Методы коррекции эмоционального развития ребенка

Методы коррекции эмоционального развития ребенка thumbnail

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить
его осознавать свои эмоции, распознавать и
произвольно проявлять их должны не только
специалисты психологи, но и педагоги,
воспитатели, родители. Знакомство детей с
фундаментальными эмоциями осуществляется как в
ходе всего учебно-воспитательного процесса, так
и на специальных занятиях, где дети переживают
эмоциональные состояния, вербализуют свои
переживания, знакомятся с опытом сверстников, а
также с литературой, живописью, музыкой. Ценность
таких занятий состоит в том, что у детей
расширять круг осознаваемых эмоций, они начинают
лучше понимать себя и других, у них чаще
возникает эмпатия по отношению к взрослым и
детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных
игр и игровых упражнений, элементов
психогимнастики, техники выразительных
движений, этюдов, тренингов, психомышечной
тренировки, мимики и пантомимики, литературных
произведений и сказок (игр-драматизаций) мы
способствуем развитию эмоциональной сферы
ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно
сделать акцент на развитии следующих умений:

  • Умение произвольно направлять свое внимание на
    испытываемые эмоциональные ощущения.
  • Умение различать и сравнивать эмоциональные
    ощущения, определять их характер (приятно,
    неприятно, удивительно и т.д.).
  • Умение одновременно направлять свое внимание
    на мышечные ощущения и на экспрессивные
    движения, сопровождающие любые собственные
    эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

На групповых занятиях, проводимых психологами,
работа идет по четырем основным направлениям.

Аксиологическое направление предполагает
формирование умения принимать самого себя и
других людей, при этом адекватно осознавая свои и
чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует
формирования у ребенка осознавать свои чувства,
причины поведения, последствия поступков, т.е.
формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление
заключается в формировании умения находить в
трудных ситуациях силы внутри себя, принимать
ответственность за свою жизнь, умения делать
выбор, в формировании потребности в самоизоляции
и личностном росте.

Развивающее направление предполагает
для дошкольников адекватное ролевое развитие, а
также формирование эмоциональной децентрации и
произвольной регуляции поведения.

В занятиях используются следующие
методические средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика,
включающая ролевые действия и ролевые образы, и
психодрамма), которые основываются на понимании
социальной роли человека в обществе.

2. Психогимнастические игры,
основывающиеся на теоритических положениях
социально-психологического тренинга. В этих
играх формируется:

– принятие своего имени,
– принятие своих качеств характера,
– принятие своего прошлого, настоящего,
будущего.

3. Коммуникативные игры:

  • Игры, направленные на формирование у детей
    умения увидеть в другом человеке его достоинства
    и обеспечить другого вербальными и
    невербальными «поглаживаниями».
  • Игры и задания, способствующие углублению
    осознания сферы общения.
  • Игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие
произвольности,
осознание таких понятий, как
«хозяин своих чувств» и «сила воли».

5. Игры, направленные на развитие воображения:
вербальные и невербальные игры, «мыслительные
картинки».

6. Задания с использованием «терапевтических
метафор.
Систематическое предъявление детям
метафор приводит к усвоению ими основной идеи
метафоры: «каждый человек способен изменить
ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем
самым у ребенка формируется «механизм
самопомощи».

7. Релаксационные методы – использование
упражнений на методе активной нервно-мышечной
релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники,
визуально-кинетические техники.

8. Использование эмоционально-символических
методов.
Эта группа методов базируется на
представлении К. Юнга  и его последователей о
том, что формирование символов отражает
стремление психики к развитию и превращение
символов или образцов фантазии в осязаемые факты
с помощью рисования, сочинения рассказов и
стихов, лепки способствует личной интеграции.
Можно использовать две основные модификации
эмоционально-символических методов,
предложенных Дж. Аланом:

  • Групповое обсуждение различных чувств: радости,
    обиды, гнева, страха, печали, интереса (как
    необходимый этап для обсуждения используются
    детские рисунки, выполненные на темы чувств. При
    этом на стадии рисования иногда исследуются и
    обсуждаются чувства и мысли, которые не удается
    раскрыть в процессе вербального общения);
  • Направленное рисование, т.е. рисование на
    определенные темы.

Содержание коррекционной работы по развитию
эмоциональной сферы можно структурно
представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности
через организацию физкультурно-оздоровительных
мероприятий:

  • оздоровительно-профилактической гимнастики;
  • физкультминуток;
  • спортивных игр;
  • подвижных игр (в том числе народных);
  • игровых заданий и упражнений;
  • досугов.

3. Игротерапия:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-упражнения на эмоции и эмоциональный
    контакт;
  • коммуникативные игры;
  • дидактические игры.

4. Арттерапия:

  • рисование;
  • ритмопластика;
  • танец;
  • музыкально-ритмические движения.

5. Занятия образы, игры драматизации,
сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

  • этюды;
  • мимика;
  • пантомимика.
Читайте также:  Развитие ребенка в молодой семье

7. Телесно-ориентированные методы,
психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической
разгрузки.

9. Задания, направленные на:

  • организацию совместной деятельности;
  • составление рассказов;
  • организацию театрализованных игр ит.п.

10. Использование наглядных пособий:

  • фотографий;
  • рисунков;
  • схем;
  • символов;
  • графических изображений.

Используемая литература.

  1. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы
    детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г.
  2. Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр.
    соч. в 6-ти тт. М., 1984г.
  3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.
    «В мире детских эмоций» – пособие для
    практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис
    дидактика, Москва, 2006г.

Приложения

Источник

Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность проблемы:

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Возможные причины:

• гедонистическая мотивация;

• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);

• вторая зрелость родителей;

• разрушение принадлежности к полу;

• деструктивная динамика института семьи (разводы);

• комфортное одиночество;

• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);

• инстинкты второго порядка;

• напряжение социальных эмоций;

• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.

Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

Задачи:

1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.

Алгоритм применения технологии в

практической профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.

2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.

3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.

Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.

Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей

3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Читайте также:  Влияние кесарево на развитие ребенка

4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).

Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);

• игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);

• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);

• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);

• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

Источник

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

В занятиях используются следующие методические средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

Читайте также:  Основным направлением в развитии чувств ребенка дошкольного возраста является

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3.  Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• оздоровительно-профилактической гимнастики;

• физкультминуток;

• спортивных игр;

• подвижных игр (в том числе народных);

• игровых заданий и упражнений;

• досугов.

3. Игротерапия:

• сюжетно-ролевые игры;

• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

• коммуникативные игры;

• дидактические игры.

4. Арттерапия:

• рисование;

• ритмопластика;

• танец;

• музыкально-ритмические движения.

5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

• этюды;

• мимика;

• пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на:

• организацию совместной деятельности;

• составление рассказов;

• организацию театрализованных игр и т. п.

10. Использование наглядных пособий:

• фотографий;

• рисунков;

• схем;

• символов

        

        

Источник