Мифы о развитии ребенка
Раннее развитие с точки зрения педагогики и психологии представляет собой деятельность взрослых, направленную на освоение детьми новых знаний, умений и навыков, свойственных старшему возрасту. Мнения специалистов о целесообразности раннего развития диаметрально противоположны. Рассмотрим наиболее популярные мифы, которыми окутано современное явление.
Оказывается, теперь есть возможность разработки мобильного приложения для ваших клиентов бесплатно. Если вы руководите учебным центром, кружком, секцией, ВУЗом, языковой школой, то это предложение идеально для вас. Подробнее.
А здесь мы собрали интересные промокоды для вас. Обычно они актуальные 🙂
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
Миф № 1: чем больше новых знаний освоит ребенок, тем успешнее будет
Родители предполагают, что обучение письму, чтению, математике, иностранным языкам в возрасте до 3-х лет полезно. Со стороны такие малыши выглядят опережающими развитие, однако, это не совсем так.
Существует сенситивный период развития. Это время наиболее благоприятное для усвоения тех или иных знаний. От года до трех лет ребенок осваивает речь. Она формируется через общение со взрослыми. Начиная с 1,5 лет, особое место занимает предметная деятельность, через которую развивается мелкая моторика.
Наиболее подходящие виды деятельности в этот период – это двигательная активность в различных ее проявлениях, сенсорное развитие.
Сензитивный период позволяет максимально раскрыть способности малыша в определенный возрастной отрезок.
Миф № 2: чем раньше, тем лучше
Ранний старт может пагубно сказаться на дальнейшем развитии. «Образованные» дети плохо адаптируются в детском коллективе. Поначалу они чувствуют себя уверенно, затем из опережающих превращаются в середнячков или откатываются назад. Во-первых, ребенок, чувствующий свое интеллектуальное превосходство, расслабляется, во-вторых, время, когда вместо чтения нужно было заниматься другими видами деятельности, упущено. Теперь для освоения новых знаний требуются дополнительные усилия.
Миф № 3: ранее развитие делает ребенка счастливым
Малыши, вечно занятые в секциях и кружках, имеют больше психологических проблем, чем их более свободные сверстники.
Ребенок теряет значимые «вещи»:
- утрачивается качественное родительское внимание;
- потребность в безусловной любви не удовлетворяется;
- искажается эмоциональное развитие;
- потребность в двигательной активности уходит на второй план;
- отсутствие развивающих игр;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- дефицит общения.
Переизбыток интеллектуальной деятельности наряду с отсутствием адекватного общения приводит к трудностям с адаптацией в детском коллективе.
Миф № 4: раннее развитие полезно всем
Инновационные методики, которые предлагают в центрах, являются всего лишь инструментом развития психических функций: памяти, внимания, мышления. Это главная задача обучения. Получая огромную умственную нагрузку не по возрасту, дети рискуют получить серьезные психологические и физиологические проблемы. Как правило, они появляются не сразу, а ближе к школьной поре.
Наиболее распространенные негативные явления:
- спазмы сосудов;
- головные боли;
- заикание;
- нервные тики;
- энурез.
Физиологи и детские врачи давно бьют тревогу. Психологическое напряжение приводит к дефициту веществ в головном мозге. Вся энергия уходит на интеллектуальную деятельность.
Формирование структур искажается. В период раннего возраста многие отделы мозга еще не сформированы. Оказывается, у младших школьников, чьи родители настаивали на активном обучении, связи между верхними отделами мозга недостаточно прочны. Дети рассеяны, быстро устают, плохо контролируют свое поведение.
Если у ребенка зафиксировано отставание в развитии, чрезмерная интеллектуальная нагрузка для него противопоказана.
Миф № 5: ранее развитие – зона ответственности педагогов и воспитателей
Дошкольные и внешкольные учреждения решают проблему обучения. Но в процессе групповых занятий не учитываются индивидуальные психофизиологические особенности. Только родитель знает, каковы склонности и таланты ребенка.
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
В известной книге по психологии определение раннего развития звучит как: « принуждение ребенка к приобретению знаний…». Звучит оно директивно, но многие родители действуют именно так. Взрослые должны сами определить, что лучше для их чада, но без фанатичного стремления вырастить из ребенка гения.
Источник
@: Миф № 1: Мозг полностью развит к моменту рождения.
Реальность: Мозг – это орган, который развивается дольше всего. До рождения ребенка его мозг развит лишь на уровне основных, жизненно необходимых психических функций. Остальное развитие мозга происходит в первые годы жизни, главным образом, с 0 до 3 лет. 75% развития мозга заканчивается к 7 лет.
@: Миф № 2: Детское раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст. Раннее развитие имеет прямое отношение к обучению.
Реальность:Детское раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей малыша, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка. Раннее развитие стремится дать ребенку самые лучшие условия для развития его потенциала. Оно имеет прямое отношение к правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка.
@: Миф № 3:Детское раннее развитие – это западная концепция, не применимая в условиях России.
Реальность:Новации в области детского раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света. Это исследователи из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Детское раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.
@: Миф № 4:Нельзя научиться быть хорошими родителями, ими можно только изначально быть. Лучшее развитие ребенка обеспечивается родителями традиционного склада мышления.
Реальность: Люди, считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере обучения, которого настоятельно требует современный мир.
@: Миф № 5: Раннее развитие ребенка – это слишком дорого.
Реальность: Зададимся вопросом: дорого по сравнению с чем? Пренебрежение развитием малыша не только снижает вероятность здорового развития ребенка и возможности реализации его потенциала в жизни, но ведет к формированию у него пассивной жизненной позиции, а в дальнейшем низкому социальному, культурному и экономическому уровню его жизни. Что дороже: вкладывать силы и средства в развитие ребенка в ранние годы, когда это будет эффективно, или вкладывать те же силы и еще большие средства в его образование, когда эффективность последнего будет куда ниже?
@: Миф № 6:В бедной стране проблема выживания ребенка превыше раннего развития.
@:Реальность:Раннее развитие – сильнейшее оружие в борьбе за выживание. Более того, раннее развитие детей необходимо обществу не только для того, чтобы выжить, но и чтобы обеспечить высокое качество жизни и устойчивость сообщества.
@: Миф № 7: Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.
Реальность: Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Только лишение возможности обучаться и познавать новое делает ребенка несчастным. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Развивающие и обучающие игры – лучший способ уделить внимание ребенку, интересно и полезно провести в ним несколько часов в день. А для ребенка нет большей радости, чем выполнять вместе с мамой или папой задания, упражнения и играть в познавательные игры.
@: Миф № 8:Раннее развитие принесет ребенку проблемы в школе.
Реальность: Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Боятся, что ребенку будет скучно в школе, тоже не стоит: если уроки будут скучными, они будут скучными для всех детей. Зато у развитого ребенка есть шанс отличить правдивую информацию от ложной, научиться самому делать выводы и проводить исследования. Единственная проблема, которую может принести ребенку раннее развитие – это то, что он, скорее всего, будет более веселым, уверенным в себе и довольным жизнью ребенком, чем сверстники. А это может не понравится окружающим, которые убеждены, что все вокруг должны быть несчастными и что, если человеку радостно, с ним что-то глубоко не так.
@: Миф № 9: Существует только один правильный подход в развитии детей.
Реальность: Здоровое развитие ребенка можно стимулировать самыми разными способами. Различные культуры создали разные методики развития, и «лучшей программой развития» в какой-либо стране всегда становится та программа, которая более всего удовлетворяет локальным культурным, экономическим и социальным условиям. Однако, есть несколько «золотых правил» для методик раннего развития. Они должны:
1) уважать местную культуру,
2) рассматривать ребенка целостно и исходя из мултидисциплинарной модели,
3) гармонично включать развитие ребенка в общее развитие его семьи и сообщества вокруг него.
@: Миф № 10: Ребенок должен как можно дольше оставаться дома, на домашнем воспитании.
Реальность: Большинство экспертов отмечают, что дети, большое количество времени проводящие вне дома и посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы способны оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает ребенку чувствовать себя уверенным и способным понять мир и жить в нем.
Источник
На самом деле они не ужасные. «Несмотря на то, что вам может казаться, что они ужасные, это еще зависит от вас самих», — говорит Прессман. Дело не в том, что они какие-то не такие, а в адекватном, соответствующем возрастным особенностям, ожиданиям родителя о поведении двухлетнего ребенка.
По словам Хаммонд, это возраст, когда дети только начинают учиться контролировать свои эмоции. И, если знать это, то можно смотреть на детское поведение с большим спокойствием. Дети в этом возрасте с трудом понимают, что вообще происходит, и родители должны помогать им распознавать их потребности, проговаривать разные эмоции и, вместе с тем, устанавливать разумные границы.
Как говорит Прессман, главная опасность заключается в том, что если вы встали на этот путь (применения дисциплинарных шлепков), вы с огромной вероятностью продолжите это делать и дальше. Со временем вы будете шлепать ребенка больше и сильнее, потому что прежние меры перестанут работать.
«Родители могут думать, что когда они бьют ребенка, то он от этого начинает лучше себя вести. Но в действительности они только добиваются того, что ребенок научается хорошо прятать от родителей свое плохое поведение».
Дети начинают бояться родителя и, если что-то плохое действительно случится или они что-нибудь натворят, они не смогут обратиться к родителю за помощью и рассказать о своей проблеме из страха наказания.
Если вместо шлепанья родитель, расстроенный поведением или поступком ребенка, на собственном примере покажет, как успокоиться, и сможет объяснить, что именно пошло не так, для ребенка это станет очень полезным опытом.
Когда авторитарные родители объясняют ребенку, почему ему что-то можно или нельзя, фразой вроде «Потому что я так сказал!», в итоге они могут добиться только того, что ребенок либо будет вести себя слишком боязливо, либо начнет бунтовать против всего подряд. Хаммонд напоминает, что дисциплина и границы, которые помогают сохранять безопасность, важны, но говорить о них нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя услышанным и понятым: «Так вы поможете ребенку открыто обсуждать с вами свои ошибки».
Возможно, некоторым родителям кажется, что соглашаясь с ребенком, они не могут поддерживать дисциплину и определенные границы. Но фразы «Да, я понимаю, что тебе очень хочется пойти на эту вечеринку, но я не могу тебе этого разрешить» и «Нет, ты никуда не пойдешь, потому что я так сказала!» оказывают совершенно разный эффект. В последнем случае у ребенка включаются защитные механизмы, и в конце концов он или она может начать ругаться с вами, перестать вас слышать и войти в состояние «бей или беги».
Это ошибочное представление появилось из-за того, что вокруг везде пишут и говорят о том, насколько важны первые годы жизни ребенка. «Это не миф, что мозг вашего малыша растет очень быстро и значительная часть развития приходится на несколько первых лет, но это неправда, что за это время мозг сформировывается окончательно», — говорят эксперты.
«Я слышу это постоянно», — говорит Хаммонд. Но это неправда, и по этому вопросу уже даже есть исследования, которые показывают, что дело не в сахаре, а в ожиданиях, которые родители транслируют ребенку. Когда родители думают, что ребенок будет вести себя гиперактивно от сахара, так и происходит. Это называется самосбывающееся пророчество.
Однако это не значит, что много сахара — это хорошо для здоровья.
По мнению Прессман и Хаммонд, это сложный вопрос, и в целом лучше всего, если ребенку не придется столкнуться с утратами и сложными событиями, которые могут стать травматичными. Но создавать иллюзию того, что ничего плохого не произошло, если в реальности что-то случилось, тоже неправильно. Неправильно скрывать от ребенка то, что он все равно рано или поздно узнает (может быть, случайно). Это только помешает ему выработать устойчивость к таким ситуациям и лишит возможности получить родительскую поддержку и любовь.
Важно быть честными в таких вопросах. Конечно, нужно внимательно отнестись к чувствам ребенка и объяснить, что случилось, чтобы у него не возникло нереалистичных фантазий.
«Ребенок, который слышит, что его собака убежала вместо того, что собака умерла <…>, может днями, неделями ожидать, что она вернется», — отмечают специалисты.
По словам Прессман и Хаммонд, в такие моменты родители просто должны быть рядом и поддержкой помогать это пережить.
Многие дети будут казаться избирательными, особенно когда они пробуют новую пищу. Новые продукты и блюда нужно предлагать детям несколько раз. Может быть придется сделать это 10 раз, а может и все 15 до того, как ребенок распробует и привыкнет к новому вкусу. «Если у вас получится сделать это так, чтобы это не было похоже на сражение, то и ребенку не будет казаться, что он должен постараться вас победить», — отмечает Хаммонд.
Есть еще один способ, как родители случайно могут сами поспособствовать детской избирательности. Если ребенок отказывается есть что-то, и родитель, из страха, что он оголодает, тут же дает ему, например, сладкие хлопья вместо здорового завтрака, ребенок может к этому привыкнуть и выучить, что нормальную еду можно не есть.
«Если вы приносите в жертву себя и свое ментальное здоровье ради ребенка, это на самом деле мешает его развитию», — говорит Прессман. Это как с кислородной маской: сначала вы заботитесь о себе, потому что иначе просто не сможете помочь другому. Таким образом родитель показывает ребенку, что можно одновременно заботиться о себе и о других, и это не противоречащие друг другу установки.
Некоторые дети приучаются к походам на горшок волшебно быстро и легко и переходят на него полностью, но большинство детей сначала привыкает к дневному горшку, а ночью все равно спят в памперсах, и так может продолжаться до пяти лет. И это совершенно нормально.
«Удачи», — смеется Прессман. Если вы все-таки конфликтуете, пусть ребенок видит, как нужно разрешать такие ситуации. Это лучше, чем если они будут сидеть одни в другой комнате и не понимать, что вообще происходит за закрытыми дверями. Еще лучше, если родители могут так хорошо контролировать свои эмоции, что конфликт выглядит как открытый диалог, и никто не переходит границ и не срывается. А скрывать от детей внутреннее напряжение и раздражение у родителей скорее всего не получится, потому что они все прекрасно чувствуют.
Нет, оттого, что ребенок сидит близко к экрану телевизора, его зрение не портится. «Тем не менее, все должны понимать, что может быть вредно смотреть в одну точку и фиксировать взгляд продолжительное время, особенно на близком расстоянии». Другое дело, если вы замечаете, что ребенок сидит близко к экрану, потому что плохо видит. В этом случае нужно проверить зрение у врача.
Прессман говорит, что хвалить нужно, но не за результат, а за то, что ребенок приложил усилие. Иначе, ребенок может продолжать делать только то, что у него получается хорошо, чтобы получать похвалу, и избегать нового и всего того, что получается хуже.
Дети, которым родители рассказали о базовых правилах безопасности, о заботе о себе и предоставили соответствующую их возрасту свободу, находятся в большей безопасности, чем дети, за которых обо всем до мельчайших потенциальных опасностей думают родители.
«Им (детям) нужно в подходящем их возрасту темпе, медленно но уверенно, учиться жить все более и более независимо», — говорит Прессман.
Миф 15: Вы станете такими же родителями, как ваши собственные
Прессман указывает: «Это и миф, и правда». Все зависит оттого, насколько осознанно вы будете относиться к своему родительству. Если у вас были авторитарные родители, которые часто прибегали к заупугиваниям, и вы не проанализировали этого, и не подумали о том, а как бы вы хотели вести себя в сложных ситуациях, то вероятность, что вы выберете «привычный» стиль родительства, очень велика. Особнанность здесь решает все.
Может казаться, что родители должны всегда знать, как правильно поступать, и это, конечно, не так. Прессман говорит, что вы, как родитель, рождаетесь вместе с рождением вашего ребенка, и вы вместе будете расти и развиваться. Будете друг и друга учиться. И нет ничего зазорного в том, что вы можете чего-то не понимать, обращаться за помощью и искать информацию по любым вопросам в источниках, которым вы доверяете.
Источник