Мировоззрения ребенка 5 лет

Мировоззрения ребенка 5 лет thumbnail

По просьбам выкладываю цитаты из книги Кена Уилбера «Краткая история всего». Сама книга о пути эволюции человеческого сознания. Я копирую те части, которые могут быть полезными для тех, кому важно знать об особенностях психики и сознания в разных фазах развития ребенка. Для меня эти знания важны, чтобы учитывать эти свойства и не забегать вперед, наоборот-пользоваться этой информацией. Если я знаю что ребенок чего-то не может сделать , просто потому что мышление не развито-знаете, я успокаиваюсь) хотя бы десять тысяч учителей сказали что такое можно усвоить в данном возрасте. Да и самой не забывать о том где сейчас примерно находится ребенок. Так наше общение становится более правильным. Не таким искаженным.

Точка опоры 1: штриховка физического «я»

 В: Итак, мы начинаем наше развитие с точки опоры номер один.

КУ: Да, «я» находится в полном единстве с сенсорно-двигательным миром, в состоянии первичного сплава или первичного нарциссизма. Личность на этом этапе центрирована вокруг физического, она сплавлена с материальным измерением, с физиосферой. Но в возрасте приблизительно четырех месяцев младенец начнет проводить различие между физическими ощущениями в своем теле и в окружающей среде. Младенец кусает простыню, и это не больно; кусает свой большой палец, и это больно. Он понимает, что между одеялом и большим пальцем есть различие. Поэтому он начинает вступать в фазу дистанцирования от точки опоры номер один, которая обычно заканчивается где-нибудь на первом году, обычно в возрасте приблизительно 5—9 месяцев, согласно исследованиям пионера в этой области Маргарет Малер.

Она называет эту фазу «штриховкой» — физическое «я» выделяется из этой первичной матрицы (другими словами, эта штриховка — фаза 2 точки опоры 1). Эта штриховка и есть «подлинное рождение» физического «я».

Точка опоры 2: рождение эмоционального «я»

 В: Но если с точкой опоры номер один все хорошо?

КУ: Если «я» удалось относительно хорошо пройти эту точку опоры, то младенец выходит к точке опоры номер два, эмоционально-образной. Поскольку младенец закончил с точкой опоры 1, он установил реалистичные границы своего физического «я», но он все еще не провел границы своего эмоционального «я». Так что он может выделить свое физическое «я» из физической окружающей среды, но все еще не может выделить свое эмоциональное «я» из эмоциональной среды, и это означает, что его эмоциональное «я» отождествляется с теми, кто находится вокруг него, особенно с матерью (начальная фаза отождествления точки опоры 2).

Так как в предыдущем физическом состоянии сплавленности не было ничего «глубокого», нет никакой значительной глубины и в этом эмоциональном состоянии отождествления, даже несмотря на то, что оно также напоминает это привлекательное «целостное единство с миром». Почти все исследователи единодушны в том, что это состояние все еще является крайне эгоцентрическим, или нарциссическим. Как сказала Малер, «я» на этой стадии рассматривает мир как свою устрицу. «Именно потому, что он не может отделить себя от эмоционального и жизненного мира вокруг него, «я» младенца относится к миру как к продолжению себя — что с технической точки зрения есть склонность к нарциссизму».

Этот тип жесткого нарциссизма — который на данной стадии является нормой, а не патологией — не означает, что младенец эгоистично думает только о себе, напротив, он вообще неспособен к размышлениям о себе. Он не может отделить себя от мира, эмоционального мира, и поэтому он думает, что-то, что чувствует он сам, чувствует и мир вокруг него, то, что требуется ему, хочется и миру вокруг него, то, что видит он, видит и мир. Ребенок играет в прятки, просто закрывая глаза ладонями: он думает, что если он вас не видит, то и вы не можете видеть его; его собственная точка зрения для него является единственной существующей.

«Я» на этой стадии — просто естественно-импульсивное «я». Оно находится в единстве со всем жизненно-эмоциональным измерением бытия, как внутренним, так и внешним. Его влекут потоки его эмоциональной и биологической жизни, и оно не отличает себя от этих экологических потоков существования. Его личность на данной стадии является биоцентрической или экоцентрической, она сплавлена с биосферой снаружи и внутри.

И именно потому, что «я» слито с природой, биологией, импульсами, жизненно-эмоциональной сферой, оно не может подняться над вышеупомянутым единством и увидеть, что его точка зрения — не единственная существующая в мире. Биоцентричность приводит к крайней эгоцентричности, и мы постоянно будем с этим сталкиваться.

«Я» и его представления об объектах все еще слиты воедино. Это создает особую «магическую» и самовлюбленную атмосферу, которая так распространена на данном этапе развития человека.

Но в возрасте приблизительно 15—24 месяцев эмоциональное «я» уже начинает отделять себя от эмоциональной окружающей среды. Малер называет это «психологическим рождением младенца». Ребенок на данном этапе фактически рождается как отдельное эмоциональное и чувствующее «я» (человек переходит от начальной фазы отождествления точки опоры 2 в среднюю фазу дифференцирования). Младенец начинает осознавать тот факт, что он является отдельным существом, живущем в отдельном от него мире. Это удар по чувству единения матери и ребенка.

В: Эта стадия отличается от «штриховки».

КУ: Да. Точка опоры 1 — это штриховка, или рождение физического «я». Точка опоры 2 — рождение эмоционального «я». В точке опоры номер два пробуждается действительно отдельное «я», со всеми радостями и всем ужасом и страданием, которые из этого следуют.

Точка опоры 3: рождение концептуального «я» 

В: Но если на точке опоры 2 все проходит хорошо?

КУ: Если все идет относительно хорошо, то «я» больше не отождествляет себя исключительно с эмоциональным уровнем. Оно начинает преодолевать этот уровень и отождествляться с сознательным или концептуальным «я», которое является началом точки опоры номер три и представляющего сознания. Представляющее сознание Пиаже назвал до-операционным сознанием. Это сознание заполнено изображениями, символами и понятиями. Вы можете увидеть их все, например, на рисунке 5—3.

Образы начинают появляться приблизительно в возрасте 7 месяцев. Образ более или менее похож на тот объект, который он представляет. Если вы закроете глаза и представите себе собаку, то изображение в значительной степени будет походить на реальную собаку. Это образ. Символ, с другой стороны, представляет объект, но совершенно его не напоминает внешне, и это гораздо более сложная познавательная задача. Символ «Фидо» представляет мою собаку, но он совершенно не похож на мою собаку. Символы появляются на втором году жизни, обычно вместе с такими словами, как «ма» или «папа», и эта способность развивается очень быстро. Символы доминируют в сознании в возрасте примерно от 2 до 4 лет.

Читайте также:  В какой спорт отдать ребенка 5 лет

После этого периода начинают появляться понятия. Если простой символ представляет единственный объект, понятие представляет целый класс объектов. Слово «собака» представляет всех собак, а не только Фидо. Появляется возможность решения более сложных задач. Понятия доминируют в сознании в период с 4 до 7 лет. Конечно, все это — основные структуры, и как только они появляются в сознании, они остаются в нем как основные способности, всегда доступные сознанию.

Но только после появления понятий начинает появляться особенное сознательное, или концептуальное, «я». Когда «я» начинает отождествляться с этим концептуальным разумом, мы приходим к точке опоры номер три. «Я» теперь представляет собой не только связку впечатлений, импульсов и эмоций, оно является также совокупностью символов и понятий. Оно входит в лингвистический мир, ноосферу, и это, мягко говоря, все меняет. Оно прошло от физиосферы в точке опоры 1 через биосферу точки опоры 2, и теперь оно входит в ноосферу с ее точкой опоры 3.

В: Почему бы вам кратко не описать все ранние мировоззрения, и затем мы сможем перейти к более высоким уровням.

КУ: «Архаичный» — это термин, который включает в себя множество феноменов. Он кратко представляет все предыдущие дочеловеческие стадии развития. Архаичным называется общее мировоззрение точки опоры 1. В основе своей это сенсорно-двигательное мировоззрение.

В: А магия?

КУ: Когда начинают появляться образы и символы, приблизительно в период точки опоры 2, они еще не очень четко различаются от представляемых ими понятий. Таким образом, возникает идея, что при помощи манипулирования образами можно манипулировать самими объектами. Если я создаю образ человека, а затем протыкаю его булавкой, то с этим человеком должно произойти что-то плохое. Ребенок живет в магическом мире, в котором эти связи столь же реальны, как и остальные. Совсем как в магии.

Подобным же образом, так как «я» и другое еще не полностью разделены, ребенок населяет мир объектами, которые имеют ментальные характеристики — магическое мировоззрение анимистично. Облака движутся, потому что они гонятся за вами, хотят увидеть вас. Дождь идет, потому что небо хочет вас умыть. Гром гремит, потому что небо разозлилось на вас лично. Разум и мир еще не до конца разделены, поэтому их характеристики часто путаются. И внутреннее, и внешнее одинаково нарциссичны и эгоцентричны.

В: А что насчет мифологии?

КУ: Когда развитие переходит к точке опоры 3, ребенок начинает понимать, что он не может упорядочить мир вокруг себя средствами магии. Он прячется за подушкой, но другие люди его все равно находят! Что-то здесь не так. Магия больше не помогает. «Я» не может магически управлять миром вокруг себя в соответствии со своими фантазиями. Но оно думает, что, возможно, кто-то другой может это делать, поэтому на сцену выходит весь пантеон богов, богинь, фей и демонов, в котором каждый из них может по собственному усмотрению нарушать определенные законы природы. Ребенок просит своих родителей превратить этот отвратительный шпинат в конфету. Он просто не понимает, что материальный мир не функционирует таким образом.

И в это время ребенок развивает достаточно сложное мифологическое мировоззрение, в котором присутствует множество различных стихийных сил, управляющих миром, и каждая из них обращает внимание на эго ребенка. Если на предыдущей магической стадии ребенок думает, что он сам в силах изменить мир магией своего слова, то теперь он пытается угождать богам и силам природы, которые могут изменить мир, часто в худшую сторону. С этими силами ведется постоянная «торговля»: если я съем весь мой обед, то хорошая сила излечит мою зубную боль.

Это мифическое мировоззрение начинается на уровне представляющего разума и продолжается на следующей главной стадии разума — стадии «правила/роли». Затем на стадии рационального мировоззрения оно пропадает. «Я» уже понимает, что изменить действительность можно, только работая над этой проблемой самостоятельно: никто не собирается спасать вас при помощи магии или мифов.

Источник

Доказано, что к 11 годам мировоззрение ребенка формируется и он становится способен оценивать окружающее как взрослый, решать проблемы и даже строить планы на будущее. Но до этого возраста дети воспринимают мир совершенно иначе, чем взрослые. У малышей еще недостаточно опыта и знаний, чтобы понять, как этот мир работает, а потому они видят вещи в абсолютно ином свете. Ученые выяснили, в чем заключаются главные различия в мировоззрении детей и взрослых.

AdMe.ru поможет взглянуть на мир глазами ребенка.

1. Детские фантазии

До определенного возраста малыши не могут увидеть разницу между фантазией и реальностью. Именно поэтому они часто убеждены в реальности тех событий, которые выдумали сами. Однако стоит отметить, что если ребенок выдумал что-либо самостоятельно, то сомневаться он в своей фантазии не станет, но если малыш услышит нечто маловероятное от другого человека, то он, подобно взрослому, откажется в это верить. После ряда проведенных тестов ученые пришли к выводу, что тонкая грань между выдумкой и реальностью, которая ярко развита у детей, существует, потому что в столь юном возрасте малыши не понимают, какие знания являются верными, а какие нет.

2. Отсутствие абстрактного мышления

Также доказано, что до 11 лет дети способны размышлять только о конкретной реальности, но мыслить абстрактно они еще не умеют.

Психологом Рудольфом Шаффером был проведен эксперимент, в котором он предложил двум группам детей найти место на теле, где можно было бы разместить третий глаз. В первой группе, состоявшей из 9-летних детей, все экспериментируемые указали на лоб, то есть ту область, где уже находятся два глаза. Вторая группа состояла из 11-летних, уже способных размышлять над абстрактным. Они начали предлагать абсолютно разные варианты, например ладони, которые помогут видеть сбоку либо сзади.

3. Изучение языков

Изучение языков дается детям с легкостью, тогда как взрослые тратят на это намного больше усилий. Лингвист Ноам Хомский объясняет данный факт тем, что в мозг человека встроен так называемый общий инструмент, который связывает синтаксические правила всех существующих языков. Более того, за восприятие и воспроизводство речи ребенка отвечают миллионы клеток, которые содержатся в мозге, поэтому при изучении языка ребенок устанавливает ассоциативные связи на нейронном уровне, которые образуют сложные проводящие системы. Такие системы окончательно формируются к 10 годам. Поэтому овладеть иностранным языком с возрастом становится намного сложнее и затратнее по времени.

Читайте также:  Цианоз у ребенка 5 лет

4. Постоянство объектов

Каждый родитель, который играл со своим малышом в известную всем игру «ку-ку», мог наблюдать, как расстраивается ребенок, когда мама или папа исчезают из виду. Это происходит потому, что до годовалого возраста дети глубоко убеждены, что объект, который они не видят, исчезает навсегда. Психолог Жан Пиаже развил теорию о постоянстве объектов, в которой доказал, что знания о существовании предметов вне поле нашего зрения приходят с возрастом. А маленький ребенок еще слишком неопытен, чтобы понять, что объект, который он сейчас не видит, продолжает существовать.

5. Идентификация

Ученые утверждают, что из-за отсутствия соответствующего опыта новорожденный не различает лица, которые видит. Более того, он видит не четкие объекты, а размытые контуры.

В ходе одного из экспериментов было доказано, что малыши до 6 месяцев не способны различать лица разных людей, а к 9 месяцам ребенок адаптируется и начинает идентифицировать лица своих и чужих. И уже к году его взгляд становится сфокусированным и он начинает видеть объекты четкими и цветными.

6. Обратимость

У детей отсутствует понятие обратимости. Поэтому, если поставить перед ребенком два разных по размеру и объему стакана и перелить одинаковое количество воды из высокого в широкий, ребенок будет уверен, что воды стало больше. До 7 лет малыши будут убеждены, что если стакан изменил форму, то и содержимое в нем изменилось. Помимо этого, считается, что до определенного возраста дети не способны совмещать понятия высоты и ширины, фокусируя свое внимание только на одной из величин.

7. Рисование

Общеизвестен тот факт, что в силу не до конца развитой моторики дети рисуют хуже взрослых, так как пока не могут твердо держать в руках карандаш.

Помимо этого, существует любопытный факт, который был открыт в ходе эксперимента. Детям в возрасте от 5 до 9 лет поставили задание нарисовать кружку, которая была размещена так, что ручки видно не было. Несмотря на то что ручка не попадала в поле зрения детей, каждый ребенок в возрасте до 7 лет изобразил ручку на своем рисунке. Дети старше 7 лет рисовали кружку без ручки.

Психологи пришли к выводу, что именно в этом и заключается основная разница между ребенком и взрослым. Если взрослому поставят задание нарисовать объект, который они видят, то они так его и нарисуют. Дети же могут добавлять элементы, которых не наблюдают в поле зрения, но знают, что они должны быть.

8. Понятие морали

У детей свое, отличное от взрослых понятие морали. Взрослые знают, что такое хороший поступок и что — плохой, также они осведомлены об общепринятых правилах (которые тем не менее иногда нарушают).

Для детей в этом плане все намного проще. Изначально поведение малышей основывается на избежании наказаний за тот или иной проступок. Более взрослые дети под моралью понимают поведение, которое потом может быть вознаграждено. Каждый этап взросления ребенка формирует окончательные моральные аргументы, которых придерживается большинство взрослых.

Подтверждением данного факта являются результаты исследования, в рамках которого детям задавали ворос: «Что хуже — сломать одну пару очков, но специально или сломать несколько пар, но случайно?» И большинство малышей ответили, что тот, кто сломал большее количество очков, совершил худший поступок, так как нанес больше вреда, чем тот, кто сломал всего одну пару очков.

9. Теория ума

Теория ума заключается в понимании того, что не все обладают той информацией и опытом, которыми обладаете вы. К детям, в отличие от взрослых, данная закономерность приходит лишь с возрастом.

Это выяснили, проведя эксперимент под названием «Салли-Энн». В комнате находятся двое взрослых и ребенок. В то время как один из взрослых покидает комнату, другой прячет игрушку. Когда первый взрослый возвращается в комнату, у ребенка спрашивают, где этот взрослый станет искать игрушку. Эксперимент показал, что дети в возрасте до 3 лет указывают на реальное местоположение игрушки, не принимая во внимание тот факт, что вернувшийся взрослый не знает, где она была спрятана.

Источник

Характеристика особенности детского мировоззрения

При рассмотрении особенностей детского мировоззрения, я опиралась на положение Д.Б. Эльконина о том, что «мировоззрение» ребенка дошкольника является по своей природе совместным действием со значимым взрослым. Действия ребенка, которые выражают его общее отношение к миру, чаще всего осуществляются либо вместе с взрослым, либо через него. Очевидно, что для маленького ребенка наиболее значимым взрослым является родитель.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, воспитательная деятельность фактически является ФОРМОЙ влияния педагога на мировоззрение ребенка, воспитание направлено на согласование действия ребенка с нормативным образом отношения к миру, существующим в сознании взрослого. Воспитательная деятельность педагога тесно переплетается с действием ребенка, иногда поддерживая, усиливая его, иногда вступая с ним в противоречие. Во многих действиях ребенка педагог усматривает определенное отношение к окружающему миру, т.е. миродействие. Принимая участие в этом процессе, воспитатель обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом изменится отношение ребенка к миру.

Исходя из выше изложенных представлений, можно сформулировать следующую гипотезу — Стиль воспитания родителей и педагога оказывает существенное влияние на формирование предпосылок мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех убеждений и взглядов человека на окружающий мир: философских, общественно — политических, этических, эстетических и т.д. (Философский словарь, 1968).

В настоящее время единая линия государства и общества по отношению к формированию мировоззрения у детей распалась. Сегодня система взглядов и отношений к окружающему миру у детей формируется в большей мере стихийно. Сила воздействия образовательной среды на развитие мировоззрения у детей уменьшилась. В то же время формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, остается конечной целью современного образования. (Педагогическая энциклопедия, 1993).

Процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка (Л.С.Выготский; М.И.Лисина; В.С.Мухина; Э.Эриксон). Именно в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, В ТОМ ЧИСЛЕ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К МИРУ. Исследование факторов, влияющих на формирование мировоззрения ребенка, является особенно актуальным.

В работах Л.С. Выготского мировоззрение определяется как «то, что характеризует поведение человека в целом», «способ отношения к миру, который есть у ребенка» (Л.С.Выготский). Д.Б. Эльконин подчеркивает такую важную черту мировоззрения как обобщенность. В главе «Формирование первичных представлений о мире» Д.Б. Эльконин убедительно показывает, что мировоззренческие представления ребенка всегда являются максимально обобщенными, настолько, насколько это возможно в данном возрасте (Д.Б.Эльконин, 1995, с. 106-142).

Читайте также:  Польза козьего молока для ребенка 5 лет

JI.C. Выготский, утверждал, что в раннем онтогенезе мировоззрению предшествует «миродействие». Вот как об этом пишет JI.C. Выготский: «Под мировоззрением, мы не склонны понимать какие — либо логические, продуманные в осознанную систему взгляды на мир и его важнейшие части.»; и далее: «В первые годы жизни, вплоть до поры полового созревания мировоззрение в собственном смысле слова у ребенка отсутствует. Часто это скорее миродействие, чем мировоззрение». Миродействие ребенка является согласно JI.C. Выготскому детской формой МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Под «МИРОДЕСТВИЕМ» JI.C. Выготский понимает способ выражения ребенком его отношения к окружающему миру (Л.С.Выготский,1982, с.314-328).

Миродействие представляет собой ДЕЙСТВИЯ-ОТНОШЕНИЯ. Миродействие, постепенно трансформируясь в мировоззрение, сначала отражается (переживается) в аффективно — образном плане, затем обобщается с использованием тех средств и возможностей, которые доступны ребенку в данном возрасте.

Во всех доступных видах деятельности ребенок пробует различные способы выражения своего отношения к миру. Ребёнок переживает и представляет себя самого и мир в аффективно-образном плане (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Так возникают образы миродействия. Они могут отмечаться в любом содержании, которое делает очевидным некий принцип взаимодействия субъекта с окружающим миром. Это могут быть, например, сказочные сюжеты, образы животных, герои, персонифицированные предметы, представления о реальных людях, имеющих какой — либо характерный, ярко выступающий рисунок поведения или отношение с окружающими.

Образ миродействия является одной из форм образно-смыслового освоения действительности, характерного для дошкольников.

По мере накопления опыта, действия у ребёнка складываются в определенные предпочтения. Постепенно ребенок приходит к предпочтению одного образа миродействия и отторжению другого. У ребенка складывается предпочитаемый образ миродействия. В дальнейшем предпочитаемый образ миродействия становится все более осознанным и обобщенным, т.е. становится мировоззрением.

Предпочитаемый образ миродействия несет в себе все характерные черты, которые мы выделили в определении мировоззрения.

Предпочитаемый образ миродействия проявляет себя в представлениях, которые:

— отражают связь между внешним и внутренним миром (Л.С.Выготский, М.И.Лисина);

— отражают взаимосвязь между направленностью личности и знаниями о предмете этой направленности (Н.А.Менчинская, Н.И.Непомнящая);

— отражают итоговое отношение человека к окружающему миру и себе самому на том уровне обобщения, который ему доступен (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

Предпочитаемый образ миродействия, с нашей точки зрения, является психологической базой мировоззрения взрослого человека. Следует заметить, что такая форма мировоззрения существует не только в детском сознании. Обосновывая возможность философствования и формирования мировоззрения у детей 6- 7 лет С.Д. Ковалев, Е.А. Кондратьев, А.А. Марголис, М.В. Телегин, пишут, что: «Существует много философских систем, построенных на образно- смысловой интерпретации всеобщих связей и отношений. Например, в восточной философии одним из способов философствования являются притчи, парадоксальные загадки, где из одного конкретного события, явления, в котором, тем не менее, отражается сущность, выводились самые абстрактные обобщения и теоретические построения» (С.Д. Ковалев, Е.А. Кондратьев, А.А. Марголис, М.В. Телегин, 1997, с.96). Образ — символ является средством проникновения в сущностные связи внешнего и внутреннего мира. Следует заметить, что символическая, образно — смысловая форма мировоззрения является основой целых цивилизаций и может быть вполне «взрослой», «культурной». Таким образом, предпочитаемый образ миродействия является переходной формой между полной слитностью мировоззрения с действием и взрослым, обобщенным отражением наиболее существенных взаимосвязей внешнего и внутреннего мира (Л.С.Выготский). Благодаря этому мы считаем, что предпочитаемый ребенком образ миродействия является основной предпосылкой мировоззрения в дошкольном возрасте.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003).

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998).

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999).

Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПОСТУПКАМИ выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (НАЧАЛО САМООЦЕНКИ). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, — подчеркивает Л. Ф. Обухова, — речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999).

И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

Итак, дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ПРЕДПОСЫЛОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ, когда складывается предпочитаемый образ миродействия и аффективно-образное отношение к миру, которые ложатся в ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Мировоззрение

Источник