Мой ребенок заговорил в 4 года

Мой ребенок заговорил в 4 года thumbnail

Привет, уважаемые читатели!

Вы, наверное, знаете хотя бы одного человека, который рассказывал о том что «Вот я заговорил после 4 лет и сразу предложениями» или «Племянник молчал до 5 лет, а потом заговорил». Ну и конечно все знают анекдот про ребенка, который попросил соль, а до этого молчал, и его еще спрашивают «Ты почему ничего не говорил раньше?» — «А раньше все устраивало».

Чаще всего такие разговоры непонятны мамам детей, которые уже в 2-3 года спокойно рассказывают стихи на утреннике, а ты сидишь с телефоном в руках и глотаешь слезы, потому что ты видишь, как твой малыш тоже хочет что-то сказать и ему обидно, что у других получается, а у него нет.

Фото автора

Мамы «неговорящих детей» меня хорошо поймут. Особенно когда есть с кем сравнивать, потому что все мы сравниваем, даже если молчим об этом. Сегодня я хочу раскрыть эту тему на своем примере. Я – не врач, но у меня трое детей и я могу говорить о том, что иногда что-то норма, а иногда совсем нет. И еще о том, что к мамам таких детей нужно относиться уважительно, это не наша вина, поверьте. Любая мама делает все возможное, но бывает что и этого мало.

Сразу скажу, что две мои дочери заговорили раньше. Младшая так вообще в 1,9, а пошла уже в 9 месяцев. Это я просто к тому, что могу судить о нормах и о том, когда они серьезно нарушены, а не просто «Все дети разные».

Итак, знакомьтесь, мой сын Артёмка и он заговорил после 4 лет (звучит как на собрании анонимных алкоголиков, но как уж есть).

В истории вы найдете важные для себя моменты и поймете, почему процесс родов тоже может серьезно влиять на развитие речи.

Беременность проходила отлично. Не было даже токсикоза как с девочками (с младшей я так и поняла, что девочка будет). Ближе к родам немного волновалась, дело в том, что ни одни мои роды САМИ не начинались. То есть врач сказала, что это особенность такая – быстрые роды. Которые начинаются без схваток, которые очень важно, чтобы они были. И в час «Х» я поехала сначала к врачу, а потом в роддом, так как я опять начала уже рожать без схваток.

Обойдусь без трагических подробностей. Скажу только что, зная эту особенность меня, заставили ждать родов. В итоге мой сын «пересидел» и я попросту сбежала в другой роддом, где и родила спустя 2 часа (а мне говорили ждать еще 2 суток).

В результате тяжелая асфиксия по вине врачей того роддома.

Фото автора

Удивительно, но Артём вовремя перевернулся, сел, пошел, и его ничего не беспокоило (как предрекала мне врач). Но вот с речью все не ладилось. Первое слово он сказал ближе к 2,5 годам, я постоянно занималась с ним, мы проходили процедуры, пили назначенные врачом препараты. Помню, я пыталась его научить говорить слово «Да», у него все не выходило и получалось «Та». В сад мы не ходили, очередь не подошла, у нас был свой бизнес, так что это было не в напряг.

Потом к 4 годам подошла очередь, и Артём пошел в детский сад, причем я нашла сад с лого-группой, у нас в городе это было сложно. Начались сдвиги, но стало ясно, что с памятью у ребенка – очень плохо.

Фото автора

Однако занятия с логопедом, наши с ним занятия дали отличный результат. К 5 годам он говорил, даже без часто встречающихся проблем с речью (вроде проглатывания «р» или «ф»). Стихи мы учили долго, и поэтому тут похвастаться было нечем.

Но вы не представляете, как замечательно слышать, как твой ребенок ГОВОРИТ! Может это и смешно звучит для мам 5-летних детей, но до сих пор со слезами думаю обо всем этом.

Фото автора

Сейчас Артёму с трудом даются стихи в школе, у него дислексия и дисграфия, но мы делаем успехи. Я вижу, что он стал более внимательным и собранным. Кстати, он сам научился читать в 6 лет по простому букварю и пошел в школу подготовленным.

Просто хочу сказать вам, мамы «неговорящих детей» — вы не одни и это не ваша вина. Все – решаемо, главное «закусить удила» и просто идти вперед.

Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!

Источник

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Читайте также:  Температура 39 у ребенка 4 года орви

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Читайте также:  Показатели крови ребенка 4 года

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Я хотела обсудить тему, когда ребёнок не просто говорит только «мама-папа-дай», а вообще пытается, звуки издаёт, а слова не может. Ребёнку в мае будет 4 года. Уже по-моему всех врачей обошли, каждый говорит, что явных патологий нет, но он не говорит и всё. Дерётся, сам мучается оттого что сказать не может:((

Уважаемые родители!! Откликнииесь, у кого дети ПОЗДНО заговорили! Куда вы обращались? Какой диагноз ставили? Как лечились и что в итоге вышло?

Здраствуйте моей дочке 3,5 года! С 2лет она ходит в садик и только последние 4 мес.она стала говорить более элеменее понятно для все!
Конечно врачи говорят, что явных потологий нет, но я больше чем уверена,что надо ходит к невролагам (невропатолага). Сейчас мы проходи курс пантогамом и персентом. Курс 3-и месяца+массаж на воротниковой зоне,которая отвечает за речь и лазерный массаж точек, которые так же отвечают за речь. Но массаж еще впереди после таблеток!

Мой сын заговорил в 3,5. После того, как пошёл в сад. До того — что-то говорил, но кроме нас его никто не понимал. По врачам ходили, ставили нам ЗРР (задержка речевого развития). С большим трудом добилась места в логопедическом Д/С, кроме того с 5 лет — танцы — для развития координации, и с 7-ми — музыкалка — это вообще здорово, и слух и мелкая моторика. Собственно, всё это можно и дома проделывать — ритмика по типу аэробики, и любая дудочка (духовые инструменты лучше, потому что развивают лёгкие и учат дышать — играть только на выдохе, а в дальнейшем — и говорить)

Мы еще мелкие(1,3). Но не говорим. Поэтому я стала заниматься с сыном пластилином, спички(обрезанные) собирать в коробочку и др. для развития мелкой моторики. Т. к. развитие ММ влияет на развитие речи.

Елена, а у хирурга вы были? Может быть, какие-нибудь физиологические особенности строения гортани?

Конечно ММ влияет, но если ребенок не играет, т. е. играет т.к. надо играть в садике,а сам ни в какую!
Хирург осматривает при рождении, в год и каждый год надо проходить всех врачей — как контрольная явка каждый год! Я бы все такие посоветовала найти хорошего невропатолога (невролога) и далее различные процедуры, такие как УЗИ головного мозга, тамаграфия голмозга.Я это уже все проходила! Просто если это описывать, то время и сил не хватит! Самая главная проблема найти хорошего врача!

Начать надо с Невропатолога и Логопеда, возможно это сенсомоторная алалия и обязательно проверьте слух в ЛОР НИИ или Сурдоцентре. Возможно снижен порог слуха у ребенка, надо проверить обязательно.
У моей старшей дочери такая история, долго ничего не говорила. Невропатолог и Логопед поставили Рассеянное внимание и Сенсомоторную алалию, отправили в Логосад. Прозанимавшись в саду логопед написала нам направление на проверку слуха. Оказалось у нас 2 степень нейросенсорной тугоухости. Уши абсолютно здоровые, не разу не болели отитами, а проблемы с ушными нервами. Ребенок слышит только на расстоянии 1.5 м, шепота не разбирает, многие звуки С, Ф и пр. не разбирает. Ставим слуховой аппарат и лечим ушной нерв.

Обязательно надо к нервопотологу, знаю, что могут назначить электрофарез (ой, ну процедуру какую-то в поликлинике), часто выписывают что-то типа глицына, массаж….обратитесь в хорошему врачу. Может кто-то вам посоветует врача!
А вообще еще должы назначить узи или таморамму головного мозга.

Самая большая проблема — это хороший врач!!!

Мы тоже поздно заговрили после 3 лет, помог отличный детский невролог и остеопат. Если нужны координаты обращайтесь.

Напишите пожалуйста координаты

Вам необходимо проконсультироваться у врача логопеда и дефектолога.Изначально получить консультацию невропатолога,чтобы выявить сопутствующие причины.Развивайте мелкую моторику у ребенка через лепку пластилинном,раскладывание мозайки,рисование.Вечером садитесь с ребенком и массируйте пальчики на ручках.Растирайте каждый пальчик.Это имеет прямую взаимосвязь с речевым каналом.Купите ребенку диски или кассеты со спокойной мелодичной музыкой или аудиосказки ставьте на ночь,когда укладываите ребенка спать.Разучивайте с ребенком скороговорки,проговаривайте вместе.Хорошо делать дыхательную гимнастику.Можете попросить ребенка надуть шарик или взять перышко и подуть на него.Или еще одно простое упражнение:помазать медом или вареньем над верхней губой и попросить ребенка слизать сладкое.Приподнести эти упражнения в игровой форме.Занимайтесь больше с ребенком.Массаж ручек и воротниковой зоны тоже благотворно сказывается на состоянии ребенка.

У меня ребенок тоже не говорил.Ходили к невропатологу,детскому психологу сказали,что никаких проблем нет.Просто у него не было охоты говорить,он еще тогда в садик не ходил.Сейчас в садик ходит.Говорит плохо.А когда пришла за ним в садик пораньше-они стих учили в этот момент:я чуть в обморок не упала-он оказывается очень хорошо говорит,всем понятно.

Сегодня мне позвонил невролог(невропатолог) моего ребенка и посоветовал обратится в центр на ул.Фрунзе 10 (там записатся на 2-мес.курс занятий) кот.связаны с развитием речи!еще не звонила не записывалась.Но сказали можно платно, а можно записаться бесплатно с направлением от участкового невропатолога!

Платно быстрее, но цены умеренные, бесплатно надо постоять в очереди.

Центр на Фрунзе 10, мне не понравился ребёнку очередной раз поставили ЗРР, диагностики вообще никакой. Решение проблемы тоже не предложили.

ЧТо там нет ни каких занятий,что там делать 2-а месяца?
Как сказал невропатолог, главное что бы я заметила динамику после этих занятий!

Если, как я поняла, там медико-педагогический центр, то там проводят массаж ( в том числе и логопедический) и физиотерапию,и ЛФК и занятия с логопедами, психологами, бывает и бассейн. Позвоните и уточните.

Елена Ермакова, поддержу Веру Горбач.
Похожая история и у меня — 3 года, мы очень мало говорим, тоже нередко только части слов и проч. Обязательно к логопеду и неврологу, возможно, это моторная алалия. По крайней мере у нас она самая. Делать нужно это быстро, потому что решается эта проблема только путем ежедневных занятий, занятий самой и с логопедом, нужна медикаментозная поддержка, физиотерапия — большой комплекс мероприятий. Но в первую очередь — интенсивные занятия. Логопед нужен не абы какой, а тот, который хорошо знает диагноз.
Советую заглянуть на Литтлван, там много об этом написано.

Источник