Методологические основы развития личности ребенка

Методологические основы развития личности ребенка thumbnail

Выступдение на региональном семинаре

«Методы личностного развития дошкольников».

Методы личностного развития дошкольников.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основная цель педагогов– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Актуальность. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в слож-ном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие это процесс во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая ихинтересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка в семье

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации Российского образования подчёркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

В процессе реализации опыта прогнозировала:

приобретение детьми социального опыта, который преобразуется ими в процессе осмысления собственной деятельности в практические навыки.

овладение навыками толерантного поведения в обществе, что является основой поведения в старшем возрасте.

развитие интереса дошкольников к истории родной семьи и страны;

повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ по данной теме;

увеличение процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности;

расширение творческих способностей педагогов;

Являясь приоритетным в работе социально – личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

В последние годы широко использую программы:

1. «Я- человек» (С. И. Козловой и др.)

2. «Основа безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркиной)

3. На будущее планирую работу по программе «Одаренный ребенок» (Л. А. Венгера)

Исходя из материалов программ запланировала следующие цели и составила план работы по направлению:

— Создавать условия для полноценного социального развития;

— Продумывать виды и формы педагогической деятельности по образовательным областям, в том числе специальные мероприятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, потребность в сопереживании;

— Определять уровень развития каждого ребенка на основе диагностик.

Следует отметить, что социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса (НОД, совместная деятельность воспитателяребенкасамостоятельная деятельность детей и при работе с родителями) .

Кроме этого разработала технологическую карту мероприятий, которая позволяет учесть в течении дня всю запланированную деятельность.

Большое значение в работе в становлении личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

В работе с детьми использую сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно и грустно (сказка «Как грузовичок друга искал») ; что нужно быть вежливым (сказка «О не воспитанном мышонке») ; рассказы (Л. Толстого «Два товарища», К. Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно», А. Барто «Вовка добрая душа», Н. Калинина «Разве так играют? ») .

Учу детей постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Весь этот материал берём из сказок, фольклорных и литературных произведений и повседневных, бытовых жизненных событий. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, в выполнении игровых упражнений, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Дом моделей» и так далее.

Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, умозаключения, такие как «Подумай, отгадай», «Кто больше знает», «Ответь на вопросы», «Как Буратино стал вежливым» и так далее.

С багажом знаний полученным в результате проведённой деятельности у ребёнка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно зашагает по жизни.

Социально-личностное развитие многоаспектно, трудозатратно. Основная наша цель – помочь детям войти в современный мир.

Педагогические технологии социально-личностного развития детей осуществляю поэтапно:

Начала свою работу со сбора информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

перспективное планирование работы;

систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.

В группе создано воспитательно-образовательное пространство, в котором дети умеют и любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельны в выборе деятельности и партнёров.

В своей работе в нашей подготовительной группе наибольшей эмоциональный отклик находят у ребят такие ситуации как:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать? »

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Были организованы ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку».

4. Ситуации типа «Мы дружим со школьниками»

Читайте также:  Современная семья и ее влияние на развитие ребенка

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Как правило социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению.

Таким образом, реализация задач раздела «Социально-личностное развитие» играет значительную роль в развитии личности дошкольников и готовит его для перехода в школу.

Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.

Спасибо за внимание.

Используемая литература:

1. Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.

2. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание, №4/2006.

3. Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006.

Источник

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Методология воспитания — система знаний об отправных положениях педагогической теории (теории воспитания), а также о путях внедрения теоретических знаний в практику воспитания; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (воспитание как деятельность).

Методологические основы воспитания представляют собой объективные, структурно-системные детерминанты, определяющие его ценностно-смысловую направленность, логику, принципы, способы построения и организации. В структуре методологических основ воспитания выделяют философские, общенаучные, конкретно-научные (педагогические), технологические (методические) основы.

Философские основы воспитания составляют идеи и положения

0 его сущности, движущих силах и логике.

Общенаучные основы воспитания составляют антропологический, герменевтический, системный, деятельностный, синергетический, экзистенциальный, культурологический, онтологический, парадиг- мальный, социализирующий и другие подходы.

Конкретно-научные (педагогические) основы воспитания представляют базовые теории, концепции воспитания и развития личности: теория личности, теория деятельности, теория коллектива, теория средового подхода в воспитании, теория педагогики ненасилия и др.

Технологические (методические) основы воспитания представляют законы, закономерности и принципы воспитания.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов-на-Дону, 2005. С. 175.

Все уровни методологических основ воспитания образуют сложную систему диалектических связей, ориентированных на современное обоснование и представление структуры, логической организации, принципов, методов, средств и способов построения воспитания.

Движущие силы и логика воспитания

Движущими силами воспитания являются объективные и субъективные противоречия, связанные с развитием личности ребенка. К числу объективных противоречий современного воспитания следует отнести объективную необходимость воспитания как государственно-социальной детерминанты и неэффективность существующей практики воспитания. Сюда же можно отнести противоречие между наличием актуальной социальной задачи формирования целостной личности и неопределенностью структурно-содержательного и ценностно-смыслового компонентов воспитания на этнонациональном, национально-культурном и социальном уровнях. Объективным также является противоречие современного воспитания между его устремлением к целостности, целенаправленности, системности, планомерности, содержательности, технологичности и существующей стихийностью и неупорядоченностью влияния на воспитание глобальных социально-экономических процессов и социальной среды.

Субъективным противоречием современного воспитания является стремление личности к субъектности, с активностью как детерминантой ее развития, и индивидуальными возможностями личности, ее особенностями. Противоречием воспитания субъективного уровня также является наличие современного национального воспитательного идеала при отсутствии у обучающихся сформированной мотивации к его реализации. К числу противоречий современного воспитания субъективного уровня относится также актуализация среди обучающихся индивидуализированной, социально не ориентированной, а порой социально рассогласованной системы личностных смыслов и ценностей наряду с целью и задачами духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Воспитание как процесс управления развитием личности ребенка в специально созданных для этого условиях предполагает наличие определенной логики его организации. Педагогика воспитания опирается на несколько методологических основ, определяющих логику организации воспитания. Так, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова,

Н.Л. Селиванова связывают логику построения воспитания с уровнями (этапами) развития детского коллектива. Т.Н. Мальковская, В.А. Сластенин и другие при определении логики воспитания опираются на заданный подход, когда последовательно решается актуальная совокупность задач воспитания, связанных с развитием личности ребенка.

Несмотря на различие методологических подходов, эти и другие ученые выделяют в логике организации воспитания четкую этап- ность и последовательность действий педагога-воспитателя. В структурированном виде логика организации воспитания выглядит следующим образом:

  • • определение методологических основ воспитания на философском, общенаучном, конкретно-научном и технологическом уровнях;
  • • определение цели, задач, содержания воспитания в связи с формированием целостной личности ребенка;
  • • диагностика и системный анализ социально-педагогических возможностей воспитательного пространства и среды, изучение личности воспитанника;
  • • социальное и психолого-педагогическое прогнозирование воспитания;
  • • педагогическое проектирование, конструирование и моделирование воспитания;
  • • организация воспитания;
  • • рефлексия и анализ результатов воспитания.

Не утратившей своего значения методологической основой, определяющей логику воспитания, остается сегодня концепция выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, базирующаяся на идее о двух уровнях развития ребенка1:

  • 1) уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических функций ребенка, которые у него сложились;
  • 2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в своем развитии.

В этом случае в логику воспитания объективно и субъективно встраиваются процессы самовоспитания и саморазвития личности ребенка.

1

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 448-449.

Методологическими ориентирами воспитания выступают также

идеи о содержании и организации воспитания (идея-мысль, получившая концептуальное оформление):

  • • идея о субъектной направленности человека, определяющая пути становления субъектности ребенка (Н.М. Борытко, О.С. Газман, О.С. Гребенюк, М.И. Рожков, Г.К. Селевко и др.);
  • • идея личностного развития в контексте сохранения его индивидуальности (А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.А. Левин и др.);
  • • идея развития субъектности и личности ребенка в деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);
  • • идея развития субъектности и личности ребенка в условиях педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения (Е.А. Александрова, Н.М. Борытко, В.С. Безрукова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожков, С.М. Юсфин и др.);
  • • идея духовно-нравственного, ценностного и смыслового содержания воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.Д. Никандров, В.А. Тишков, В.Д. Шадриков идр.);
  • • идея целостности воспитательного процесса и его интеграции с процессом образования (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.Т. Трепицина и др.);
  • • идея онтологической (бытийной) детерминированности воспитания (Н.М. Борытко, Л.М. Лузина и др.);
  • • идея о сущности воспитания как управления развитием личности (А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.);
  • • идея системности воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская и др.);
  • • идея нравственно-целостного развития личности ребенка в процессе воспитания (А.М. Асмолов, Б.С. Братусь, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.В. Рубцов, В.Д. Шадриков, Д.И. Фельдштейн идр.);
  • • идея о личностном смысле и ценности воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Березина, Н.В. Кузьмина, С.Л. Братченко идр.);
  • • идея о сущности детства как сензитивном периоде воспитания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.И. Новикова, Д.И. Фельдштейн).
Читайте также:  Значение эмоционального развития ребенка в семье

Вместе с тем, современная актуальная парадигма воспитания выступает его методологической детерминантой, определяющей смыслы и содержательные характеристики воспитания. На методологическом уровне смысл современного воспитания состоит в управлении развитием личности ребенка (А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), основной содержательной характеристикой которого является гуманизация. Однако изменились классические характеристики социума и человека как субъектов воспитания. Социум не предстает перед нами гомогенно. Это усугубляется динамично развивающейся социальной стратификацией общества, что существенно изменяет потребностно-мотивационную сферу личности. Одновременно сформировалась новая педагогическая реальность, эпицентром которой стал человек с его интенциями к идеалу, ценностям и личностным смыслам, гуманным человеческим отношениям и другими чисто человеческими качествами и духовными экзистенциями, не поддающимися точным измерениям (Е.В. Бондаревская). Этот научный факт поставил под сомнение адекватность и применимость основ классической методологии педагогики воспитания, что актуализирует обоснование и выделение современных методологических основ гуманистической педагогики воспитания.

Гуманистическая педагогика воспитания (О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Т.А. Ромм, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин и др.) выделяет несколько методологических основ современного воспитания:

  • • ребенок — активный субъект воспитания;
  • • ребенок становится соучастником, сотворцом порождения смыслов и ценностей воспитания;
  • • детерминантой воспитания становится моделирование антропологического образа воспитательной системы;
  • • воспитание рассматривается как целостный процесс со своими системными характеристиками;
  • • воспитание обращено к ребенку-человеку как целостности, рассматриваемой в единстве тела, души и духа, как субъекта собственной жизни, культуры, истории, социума, государства;
  • • воспитание предстает как личностно- и субъектно-ориентиро- ванное педагогическое образование;
  • • воспитание представляется как ценностно актуализирующееся и человекообразующее явление;
  • • воспитание предстает как гуманистический, человекообразующий, смысложизненный процесс, сущность которого проявляется в вочеловечивании ребенка в его бытии;
  • • воспитание как процесс направлено на организацию осмысленной жизни ребенка и педагогическую поддержку личностных сил, творческого потенциала, индивидуальных особенностей, духовности, нравственности ребенка;
  • • воспитание определяет и моделирует вариативные условия, необходимые для личностного и индивидуального развития в процессе воспитания;
  • • воспитание актуализирует человеческие детерминанты развития ребенка (смысловые и ценностные ориентации);
  • • в современной педагогике воспитания доминирует методологическая установка на реконструкцию воспитания в интересах ре- бенка-человека в его реальном человеческом бытии;
  • • в воспитании утверждается представление о ребенке-человеке как ценности и цели воспитания;
  • • методологическую основу современного воспитания составляет вся совокупная система знаний о человеке, имеющихся в различных науках (системная антропология), которые решают экзистенциальные проблемы воспитания: необходимость выбора ребенком ценностей; поиск смыслов жизни (бытия); проектирование жизненного пути; нравственные способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; сохранение здоровья и т.д. Все это актуализирует в качестве общего методологического принципа онтологический подход к воспитанию. Онтологический подход ориентирует на анализ человекосоразмерности бытия ребенка и, следовательно, человекосоразмерности всего того, что происходит с человеком (ребенком) в воспитании, на выявление того, какие чувства, мысли, переживания, мотивы, намерения, отношения, смыслы у него возникают и как эти экзистенции изменяют его жизнь (Е.В. Бондаревская, 2012);
  • • ведущими методологическими детерминантами воспитания становятся духовность, нравственность, гражданственность, национально-культурная и индивидуально-личностная идентичность;
  • • на методологическом уровне в воспитании ребенка актуализируются такие качества, как субъектность, способность к инновационной деятельности, социальная и нравственная активность, духовность, гражданственность, патриотизм;
  • • современное воспитание носит ненасильственный, интерактивный характер;
  • • воспитание является частью общей социальной технологии развития страны через человека, способного к духовному, нравственному, культурному возрождению, творческой самореализации и инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности социума (Е.В. Бондаревская, 2012);
  • • методолого-онтологические основания новой теории воспитания составляют такие концепты, как: 1) человек: сущность человека, природа человека, бытие человека, воспитание человека; 2) педагогическая реальность: социокультурная среда, гуманитарная ситуация воспитания, воспитательное пространство, мир детства, отрочества, юности; 3) интерактивные позиции субъектов воспитания: понимание, диалог, ценности, смыслы, сотрудничество, соработничество, сотворчество, социальное партнерство, педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение воспитания; 4) бытие и становление субъект- ности человека в воспитании: формирование онтологии жизни, развитие сил личности, педагогическая поддержка индивидуальности, национально-культурной, гражданской и личностной идентичности, самоопределение, самоорганизация, самовоспитание; 5) качества человека: идентичность, духовность, нравственность, гражданственность, инновационные способности (Е.В. Бондаревская, 2012);
  • • онтологическая интерпретация процесса воспитания связывается с вочеловечиванием ребенка в его бытии, с определением человекосообразных критериев результативности воспитания;
  • • методология воспитания утверждает объективную необходимость интериоризации и экстериоризации воспитания всеми его субъектами;
  • • детоцентризм воспитания в его аксиологических основаниях становится методологической аксиомой;
  • • в воспитании индивидуальности, личности, субъектности должна сложиться идентичность;
  • • методология воспитания утверждает, что необходимо выделить предельные смыслы и ценности, которые создают индивидуальность и ядро идентичности человека.

Источник