Модель познавательного развития ребенка

бикмаева фируза хасановна
Моделирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста: модели, виды моделей, условия организации

2.3. Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др.

Основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта.

Виды моделей

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.

Прежде всего — предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Это может быть:

• плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей;

модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С. И. Николаева).

Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С. Н. Николаева)

модель «длинных и коротких ног» (С. Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И. А. Хайдурова)

модели Н. И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид — графические модели (графики, формулы, схемы и т. п.)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

• быть простой и доступной для создания и действия с ней;

• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

• облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап — предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе — осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

• начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

• целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

• обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным,если работу с ними построить в следующей последовательности:

• на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;

•на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;

• на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Приемы моделирования в познавательном развитии дошкольников.

Действия с моделяминужно осуществлять в следующей последовательности:

• замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

• использование готовых моделей (начиная со средней группы);

• построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

• конкретными (отображающие структуру данного объекта);

• обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование моделирования в работе с дошкольникамипредполагает соблюдение определенных требований:

• вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;

• должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 1 год и 1 месяц развитие

• должна быть доступна детям в повседневной жизни;

• должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

• одновременно можно использовать модели только одного вида.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например,в работе по экологическому воспитанию:

1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

2. Ознакомление с животными.

Метод моделирования можно использовать при классификации животных по характерным признакам, свойственным определенному классу животных.

Рассматривая с детьми птиц во время прогулок, отмечаем, что у них есть клюв, две лапы, оперенье. А затем закрепляем знания на моделях.

Рассматривая рыб, (чешуя, плавники, туловище, рядом с объектом наблюдения можно использовать модели.

Например, при наблюдении за рыбками в аквариуме, предложить детям графическую модель, которая помогает им обобщить понятие «рыба». Дети свободно отвечают на вопросы,носящие поисковый характер: «Где живут рыбки? Как двигаются и почему? Чем покрыто тело рыбки? Зачем нужна ей чешуя? Чем дышит рыбка? Можно ли рыбок доставать из воды? Почему? Для чего рыбке нужны плавники? Таким образом, модель требует от детей умение анализировать, абстрагировать, мыслить.

3. Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.

4. Использование моделей при беседах о временах года.

Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстроить:

• структуру рассказа;

• последовательность рассказа;

• лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Модельные схемы применяются при заучивании стихотворений о природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При помощи модельных схем дети могут отгадывать загадки, опираясь на опорную схему, а также составлять загадки самостоятельно.

На основе модельных схем можно создать разнообразные дидактические игры.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальности. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Например, геометрически фигуры обобщенно отражают существующие в действительности многообразные формы. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций.

В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др., в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.).

Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.)

Используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Источник

НРМДОУ Центр Развития Детский сад «Улыбка»

2009-2010 уч. год

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели»

Старший воспитатель

Шалаева М.В.

ТЕМА:«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели».

                                                                 «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь

                                                                     живу, и приобретал так много, так быстро,                                                                                                                                                                         что во всю остальную жизнь я не приобрел и  

                                                                            одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до

                                                                            пятилетнего страшное расстояние.»

Читайте также:  Методики развития ребенка дома

                                                                                                        (Л.Н. Толстой)

               Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить!»

Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве – удивления и восхищения миром.

Целью работы является: показать как модели способствуют познавательному развитию детей.

Задачи: 1. Систематизировать теоретический и практический материал по данной теме.

             2. Развивать познавательную активность детей, их любознательность, стремление к самостоятельному поиску с применением такого средства как модели.

Результат:

1.Создать условия, позволяющие детям вести познавательно – поисковую деятельность посредством использования моделей.

Цель для детей 1. Сформировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность ребенка через использование моделей.

Результат для детей: Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

В центре программы «Детство « — ребенок – исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения, связи окружающего мира. Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Моделированием называется такой метод исследовании, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления.

Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, и тем самым не нанося им вреда.

Модели можно классифицировать по разным принципам:

  1. по характеру моделирования – людей, объектов, процессов и биоценозов;
  2. по внешнему виду – плоскостные и объемные;
  3. по месту расположения – настольные, напольные, настенные;
  4. по способу использования – статические и динамические.

         Названные принципы классификации не исключают друг друга. По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальных ситуаций. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. А ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону, получают сведения о разнообразных моделях, накапливают обширные представления, которые им «необходимо» выстроить» в виде моделей.

Эта тема актуальна – современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций.

В одних работах моделирование выступает как «общая интеллектуальная способность» ( Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская и др.), в других – как «вид знаково – символической деятельности» (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и  моделирования в различных видах детской деятельности (Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, О.Н. Сомкова и др.).

Ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое – замещающее», некоторых правил моделирования, видоизменения готовых моделей.

Как происходит освоение детьми среднего дошкольного возраста свойств и отношений предметов посредством модели?

Данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать свойства и использовать свойства предметов в практической деятельности. Он осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает и мы признаны помочь ему в овладении средствами познания, выработанными человечеством и позволяющими самостоятельно открывать новое.

Освоение различных свойств и установление отношений в среднем возрасте происходит неравномерно.

Часть свойств и отношений: цвет, размер, форма осваиваются достаточно полно. Зато другие свойства и отношения осваиваются недостаточно глубоко, дети затруднялись в определении сенсорных эталонов, «смешивали» объемы представлений (неверно употребляют термины:

большой в место тяжелый,

мелкий в место легкий,

большой в место широкий) и т.д.

Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выраженности), так и с уровнем овладения способами их познания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повысили интерес детей к заданиям, вызвали желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.

При придумывании разнообразных моделей мы придерживались следующих требований:

  1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
  2. Раскрывать существенное в объекте;
  3. Замысел по созданию или использованию готовой модели обсуждали с детьми, что бы она была понятна.

        Использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольника видах деятельности (в игре, конструировании, рисовании, лепке, аппликации, при изготовлении поделок) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования, дает богатейшие возможности для развития междеятельных связей.

В развитии речи модели используются для пересказа художественного рассказа, составления описательных рассказов и т.д.

В играх – экспериментах с различными материалами модели полнее раскрывали основные свойства и качества (воды, песка, глины).

Учет индивидуальных особенностей, интересов детей позволяет полнее познавать мир. Созданы коллекции «Ткани», «Бумаги», «Древесины», «Гербарий», «Фантиков», «Спичечных этикеток», «Пуговицы», «Значки».

Одной из форм организации познания детской деятельности , учитывающей выявленные особенности освоения свойств и отношений предметов и способствующей проявлению детской самостоятельности в познании наряду с :

  1. Экспериментированием;
  2. Решением практических и познавательных задач является дидактическая игра и игровые упражнения.

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:

  1. Последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания свойств и отношений предметов;
  2. Развивать умения осваивать содержание, моделировать, осознавать причинно – следственные связи;
  3. Использовать разнообразные виды моделей;
  1. по отражению содержания;
  2. по степени условности содержания;
  3. по способу выражения, оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;
  1. накапливать опыт познания посредством моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно – развивающей среды;
  2. повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.
Читайте также:  Одно месячный ребенок развитие

Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника.

Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребенку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным хорошо знакомым вещам: Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой – помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения.

 Модель лишь направляет исследование, помогает абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений, выступает средством измерения.

Преимущество игр заключается в возможности их усложнения и вариативности форм проведения, как индивидуально, так и с группой детей.

Успешность освоения свойств и отношений предметов детьми зависит от понимания ими модели как средство знаково – символической деятельности.

В среднем дошкольном возрасте дети лучше устанавливают связь «реальность – модель» в практической ситуации.

Разнообразие используемых моделей дает возможность детям осваивать раз-личные функции модели:

  1. как средства познания;
  2. фиксации;
  3. контроля;
  4. оценки правильности задания;
  5. при установлении отношений модель использовалась в функции измерения т.е. при выполнении группировки дошкольники применяли модель, лучше «отвлекались от незаданных свойств, «удерживали» основания для образования групп.

Систематизировав материал по данной теме применяю модели:

  1. «Времена года»
  2. В трудовой деятельности.

     (- «Цель труда – средства труда».

  1. «Предмет труда».
  2. «Трудовые действия».
  3. Результат
  4. «Я в трудовой деятельности»).
  1. «Описание свойств материалов».
  2. В речевой деятельности. (для составления рассказов).
  3. В наблюдениях (способы сенсорного обследования предметов: овощей, фруктов, посуды, вещей, игрушек, и т.д.)
  4. Модели эколого – систематических групп.
  5. Живое (звери, насекомые, растения, модели, птицы)
  6. Модели функций органов живого.(лист, корень, цветок, стебель)

А различное отношение детей к модели и познанию посредством ее указывает на разный уровень развития познавательных интересов.

Игры с моделями сочетают привлекательную эмоционально – образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями.

Оформила дидактические игры: с использованием этих моделей.

  1. «Лото», «Модели».

Цель: Установить связь «реальность — модель».

  1. «Что чем узнаем?»

Цель: Развитие осознания обследовательских действий»

Установление связи: «выделяемое свойство – анализатор действия»

  1. «Загадки, отгадки»

Цель: Расширять представления о свойствах предметов.

  1. Развитие умения абстрагировать свойствами и обобщать по ним.
  2. Умение видеть предмет в единстве свойств, устанавливать связь «реальность и модель».
  3. «Домики свойств»

Цель: развивать у детей умение выделять и абстрагировать свойства в предмете согласно модели отвлекаясь от других свойств и др.

  1. «Так было летом … что произойдет зимой»

Цель: установление взаимосвязей в природе.

«Что перепутано?»

«Кто где живет?» и т.п.

Объемные модели биоценозов ( «Болото» «Лес зимой, весной, летом, осенью), «Пустыня» позволяют увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения.

В своей деятельности использую диагностический материал, разработанный авторами программы.

Проанализировать результаты педагогической деятельности мне помогают краткие характеристики уровней освоения содержания, представленные во всех разделах программ.

Учитывая растущие потребности детей среднего возраста внимательно отношусь к созданию пространственно – развивающей среды в группе.

Оформлены центры « Развития речи», «Математический». Для интеллектуального – творческого развития детей использую технологию

В.В. Воскотовича, для освоения сенсорных эталонов, первоначальных знаний геометрии.

Мои дошкольники, играя блоками Дьенеша, могут увидеть за символами реальные объекты, их свойства и применять знания в игре.

 Палочки Кьюзенера помогли в освоении числовой последовательности.

  1. «Конструирование»
  2. «Театрализованная деятельность»
  3. Уголок «Изодеятельности»
  4. «Наука – природа» где подобраны коллекции камней, семян овощей, цветов, круп, ракушек, тканей, пуговиц и т.д.  Имеется оборудование для проведения простейших опытов.

Я считаю важным условием реализации программы – открытость педагогического процесса и сотрудничества с родителями. Ежедневно оформляем раздел «Жизнь группы», индивидуальные и групповые консультации: «Домашняя игротека».

«Разные дети – разные интересы»,

«О развитии любознательности»

 «Экспериментируем на кухне»

«Правила безопасности при проведении исследовательных игр»

«Дни открытых дверей», совместные праздники «Знай и люби свой край».

Участвую в организации и проведении педсоветов «Познавательное развитие посредством моделей», «Использование моделирования в процессе ознакомления с природой» (семинар). «Упражнения для развития исследовательских умений педагогов» (тренинг).

Постоянно повышаю свой профессиональный багаж, имею личную периодику по дошкольному воспитанию, участвую в МО д/сада, на курсах повышения квалификации «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича 2002г.

Цель своей работы считаю достигнутой, дети устанавливают причинно следственные связи при ознакомлении с природой и при ознакомлении с предметами окружающего мира.

  1. Успешно обследуют (сравнивают реальность и модель).
  2. Группируют, анализируют, поясняют свои действия, (общее – различное в предметах).
  3. Понимают значимость труда.
  4. Могут обозначать свойства условными знаками, видеть предмет в единстве свойств и качеств, устанавливают связь: выделяемое свойство – анализатор – действие.
  5. Ориентируются по плану, схемам.

 Дети владеют внешними формами замещения и наглядного моделирования, применяют заместители и наглядные модели в уме, представляют себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видят» возможные результаты собственных действий.

 А это пригодится для дальнейшей учебной деятельности в школе.

Список используемой литературы:

        1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего

       школьного возраста//Экологического образование: концепции и

       методические подходы. М., 1996.

    2. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и

       др. — 2-е изд., испр. и доп. — С-Пб.: «Детство-пресс», 2003.

    3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,

       1999.

   4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Издательский

       Дом «Карапуз», 2001.

Источник