Мои достижения ребенок до 1 года

Мои достижения ребенок до 1 года thumbnail

Решила поделиться в вами информацией из книги «Первый год жизни ребенка». В данной книге приведен перечень ежемесячных достижений, в который попадают почти все дети.

В каждый месяц 90% всех детей овладевают навыками из первой категории : «Что ваш ребенок должен уметь».

Около 75% умеют то, что перечислено во второй категории: «Что ваш ребенок, возможно, будет уметь».

Около 50% достигает навыков из третьей категории: «Что ваш ребенок, может быть, также будет уметь».

И около 25% достигают показателей из последней категории: «Что ваш ребенок, может быть, даже будет уметь».

Большинство родителей могут обнаружить, что их ребенок каждый раз попадает в разные категории, и лишь немногие будут постоянно находить своего ребенка в одной и той же категории. Некоторые дети будут развиваться неравномерно: медленно – в один месяц, быстрым скачком –в другой. Но родители могут быть спокойны, зная, что их дети совершенно нормальны.

Однако если ребенок постоянно не достигает показателей из категории «Должен уметь», родителям нужно проконсультироваться с доктором.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;

-фокусировать взгляд на лице матери (отца);

…возможно, будет уметь:

-каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивать, плакать, прислушиваться;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);

-улыбаться в ответ на вашу улыбку;

…может быть, даже будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-соединять руки;

-неосознанно улыбаться;

-смеяться;

-визжать от восторга;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180°.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-улыбаться в ответ на вашу улыбку;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

-каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивать, плакать, прислушиваться;

-издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);

…возможно, будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см мимо средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь:

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-тянуться к предметам;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки и их сочетания;

…может быть, даже будет уметь:

-неосознанно улыбаться;

-соединять руки;

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-смеяться в слух;

-визжать от восторга;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см по обе стороны от средней линии (прямо пред ним).

…возможно, будет уметь:

-смеяться в слух;

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-визжать от восторга;

-соединять руки;

-рассеянно улыбаться;

— провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° — с одной стороны на другую (13 недель);

…может быть, также будет уметь:

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

…может быть, даже будет уметь:

-при поддержке опираться на ноги в вертикальном положении;

-тянуться к предмету;

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;

-поворачиваться на голоса, особенно на голос матери;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-издавать фыркающий звук.

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-громко смеяться;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° — с одной стороны на другую;

…возможно, будет уметь:

-уверенно держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-тянуться к предмету;

-визжать от восторга;

…может быть, также будет уметь:

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-поворачиваться в сторону говорящего;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-издавать фыркающий звук.

…может быть, даже будет уметь:

-переносить часть веса на ноги в вертикальном положении (при поддержке);

-сидеть без опоры;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-уверенно держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

-переворачиваться (в одну сторону);

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-визжать от восторга;

-тянуться к предмету;

-непроизвольно улыбаться;

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги;

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-произносить фыркающие звуки;

…может быть, также будет уметь:

-сидеть без опоры;

-поворачиваться в сторону говорящего;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячие положении из сидячего;

-стоять, держась за кого-либо или что-либо;

-жевать печенье;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;

-искать упавший предмет;

-подгребать к себе маленькие вещицы и зажимать их в кулачке;

-лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-сидеть без опоры (в шесть с половиной месяцев);

…может быть, также будет уметь:

-стоять, держась за кого-либо или что-либо;

-держать в реке печенье или что-либо;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

-тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать предметы из одной руки в другую;

-искать упавший предмет;

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-поворачиваться в сторону говорящего;

-произносить различные сочетания гласных и согласных;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

Читайте также:  Режим кормления ребенка в 1 год комаровский

…должен уметь:

-сидеть без опоры;

-сам есть печенье (в 6 ¼ месяца);

-издавать разные звуки;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-искать упавший предмет;

-сопротивляться, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать предметы из одной руки в другую;

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-переворачиваться в сторону говорящего (7 ⅓ месяца);

-произносить различные сочетания гласных и согласных;

-играть в «ку-ку» (к 7 ¼ месяца)

…может быть, также будет уметь:

-стоять держась за что-либо;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-брать маленький предмет большим и указательным пальцами;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-сам есть печенье;

-перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 ½ месяца);

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-переворачиваться в сторону говорящего (8 ⅓ месяца);

-искать упавший предмет;

…возможно, будет уметь:

-стоять, держась за кого-то или за что-то (8 ½ месяца);

-возражать, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-играть в «ку-ку»;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

…может быть, также будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;

-неотчетливо произносить «мама» или «папа».

…может быть, даже будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходит держась за мебель;

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-искать упавший предмет;

…возможно, будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 ½ месяца);

-самостоятельно садиться из положения на животе (9 ⅓ месяца);

-возражать, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-стоять, держась за что-либо;

-подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 ¼ месяца);

-неотчетливо произносить «мама» или «папа».

-играть в «ку-ку»;

…может быть, также будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

-понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);

…может быть, даже будет уметь:

-«играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцами;

-недолго стоять без посторонней помощи;

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

-произносить еще одно слово кроме «мама» или «папа»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку).

ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-стоять, держась за что-либо;

-пытаться встать из сидячего положения;

-возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;

-неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

-играть в «ку-ку»;

…возможно, будет уметь:

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

-подбирать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

…может быть, также будет уметь:

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «папа» (к 10 месяцам) или «мама»(к 11 месяцам);

…может быть, даже будет уметь:

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-«играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке;

-произносить еще одно слово кроме «мама» или «папа», «дай»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку);

-хорошо ходить.

ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-поднимать с поверхности маленький любой частью большого и указательного пальцев (10 ¼ месяца);

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

…возможно, будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

…может быть, также будет уметь:

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «мама» или «папа», «дай»;

-произносить еще одно или несколько слов;

…может быть, даже будет уметь:

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-выражать свои желания другим способом, кроме плача;

-играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке);

-произносить три (или больше) слова, кроме «мама» или «папа»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку);

-хорошо ходить.

ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-ходить держась за мебель (к 12 ⅔ месяца);

…возможно, будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье (большинство детей овладевают этими способностями к 13-му месяцу);

-без посторонней помощи пить из чашки (многие умеют этого делать до 16½месяца);

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев (к 12 ¼ месяца; многие дети не умет этого делать до 15 месяцев);

-короткое время стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого делать до 13 месяцев);

-отчетливо произносить «папа» или «мама» (большинство детей произносят по крайней мере одно из этих слов к 14 месяцам);

-произносить еще одно слово, кроме «мама» или «папа» (многие не могут сказать свое первое слово до 14 месяцев и позднее);

…может быть, также будет уметь:

-выражать свои желания другим способом, кроме плача (многие не могут достичь этой стадии еще долгое время после 14 месяцев);

-играть в мячик» (катить вам мяч обратно; многие не овладевают такой способностью до 16 месяцев);

-хорошо стоять без посторонней помощи 9многие не умеют этого до 14 месяцев);

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке; половина всех детей начинают использовать свой жаргон только после первого дня рождения, а многие не делают этого и до 15 месяцев);

-хорошо ходить (трое из четверых детей не могут хорошо ходить до 13 ½ месяца, многие начинают это делать лишь значительно позже; дети которые хорошо ползают на четвереньках, могут поздно начать ходить; если другие показатели развития находятся в пределах нормы, задержка с самостоятельной ходьбой не должна вызывать беспокойство);

…может быть, даже будет уметь:

-произносить три (ли даже больше) слова., кроме «мама» и «папа» (добрая половина всех детей не достигают этой стадии развития до 13 месяцев и многие — до 16);

Читайте также:  Красные точки на коже ребенка 1 год

Отвечать жестом на короткую команду(«дай это мне» -протягивать руку; большинство детей достигают этой стадии только после первого дня рождения, многие – не ранее 16 месяцев).

P.S. Необходимо отметить, что недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту (тот, возраст, который они бы имели, если бы родились в срок), а порой с еще большей задержкой.

Источник

Многих родителей слово «таблица» пугает своей «документальностью». Одни просто не верят сводным таблицам разных параметров, другие ссылаются на индивидуальность и не желают равняться на всех, третьим, наоборот, мерещится куча отклонений и патологий при малейшем отступлении от табличных данных. Четвертые не считают себя обязанными утруждаться постоянной сверкой с чем-то или отслеживанием динамики… Для чего же нужны таблицы развития ребенка? Можно ли им верить? Зачем вести собственную таблицу?

От рождения до года

Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).

Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:

  • держать голову;
  • лежать на животе;
  • переворачиваться;
  • ползать;
  • сидеть;
  • вставать, стоять и ходить;
  • улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
  • следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
  • играть в прятки;
  • брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
  • общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
  • сопереживать окружающим;
  • реагировать на свое имя;
  • прощаться и приветствовать окружающих жестами;
  • узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
  • говорить первые «настоящие» слова;
  • понимать первые запреты;
  • реагировать на похвалу;
  • понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
  • понимать, что мама вернется, если ушла;
  • кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.

Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.

Если вы замечаете, что малыш отстает в той или иной сфере, не ждите очередного планового визита к доктору. Обратитесь сразу же, как что-то покажется подозрительным. Пусть лучше это окажется «ложной тревогой», чем останется проигнорированным симптомом. Понимающий доктор никогда не упрекнет вас в излишней мнительности, а наоборот, расскажет, почему ребенок вас насторожил, с чем связаны те или иные проблемы (возможно, действительно и не проблемы вовсе).

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми. Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений.

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Помните, что отставание ребенка в какой-либо одной сфере (например, двигательной), если вовремя не заняться коррекцией, рано или поздно «потянет» за собой отставание и в речевых, и в мыслительных процессах. Исправить это будет гораздо сложнее. Ведь развитие отделов головного мозга взаимосвязано. Неправильно развиваются одни – это влияет на развитие соседних. Так же как и наоборот (всем известно, что развитие центров, отвечающих за мелкую моторику, «включает» в работу и центры, ответственные за речь, мышление, память).

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.)Двигательные навыкиЗрениеСлухЭмоцииРечьИнтеллект
1Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс.Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой.Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звукК 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей.Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх).Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес.
2Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку.Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно.Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону.Комплекс оживления выражен ярче.Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен.Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз.
3Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно.С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз.Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет.Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен.Активно и подолгу гулит.Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира.
4Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку.Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут.Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам.Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых.Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки.Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым.
5Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот.Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин.Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом.Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми.Гуление певучее, протяжное.Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела.
6Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку.Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы.Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи.Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки.Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций.Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).
Читайте также:  Что приготовить ребенку 1 года из филе индейки

На пути к первому юбилею

Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».

Возраст (мес.)ДвиженияУменияЭмоцииРечьИнтеллект
7Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям.Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку.Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр.Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма»)Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден)
8Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит.Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб.Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения.Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше.Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку.
9Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает.Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку.Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми.Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты.Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память.
10Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул.Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предметПоявляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами.Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там)Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память.
11Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой.При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой.Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет».Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителямиНастойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию.
12Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров.Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой.Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным.Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет.Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник