Методы и приемы развития познавательной сферы ребенка

Консультация для воспитателей
«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель
Ревтова Н.В.
Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.
Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);
Лэпбук — тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).
Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.
В ходе экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).
Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид — наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.
Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:
• вербальные,
• невербальные,
• ситуативные,
• игровые,
• аудиовизуальные.
К вербальным приемам можно отнести:
• вопросы,
• словесные игры,
• обсуждения,
• рассказы,
• чтения художественной литературы,
• стихи,
• малые фольклорные формы.
При чтении литературных сказок можно предложить детям:
нарисовать иллюстрацию к произведению,
вылепить героя из пластилина,
разыграть сценку,
сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.
Невербальные приемы это:
• пантомимика,
• мимические упражнения,
• пальчиковая гимнастика,
• артикуляционная гимнастика,
• гимнастики для глаз,
• динамические паузы,
• физкультминутки.
На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:
• проблемные ситуации,
• ситуации занимательности,
• ситуации успеха,
• нетрадиционные формы занятий,
• проектно-исследовательская деятельность,
• современные образовательные технологии.
Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.
К игровым приемам активации относятся:
• дидактические игры,
• развивающие игры,
• сюжетные игры,
• экспериментирование,
• конструирование.
-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний
-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.
-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).
Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.
Источник
Методы и приемы при организации занятий по познавательному развитию.
Дети по природе своей — исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.
Ознакомление с природой родного края начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Путём исследовательских действий и экспериментирования, я учу своих воспитанников находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.
Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.
Что дает познавательная деятельность
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Цели и задачи познавательной деятельности
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:
Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
Развитие творческих задатков и воображения.
Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами
Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
• показ способов
действий;
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
— личности воспитателя
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
1.
Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2.
Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
3.
Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— содержания материала;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
воспитатель Галкина Т.Ю.
Дата публикации — 10.10.2018
Источник
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательная активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов. Шамова Т.И. дает следующее определение познавательной активности: качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
«Познавательная активность или любознательность», — пишет Д. Годовикова — «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность — это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность».
Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной активности. Занятия, организованные определённым образом, позволяют повысить уровень познавательной активности.
Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня для каждой группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы. При проведении занятий важна эмоциональность педагога, интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям, вследствие чего повышается познавательная активность.
На занятиях у детей формируется отношение к миру и людям. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности.
В любом занятии можно выделить три основные части. Первая часть — введение детей в тему занятия; определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы, активизируется внимание и создается эмоциональный настрой, как важные компоненты познавательной активности. Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятия, возрастом детей, условиям проведения занятия.
Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети. Активизируются память, мышление, умение делать выводы, действовать по инструкции. Не следует спешить объяснять или показывать ребенку способы действия в случае возникновения трудностей. Следует выяснить, в чем причина затруднений, и, прежде всего, активизировать опыт и знание ребенка, а если этого не достаточно, то могут быть применены более прямые способы помощи.
Третья часть, заключительная — анализ выполнения заданий и его оценка.
На каждом занятии решаются общие дидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается творческая и интеллектуальная активность. Значительное место на занятиях отводится тренировочным игровым упражнениям, играм на внимание, на отработку быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Различные игровые упражнения на повышение интереса, эмоционального тонуса, активизирующие работоспособность должны присутствовать на разных этапах занятия. В середине занятия, когда у детей с задержкой психического развития падает работоспособность или возникают трудности в переключении на новый вид деятельности, в занятие необходимо включить элементы игры, что поможет снять интеллектуальное напряжение. Важно обучать детей в совместной деятельности обращаться за помощью и использовать ее, спрашивать и отвечать на вопросы, выполнять указания.
Занятия могут быть обще групповыми, проводится с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Организуя работу со всей группой, воспитатель должен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовлекая его в объяснения, предлагая дополнить ответ товарища, рассказать о том, каким образом дети собираются решать поставленную задачу. В этом смысле, занятия групповые менее эффективны, чем подгрупповые и индивидуальные.
При обучении и воспитании дошкольника используются разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность. Ю.К. Бабанским выделено три основные группы методов обучения:
Первая группа методов — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых особое место занимают методы, направленные на формирование интереса к учению.
Мотивация может быть разной:
— игровая мотивация – помогаем игрушкам и сказочным персонажам решать их проблемы.
— мотивация общения – в условиях помощи взрослому.
— мотив личной заинтересованности.
— познавательный мотив – желание узнать новое, интересное, научиться чему-либо.
Вторая группа методов — организация и осуществление учебно-познавательной деятельности. Использование этого метода позволяет детям получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. повысить интерес к познавательной деятельности и активизируют детей на занятие. Заставляют детей размышлять, делать выводы, анализировать материал занятия.
Дети с ЗПР нуждаются в особом подходе со стороны педагогов. Характерными признаками ребенка, медленно включающегося, долго думающего, со слабой памятью, является его неумение сосредотачиваться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в его суть: что надо делать и как делать. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали он пропускает. Это значит, что ребенок не внимателен и это влечет за собой цепочку неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности развития. Для этого используются специальные приемы.
На этапе регуляционного компонента – вербализация задания (цель, содержание, прав…) « Расскажи, что ты будешь делать?»
Программирование предстоящей деятельности: « Расскажи, как ты будешь делать? Что сначала, что потом, что в конце?»
При необходимости уточнения и правильного речевого оформления деятельности привлекаю других детей:
« Кто лучше объяснит Максиму задание?» или « Кто скажет понятно для всех, тот получит фишку»
Эти вопросы-задания помогают повысить уровень выполнения и осознания учебных действий. В конце концов каждый ребенок должен научиться планировать предстоящую деятельность про себя (в плане внутренней)
Третья группа методов — методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Работа с детьми по формированию действий самоконтроля в задании продолжается до тех пор, пока они не станут привычными, т.е. пока дети не научаться не только правильно их запоминать, понимать, спрашивать о непонятном («Задай вопрос»), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия. И здесь используются приемы, побуждающие детей к самоконтролю:
Например, «Расскажите Незнайке, как мы выполнили задание»
Задание «Помощники»- дети проверяют выполненные задания друг у друга.
«Проверь и скажи о найденных ошибках тихо на ухо, чтобы не мешать друг другу»
«Самопроверка» — использование сличения с образцом.
Так же методы делятся ещё по способу действия.
1.Игровые методы.
Здесь использование дидактических игр, способствует созданию у ребенка положительного эмоционального настроя, повышает работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал, обогащают словарь и активизировать познавательную деятельность. Они могут проводиться на любом этапе занятия.
2.Словесные методы.
К этим методам можно отнести загадки, которые являются важным средством развития речи и познавательной активности. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Они способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к активной деятельности. Использование загадок не только оживляет работу на занятиях, но и повышает интерес детей. Любая загадка- это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам. Для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное последовательное логическое рассуждение. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, как он думал, отгадывая загадку.
Также можно использовать метод бесед. Известно, что это активный метод умственного воспитания. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать. Беседа — активный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова, следовательно, дети начинают действовать активно, начинает повышаться интерес.
Важно подчеркнуть, что в процессе обучения все названные выше методы применяются в тесной взаимосвязи, что позволяет решить задачи всестороннего воспитания детей.
Занятие по ознакомлению с окружающим позволяет включить в себя все эти методы, а, следовательно, в большей мере способствует формированию познавательной активности детей.
Успешно усваивать материал занятия детям помогает собственная познавательная деятельность.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в познавательной деятельности. Иногда одной из причин является низкий уровень развития речи.
Занятие является самым оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития, так как именно на занятии можно создать условия для повышения познавательной активности. Для этого лучше использовать занятие по ознакомлению с окружающим миром, так как одной из главных задач на занятиях по ознакомлению с окружающим является формирование у детей с задержкой психического развития активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка.
И именно на занятии создаются методические условия для развития всех психических процессов, познавательного интереса, потребностей, а, следовательно, познавательной активности.
Динамические особенности проявляются в различных индивидуальных качествах у детей с ЗПР, поэтому эффективность коррекционной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к каждому ребенку, с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психологической деятельности.
Важным принципом дифференцированного подхода является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые ребенку должны соответствовать его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у детей может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительные отношения к знаниям.
На начальных этапах обучения даются задания более простые, что способствует повышению эмоционального тонуса детей:
— создается ситуация успеха, которая формирует чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.
Дифференцировать при коррекционной работе необходимо и использование материалов (оборудование)
У детей с ЗПР процесс обучения и развития носит максимально-действенный и наглядный характер. Только в этом случае знания будут прочными и доступной для данной категории детей. Но продолжительность периода использования наглядности в коррекционном процессе для каждого индивидуальна. Поэтому на занятиях с детьми использую дид. игры:
1) с предметами (овощи, фрукты, игрушки…)
цель – практическая деятельность с предметами.
2) настольно-печатные игры («лото», «4-й лишний», «кто где живет», «где мы растем»…)
цель – манипулирование образами.
3) игры, задания с использованием моделей, схем.
цель- овладение действиями замещения образца на схему, моделирование.
4) словесные игры (загадки, логические задачи и многие др. задания выполняемые без опоры на наглядность)
цель- овладение умением выполнять задания на вербальном уровне.
Необходимо отметить об активизации мыслительной деятельности на занятиях через элементарные опыты. Опыты показываются с целью наблюдения явлений в искусственно создаваемых условиях, детям лучше делать простейшие умозаключения, выводы, дает возможность лучше усвоить материал.
— знакомство со свойствами снега и льда, детям нравиться эксперементировать
— сравниваем снег и лед
— на что похоже
— у кого снег в кулачке быстрее растает
— большой интерес у детей вызывает поиск ответа что тонет, что умеет плавать
— вопрос что тяжелее, что легче
— а резиновый мяч умеет плавать? Почему?
— на прогулке тоже есть за чем понаблюдать. Где теплее под снегом или на поверхности? На какой стороне сосульки длиннее? Почему?
Все выше перечисленные методы и приемы, используемые в работе с детьми, являются оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с ЗПР. От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика умственного развития ребенка.
Источник