Методы коррекции эмоционального развития ребенка
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить
его осознавать свои эмоции, распознавать и
произвольно проявлять их должны не только
специалисты психологи, но и педагоги,
воспитатели, родители. Знакомство детей с
фундаментальными эмоциями осуществляется как в
ходе всего учебно-воспитательного процесса, так
и на специальных занятиях, где дети переживают
эмоциональные состояния, вербализуют свои
переживания, знакомятся с опытом сверстников, а
также с литературой, живописью, музыкой. Ценность
таких занятий состоит в том, что у детей
расширять круг осознаваемых эмоций, они начинают
лучше понимать себя и других, у них чаще
возникает эмпатия по отношению к взрослым и
детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных
игр и игровых упражнений, элементов
психогимнастики, техники выразительных
движений, этюдов, тренингов, психомышечной
тренировки, мимики и пантомимики, литературных
произведений и сказок (игр-драматизаций) мы
способствуем развитию эмоциональной сферы
ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно
сделать акцент на развитии следующих умений:
- Умение произвольно направлять свое внимание на
испытываемые эмоциональные ощущения. - Умение различать и сравнивать эмоциональные
ощущения, определять их характер (приятно,
неприятно, удивительно и т.д.). - Умение одновременно направлять свое внимание
на мышечные ощущения и на экспрессивные
движения, сопровождающие любые собственные
эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На групповых занятиях, проводимых психологами,
работа идет по четырем основным направлениям.
Аксиологическое направление предполагает
формирование умения принимать самого себя и
других людей, при этом адекватно осознавая свои и
чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует
формирования у ребенка осознавать свои чувства,
причины поведения, последствия поступков, т.е.
формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление
заключается в формировании умения находить в
трудных ситуациях силы внутри себя, принимать
ответственность за свою жизнь, умения делать
выбор, в формировании потребности в самоизоляции
и личностном росте.
Развивающее направление предполагает
для дошкольников адекватное ролевое развитие, а
также формирование эмоциональной децентрации и
произвольной регуляции поведения.
В занятиях используются следующие
методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика,
включающая ролевые действия и ролевые образы, и
психодрамма), которые основываются на понимании
социальной роли человека в обществе.
2. Психогимнастические игры,
основывающиеся на теоритических положениях
социально-психологического тренинга. В этих
играх формируется:
– принятие своего имени,
– принятие своих качеств характера,
– принятие своего прошлого, настоящего,
будущего.
3. Коммуникативные игры:
- Игры, направленные на формирование у детей
умения увидеть в другом человеке его достоинства
и обеспечить другого вербальными и
невербальными «поглаживаниями». - Игры и задания, способствующие углублению
осознания сферы общения. - Игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие
произвольности, осознание таких понятий, как
«хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры, направленные на развитие воображения:
вербальные и невербальные игры, «мыслительные
картинки».
6. Задания с использованием «терапевтических
метафор. Систематическое предъявление детям
метафор приводит к усвоению ими основной идеи
метафоры: «каждый человек способен изменить
ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем
самым у ребенка формируется «механизм
самопомощи».
7. Релаксационные методы – использование
упражнений на методе активной нервно-мышечной
релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники,
визуально-кинетические техники.
8. Использование эмоционально-символических
методов. Эта группа методов базируется на
представлении К. Юнга и его последователей о
том, что формирование символов отражает
стремление психики к развитию и превращение
символов или образцов фантазии в осязаемые факты
с помощью рисования, сочинения рассказов и
стихов, лепки способствует личной интеграции.
Можно использовать две основные модификации
эмоционально-символических методов,
предложенных Дж. Аланом:
- Групповое обсуждение различных чувств: радости,
обиды, гнева, страха, печали, интереса (как
необходимый этап для обсуждения используются
детские рисунки, выполненные на темы чувств. При
этом на стадии рисования иногда исследуются и
обсуждаются чувства и мысли, которые не удается
раскрыть в процессе вербального общения); - Направленное рисование, т.е. рисование на
определенные темы.
Содержание коррекционной работы по развитию
эмоциональной сферы можно структурно
представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности
через организацию физкультурно-оздоровительных
мероприятий:
- оздоровительно-профилактической гимнастики;
- физкультминуток;
- спортивных игр;
- подвижных игр (в том числе народных);
- игровых заданий и упражнений;
- досугов.
3. Игротерапия:
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-упражнения на эмоции и эмоциональный
контакт; - коммуникативные игры;
- дидактические игры.
4. Арттерапия:
- рисование;
- ритмопластика;
- танец;
- музыкально-ритмические движения.
5. Занятия образы, игры драматизации,
сказкотерапия.
6. Психогимнастика:
- этюды;
- мимика;
- пантомимика.
7. Телесно-ориентированные методы,
психомышечная тренировка.
8. Посещение комнаты психологической
разгрузки.
9. Задания, направленные на:
- организацию совместной деятельности;
- составление рассказов;
- организацию театрализованных игр ит.п.
10. Использование наглядных пособий:
- фотографий;
- рисунков;
- схем;
- символов;
- графических изображений.
Используемая литература.
- Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы
детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г. - Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр.
соч. в 6-ти тт. М., 1984г. - Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.
«В мире детских эмоций» – пособие для
практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис
дидактика, Москва, 2006г.
Приложения
Источник
Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность проблемы:
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Возможные причины:
• гедонистическая мотивация;
• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
• вторая зрелость родителей;
• разрушение принадлежности к полу;
• деструктивная динамика института семьи (разводы);
• комфортное одиночество;
• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
• инстинкты второго порядка;
• напряжение социальных эмоций;
• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.
Задачи:
1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.
3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».
Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.
Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.
Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);
• игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);
• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);
• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);
• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);
• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);
• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Источник
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
В занятиях используются следующие методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
• принятие своего имени;
• принятие своих качеств характера;
• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции
Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
• оздоровительно-профилактической гимнастики;
• физкультминуток;
• спортивных игр;
• подвижных игр (в том числе народных);
• игровых заданий и упражнений;
• досугов.
3. Игротерапия:
• сюжетно-ролевые игры;
• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
• коммуникативные игры;
• дидактические игры.
4. Арттерапия:
• рисование;
• ритмопластика;
• танец;
• музыкально-ритмические движения.
5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
6. Психогимнастика:
• этюды;
• мимика;
• пантомимика.
7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
8. Посещение комнаты психологической разгрузки.
9. Задания, направленные на:
• организацию совместной деятельности;
• составление рассказов;
• организацию театрализованных игр и т. п.
10. Использование наглядных пособий:
• фотографий;
• рисунков;
• схем;
• символов
Источник