Моделирование в развитии ребенка

Моделирование в развитии ребенка thumbnail

бикмаева фируза хасановна
Моделирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста: модели, виды моделей, условия организации

2.3. Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др.

Основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта.

Виды моделей

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.

Прежде всего — предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Это может быть:

• плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей;

модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С. И. Николаева).

Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С. Н. Николаева)

модель «длинных и коротких ног» (С. Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И. А. Хайдурова)

модели Н. И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид — графические модели (графики, формулы, схемы и т. п.)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

• быть простой и доступной для создания и действия с ней;

• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

• облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап — предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе — осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

• начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

• целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

• обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным,если работу с ними построить в следующей последовательности:

• на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;

•на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;

• на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности с картинками

Приемы моделирования в познавательном развитии дошкольников.

Действия с моделяминужно осуществлять в следующей последовательности:

• замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

• использование готовых моделей (начиная со средней группы);

• построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

• конкретными (отображающие структуру данного объекта);

• обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование моделирования в работе с дошкольникамипредполагает соблюдение определенных требований:

• вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;

• должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

• должна быть доступна детям в повседневной жизни;

• должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

• одновременно можно использовать модели только одного вида.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например,в работе по экологическому воспитанию:

1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

2. Ознакомление с животными.

Метод моделирования можно использовать при классификации животных по характерным признакам, свойственным определенному классу животных.

Рассматривая с детьми птиц во время прогулок, отмечаем, что у них есть клюв, две лапы, оперенье. А затем закрепляем знания на моделях.

Рассматривая рыб, (чешуя, плавники, туловище, рядом с объектом наблюдения можно использовать модели.

Например, при наблюдении за рыбками в аквариуме, предложить детям графическую модель, которая помогает им обобщить понятие «рыба». Дети свободно отвечают на вопросы,носящие поисковый характер: «Где живут рыбки? Как двигаются и почему? Чем покрыто тело рыбки? Зачем нужна ей чешуя? Чем дышит рыбка? Можно ли рыбок доставать из воды? Почему? Для чего рыбке нужны плавники? Таким образом, модель требует от детей умение анализировать, абстрагировать, мыслить.

3. Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.

4. Использование моделей при беседах о временах года.

Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстроить:

• структуру рассказа;

• последовательность рассказа;

• лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Модельные схемы применяются при заучивании стихотворений о природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При помощи модельных схем дети могут отгадывать загадки, опираясь на опорную схему, а также составлять загадки самостоятельно.

На основе модельных схем можно создать разнообразные дидактические игры.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальности. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Например, геометрически фигуры обобщенно отражают существующие в действительности многообразные формы. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций.

В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др., в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.).

Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.)

Используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Читайте также:  Развитие мышления у ребенка начинается

Источник

Татьяна Леонова
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Содержание

Введение

1. Что такое модель?

2. Виды моделирования.

3. Приёмы наглядного моделирования.

4. Моделирование творческих способностей.

5. Кружковая работа в ДОУ «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)

6. Вывод.

Введение

Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями,родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

1. Что такое модель?

Модель – система объектов или знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойства системы-оригинала (исходного образца). Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, сводя к минимуму несущественные моменты. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические, а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность (или моделирование).

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, быстрее запомнить новый материал, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

2. Виды моделирования.

Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например, глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

В младшем дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно — схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3. Графические модели — обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Например, у нас в группе есть календарь погоды, который воспитатели ведут совместно с детьми, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.Например: при формировании понятия «птицы» в группе используется модель, в которой отражены существенные,наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (крылья, лапы, форма тела, покров тела, особенности питания, в которых проявляется приспособление птиц к их среде обитания.

3. ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

Заместители.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Мнемотаблицы.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Читайте также:  Возрастные нормативы развития ребенка 6 лет

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.

4. Моделирование творческих способностей.

Основной вид совместной деятельности в детском саду является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей к моделированию содействует тому, что дети сами стали стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.

Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Развитию у дошкольников способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Выполнение заданий творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.

Занятия моделированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчестваприсутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении — это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей — их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению

как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация, лепка, нетрадиционные художественные техники, право на творческий поиск и на ошибку.

С моей точки зрения, наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.

Продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.

Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус.

Главным результатом занятий творческим моделированием, по-моему

мнению, являются не столько готовые изделия и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях.

Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

5. Кружковая работа в ДОУ «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)

Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми. И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности. И одной из таких форм является организация дополнительного образования детей.

Поэтому в нашем саду для детей второй младшей группы был организован кружок «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование).

Основной целью работы кружка стало формирование мышления, интеллектуальных и творческих способностей, трудовых умений и навыков наших воспитанников.

Как я уже раннее говорила, существуют различные виды моделирования — предметное, графическое, практическое. В плане нашего кружка основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление воспитанникам об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.

В перспективном плане работы кружка предусмотрена работа с разнообразными видами материала – деревянный конструктор, работа с готовым конструктором и конструктор ЛЕГО.

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольниковМоделирование в развитии ребенкаМоделирование в развитии ребенка

6. Вывод

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.

Моделирование в развитии ребенка

Источник