Методы изучения речевого развития ребенка

Методы изучения речевого развития ребенка thumbnail

Научные исследования в области методики направлены на определение педагогических условий эффективного раз­вития речи детей, обогащение методической теории и практики. Характер исследования определяется его целью. В этой связи различают три вида исследований: историко-методические с целью изучения педагогических систем прошлого, их анали­за осмысления и использования в современных условиях; исследования по изучению и обобщению лучшего опыта работы воспитателей детских садов; экспериментальные исследования, имеющие цели — изучение особенностей развития разных сторон речи детей, проверка доступности программ, эффективности отдельных методических приемов, построе­ния педагогического процесса в целом и др.

Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические (практические).

Ктеоретическим методам относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование, анализ, обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т. е. эмпирическим путем.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, рейтинг (оценки компетентных судей), изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент.

Для любого исследования по проблемам формированиям речи характерно сочетание психологического, психолингвистического, лингвистического, дидактического, методического подходов. В связи с этим изучается и анализируется литература, в результате выясняется степень изученности, состояние вопроса в теории. Важно выделить основные подходы авторов, мало разработанные положения, выразить свое отношение к авторским позициям и выводам.

Метод моделирования — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательного процесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего.

Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования, позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.

Наблюдение проводится за речью детей, деятельностью воспитателей, помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.

Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.

Беседы, анкетирования и интервью (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения.

Опытно-педагогическая работа — метод внесения преднамеренных изменений в образовательный процесс, рассчитанных на получение эффекта, с их последующей проверкой. Это разновидность эксперимента, но он дает только общие, суммарные представления об эффективности той или иной системы работы.

Эксперимент направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей.

В исследовании всегда используется совокупность разных теоретических и практических методов. Критерии выбора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная обоснованность; соответствие ло­гике исследования; направленность на всестороннее и гар­моничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

Определение темы и пробле­мы исследования осуществляется на основе изучения состояния развития речи. Актуальность определяется социальной зна­чимостью, степенью разработанности проблемы в теории и практике.

Методикой научного исследования студенты овладевают в учебной работе, выполняя задания исследовательского характера (анализ литературы, изучение речи детей, разработка программ индивидуального развития детей и др.), при выполнения курсовых и дипломных работ.

Задачи развития речи.

Одна из главнейших за­дач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в дет­ском саду является правильная организация обстановки.

Е.И.Тихеева выделяет семь задач формирова­ния правильной устной речи.

1. Развитие словаря. Отбор слов зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и приобретается им стихийным путем. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только понимали смысл слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учеб­но-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.

2. Формирование грамматической стороны речи. Грамматика устанавли­вает нормы изменения слов и способы их соединения в предложе­нии, определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную ночь. Осмысливая ее, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упраж­нения, которые привлекают внимание детей к наиболее сложным конструкциям, закрепляют правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы…» — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Я начну, а ты докончи!» — упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи. Ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усвоить систему ударений в словах, интонационный, строй родного языка произношение слов. Важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

Читайте также:  Значение прыжков для развития ребенка

Важнейшее качество звучащей речи — ее выразительность. Н.К.Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, подчеркивала, что нельзя подавлять естественную выразительность речи детей, тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства…»1.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка, овладения грамматическим строем языка. Разговорная речь предполагает умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнать друг друга, взрослых.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение ею важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления. Рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, подражать прослушанному – пересказывать.

В дошкольном возрасте детей учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей. Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся работа по развитию речи в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание речи, при необходимости дополнить, исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет большую трудность. Для успешного учения большое значение имеют качества: умение слышать сказанное педагогом, ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рас­сказах. Эти умения целенаправленно формируются в основ­ном в старшей и подготовительной к школе группах. С детьми шести лет проводится работа по подготовке к овла­дению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, со­ставляют предложения из двух—четырех слов и т. д.

1 Крупская Н.К. Дети – наше будущее. М., 1975 с. 133.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка нужно ли это

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Источник

Методики развития речи дошкольников

Дошкольный период – это время усвоения ребенком разговорного языка, развития грамотной фонетической речи, которая необходима для выражения желаний, общения, познания окружающего мира. Первостепенная задача взрослых – обучение речевым навыкам, которые осуществляются разными приемами. Методики развития речи дошкольников применяются исходя из возрастных групп и личных особенностей ребенка.

Цели и задачи методик

Обучение родному языку – это важная часть умственного воспитания и мышления. Владение языком является одним из важных критерий готовности к школьной программе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольная методика развития речи должна быть направлена на выполнение следующих задач:

  • Формирование свободного общения между сверстниками;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Приобщение к чтению литературы;
  • Развитие слуха;
  • Приучение к правильной интонации.

Дошкольная методика развития речи

Методика обучения развитию речи дошкольников преследует главную цель – научить малышей свободно выражать свои мысли, легко поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, развивать творческие способности.

Этапы развития речи

С рождения малыш начинает познавать мир. Двухмесячные дети кричат, привлекая к себе внимание матери. С четырех месяцев начинается активное «гуление», после полугода – лепет.

В год малыш произносит первые осознанные слова, начинает накапливать их запас, постепенно улучшается произношение. В этом возрасте многие дети сокращают слова, меняют местами буквы и окончания, переставляют слоги.

К трем годам ребенок произносит простые предложения, может вести диалог, рассказывать об увиденных предметах, оценить ситуацию. В четыре года речевой запас расширен и дитя торопливо делится своими впечатлениями.

К пяти годам ребенок владеет достаточным словарным запасом. Он может пересказывать сказки, читать стихи, петь песни.

Примечание. Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС и разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно.

Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС

Методы развития речи

Существует много различных приемов обучения детей. Популярной является методика развития речи дошкольников Яшиной В.И. и Алексеевой М.М., которая строится поэтапно.

Она включает в себя:

  1. Наполнение словарного запаса.
  2. Воспроизведение правильных звуков.
  3. Формирование грамматического построения предложений.
  4. Обучение связанного повествования с ведением диалогов и монологов.
Читайте также:  Развитие ребенка с лейкомаляцией

Методика развития речи Яшиной использует следующие приемы:

Название приемов

Способы осуществления

Наглядные

Наблюдение, обследование предметов, ознакомление с фотографиями и рисунками.

Словесные

Чтение, описание, рассказ, беседа.

Практические

Театральные игры, хороводы, конструирование, рисование.

Методика развития речи дошкольников Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. широко использует словесные приемы: образец речевого общения, проговаривание и повторение, объяснение, указание, вопрос.

Яшина Валентина Ивановна и Яшина Валентина Ивановна

Продуманная речь преподавателя, используется для подражания детьми как речевой образец. В младших группах обычно проводят игровые занятия. В старших – методику применяют для сравнения и коррекции речевых отклонений.

Многократное повторение словесного элемента позволяет детям запомнить звуки и научиться правильно говорить. Главное, чтобы проговаривание не вызывало негативных эмоций у детей.

Объяснение различных явлений позволяет понять их значение и сущность. Для исполнения необходимых действий используют словесное указание. Оценка детской речи должна мотивировать ребенка к активности в разговоре, для это подчеркивают положительные качества, а словарные недочеты исправляют другими приемами.

Методика развития речи в 3 года

Развитие речи в младших группах

Методика развития речи в 2 года предполагает освоение слов, понимание их значения и ассоциацию. Запоминание происходит при знакомстве с миром, разглядывании предметов, игрушек, рисунков. В это время взрослые произносят звуки, которые ассоциируются у малыша с объектом, меняют интонацию, сочетают слова.

Кроме потешек, прибауток слуховые занятия чередуют с артикуляционными упражнениями. Воспитатели просят детей улыбнуться, вытащить язычок, провести им по верхним зубкам, надуть щечки и т.д.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С. уделяет особое внимание интонации в разговоре с малышом. Меняя тембр голоса, взрослый развивает ощущение силы звука, ритма, это в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Грамотное использование интонации необходимо будет для рассуждения, описания ситуаций, выражения чувств.

Методика развития речи в 3 года направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребенок учится слышать и распознавать гласные и согласные буквы. Дети часто путают глухие и шипящие звуки или пропускают их.

Широко используются игры на дедукцию, например «Угадай что спрятали», «Завариваем чай», «Режем салат» и т.д. Ребенок учится не только речи, но и на практике осуществляет действия с реальными предметами.

Ушакова Оксана Семеновна и Струнина Елизавета Михайловна

В этот период взрослые начинают формировать грамматическое развитие общения. Ребенок повторяет слова осмысленно, старается произносить их во множественном числе. Задача преподавателя создавать ассоциации для грамотного формирования речи. Примером могут служить игры с количеством объектов или предметов: стул – стулья, ложка – ложки, кукла – куклы.

Обучение в средних и старших группах ДОУ

Методика развития речи детей дошкольников 4-5 лет включает закрепление освоенных навыков и формирования разговорного языка. Малыши ведут связанный диалог, слушают и поддерживают беседу. Умения формируются на простых знаниях структуры и взаимосвязи предложений.

Важным фактором в построении морфологической речи является чтение детской литературы, театральные инсценировки, разучивание стихов. Методика развития речи дошкольников Стародубовой Н.А. включает в себя специальные обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет. Обучение должно проходить коллективно, с взаимным уважением детей и педагогов. Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.

В средней и старшей группах дети активно общаются со сверстниками и смело используют речевые навыки и обороты. Участие более взрослых детей в играх содействует быстрому развитию речи малышей. Однако положительное влияние такого объединения должно проходить под руководством педагога. Как показывает практика, старшие ребята иногда становятся активными и весело передразнивают малышей, подражая их еще не поставленной речи.

В старших и подготовительных группах проводят различные тематические занятия. Дети обучаются объединять предметы по определенным характеристикам. Воспитатель в игровой форме может предложить разобрать фрукты и овощи по отдельным столикам, отделить посуду от кухонной утвари.

Запас лексикона увеличивают за счет рассказа-описания. Методика позволяет развить память и воображение.

Занятия по описанию включают:

  • Рассматривание предмета;
  • Выделение его характерных особенностей;
  • Определение частей предмета относительно друг друга (голова выше туловища, ноги ниже пояса и т.д.);
  • Выделение мелких частей (глазки, носик, пуговки на одежде);
  • Повторное восприятие.

Методики развития речи дошкольников позволяет развить память и воображение

Дети 6-7 лет должны воссоздавать образы по памяти, отвечая на вопросы педагога. Они могут рифмовать слова и заниматься сочинением элементарных стишков, составлением логически осмысленных рассказов.

Речевые упражнения

На формирование речевой культуры влияют творческие занятия, рисование, лепка, выполнение поделок, прослушивание музыки. Игра и совместный труд взрослых и детей позволяет расширить словарный запас и их сочетание.

Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:

  1. Поиск предмета. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает. В средней группе количество объектов увеличивают.
  2. Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
  3. Имитация голосов животных.
  4. Название объектов в единственном и множественном числе.
  5. Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
  6. Запоминание чистоговорок и скороговорок.
  7. Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
  8. Описание сказки по картинке.
  9. Придумывание окончание рассказа.
  10. Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
  11. Подбор рифмы к словам.
  12. Самостоятельное составление рассказа.

Простые игры упражнения по развитию речи для дома

Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.

Видео

020

Источник