Морфологическое развитие ребенка это

Морфологическое развитие ребенка это thumbnail

Морфологическое развитие

Морфологические показатели (т.е. показатели, характеризующие телосложение), такие как тотальные размеры и вес тела, ЖЕЛ, пропорции и т.п. являются важными критериями роста и развития организма детей и подростков. Они могут служить своеобразным эталоном для сравнительной характеристики роста и развития физических качеств и функциональных систем. Важной характеристикой интенсивности ростового процесса и интенсивности накопления активной массы тела являются длина и вес тела. За период с 9 до 16 лет у девочек, и с 11 до 18 лет у мальчиков длина тела и другие продольные размеры тела увеличиваются на 10-25%. Наиболее интенсивный прирост длины тела (роста) у девочек приходится на 10-13 лет с пиком прироста в П-12 лет, а мальчиков — с 12 до 15 лет с я ком прироста в 13-14 лет. Прием у дедушек рост тела в длину фактически прекращается к 5-16 годам, а у юношей рост продолжается до 18-20 лет [10, 39].

За пубертатный период масса тела (вес) юных пловцов увеличивается почти в 2 раза, причем «пиковые» приросты наблюдаются через год после пика прироста длины тела. У девочек прирост мышечного компонента массы тела завершается к 13-15 годам — примерно через полгода после менархе (первой менструации). После менархе прирост массы тела у девочек идет главным образом за счет дарового компонента и за последующие 3-4 года они могут набирать 4-6 кг веса за счет жира. Это естественно приводит к существенному снижению относительных показателей силы и функциональной производительности в может привести к остановке роста спортивных результатов или к их ухудшению у спортсменок 15-18 лет. У подростков мужского пола интенсивное нарастание мышечной массы только начинается в 13-14 лет и вдет высокими темпами до 16-17 лет без увеличения относительной жировой массы [7, 25].

Исследования, проведенные физиологами (И.А.Аршавский, 1981; Д.В.Колесов с соавторами, 1977, 1986; В. Шефард, 1983 и др.), показали, что длительные динамические нагрузки низкой интенсивности в препубертатной и в начале собственно пубертатной фазы индивидуального развития способствуют увеличению роста тела в длину и размеров внутренних органов, в первую очередь сердца и легких. Физиологический механизм усиления ростовых процессов у девочек 10-13 лет и мальчиков 12-15 лет в ответ на тренировочную нагрузку малой интенсивности базируется на увеличении секреции соматотропина (под влиянием экстенсивной тренировки концентрация гормона роста в крови у юных спортсменов увеличивается в 10-20 раз. Р.Шефард, 1983). Длительные раздражения нервных окончаний в области суставов через центральную нервную, систему активизируют деятельность гипофиза, синтезирующего соматотропин, и таким образом Стимулируют рост трубчатых костей в длину, увеличение мышечной массы, размеров и массы сердца.

Анаэробные режимы мышечной деятельности сопровождаются у подростков значительно менее выраженным повышением секреции соматотропина, а длительное использование больших объемов нагрузок гликолитического и алактатного характера может даже угнетать секрецию гормона роста.

Интенсивное увеличение показателей силовой и скоростно-силовой выносливости наблюдаются у девочек-пловчих с 12 до 14-15 лет, а у мальчиков — с 14 до 16-17 лет, т.е. продолжается еще 2-3 года после пикового прироста массы тела.

Показатели силы тяги в воде на привязи на протяжении пубертатного периода увеличиваются в 2-2,2 раза. У девочек высокие темпы прироста силы тяги приходятся на период 10-14 лет, у мальчиков — на 11-15 лет со слабо выраженными пиками прироста соответственно в 12-14 лет и 14-16 лет [11, 24].

Возрастная динамика дополнительной силы тяги в гидроканале на высоких скоростях обтекающего потока существенно отличается от динамики развития показателей максимальной силы. Так, сила тяги на скорости потока 1,2-1,4 м/с увеличивается, причем к 12 годам у девочек и к 14 у мальчиков по сравнение со значениями в 9-11 лет увеличивается почти в 2,5 раза. Это обусловлено совершенствованием; техники плавания, улучшением реализации силовых способностей юных пловцов в процессе плавания. Наибольший абсолютный прирост силы тяги в гидроканале приходится у мальчиков на период 14-17 [12].

Силовые способности иных спортсменов в большей степени, чем другие двигательные способности, зависят от уровня биологической зрелости организма (Дж. Таинер, 1966; В. Г. Властовский, 1976; ТР. Шефард, 1983 и др.). В ряде исследований отмечено, что ускорение темпов прироста силовых способностей начинается при достижении определенного уровня биологической зрелости — по степени выраженности вторичных половых признаков этот уровень равен 5-6 баллам. Это соответствует среднему возрасту для девочек 12-13 лет и 14-15 лет для мальчиков. На данной стадии биологического развития создаются структурные и нейрогуморальные предпосылки дум развития силовых способностей, что требует увеличения объема силовых упражнений на суше и в воде.

Рациональное построение силовой тренировки в многолетней аспекте имеет решающее значение для формирования специальной физической подготовленности девушек-пловчих. Уже с 9-10 лет и до 12 лет у девочек быстрыми темпами увеличивается общая силовая выносливость. В этом возрасте целесообразно променять упражнения, в которых отягощение создается за счет собственного веса или за счет сопротивления партнера, а также такие виды циклической деятельности, как лыжные гонки и гребля [28].

До 12 лет у девочек силовые способности увеличиваются преимущественно за счет совершенствования мышечной координации и приобретения двигательного опыта, а после 12 лет — за счет естественного прироста мышечной массы. Наиболее высокие темпы прироста мышечной массы у девочек наблюдаются спустя 0,5-1 год после ростового скачка и до первой менструации, что соответствует возрасту 13,5-14 лет. Оптимальная стратегии многолетней подготовки девочек-пловчих требует резкого, скачкообразного увеличения объема я интенсивности силовой подготовки уже в 12-13 лет с упором на развитие силовой выносливости и скоростно-силовых способностей, а с 14 до 16 лет — с упором на развитие максимальной силы. В этом возрасте объем силовой тренировки девочек-пловчих может быть доведен до 50-60 % от общего объема тренировки в часах. После окончания полового созревания девочек основным механизмом адаптации к силовой тренировке является регуляторный механизм — совершенствование мышечной координации. Тем не менее, сохранение больших объемов силовой работы на уровне 25-30 % от общего объема тренировочного времени у девушек после 15-16 лет будет способствовать повышению силовой выносливости, специальной силы и удержанию относительной жировой массы на постоянном уровне [9, 30].

Широкое применение в последние годы в тренировке девушек пловчих методов максимальных нагрузок, «повторного максимума», уступающей работы с супермаксимальными нагрузками (т.е. нагрузками, превышающими на 20-30 % тот максимальный вес, который в состоянии поднять спортсменки) в сочетании с другими факторами (протеиновое питание, применение биологически активных веществ и др.) показало, что современная методика тренировки в состоянии успешно решать задачу увеличения мышечной массы и максимальной силы у девушек, достигших полной, биологической зрелости [41].

Следует иметь в виду, что уже ко времени начала интенсивной силовой тренировки юные пловцы должны в совершенстве изучить и освоить технику выполнения силовых упражнений на суше и в воде, а также укрепить мышцы и связочный аппарат. Это требует 2-3 года подготовки.

С момента вступления в период полового развития (с 8-9 лет у девочек и с 10-11 лет у мальчиков) начинается ускоренное развитие функциональных показателей. В препубертатной фазе развития их повышение обусловливается увеличением структурных элементов функциональных систем (стадия «накопления активной массы» по А.И.Аршавскому). В собственно пубертатной фазе развития совершенствуются нервные связи между различными функциональными системами, перестраивается гормональная регуляция, и это выражается в увеличении мощности и эффективности функциональных систем («стадия реализации на уровне системы») [28].

Массовые обследования школьников-неспортсменов выявили, что при отсутствии целенаправленной тренировки развитие аэробных возможностей девочек продолжается до 12-13 лет, а мальчиков — до 15-17 лет. Эффект тренировки накладывается на естественное развитие организма. С возрастом увеличиваются различия между юными пловцами и их сверстниками, не занимающимися спортом, по таким показателям как легочная вентиляция (ЛВ) и МПК, что является результатом влияния многолетней спортивной тренировки на процессы функционального развития. За период полового созревания ЛВ юных пловцов при выполнении плавательного теста со ступенчато возрастающей нагрузкой повышается в 4 раза. Ее увеличение происходит за счет увеличения SEI, совершенствования согласования дыхания с плавательными движениями (этот фактор повышения легочной вентиляции являемся ведущим до 10-11 лет) и повышения мощности дыхательной мускулатуры [19].

Максимальное потребление кислорода за пубертатный период возрастает в 2-2,5 раза. Период наиболее интенсивного прироста МПК у мальчиков совпадает с пубертатным скачком массы тела и приходится на 12-15 лет. У девочек прирост МПК наблюдается с 10 до 13-14 лет без выраженного ускорения. Уже у мальчиков 10-11 дет и девочек 9-10 лет относительное МПК на кг веса мало уступает по величине относительному МПК у взрослых спортсменов. Этот показатель у девочек на одном уровне с 10 до 14 лет, после чего снижается в связи с увеличением жировой массы. У мальчиков относительные значения МПК стабилизируются и немного снижаются в 10-12 лет, что вызвано более интенсивным нарастанием веса тела по сравнению с увеличением МПК. С 12 до 17 лет относительное МПК мальчиков-пловцов возрастает примерно на 35-40% — с 44-47 до 56-65 мл/кг/мин, с пиком прироста в 14-15 лет. Относительный показатель МПК отражает общие адаптационные возможности организма юных спортсменов, их способность переносить тренировочные нагрузки [32,33].

С возрастом увеличивается такой физиологический показатель, как кислородный эквивалент работы (КЭР), характеризуемый количеством кислорода, потребляемого на единицу работа. Это говорит об увеличении энергетической стоимости единицы работы. Наименьшие величины КЭР отмечены у юных пловцов 10-13 лет. Это одна из причин того, что пловцы данного возраста способны выполнять большие объемы тренировочной работы низкой интенсивности.

Скорость плавания на уровне порога анаэробного обмена (скорость ПАНО) равномерно нарастает с 10-11 лет до 14-15 лет с пиком прироста у девочек в 13-14 лет, у мальчиков — в 14-15 лет [13, 22].

Экстенсивная тренировка в препубертатной фазе и в начале пубертатной фазы индивидуального развития способствует росту функциональной производительности юных пловцов. В процессе такой тренировки совершенствуется взаимодействие вегетативных систем между собой и с эффекторной (двигательной) системой организма, повышается экономичность техники плавания на фоне естественного созревания функциональных систем и двигательного анализатора. Низкоинтенсивная динамическая работа, стимулируя увеличение секреции гормона роста, влияет на процессы роста внутренних органов и всего организма. Ответ организма на аэробную нагрузку проявляется только тогда, когда двигательная деятельность осуществляется на уровне мощности не менее 50-60 % от МПК (это соответствует у детей 8-12 лет частоте пульса 150-170 уд/мин) при длительности 10-30 мин. Адаптационные способности юных пловцов к экстенсивным нагрузкам увеличиваются благодаря способности использовать в энергетическом обмене энергию окисления жиров. Этот процесс также стимулируется гормоном роста. Работа на уровне мощности 50-60 % от МПК способствует повышению емкости и эффективности аэробных процессов, повышению капилляризации мышц и снижению сосудистого сопротивления, но мало влияет на развитие аэробной мощности (ШК). Повышение МПК у юных спортсменов 9-12 лет достигается за счет включения в тренировки однократных или серийных упражнений длительностью примерно 7-10 мин (400-800 м) на уровне мощности 70-80 % от МПК (ЧСС=170-180 уд/мин). Адаптационные возможности детей препубертатного возраста к работе такой мощности невелики, поэтому объем такой работы не должен быть большим [17].

В возрасте 9-11 лет ПАНО и МПК у юных пловцов достигаются на ЧСС соответственно 160-170 и 190-200 уд/мин, в то время как у пловцов 16-17 лет ПАНО и МПК достигаются при ЧСС, равной соответственно 140-160 и 180-190 уд/мин. Возрастные различия со ЧСС при выполнении упражнений различной физиологической направленности следует учитывать при планировании и контроле нагрузок у юных пловцов по ЧСС.

Со вступлением в период полового созревания аэробные возможности юных спортсменов повышаются преимущественно за счет увеличения мощности сердечных сокращений на фоне постепенного снижения от года к году ЧСС при выполнении работы на уровне МПК. Масса сердечной мышцы и размеры сердца увеличиваются почти одновременно с увеличением веса тела. Создаются физиологические предпосылки для повышения аэробной мощности — максимального потребления кислорода. Основными факторами повышения МПК становится высокий систолический выброс крови при сердечном ритме 180-185 уд/мин. Более предпочтительным методом повышения аэробной мощности у юных пловцов вступивших в период полового созревания, является интервальный метод. Он наиболее эффективен для тренировки сердечной мышцы, кроме того, время удержания МПК при интервальной работе выше, чем при дистанционной работе такой же мощности (В.Р.Соломатин). Объем интервальной тренировки на уровне МПК ограничивается запасами в организме гликогена, которые у детей II—13 лет в 1,5-2 раза меньше, чем у пловцов 16-18 лет [12, 29].

У юных пловцов в период с 8-9 лет до 12-13 лет у девочек и до 13-14 лет у мальчиков имеет место положительный перенос тренированности, приобретенной в других циклических видах — в кроссовом беге, лыжных гонках, гребле и т.п., поэтому аэробные возможности можно развивать с использованием широкого круга циклических упражнений. В более старшем возрасте основной упор следует делать на развитие аэробных потенций с помощью специализированной плавательной тренировки. Такой подход к развитию аэробных потенций в процессе многолетней тренировки подтверждается экспериментальными данными.

Следует отметить, что при проведении тестирования в воде юные пловцы 9-13 лет достигают при плавании с помощью движений одними ногами более высоких величин МПК, чем при плавании с полной координацией движений. Причину этого феномена следует искать в недостаточной эффективности гребковых движений руками и недостаточном развитии силы мышц плечевого пояса (А.Р.Воронцов, Т.Г.Фомиченкд, 1987).

Поэтому на этапе ранней спортивной специализации для развития аэробных возможностей целесообразно использовать в плавательной подготовке относительно большие объемы упражнений в плавании о помощью одних ног (до 30 % от общего объема плавания). К 13-14 годам юные пловцы достигают достаточно высокой степени технического совершенства, у них резко возрастает мощность мышц плечевого пояса, и при плавании в полной координации они уже демонстрируют более высокие значения МПК, чем при плавании с помощью одних ног. С этого времени основной объем функциональной подготовки в воде должен приходиться на плавание с полной координацией движений или с помощью движений рук [17].

Источник

Морфологические особенности развития детей среднего школьного возраста

Автор: Зиновьева Ольга Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №77

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса важно учитывать возрастные особенности формирования растущего организма. Детский организм находится в стадии формирования, поэтому неправильное использование тренировочных нагрузок может привести к неблагоприятным последствиям для организма спортсмена.

Физическое развитие — закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием занятий определенным видом спорта.

Регулярное исследование физического развития юных спортсменов оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов [1].

Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), масса тела (активная, тощая, пассивная и жировая), широтные переднезадний диаметр, ширина плеч, тазовый диаметр), а также интегральные показатели развития размеров тела ( поверхность тела, пропорции тела).

Длина тела одна из определяющих характеристик индивидуальной техники движения, является основным показателем не только активности ростового процесса, но и определенного уровня зрелости. Длина тела — сложный показатель, состоящий из варьирующих простых показателей — длина отдельных элементов тела. Минимальный прирост длины тела у мальчиков 3-5 лет, ускоренный прирост тела 11-14 лет (более 7 см), затем за год значительно замедляется, а после 16 лет наблюдается средний прирост.

Интенсивность роста длины конечности у мальчиков подчинена то же закономерности, что и прирост тела. В пределах одной конечности наблюдается чередование в приросте проксимальных и дистальных звеньев. Выделены периоды синхронности прироста длины плеча с 3 до 7 лет, и очень активный прирост с 12 до 13 лет.[2]

Выявлены два ростовых скачка, свойственных проксимальным и дистальным звеньям. Эти ростовые скачки совпадают по величине прироста, но не совпадают по времени.

Сравнение роста проксимальных звеньев верхней и нижней конечности показало, что с 3 до 7 лет более интенсивно растет верхняя конечность, а с 11 до 15 лет — нижняя. До 10 лет у мальчиков интенсивность прироста происходит более равномерно, затем наблюдается заметный интенсивный прирост к 17 годам, затем снижается и с возрастом происходит более равномерно.

Первоначально отмечается прирост обхватных размеров конечностей (учитывался отдельно рост мышечной и жировой масс) — прирастает мышечная масса, а затем увеличивается жировая и костная масса. Этот феномен описан в литературе. Имеются указания, что рост мышечной массы приводит к увеличению сосудистой сети. Не в этом ли причина увеличения интенсивности роста костной массы вслед за увеличением мышечной.

В темпах увеличения роста и веса тела у мальчиков и девочек школьного возраста имеют существенные различия, которые нужно учитывать в процессе спортивного отбора. До 10 лет существенных различий в темпах изменения роста и веса между девочками и мальчиками не наблюдается. С 10 лет длина тела у девочек резко увеличивается, а с 11 лет они заметно обгоняют мальчиков и в весе тела. Резкое увеличение длины тела у мальчиков начинается с 12 лет, а веса – с 13 лет. К 15 годам мальчики становятся выше девочек, имеют большой объем и размах грудной клетки, выраженные преимущества в развитии мышечной силы и быстроте движений .[3]

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличиваются вес тела и мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела, — его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет –на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко снижаются к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет – только на 2-3 см.

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам. В ходе спортивного отбора необходимо учитывать особенности формирования скелета, развития мышечной системы.

Отмечается, что резкие точки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей тела. Развитие силы мышц-сгибателей вследствие их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, специально направленные на укрепление мышц –разгибателей.

С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 28 %. У детей младшего школьного возраста наблюдается интенсивное развитие мелких мышц кисти. Этому способствуют и новые формы движений. Поднятие чрезмерных тяжестей неправильная поза при выполнении различных действий могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов.

Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у мальчиков и девочек идёт неравномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются. Сращение трёх частей безымянной кости начинается в возрасте 5-6 лет и заканчивается только к 20-21 году (Ставицкая А.Б., 1995).

Важное значение для правильной научной трактовки вопросов, связанных с опорно-двигательным аппаратом детей и подростков, является изучение данных о развитии двигательной функции детей школьного возраста. По данным многочисленных исследований, в развитии силы отдельных мышечных групп имеют место как возрастные, так и половые различия. Общая масса скелетных мышц в 8-летнем возрасте составляет 27,2%, а в 12-летнем -29, 4% от веса тела. Становая сила у мальчиков с 7 до 12 лет увеличивается на 11%, у девочек –на 36%.[4]

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста, увеличение веса тела и показателей мышечной силы. В подростковом и младшем юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы прироста мышечной массы. Отношение веса мышц к весу тела в 12 –летнем возрасте составляет 29, 4%. К 15 годам вес мышц увеличивается до 32, 6%, к 18-до 44,2% по отношению к весу тела. С увеличением мышечной массы растет и мышечная сила. Становая сила в 12-летнем возрасте у мальчиков составляет в среднем 52, в 15-летнем – 92, в 18 – летнем -125 кг.

С подросткового возраста между мальчиками и девочками отмечаются существенные различия в показателях мышечной силы.

Девочки во всех возрастных группах уступают мальчиками в показателях силы сгибателей кисти. Особенно резким это различие бывает в 14-15-летнем возрасте. Оно продолжает расти в 16-летнем, достигая максимума к 17 годам.

В то же время абсолютные цифры годового прироста не могут достаточно точно характеризовать темпы роста организма ребенка, так как они зависят от исходных размеров тела, имеющих значительные индивидуальные колебания. Поэтому целесообразнее пользоваться относительным показателем годового прироста, выраженным в процентах, по отдельным годам жизни ребенка. [5]

У мальчиков от 7 до 11-12 лет средний относительный годовой прирост длины тела колеблется в пределах 10-11%, массы тела –от 8 до 11% и окружности грудной клетки – от 10 до 10,5 %. У девочек этого же возраста прирост длины тела колеблется от 12 до 15%, массы тела – от 7,6 до 17,3%, а окружности грудной клетки – от 9 до 14%. Таким образом, анализ относительной скорости роста трёх размеров тела у детей от 7 до 11-12 лет выявляет, что у девочек темп прироста несколько выше, чем у мальчиков. Мышечная масса у взрослого субъекта составляет 32-54% веса тела, у новорожденных – 20-22%, у стариков – 25-30%. На соматическую мышечную ткань приходится 93-95% — это поперечно-полосатая мышечная ткань, 2-3% приходится на висцеральную — гладкую мышечную ткань, 0,42 % составляет сердечная мышца. Распределение мышечной массы по частям: плечевой пояс – 28%, туловище – 18-20%, нижние конечности – 50%. Все мышечные волокна по своему структурному обеспечению делятся на три типа:

1. Тип I красные, медленные, окислительные, мало утомляемые;

2. Тип II А – промежуточные, быстрые, окислительно -гликолитические;

3. Тип II В – белые, очень быстрые, с большой силой сокращения, гликолитические, быстро утомляемые.

У человека все мышцы смешанные. Волокна двигательных единиц медленных, промежуточных, быстрых рассеяны по всей мышце равномерно. Структура таких волокон, функциональных свойств, а также их процентное соотношение формируется в эмбриональном периоде развития и не может меняться в онтогенезе.

Исследования В.В. Язвикова (1985-1988) показали, что в мышцах у 45 % людей содержание волокон типа I было около 50 %, а на долю типа II А и II В приходились остальные 50%. В мышцах примерно 8% лбдей содержание волокон типа I не превышало 20 %. У выдающихся марафонцев их было 80-90%, у конькобежцев-спринтеров -2-9%. Следовательно, врожденный состав мышц оказывает существенное (может быть определяющее) влияние на перспективность человека в том или ином виде спорта. [6]

        Литература:

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -274 с.

Верхошанский Ю.В.Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / / Теория и практика физической культуры, 1998, № 7, с.41-54

2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоровь , я, 1984. -144 с

3. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста / / Теория и практика физической культуры, 1998, № 7, с.13-15

4. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / / Теория и практика физической культуры, 1977, № 7, с.12-14

5. Харитонова Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей и подростков к физическим нагрузкам / / Теория и практика физической культуры, 1996, № 12, с.18-22

6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. СПб. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. -324 с.

Опубликовано: 16.04.2018

Источник