Модели развития ребенка по а в петровскому

Модели развития ребенка по а в петровскому thumbnail

      А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.      

  Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается  в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личности.

1. Адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами Д и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть такими как все» и стремлением к максимальной персонализации.

3. Интеграция – определяется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её самосовершенствованию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, либо изоляция личности, либо вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфи­ческие трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к то­му, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группe, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты.

    На основе соотношения перечисленных выше фаз становления личности Петровским А.В. были выделены 3 эпохи ее развития.

1. Эпоха детства (раннее детство, детсадовское детство и младший школьный возраст). Преобладание адаптации над индивидуализацией.

2. Эпоха отрочества (средний школьный возраст). Доминирование индивидуализации над адаптацией.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст). Доминирование интеграции над индивидуализацией.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие этапы в развитии возрастной психологии в России можно выделить?

2. Какой механизм формирования психики был открыт Л.С. Выготским?

3. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?

4. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина о природе детства.

5. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?

6. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка, по мнению, Леонтьева и Рубинштейна?

7. Что является критериями детства в периодизациях Петровского и Блонского?

8. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.

Рекомендуемая литература

1.   Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2.   Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. – М., 1979.

3.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1963.

4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. Проблемы развития
психики. М., 1983.

5.Выготский Л.С. Там же. Т.4. Детская психология.

6.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.

7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

9. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. псих,
произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1.

10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

12. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №1.

13. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
М, 1990.

14. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.

17. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию /Избр .психологические труды.  М., 1989.

Читайте также:  Развитие ребенка пазлы своими руками

18. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.

20. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

Источник

Российский советский психолог Aртур Владимирович Петровский (1924—2006) рассматривал развитие личности ребенка с позиций социальной психологии. В его периодизации прослеживается зависимость развития личности от интеграции или дезинтеграции ребенка в различных социальных группах.

Становление личности, по Л. В. Петровскому, определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Па каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, йотом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения.

Для любой такой группы характерны своя деятельность (или комплекс деятельностей) и особый стиль общения. Именно «деятельностно опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. «Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников» [1].

Для А. В. Петровского важна специфика развития личности — в отличие от психического развития (развития психических функций). Если психическое развитие определяется ведущей деятельностью (см. параграф 1.1), то развитие личности — деятельностно опосредованным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с референтной для него в определенный период группой.

Развитие личности на любом возрастном этапе связано с реализацией потребности в персонализации, которую называют потребностью быть личностью. Реализация потребности быть личностью — это «запечатление себя в другом», которое происходит «в конкретной деятельности, осуществляемой в конкретной ситуации». «Стремясь через активное участие в совместной деятельности привнести свое Я в сознание, чувства и волю других людей, приобщая их к своим интересам и желаниям, добиваясь в этом успеха, человек удовлетворяет тем самым потребность в персонализации». Человек, в том числе ребенок, «оказывается представленным в жизнедеятельности других людей и его личность получает возможность проявиться в общественной жизни. Потребность… в персонализации — это глубинная и не всегда осознаваемая основа таких неутилитарных форм общения людей, как альтруизм, аффилиация [2], стремление к общественному признанию и самоопределению в группе» [3].

В этой связи источником развития личности становится противоречие между потребностью личности в персонализации (стремлением проявить свою индивидуальность с тем, чтобы «отразиться», «запечатлеть себя» в членах референтной группы) и готовностью группы принимать только те индивидуальные особенности, которые соответствуют нормам, задачам и условиям функционирования и развития самой группы.

Когда ребенок входит в новую группу, он прежде всего приспосабливается к пей — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза вхождения в группу и одновременно становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе — и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей порождает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Hа третьей фазе происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность [4], безынициативность, робость, неуверенность в себе.

Конформность проявляется в подчинении мнению группы с тем, чтобы избежать санкций или заслужить одобрение.

Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Читайте также:  Нормального развития маленького ребенка

Ребенок может входить в просоциальную или в асоциальную группу; в последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На рисунке показаны линии вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе (рис. 1.3).

На своем жизненном пути ребенок включается в группы, различные по социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он может оказаться отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности.

Развитие личности в группе

Рис. 1.3. Развитие личности в группе:

П — потребность быть личностью; С — способность; И — источник; Р — результат; —► — просоциальное развитие личности; — -► — результат

Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в определенные социальные группы (семья, группа детского сада, школьный класс, неформальные подростковые объединения), и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок в своем личностном развитии проходит все три фазы. Если в каком-либо периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А. В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста (рис. 1.4). Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (в которую входит старший школьный возраст) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, по А. В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности.

Развитие личности при вхождении в референтные группы

Рис. 1.4. Развитие личности при вхождении в референтные группы

по А. В. Петровскому:

  • —► — просоциальное развитие личности;
  • —-►— асоциальное развитие личности;
  • 1 — адаптация; 2 — индивидуализация; 3 — интеграция

В юности должна произойти интеграция подростка в обществе.

Развитие личности на протяжении детства, в том числе младшего школьного возраста, и других школьных возрастов представляет собой восхождение к социальной зрелости.

Младший школьный возраст в этом процессе занимает важное место, завершая эпоху детства. Ситуация развития личности в это время сходна с ситуацией развития личности дошкольника: ребенок входит в новую для него группу сверстников, которой управляет педагог. По школьная учительница становится для детей более значимой (референтной), чем была воспитательница детского сада. Используя систему отметок, она влияет на взаимоотношения ребенка с родителями и другими взрослыми.

Подчеркивая роль взрослых в развитии личности в младшем школьном возрасте, А. В. Петровский отмечает интеграцию ребенка ну столько в системе «ученики — ученики», сколько в системе «ученики — учительница» и «ученики — родители».

Считая, что учебная, как и любая другая ведущая деятельность, определяет развитие психических функций ребенка, А. В. Петровский придает ей особое значение в становлении личности младшего школьника. «Фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка» [5].

Из периодизации А. В. Петровского можно сделать следующие выводы.

  • 1. Младший школьный возраст входит в эпоху детства, в которой преобладают процессы адаптации (приспособления к тем социальным группам, в которые включен ребенок, к нормам, регламентирующим отношения, поведение, деятельность в рамках группового взаимодействия ).
  • 2. Младший школьный возраст входит в эпоху детства вместе с ранним детством (периодом интеграции в семье) и дошкольным детством (периодом интеграции в группе детей в дошкольном образовательном учреждении). В это время референтной группой становится школьный класс. В младшем школьном возрасте отношения со сверстниками в классе так же, как и в дошкольном возрасте отношения со сверстниками в группе детского сада, опосредуются взрослыми — учителем, воспитателем, родителями, — которые регулируют, контролируют и оценивают эти отношения. В следующем среднем школьном возрасте разрушается система отношений «ребенок — взрослый — ребенок» и подростки устанавливают нормы взаимоотношений самостоятельно.
  • 3. На данном возрастном этапе происходит интеграция в системе «ученики — педагог» и «ученики — родители». На развитие личности младшего школьника влияет отношение значимых взрослых к его учебной деятельности, успеваемости, старательности и дисциплинированности; если первокласснику трудно адаптироваться в классе, а трудности адаптации наблюдались и в дошкольном детстве, то у него появится тенденция к снижению уровня самооценки, развитию пассивности и конформности.
  • 4. Если у младшего школьника возникают, причем не впервые, трудности в индивидуализации (проявлении своих индивидуальных особенностей, которые могут нe согласовываться с нормами, принятыми в классе), он будет склонен к завышению самооценки, проявлению негативизма и агрессивности.
  • 5. Если ребенок не способен интегрироваться в группе одноклассников, он приобретает социально-психологический статус изолированного.
Читайте также:  Критические периоды развития ребенка что это

Источник

Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие лич­ности как процесс интеграции в различных социальных группах.

Становление личности определяется особенностями взаимоот­ношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой груп­пы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих инди­видуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигну­тым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудовлетворенной потребностью ребенка в макси­мальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порож­дает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фа­за состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной по­требности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее раз­вития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфи­ческие трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отверга­ет индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завы­шенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к то­му, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная инте­грация ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоци­альные черты. На рисунке 1.3 показаны линии двух вариантов раз­вития, возможных на каждом возрастном этапе.

Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, раз­личные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в од­ной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее, в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализа­ции и интеграции многократно повторяются. В результате склады­вается относительно устойчивая структура личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А.В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) харак­терно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (периода старшего школьного воз­раста) — доминирование процесса интеграции над процессом ин­дивидуализации. Таким образом, детство — это, в основном, при­способление ребенка к социальной среде, отрочество — проявле­ние своей индивидуальности. В юности должна произойти инте­грация в обществе.

Источник