Морфологические и функциональные развитие ребенка

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА,
ИХ РОЛЬ В ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ
Этиология и патогенез состояний, требующих проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии, у детей различных возрастных групп резко отличаются от таковых у взрослых в связи с анатомо-физиоло- гическими особенностями организма ребенка. Изучение последних расширяется и углубляется с каждым годом. Разные возрастные периоды тщательно анализируются представителями клинических и теоретических дисциплин. В ближайшие годы результаты их объединенных усилий предстанут в виде возрастных «срезов», и тогда интересующийся специалист сможет быстро получить количественную и качественную характеристику ребенка, использовать эти сведения в практической и исследовательской работе.
Чрезвычайно важно выявление анатомо-физиологи- ческих особенностей не только здорового и больного, но и такого ребенка, у которого возникают временные отклонения, явления, жалобы, не наблюдающиеся в норме. Речь идет о разного рода дисфункциях, дисгармониях, дискинезиях.
Перечисленными выше терминами практические врачи обычно характеризуют различные, как правило, непродолжительные жалобы и отклонения, которые у большинства детей проходят самостоятельно или под влиянием несложных симптоматических мероприятий. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще возникают на. званные дисфункции. Особенно часто и тяжело они протекают у новорожденных и грудных детей.
Этиология и патогенез дисфункций у взрослых и детей принципиально различны. Дисфункции взрослых — дисфункции зрелого организма возникают в связи с разнообразными причинами: нарушением обмена, регионарной гипоксией, спазмом или локальной атонией органа на почве механического раздражителя, психического стресса, нарушения корреляции между железами внутренней секреции и др. Вероятно, перечисленные причины могут оказать провоцирующее воздействие в любом или почти в любом возрасте.
У детей возникают такие дисфункции, которые в зрелом организме, как правило, не могут иметь места. Одна группа дисфункций наблюдается у недоношенных и новорожденных детей в связи с созреванием их незрелых тканей, органов и систем. По мере того как происходит созревание, явления дисфункции подобного рода уменьшаются в числе и постепенно исчезают. Это — дисфункции созревания. Другая группа дисфункций связана с неодновременным созреванием и ростом тканей, органов и систем и наблюдается преимущественно у детей, вышедших за пределы периода новорожденное. Это — диспропорции роста (рис. 1).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ДИСПРОПОРЦИИ РОСТА У ДЕТЕЙ
Рассмотрим некоторые дисфункции созревания у новорожденных.
Рвота может появиться по многим причинам: при незрелости нервно-мышечного прибора кардии тела желудка, привратника (халазия, редко ахалазия, так называемый каскаденмаген, пилороспазм и др.). По мере созревания перечисленных структур рвота исчезает, но нередко наблюдаются серьезные осложнения. У ребенка может развиться аспирационная пневмония, которая является главной среди причин смерти. При длительной упорной рвоте возникает реальная возможность продольного рубцевания пищевода с образованием приобретенной грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. При циркулярном рубцевании пищевода развивается стеноз, требующий бужирования или даже оперативного лечения.
Нарушение, угнетение и полная остановка дыхания— самое частое и грозное проявление незрелости, особенно у недоношенных детей, могут быть обусловлены незрелостью нервных структур дыхательного центра, легочной ткани, дыхательной мускулатуры и др. Перечисленные нарушения дыхания нередко возникают вне
прямой связи с причиной, их обусловившей, и могут привести к летальному исходу.
Гипертермический синдром как следствие незрелости центра терморегуляции при несвоевременной диагностике и неправильном лечении также может закончиться летально.
Так называемая физиологическая желтуха новорожденных, токсикозы, кишечные дисфункции и многое другое рассматриваются в аналогичном плане.
Следовательно, как резко, так и слабо выраженные более или менее продолжительные дисфункции созревания организма ребенка (особенно недоношенного и новорожденного) нередко способствуют возникновению непосредственных и отдаленных клинических проявлений, серьезных морфологических поражений и служат прямой или косвенной причиной гибели ребенка.
Во второй группе дисфункций (диспропорции роста) одно из нередких заболеваний, требующих неотложной диагностики и лечения, — инвагинация кишечника — чаще возникает у детей в возрасте от б до 18 мес. Запоздалое лечение влечет за собой гибель ребенка от непроходимости и перитонита.
Подвывих головки лучевой кости происходит обычно в возрасте между 2 и 5 годами.
В урологии известен ряд нозологических единиц, при которых отмечается сходный возрастной критический период: ночной энурез, опущение почек, пузырно-мочеточниковый рефлюкс. При пузырно-мочеточниковом рефлюксе, когда моча в момент мочеиспускания ретроградно под давлением поступает в собственные почки ребенка, неизменно возникают явления пиелонефрита, способные оказаться губительными для больного не только в процессе диспропорции роста, но и спустя много лет, во взрослом состоянии.
Существуют ли законы, по которым происходит созревание структур и функций ребенка?
П. К. Анохину (1948) принадлежит заслуга открытия и описания различных качеств функциональной системы, которая объединяет клеточные центры в ЦНС через посредство проводников, синапсов с моторным аппаратом. Функциональные системы созревают в разное .время, будучи подчиненными одной общей задаче — способствовать выживанию организма на данном этапе его развития. Установлено, что постепенное созревание отдельных составных частей функциональной системы обусловливает ее первоначальную «минимальную обеспеченность». Другими словами, до того как функциональная система полностью вступит в строй, проходит некоторое время, на протяжении которого незначительные внешние и внутренние влияния могут нарушать ее неустойчивое равновесие. Функциональная система на данном этапе может легко «разладиться», пока не наступит созревание всех ее составных частей. Это положение находит отражение в более частых клинических проявлениях дисфункций созревания у недоношенных детей по сравнению с доношенными, а также позволяет объяснить тот факт, что дисфункции созревания наблюдаются не у всех, а лишь у меньшей части новорожденных.
Неодновременность созревания функциональных систем («гетерохрония») отражается в возникновении специфических дисфункций — диспропорций роста. Для диспропорций роста типично первоначальное отсутствие их проявлений. Клинические симптомы возникают после некоторого периода здоровья, когда одна система в своем созревании начинает опережать другую. По мере того как эти системы в процессе развития приходят в соответствие, явления диспропорции роста неизбежно исчезают. Напомним, что указанные явления специфичны для детского и подросткового возраста и у взрослых не наблюдаются.
Коренным отличием дисфункций взрослых, которые в основном не представляют серьезной опасности и разрешаются самопроизвольно или в результате несложной терапии, дисфункции созревания и диспропорции роста у детей нередко представляют большую непосредственную опасность и имеют последствия в отдаленные сроки после их возникновения.
Мы рассмотрели примеры клинических проявлений и возможные морфологические повреждения органов и систем ребенка вследствие дисфункций созревания и диспропорций роста. Естественно предположить, что заболевания определенной этиологии и патогенеза, требующие неотложной диагностики и интенсивной терапии, — гнойно-воспалительные и другие процессы — у детей также могут иметь особенности течения, подлежащие учету.
Так, при эпифизарном остеомиелите у детей младших возрастных групп преобладает метаэпифизарная локализация патологического очага. Промедление в диагностике и лечении приводит в дальнейшем к нарушению роста конечности и трудно корригируемым ортопедическим деформациям.
Гнойный мастит у новорожденной девочки при несвоевременном или неправильном лечении нередко сопровождается полным повреждением закладки грудной железы с последующей ее гипо- или аплазией.
Сотрясение мозга у детей в отдаленные сроки после травмы в половине случаев имеет последствия, выявляемые не только при психоневрологическом обследовании, но и в виде очевидных симптомов и жалоб.
Перечисленные и другие известные факты дают основание высказать мысль о том, что происхождение некоторых страданий у детей нельзя больше рассматривать с традиционных позиций, когда предполагается возможность двух вариантов — заболеваний врожденных и приобретенных (рис. 2, АБВГД; АБВГ,3).
В детском возрасте существует третий вариант, который не наблюдается у взрослых. Подобного рода повреждения возникают вследствие поражения незрелых тканей органов и систем (рис. 2, АБВГ,2). Очевидно, третий путь — это заболевания, возникшие в результате .повреждения развивающихся структур организма. Признание третьего пути дает основание рассматривать любые внутренние и внешние причины, влияния, любые диагностические и лечебные процедуры, каждое заболевание и повреждение с одной наиболее важной позиции: каким образом и какое они могут оказать влияние на легко ранимый деформирующийся бурно растущий организм ребенка?
Органы и системы ребенка поддаются деформации подобно тому, как изменяется форма дерева, которую по своему желанию моделирует опытный садовник. В полной мере это относится и к психической сфере, наиболее интенсивно развивающейся в первые годы жизни.
Мысль эту можно иллюстрировать одним общеизвестным наблюдением, трактовать которое логичнее всего с позиций, изложенных выше.
Бронхоэктатическая болезнь довольно часто наблюдалась 20—30 лет назад. На протяжении этого времени часто имели место дискуссии по поводу ее происхождения: врожденными или приобретенными были бронхоэктазы, Однако, после того как педиатры получили в свое распоряжение такое мощное терапевтическое средство, как антибиотики, и начали широко применять его при пневмониях у детей раннего возраста, число больных с бронхоэктазами сократилось. Вероятнее всего предположить, что абортивное лечение пневмоний у маленьких детей оказалось действенной предупредительной мерой, защитившей легко ранимые развивающиеся бронхо-легочные структуры ребенка. Если принять такую точку зрения, то в данном случае генез бронхоэктазов нельзя рассматривать как врожденный, ибо до этого дети были здоровы. Тем более их нельзя расценивать как приобретенные, типичные для взрослого организма. Правильнее всего характеризовать их как следствие повреждения растущих и развивающихся структур детского организма (третий путь); такой вариант происхождения страданий может наблюдаться лишь в организме с незрелыми структурами, т. е. у детей.
Признание происхождений заболеваний третьего типа дает основание высказать мысль о возможности использовать эту особенность с лечебной целью.
Среди детей, родившихся с пороками развития, различают две группы: 1) дети, у которых анатомические изменения зашли настолько далеко, что рассчитывать на успех не бесперспективно, но довольно трудно. Речь идет о больных с тяжелыми формами врожденного фиброэластоза, врожденного цирроза печени, недоразвитием головного и спинного мозга и др.; 2) дети, у которых пороки поддаются лечению (врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра и др.).
Постнатальная коррекция пороков развития с каждым годом приобретает все большее значение. Чем раньше начато и настойчивее проводится лечение, тем лучше результаты и больше вероятность ограничиться консервативными мерами.
В этом отношении весьма демонстративен пример с синдромом Робена: недоразвитая, смещенная назад нижняя челюсть и дефект верхней челюсти служат причиной обтурации носоглотки языком новорожденного и гибели его от асфиксии или аспирационной пневмонии. Оперативная фиксация языка к щекам или подбородку нередко сопровождалась прорезанием нежной мышцы и другими осложнениями. Успех достигнут применением обычного постурального положения: фиксация ребенка в положении на животе обеспечивает физиологический механизм самовытяжения нижней челюсти и является решением терапевтической проблемы. Происходит самокоррекция порока в результате постнатального влияния на неправильно развитые структуры.
Аналогичная ситуация возникает при обменных переливаниях крови у детей с конфликтными гемолитическими желтухами. Очевидно, рассмотрение ряда врожденных заболеваний с точки зрения возможности их постнатальной коррекции может оказаться перспективным.
Проводя рубеж между детьми и взрослыми на основании зрелости или незрелости их морфофункциональных систем, целесообразно рассмотреть различия между новорожденными и детьми более старшего возраста, ибо переход из внутриутробного к внеутробному существованию сопровождается серьезными изменениями (дыхание, кровообращение, пищеварение, теплообмен и пр.).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ СЕПТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Стремление к поискам различий в разные возрастные периоды дало основание сконцентрировать внимание на происхождении гнойно-воспалительных заболеваний.
После периода новорожденности инфекция у детей бывает эндогенной и экзогенной, причем во взаимодействие вступают три фактора: макроорганизм, микроорганизм и симбионты. У новорожденных происходит заселение его условно стерильных территорий симбионтами. Если одновременно возникает септический процесс, то в нем первоначально участвуют лишь два фактора — макроорганизм и симбионты, являющиеся возбудителями инфекции (рис. 3).
Отмеченный факт имеет практическое значение для предупреждения гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных. Попытки антисептической или антибиотической стерилизации организма ребенка и матери несостоятельны, как нефизиологичные и опасные действия. Оправдано стремление к асептическому режиму и устранению вирулентной флоры.
Очевидно, поиски особенностей течения различных патологических процессов у детей разных возрастов перспективны, ибо дают возможность переоценить некоторые устаревшие взгляды.
Приложение изложенных выше наблюдений к практике характеризуется оценкой организма ребенка с позиций щажения его легко ранимых, развивающихся структур и возможностью использовать пластичность созревающего детского организма в лечебных целях.
В случаях появления симптомов дисфункции созревания и диспропорции роста или других отклонений диагноз и дифференциальный диагноз устанавливают безотлагательно, ибо потеря времени чревата серьезными осложнениями в ближайший или отдаленный период. У детей дисфункция гораздо опаснее, чем у взрослых, поэтому тактика выжидания, наблюдения за динамикой симптома нежелательна. В сомнительных случаях целесообразно расширять показания к рентгенологическому и другим специальным исследованиям.
При исключении диагноза порока развития и обоснованных предположениях о дисфункциональной природе отклонений проводят мероприятия, направленные на ускорение созревания (помещение в кювез, создание повышенной влажности, витаминотерапия, оксигенотерапия и пр.). Особое внимание уделяют предупреждению осложнений. Контроль и коррекцию гомеостаза осуществляют по возможности в максимальном объеме, ибо сдвиги констант обмена могут провоцировать дисфункции созревания.
Лечение детей проводят интенсивно, стремясь достичь абортивного варианта течения процесса, применяют комплекс методов. Поскольку большинство лекарственных средств обладает и отрицательными свойствами, которые не всегда можно предусмотреть, имея в виду повреждения развивающихся структур в отдаленные от начала терапии сроки, то и продолжительность их применения желательно сократить.
При остром гнойно-воспалительном процессе у ребенка каждый час промедления с началом рациональной терапии оборачивается впоследствии затратой многих месяцев, а порой и лет на ликвидацию последствий повреждения. Это относится к острым гипоксическим, гипогликемическим и многим другим состояниям.
Назначая любое лекарственное средство, важно представлять себе меру его отрицательного влияния. В первую очередь это относится к антибиотикам, ибо независимо от эффективности они вызывают явления дисбактериоза. Принципом применения этих мощных препаратов должно быть кратковременное применение больших доз. Гормоны вызывают серьезные нарушения в ближайшие сроки после их введения и, возможно, провоцируют еще более серьезные изменения в отдаленные сроки. Показания к гормональной терапии нужно ставить с осторожностью.
Изложенная выше концепция и связанные с ней положения дают основание по-новому определить наше отношение к наблюдающимся у детей функциональным и патологическим отклонениям, к объему и срокам диагностических мероприятий, сформулировать другую врачебную тактику и, наконец, принципиально изменить некоторые методы лечения.
В:СМН; 30.10.2015г.
ОПТ:СМН; 05.11.2015г
Источник
4. Морфофункциональное (физическое) развитие дошкольников
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
1.1 Длина тела
Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1). [5]
При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11-12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.
В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и в период начала полового созревания.
1.2 Масса тела
Масса тела — это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим). [14]
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г., девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4-4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г., во второй и третий — по 800 г. [5]
Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г., или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И.М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
1.3 Окружность головы и грудной клетки
При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые 3-5 мес ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц. [5]
К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33 — 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1-2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т.е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы. [5]
Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см, а в 2-3 года — 20 см, в 6-7 лет — 15-10 см.
Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см, в 2-3 года — на 9-6 см, в 6-7 лет — на 4-2 см, в 8-10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.
Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания.
Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977-1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах.
Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность) [12].
В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл. 2) [5]
Таким образом, мы можем предположить, что морфофункциональное развитие детей, и, в том числе — дошкольников, проходит стандартные этапы. Тем не менее, все дети разные, и это зависит от многих факторов.
2. Физическое развитие детей России
Рассмотрим, какие факторы могут обуславливать различия в развитии дошкольников на примере анализа и сравнения разных групп российских детей, сформированных по принципам влияния на их физиологические особенности:
· климатических факторов,
· урбанизации,
· социальных факторов.
Россия — страна многонациональная, ее население относится к различным расовым группам и проживает в существенно различающихся климатических, экологических и социальных условиях. Подобное разнообразие не может не влиять на физическое развитие детей различных регионов. Действительно, данные антропологии и возрастной физиологии свидетельствуют, что в нормальных условиях, вне болезни, ростовой процесс каждого индивидуума является продуктом взаимодействия таких факторов, как:
· биологические особенности вида Homo sapiens;
· наследственность (генетический контроль);
· природная среда;
· социальное, экономическое и культурное окружение. [15]
Взаимное влияние всех этих факторов приводит к тому, что развитие каждого ребенка протекает по особому, индивидуальному «сценарию». Средовое окружение оказывает различное воздействие на те или иные характеристики человека. Некоторые факторы могут мало влиять на рост тела в длину, но тормозить нарастание массы, и т.д. На практике исследователи обычно сталкиваются со следующими вариантами (основными типами) роста:
o общий ускоренный рост всех тотальных размеров;
o средняя скорость роста;
o общий замедленный рост всех тотальных размеров;
o ускоренный рост длины тела при замедленном росте массы;
o замедленный рост длины тела при среднем / ускоренном росте массы[15]
Важно иметь в виду, что на продолжении всего периода роста человека свое действие оказывает генетический контроль. Согласно результатам посемейных исследований), рост человека и отдельные продольные размеры (например, длина конечности, бедра или предплечья) находятся под более выраженным генетическим контролем по сравнению с поперечными и обхватными размерами, а также жировой тканью. [6]
2.1 Влияние климатических факторов на процессы роста и развития
Основные антропологические характеристики (длина и масса тела, тип телосложения) представляют собой адаптивные признаки, существенно различающиеся у населения различныхклимато-географических областей [11].
В специфических экологических условиях отбором поддерживаются те генные комплексы, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретной среды [9]
Влияние климатических факторов на размеры тела ребенка отчетливо проявляется уже в первые дни после рождения. Длина и масса тела младенцев в первые месяцы жизни находятся под воздействием стабилизирующего отбора [6].
Из графика (Рис. 1) видно, что отклонения в массе тела при рождении от средних значений существенно увеличивают риск развития заболеваний в течение первого месяца жизни ребенка. [5].
Рисунок 1. Заболеваемость новорожденных в зависимости от массы тела при рождении
Повышенная заболеваемость и смертность среди детей, отклоняющихся от средних характеристик, способствуют сохранению наиболее адаптированных к условиям окружающей среды генных комплексов. Эта адаптивная норма передается из поколения в поколение. Таким образом контролируется изменчивость целого комплекса взаимно связанных признаков.
Рассмотрим это на примере физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, относящихся к различным группам коренного и старожильческого населения Севера России.
Согласно данным Т.В. Чирятьевой [16], дети хантов в возрасте 3-7 лет достоверно отстают в длине тела от русских детей, проживающих в тех же населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа. Такое отставание сохраняется и в дальнейшем.
Исследования физического развития детей ненцев и саамов школьного возраста показывают, что по средним значениям длины и массы тела они также отстают от представителей соответствующих возрастно-половых групп населения Центральной России. На Рис. 2 приведены средние значения длины тела мальчиков ненцев. Видно, что отставание сохраняется на протяжении всего периода роста детей.
Рисунок 2. Длина тела мальчиков ненцев в сравнении с общероссийскими нормативами
На первый взгляд, такое отставание может свидетельствовать о том, что дети находятся под воздействием неблагоприятных факторов среды (социальных, климатических и т.п.).
Важную информацию дали результаты исследований, при которых каждый ребенок обследовался в течение ряда лет. Почти все дети-саамы отстают по значениям длины тела от общероссийских стандартов для своей возрастно-половой группы. Однако дети с «отставанием» в росте имеют также и меньшую массу тела. По массо-ростовым соотношениям (одному из основных показателей состояния питания и физического развития) дети саамов даже несколько превосходят русских сверстников, живущих в том же поселке. Можно сделать вывод, что дети кольских саамов развиваются гармонично, хотя они и миниатюрнее своих русских сверстников [11].
Что касается темпов роста детей арктических популяций, то по сравнению с обитателями умеренной климатической зоны они запаздывают примерно на год. Это подтверждается данными исследований детей ненцев и саами, речь идет о длине, массе, и о др. физиологических характеристиках
Источник