Методики обследования развития ребенка

Методики обследования развития ребенка thumbnail

Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста

1. Пространственные представления и зрительно-моторная координация.

«Тест Бендера».

Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая нарисована на кар-

точке размером 10×15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги формата А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее.

Рисунки оцениваются по трем параметрам:

— выполнение углов;

— ориентация элементов;

— взаимное расположение элементов.

Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты

сравнивают с возрастными нормативами:

6 лет: 22—30 баллов;

7 лет: 24—32 балла.

2. Произвольность (умение управлять своими действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами).

«Лабиринты» (автор Д. Векслер).

Предлагается несколько лабиринтов возрастающей сложности. Необходимо найти выход в каждом (на один лабиринт — 1 мин), соблюдая ряд правил: — в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; — не задевать линии лабиринта; — не пересекать их (каждое касание — ошибка, каждый поворот назад — ошибка).

Высокая — работа без ошибок.

Средняя — 1 ошибка в одном лабиринте.

Низкая — более 2-х ошибок в одном лабиринте.

3. Мышление (выделение существенных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам).

«Самое непохожее» (автор Л. Венгер).

Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем, одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2 — 3 фигурами.

Высокая — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.

Средняя — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Низкая — преобладание выбора по одному признаку без называния.

4. Уровень интеллектуального развития.

«Исключение предметов».

Выбор одного предмета, не относящегося к категории:

5 шт. (явное несоответствие) 4 — 5 лет;

5 шт. — 5 — 6 лет;

7 шт. — 6 — 7 лет.

5 шт. — В;

3 — 4 шт. — С;

2 шт. — Н;

7 шт. — В;

4 — 6 шт. — С;

3 шт. — Н.

5. Восприятие (способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями).

«Какая фигура не подходит».

Предлагаются 3 тестовых листа:

1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фигуры, но одна из них отличается по величине (3 маленькие фигуры, 1 большая).

2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета.

3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной формы.

Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» и просят сказать, чем она отличается от остальных.

Высокая — выбор 3-х признаков (величина, цвет, форма) и называние одного-двух.

Средняя — выбор 2-х признаков и называние одного.

Низкая — выбор одного признака без называния.

6. Соотношение свойств предметов и заданных эталонов.

«Эталоны».

Предъявляются 4 страницы, на каждой 16 картинок, изображающих различные предметы. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные.

Максимальный балл —32. Ошибки: неправильно отмеченная картинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл.

В – 29 — 32 балла; С – 20 — 28 баллов; Н — менее 20 баллов.

7. Память.

«Узнавание фигур».

Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таблица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула.

Высокая — все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок.

Средняя — правильно узнано 2 стимула.

Низкая — правильно узнан 1 стимул.

«Десять слов» (методика А. Лурия).

Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов.

9 – 10 — В; 6 – 8 — С;1 – 5 – Н.

8. Готовность к школе.

«Беседа о школе» (автор Т. Нежнова).

Ребенку рассказывают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории — А и Б.

В ответах детей учебного типа преобладает категория А.

В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представлены в равных долях.

Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б. Псевдоученики, обычно выбирают, ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б.

«Рисунок человека».

Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком.

Для определения степени готовности к школе проводится оценка выполнения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов.

«Образец и правило» (автор Л.Венгер).

Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру — образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками.

«Графический диктант» (автор Д. Эльконин).

По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клетку с нанесенными 4 точками.

Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов.

По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам.

9. Мелкая моторика.

«Моторика пальцев» (автор Н. Озерецкий).

На столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка. Контрольное время — 20с.

Высокий — ребенок справляется с заданием в установленное время.

Средний — ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время.

Низкий — не справляется с заданием.

«Диагностика работоспособности и темпа деятельности

ребенка дошкольного возраста».

С помощью этой методики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа работы ребенка и уровня его работоспособности. Методика очень проста в выполнении и проверке. Потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

  • Размеры квадратов должен быть в два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров.

  • При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

  • На заполнение каждого квадрата дается 5 секунд.

«Дождик, дождик, пуще!»

Инструкция.

Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стеклам дождь? Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь дождиком. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде «Начали!» принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу — «Дальше!» — переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь — настоящий ливень.

Читайте также:  Задачи раннего развития ребенка

Оценка результатов для определения темпа деятельности ребенка.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Нормы рассчитаны на детей 5 — 7 лет.

16 точек и меньше — ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16-го точек — нормальный средний темп работы.

20 точек и больше — ребенок умеет работать в очень быстром темпе.

Оценка результатов диагностики работоспособности ребенка.

Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других — редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 точек и более, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем — шестом квадрате — результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребенок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет в нужный момент взять себя в руки и совершить волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд: такой ребенок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к ее истощению. Люди со слабой нервной системой называются астеничными.hello_html_5d98e865.jpg

Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек».

Оценка выполнения:

  • Не может подобрать ни одной пары – 0

  • Правильно подобрал одну пару – 1

  • Правильно подобрал две пары – 2

  • Правильно подобрал 3-6 пар – 3

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Диагностика развития элементов логического мышления

Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

  • Невыполнение задания после всех видов помощи – 0

  • Выполнение после словесного указания оснований для классификации – 1

  • Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного пояснения – 2

  • Выполнение по основной инструкции – 3

По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:

  1. Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.

  2. Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.

  3. Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Диагностика игровых интересов дошкольников.

  1. Вопросы для беседы с ребенком.

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в центре? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
— на игровые интересы и предпочтения детей в центре и дома;
— на любимые сюжеты и роли;
— на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

— игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

— разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

— зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

— характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей  на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе. 

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка в младенчестве и раннем возрасте

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников. 

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Источник

НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА ПЕТРОВА
Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп

Первая задача данного обследования, которое может проводиться как психологом, так и самим воспитателем – определение умственного развития как показателя интеллектуального здоровья. Наиболее эффективные, по мнению психологов, являются следующие методики.

1. Методика «коробка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.

2. 2. Методики «пирамидка» (предметные действия) содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия).

3. 3. Методика «разрезные картинки» содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до б). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.

4. 4. Методика «конструирование по образцу» включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

5. 5. Методика «рисунок человека». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.

6. 6. Методика «свободная игра». Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.

7. 7. Методика «дорисовывание фигур» включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития творческого воображения (способность создавать оригинальные образы) и абстрактного мышления.

8. 8. Методика «повторение слов и предложений» фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагается детям 3 лет 3-4 знакомых слова, детям 4 лет — 5-7 и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.

9. 9. Методика «вопросы но картинкам». Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки,и задают вопросы: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что он (она) делает?». Выясняется уровень развития активной речи ребенка.

10. 11. Методика «мисочки» (включение в ряд) проводится на том же материале, что и методика «мисочки», и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду величин, выложенном взрослым. Методика выявляет способность детей устанавливать простейшие логические взаимосвязи.

11. 12. Методика «рыбка» содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.

12. 13. Методика «классификация по заданному принципу». Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других — по нескольку. Задание состоит в том, чтобы разделить их на две группы по принципу количества, который в случае необходимости демонстрируется ребенку взрослым. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

13. 14. Методика «свободная классификация». Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

14. 15. Методика «самое непохожее». Перед ребенком в случайном порядке выкладывается в ряд 8 фигур,различающихся тремя признаками: круги и квадраты красного и синего цветов, большие и маленькие. Затем предъявляется одна из этих фигур, и ребенка просят выбрать из оставшихся самую непохожую на нее. Методика направлена на оценку развития логического мышления.

15. 16. Методика «рассказ по картинкам» содержит задачи на установление причинно-следственных отношений. Ребенку дается набор карточек (например, «зерно», «росток», «цветок», «бутон», которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положит их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.

16. 17. Методика «несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать «несуществующее животное», назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей творческого воображения и абстрактного мышления ребенка.

17. 18. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование» требует построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата (для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ — и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.

18. 19. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны» содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить в таблице изображения предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.

Читайте также:  Значение дидактической в развитии ребенка 3 лет

19. 20. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация» содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления.

20. 21. Методика «10 слов». Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3-5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при проверке подозрений на органическое поражение ЦНС.

21. 22. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация» содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое «умножение» классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине. Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.

Вторая задача обследования – выявление уровня развития мелкой и крупной моторики ребнка-дошкольника.

1. Методика «бирюльки». Ребенку предлагают уложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком.Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.

2. 2. Методики «повторяй за мной» и «игра в мяч» содержат задания на повторение простых движений (движения рук и ног, поз и действий с мячом по показу взрослого. Методики выявляют уровень развития крупной моторики.

3. 3. Методика «свободный рисунок». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.

Третья задача психологического обследования – изучение эмоционально-личностной сферы ребнка, особенностей его общения и взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми (с педагогами, родителями, эмоционально-личностных трудностях как показатели психического его здоровья.

1. Методика «КАТ» включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности и общения ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию событий. Методика используется как проективная для выявления эмоционально-личностной сферы ребенка и особенностей его общения (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).

2. 2. Методика «дополнение фраз» содержит задачи на дополнение предложений указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец.Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и.», «Мальчик весело смеялся, потому что.», «Если пойдет дождь, то.». Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка.

3. 3. Методика «рисунок семьи». Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям изображения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.

4. 4. Методика «два дома» специально предназначена для диагностики сферы общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается в первую очередь ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о системе интимных избирательных отношений в семье.

5. 5. Методика «пиктограмма» содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания ребенка. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.

6. 6. Методика «три желания» и «шапка-невидимка». Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

7. 7. Методика «игровая комната». Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любимые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть.При этом ребенку задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?» и др. По рассказу ребенка и ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.

8. 8. Методика «лестница» включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что на ее верхних ступеньках — самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками,например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена на выявление уровня самоприятия и самооценки ребенка.

9. 9. Методика «выбор карточки». Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на оценку уровня притязания ребенка.

10. 10. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность» выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.

Источник