Методы развития ребенка в образовательном процессе
Екатерина Молчанова
Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми
Доклад
Тема: «Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми, с учетом их возраста и особенности в соответствии с ФГОС ДО»
Ст.воспитатель:
Молчанова
Екатерина Вячеславовна
В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в ДОУ.
В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.
Поэтому образовательный процесс нужно выстраивать следующим образом:
• в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;
• организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;
• организовывать игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
• обучение проводить в спокойном тоне;
• откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину;
• в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, дать возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.
Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.
Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т. д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы выбираются самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы работыпри организации двигательной детской деятельности:
• подвижные игры с правилами;
• подвижные дидактические игры;
• игровые упражнения, игровые ситуации;
• спортивные игры и упражнения;
• спортивные праздники;
• гимнастика (утренняя и пробуждения).
Формы работыпри организации познавательно-исследовательской деятельности:
• наблюдение, экскурсия;
• решение проблемных ситуаций;
• экспериментирование, исследование;
• коллекционирование;
• моделирование;
• реализация проекта;
• интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
• увлечения.
Формы работыпри организации игровой деятельности:
• сюжетные игры, игры с правилами;
• создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
• игры с речевым сопровождением;
• пальчиковые игры;
• театрализованные игры.
• беседа, ситуативный разговор;
• речевая ситуация;
• составление и отгадывание загадок;
• игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
• этюды и постановки.
Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
• дежурство;
• коллективные и индивидуальные поручения, задания;
• совместные действия.
Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.
Проектная деятельность разворачивается из проблемной ситуации.
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.
Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам.
Игровые формы образования проводятся в индивидуальном, подгрупповом, фронтальном виде организации работы с воспитанниками.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.
Основная задача при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Нами были определены основные задачи при организации образовательной деятельности:
• наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
• творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
• широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
• исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
• внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Таким образом, в нашей саду, мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.
Источник
Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
• показ способов,действий;
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3. Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;
— оснащенности педагогического процесса;
— личности воспитателя.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.
3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)
Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— содержания материала;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Словесные методы и приемы обучения детей
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.
Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Бианки, В. А. Осеевой и др.) , рассказы педагога из личного опыта.
Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Требования к рассказчику:
— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.
— Выразительность речи.
— Новизна
— Необычность информации.
Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию:
— Этические — воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.
— Познавательные — тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.
По дидактическим целям:
— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.
— Обобщающая (итоговая) беседа — проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
*Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа) .
*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;
— побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему, зачем, отчего, с какой целью) .
Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.
Источник
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Воспитатель: Павлова Н.В.
Применение методов, форм, средств и приёмов в работе с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям, является одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы согласно ФГОС ДО.
С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Игровые технологии: квест -игра;
- Технологии проектной деятельности;
- Кейс-технологии;
- Технологии ИКТ;
- Технологии предметно-развивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии (Н. К. Смирнов) – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Применяю такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, самомассаж, игровой массаж и др.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Личностно-ориентированные технологии. (И.С. Якиманская)
Основа данной технологии — понимание и взаимопонимание. В общении с детьми придерживаюсь принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Тактика общения -сотрудничество. Сотрудничество строится исходя из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнёром, другом для детей во всех видах деятельности.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития. Считаю применение данной технологии позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.
Игровые технологии. (Н.А.Аникеева, Н.Н.Богомолова, В.Д.Пономарёв, С.А.Смирнов, С.А.Шмаков и др.)
В своей педагогической деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
В педагогической практике применяю народные игры, что помогает мне реализовать не только обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и воспитательные: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности даёт возможность обогащать детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей.
Активно применяю на практике квест-игру. «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
Технологии проектной деятельности (Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса).
Проектная технология направлена:
-на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
-формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
-применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путём самообразования).
Используя технологии проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников, отмечаю, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Кейс-технологии. В основе технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. научиться работать с информацией.
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Технологии предметно-развивающей среды. Для достижения определённых результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует разнообразную деятельность ребёнка: центр книги, центр искусств, центр строительства, центр игры. Организация таких центров позволяет включится ребёнку в активную деятельность. Каждому ребёнку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования.
В свою педагогическую деятельность внедряю технологии ИКТ, т.к. считаю, что
ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Вывод: Современные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы наряду с наглядными, словесными, практическими, использую следующие методы:
• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (создание ситуации успеха, образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
• информационно-рецептивный метод — предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
• репродуктивный метод — создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
• метод проблемного изложения — постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
• исследовательский метод — составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование);
- метод проектов – один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Способствует повышению самооценки ребёнка. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
- интегрированный метод – позволяет развивать личность ребёнка, его познавательные творческие способности.
В организации деятельности детей использую следующие формы:
Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой – это чёткое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.
Форма организации: НОД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), образовательные ситуации, чтение, мастерская, коллекционирование (разных видов театра, кукол), экскурсии, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность. Нестандартные формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятия-викторины, конкурсы, игры.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства реализации образовательной программы — это совокупность материальных и идеальных объектов:
• демонстрационные и раздаточные;
• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
• естественные и искусственные;
• реальные и виртуальные;
• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Заключение. Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов, форм, средств организации деятельности детей. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру. Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
В дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребёнка.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Источник