешочка, сшитого из ярких тканей и складывать их обратно.

В 10-12 месяцев ребенок справляется уже с такими сложными заданиями, как нанизывание колец на стержень, строит башенку из кубиков. Ему можно предложить пирамидку из 2-3 колец. В этом возрасте ребенок успешно действует с так называемыми «занимательной коробкой» в отверстие, которых проталкивает фигурки разной формы, величины. Так же предлагают малышу втулки с грибочками, елочками, вынимать их вставлять.Снятия предметов с опоры: колец со стержня в горизонтальной плоскости, шаров с ленты в горизонтальной плоскости, нанизывание колец с большим диаметром на стержень в горизонтальной плоскости.

Все эти задачи довольно сложны для малыша. Однако их выполнения очень полезно для развития действий руки и глазомера. Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных,психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а так — же на развитие речи

Источник