Методики вокального развития ребенка
Ольга Усольцева
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Усольцева Ольга Юрьевна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №86», г. Березники
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение является одним из самых любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, память, певческий голос, который увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, что заряжает его жизненной энергией.
Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, упражняет и развивает дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок, невольно занимаясь пением, укрепляет свое здоровье. Но, самое важное, пожалуй, то, что пение активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.
Однако, многолетний опыт работы в детском саду и результаты диагностики в последние годы, показывают, что дети стали петь крикливо, неестественным звуком, фальшиво интонировать, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Были выявлены такие проблемы, как небольшой диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, отсутствие ансамблевого строя. Это и побудило меня к поиску новых технологий, методов и форм работы в данном направлении.
В своей практике я стала применять здоровьесберегающие технологии, обращать внимание на охрану детского голоса, ведь именно детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.
С целью охраны детского голоса учитываю певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара. Осторожно использую крайние звуки его рабочего диапазона. Стараюсь оберегать голос от ненужного перенапряжения.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки, листочки и т. д.) Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме, применяю метод М. Стрельниковой.
Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции.Для этого использую: скороговорки, чистоговорки, речевые игры и артикуляционную гимнастики, пальчиковые игры.
Так же с своей практике применяю валеологические распевки, песенки-приветствия (О. Арсеневской, Е. Железновой, М. Картушиной). С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки», «Начнем занятие, друзья», «Ну-ка все встали в круг» и др.
Ознакомившись с новинками методической литературы, опытом педагогов-новаторов, я пришла к выводу, что продолжать работу по развитию певческих навыков не используя при этом специальных упражнений для формирования чистоты интонации, бессмысленно, поэтому огромное внимание уделяю такому виду деятельности, как распевание. Ведь именно распевание необходимо для четкого и ясного понимания звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких и низких звуков и закрепления их на практике голосом.
Детям очень нравится петь. А распеваться? Все дело в том, что раздел – «Распевание» — это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо развит и имеет сравнительно небольшой репертуар. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно.Все чаще я стала задаваться вопросом: как сделать так, чтобы моим воспитанникам стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным?И пришла к выводу: мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Так не совместить ли приятное с полезным? Поэтому на занятиях я применяю методику игрового распевания, музыканта-педагога, композитора — Аллы Анатольевны Евтодьевой, автора пособия по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя».
Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и низкое звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них.
Такое игровоераспевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.
3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
4. Игровое распевание может перейти плавно в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.
Игровые распевки использую и в других частях занятия – еще одно уместное закрепление голосом высоких и низких звуков, занимает во времени это всего полминуты и проходит в игровой форме, использую при этом и атрибуты. Так, например, распевка «Дюймовочка и Жук»исполняется детьми как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на занятии движения. А распевки «Лиса и Воробей», «Кот и Мышка», «Медвежонок и Пчела» и т. д. использую, как игровые песенки, после которых проводится подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной полянке» логически и гармонично перетекают в музицирование. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме, и как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое необходимо в пении.
Дети воспринимают игровое распевание, как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций подогревает интерес к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Полученные на занятии навыки, ребята стали использовать и в самостоятельной деятельности, применять понравившиеся им игры и упражнения и в свободное от занятий время (в группах и дома).
Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.
Библиографический список
• М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г
• О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.
• 3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.
• А. А. Евтодьева Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С. 44–47.
Источник
«Вокальное развитие дошкольников»
Вокальное развитие дошкольников на основе координационно-тренировочного метода.
Ознакомившись с программой вокального воспитания и изучив методики преподавания, и апробировав их на практике, на музыкальных занятиях в детском саду, я убедилась в том, что при обучении детей старшего дошкольного возраста не всегда удавалось достичь желаемого результата. Понимание ситуации (проблемы) привело нас к необходимому поиску инновационных методов и приемов по вокальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В существующих руководствах рекомендуется и соответственно, в практике музыкальных занятий с детьми реализуется работа над чистой интонацией, в лучшем случае – над дикцией и выразительностью исполнения. Постановкой детского певческого голоса как такового, музыкальные руководители детских садов не занимаются. В то же время дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования основ певческой деятельности. Так возникла идея координационно-тренировочного метода в детском саду, который предназначен для достижения на разных этапах обучения определенной цели: развивать свой голос и голоса детей с минимальной вероятностью ошибочных действий.
1 этап работы – “Речевой”
Задача: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Как только ребенок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: “не говори громко, не кричи – это не прилично”. К школьному возрасту перед нами “воспитанный” ребенок, для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребенка подавлена естественная из функций психологической деятельности – имитационная: “Не дразнись!” Но именно через имитацию (делай как я) происходит обучение уже у высших животных. Тут вступает в силу табу вокального обучения. Почему-то рукой и ногой “делай как я” (например, в танце) можно, а голосом своим, взрослым – нельзя: “ребенок ведь маленький!”. И бедные музыкальные руководители начинают сами петь придуманными “детскими” голосами. Прививая прочные стереотипы ребенку и травмируя голосовой аппарат себе. Где же выход?
Его подсказывает теория экстралингвистической коммуникации (внеязыкового общения), разработанная доктором биологических наук В. Морозовым.
В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно. Что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в “десятку”, сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень!. Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после – запищать, и при этом осознает, что эта разная механика – это путь к интонированию.
В основе интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение. Голосообразующее движение – первично, слух – вторичен.
2 этап – “Вокализированная речь”
Задача: Развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато и управления его частотой амплитуды (размахом по высоте и скорости пульсации), особой формой рта, глотки, положения языка. Принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношении согласных. Все это так называемые показатели певческого голосообразования.
3 этап – “Эстетика певческого тона”
Задача: Систематизация критериев академического пения, являющееся подробным описанием технологического процесса, результатом которого становиться специфическая эстетика академического вокала. На высшем уровне обучения, предусмотренном в координационно-тренировочном методе развития голоса, идет работа на упражнениях с учетом предложенных критериев, а, следовательно, и эстетики. Для внедрения данного метода я провела обследование вокального развития детей.
С целью установить, насколько у детей развиты вокальные навыки: интонационный слух, тембр голоса, диапазон, дыхание, дикция, чувство ритма, ладовое чувство. В связи с этими задачами от каждого ребенка требовалось:
Назвать любимые песни.
Исполнить любую песню, по желанию ребенка.
Прохлопать ритмический рисунок.
Повторить за педагогом музыкальную фразу.
Выполнить творческое задание.
На основе данных обследования и в соответствии с задачами обучения детей пению был подобран каждой возрастной группе, определенный репертуар. Отобранные песни были расположены от более легких к трудным.
Включая в репертуар трудные песни, мы руководствовались следующими соображениями: целенаправленная работа над чистотой интонирования; обучение детей пению путем координационно-тренировочного метода; исполнение педагогом песни во взрослой манере, приближенной к академической. Это должно было привести детей к возможности правильно петь в конце года занятий. Правомерность этого предположения показали результаты опытной работы.
Внедряя координационно-тренировочный метод в процесс работы по постановке певческого голоса у детей старшего дошкольного возраста я предполагала, что у детей будут трудности при распевании в речевой позиции, поэтому я использовала свой образец показа (мимика, артикуляция).
Упражнение 1. “Трель губ”.
Движение мелодии от G1 до С1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона.
Упражнение 2. “Рычалочка”
Выражение лица – плаксивое (на снятие мышечного тонуса), движение мелодии отА1доD1.
Повторяется 5 раз с повышением на полтона.
Упражнение 3. “А-У”
Движение мелодии звук “А” на D1, звук “У” на А1 (тянуть), на звуке “У” от А1 до D1.
Повторяется 5 раз с повышением на полтона.
При выполнении этого упражнения нужно применять дирижерский жест (показ рукой низкого и высокого звука) требуя от детей его точного выполнения; добиваться звучания головного резонатора на звуке “У”. Это упражнение необходимо для расширения диапазона, развития головного резонатора и координации слуха и голоса. При разучивании песен с целью развития четкой артикуляции, слуха и ритмичности, я применяла такой прием как “пение шепотом”.
При появлении у детей положительной динамики в чистоте интонирования данных упражнений, можно увеличить диапазон и кратность выполнения упражнения. При этом следует учитывать вокальные данные детей и не забывать об охране детского голоса.
Зная о такой возрастной особенности детей как способность определять и воспроизводить звуки различной высоты и длительности, я использовала прием слухового самоконтроля (ребенок, прикрывая ладонью ухо, слышит и исправляет неточную интонацию). Поскольку у детей этого возраста певческое дыхание слабо развито, то я подбирала музыкальный материал – репертуар с равномерной длиной музыкальных фраз (дыхание на уровне инстинкта).
Предлагая детям, неоднократное повторение знакомых упражнений и попевок я пыталась формировать у них навык чистого интонирования.
Так как дети этого возраста поют в разных темпах (медленно, торопливо) я на протяжении всего занятия давала установку на выполнение правил хорового пения; показывала жестом головы и руки начало и окончание фраз, для того чтобы детям было легче петь в общем темпе.
У детей этого возраста голосовой аппарат отличается от голосового аппарата младших дошкольников, т.к. он становится крепче, но все же, певческое звукообразование происходит за счет напряжения краев связок. У некоторых детей появляется крикливая интонация, поэтому здесь большое внимание уделяется охране голоса.
Зная о том, что голоса детей в этом возрасте делятся на три природных этапа (высокий, средний, низкий), каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примерным диапазоном, то необходимо учитывать соответствие голосового режима полу ребенка. Если у девочек развит головной резонатор то у мальчиков (в основном, но есть исключения) грудной. Поэтому не следует (мальчикам) завышать голосовой режим грудного резонатора, т.к. это может принести вред их голосовым связкам.
Приобщая ребенка к миру музыкальной культуры и формируя у детей осознанное бережное отношение к своему голосу, я использовала наглядный образ музыкального инструмента, его звучание, художественное слово; и прием сравнения строения музыкального инструмента со строением голосового аппарата.
Эффективность применения этих приемов и координационно-тренировочного метода подтвердилась показателями качества пения детей в конце года.
Проведенная мной опытная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приемов, которые способствуют развитию вокального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенной работы можно сделать следующее заключение — дети старшего дошкольного возраста, воспитанные на приемах и упражнениях координационно-тренировочного метода развития голоса, поют сложные произведения, это не означает, что кто-то насилует их голоса и нервы. Это не более, чем подготовка технических и музыкальных возможностей
Источник
Ирина Волобуева
Приёмы развития слуха и голоса детей. Эффективные методы вокальной работы с дошкольниками
Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
• Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
• Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
• Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
• Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
• Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
• Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
• Пение «по цепочке»;
• Моделирование высоты звука движениями руки;
• Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
• Настройка на тональность перед началом пения;
• Устные диктанты;
• Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
• Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
• В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
• Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
• Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т. п.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию,выразительности исполнения:
• представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
• вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
• вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр. ;
• выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
• при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих –напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
• расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
• целенаправленное управление дыхательными движениями;
• произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
• проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
• речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т. е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
• нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
• вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.
• сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
• запись основных правил пения на плакатах;
• постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
• юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;
• различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
• одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
• использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
• формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, — сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.
В. П.Морозов писал: «Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования. «
Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению.
Заключение
Эффективность обучения в детском хоровом коллективе зависит от выбора методов обучения. Методыобучения характеризуются тремя признаками: цель обучения, способ усвоения, и характер взаимодействия. В вокальной педагогике используются и общедидактические методы. Среди них такие,как:
1. наглядный метод (слуховой, зрительный).
2. словесные методы: беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.
3. методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые).
4. движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр., что вызывает у учащихся интерес к работе.
В самодеятельном хоре ведется работа по постановке голоса, обучения нотной грамоте, пения по нотам, общемузыкальная эрудиция. Важнейшей частью в творческой работе хорового коллектива является концертно-исполнительская деятельность. Она является одним из активных средств музыкально-эстетического воспитания.
В своей работе руководитель хора должен учитывать психологическую характеристику младшего школьного возраста. Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение. Но и игра занимает большое место в их жизни. Она способствует формированию цельных качеств в личности.
В нетрадиционных формах обучения учитель вправе свободно конструировать урок, но все элементы урока подчиняются его теме, а сам урок обеспечивает целенаправленное развитие учащихся. На сегодняшний день существует несколько десятков нетрадиционных уроков.Для проведения уроков музыки наиболее приемлемы:
1. урок-игра;
2. урок-путешествие;
3. урок-праздник;
4. урок-концерт.
Подобные уроки предполагают использование самых разнообразных методов обучения.
Разнообразное применение методов обучения ярко представлены во второй главе в программе «Любимая песня». В современных условиях важную роль играет репертуар песен, но при этом нужно учитывать возрастные особенности детского голоса. Цель всех музыкально-развлекательных программ, представленных в данной работе, это социальная адаптация детей в процессе целенаправленной организации досуговой деятельности и возможности ребенка, а главное предоставить возможность полноценного отдыха пришедших в хор. На сегодня известно большое количество методов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке. Наша конечная и главная цель всей работы – это воспитание человека. Помочь ребенку почувствовать себя творцом, ощутить состояние счастья от того, что удалось движением или голосом выразить то сокровенное, что не могло выразиться словом.
Источник