Методики направленные на физическое развитие ребенка
Вопросы физического развития детей первого года жизни в разной степени затрагиваются разными педагогами. Наиболее широко и доступно этот вопрос рассматривается в методиках:
- Никитиных Б.П. и Л.А.;
- Китаева Л. М и Трунова М. В.
Методика Никитиных: суть, плюсы и минусы
Основной идеей семьи Никитиных в развитии детей является создание развивающей среды, стимулирующей двигательную и умственную активность.
Воспитывая своих 7 отпрысков, авторы методики пришли к выводу, что желание познавать окружающий мир присуще всем малышам с рождения и роль родителей заключена в создании наиболее подходящих условий, стремлении поддержать природную любознательность.
Основные принципы методики Никитиных:
- Отказ от предметов, ограничивающих движения ребенка: манеж, коляска;
- Максимальная свобода и самостоятельность крохи;
- Доступ к спортснарядам и тренажерам;
- Активная поддержка со стороны родителей всех достижений ребенка.
Методика применима к детям, уже освоившим базовые навыки передвижения: ползание, сидение.
Плюсы методики:
- Простота применения. Физическое развитие детей по этой методике доступно любому родителю, даже не обладающему познаниями в педагогике или физиологии;
- Методика предлагает не только физическое, но и умственное развитие.
Минусы:
- Не все дети до года положительно реагируют на довольно жесткий подход, предполагаемый методикой;
- Творческое развитие ребенка не считается основой для гармоничного развития;
- Отсутствие индивидуального подхода.
Методика Никитиных предполагает довольно большую свободу действий ребенка, родители выполняют роль организаторов развивающего пространства, не влияющих на интересы малыша, а показывающих разные варианты.
Методика Л. Китаева и М. Трунова
Одной из спорных, но пользующейся популярностью в среде родителей малышей до года, является методика Леонида Михайловича Китаева и Михаила Викторовича Трунова, изложенная в книге «Экология младенчества».
Авторы твердо убеждены в необходимости использования врожденных рефлексов. Они предлагают использовать заложенные природой способности в особой динамической гимнастике.
Основанная на историческом опыте славян, методика предполагает подбрасывать, кружить, крутить вокруг себя малыша, выполняя с ним те движения, которые неподвластны пока ребенку в силу возраста и несформированности необходимых навыков. По мере взросления отпрыска, базовые упражнения гимнастики заменяются на более совершенные виды, добавляются различные игры и упражнения на спортивном комплексе, где малыш пробует все интересующие его элементы для полного овладения собственным телом.
Плюсы:
- Дети, с которыми использовали динамическую гимнастику, вырастают более ловкими и сильными;
- Снижается количество травм в старшем возрасте, благодаря хорошему пониманию возможностей своего тела.
Минусы:
- При неосторожном использовании, необдуманности действий со стороны родителей возможны травмы;
- Такие направления, как плавание и беби-йога невозможно применять в домашних условиях без поддержки профессиональных инструкторов.
Методика Л.Китаева и М. Трунова применяется буквально с рождения, используя принцип постепенного увеличения сложности используемых элементов, после полного освоения предыдущих. Не все родители обладают достаточной смелостью для воплощения предложенных упражнений в жизнь.
Методика Никитиных и подход Л. Китаева и М. Трунова – яркие примеры неклассического подхода к физическому воспитанию детей. Большинство родителей чаще всего склоняются в пользу обычных упражнений, использующихся многие годы. К каким именно, читайте в статье «Упражнения для развития двигательных умений детей».
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Лилия Гизетдинова
Современные технологии физического развития дошкольников
Вступление на семинаре. + презентация!
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В ДОУ используются здоровьесберегающие технологиив следующих направлениях:
1. Технологиисохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологииобучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей!
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т. д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, они все вовлекаются в процесс, после этого активно отвечают на вопросы, внимательнее слушают, старательнее рисуют, наклеивают. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.
Стретчинг (от лат. stretch) –– это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходим всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
Ритмопластика — является музыкально-ритмическим психотренингом. Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы, не раньше чем через 30 мин. после приема пищи со среднего возраста. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, и даёт возможность перевоплощаться.
Динамические паузы (физкультминутки). Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация. Можно проводить в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) .С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика пробуждения. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Оздоровительный бег. Реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Физкультурное занятие. Проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст — в групповой комнате или физ. зале — 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье». Реализуются 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия. Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом. Проходят как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведения. Проводятся сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.
Сказкотерапия. Всего 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.
Список использованной литературы:
1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры, 1993, №4.
2. Бальсевич В. К. Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры, 1995, №4.
3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 2000.
4. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология,теория и практика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров, под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.
5. Виноградова Н. А. Физическое развитие дошкольников. Часть1.Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н. А. Виноградова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.
6. Воробьева Е. В. Технология модульно-блочного обучения в формировании творчества и воображения специалиста / Е. В. Воробьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2005. — № 4 (44). — С. 250 — 254.
7. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М.: Академия, 2011. — 230 с.
8. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с.
9. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
10. Козырева О. В. — Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О. В. Козырева. — М.: Просвещение, 2003. — 112 с.
Источник
Статистика показывает, что в России число абсолютно здоровых школьников не превышает 12%, а у более чем половины из них есть различные хронические заболевания. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо как можно больше внимания уделять физическому развитию детей в дошкольном возрасте.
Что понимают под физическим воспитанием дошкольников
Главная цель физического развития детей – это приобщение к физической культуре, сохранение и укрепление здоровья. Для этого родителям и специалистам ДОУ нужно решить ряд задач:
- помочь детям приобретать опыт двигательной активности, в том числе выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости, координации и других физических качеств;
- научить детей ставить цели в отношении собственного физического развития и добиваться их;
- сформировать у малышей начальные представления о популярных видах спорта;
- обучить их подвижным играм с правилами;
- сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить ребенка элементарным правилам и нормам (соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, сбалансировано питаться и т. д.);
- воспитать у детей культурно-гигиенические навыки.
Основные формы физического воспитания дошкольников
В ДОУ в обязательном порядке присутствуют следующие виды физических занятий с детьми:
- физкультурные занятия, минимум 3 раза в неделю (в том числе на открытом воздухе);
- ежедневная утренняя гимнастика, периодические физкультминутки по 2-3 минуты;
- подвижные игры на открытом воздухе до обеда и после тихого часа;
- физкультурный досуг, например, «Веселые старты», не реже 1 раза в месяц;
- физкультурные праздники не реже 2 раз в год.
Родителям, чьи дети не посещают детский сад, рекомендуется также по возможности придерживаться этого плана.
Занимаемся физическим развитием ребенка дома. Советы родителям
Задачи физического воспитания дошкольника можно решать и дома, выполняя простые упражнения в игровой форме. При этом нужно соблюдать ряд правил:
- Проконсультируйтесь с врачом перед началом занятий. В большинстве детских поликлиник есть массажный кабинет, кабинет лечебной физкультуры. Обратитесь к врачу ЛФК – пусть они осмотрят ребенка и подберут подходящие упражнения.
- Увеличивайте продолжительность и сложность занятий постепенно. Начните с небольшой разминки на 5-10 минут, а затем каждый день немного продлевайте и усложняйте тренировки.
- Следите за тем, как ребенок чувствует себя во время занятий, чтобы не допустить переутомления. Лучше устроить три короткие физкультминутки в течение дня, чем заставлять малыша выполнять упражнения на протяжении целого часа. Отменяйте занятия, если ребенок плохо себя чувствует или заболел.
- Проводите занятия минимум за полчаса до или через час после еды.
- Не заставляйте ребенка заниматься, если он не настроен на физическую активность, но и не потакайте его лени. Старайтесь по возможности придерживаться определенного расписания тренировок.
- Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.
- Занимайтесь на свежем воздухе (в теплую погоду) или в хорошо проветренном помещении.
- Подбирайте упражнения таким образом, чтобы они гармонично развивали все мышцы ребенка. Активные упражнения следует чередовать с упражнениями на расслабление.
- Одобряйте и подбадривайте малыша, даже если у него что-то не получается с первого раза.
Несколько простых упражнений для физического развития детей
- «Преодолеваем препятствия». Сделайте на полу безопасную полосу препятствий из подушек, игрушек и других подручных предметов. Предложите малышу преодолеть ее.
- «Собираем шарики». Рассыпьте на полу разноцветные шарики. Попросите ребенка как можно быстрее собрать шары определенного цвета.
- «Забиваем гол». Соорудите из деревянного конструктора ворота. Предложите малышу забить в них гол ногами или клюшкой, чтобы они не разрушились.
- «Попадаем в цель». Поставьте на пол ведерко или корзину. Пусть ребенок кидает в них мяч с разного расстояния.
Где обучиться методам физического воспитания дошкольников?
В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти дистанционное* обучение по программе профессиональной переподготовки:
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Инструктор по физической культуре
– и получить диплом, дающий право работать в ДОУ. Курс познакомит вас с основами дошкольной педагогики, анатомией, физиологией, психологией детей раннего и дошкольного возраста, технологиями и методиками физического развития малышей с учетом требований федерального образовательного стандарта.
Также у нас есть короткие программы повышения квалификации. Они подходят как специалистам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям, которые хотят развивать ребенка, заниматься его физическим воспитанием и формировать у него тягу к ЗОЖ дома. Пример такого курса:
Программа познакомит вас со спецификой использования популярных методик и средств физического воспитания детей-дошкольников в разных возрастных группах: 1-3 года, 4-5 лет и 6-7 лет.
Влияние физических упражнений на развитие ребенка сложно переоценить. Сокращение мышц активизирует обмен веществ, кровообращение, работу всех внутренних органов и систем, в том числе и головного мозга. Когда мы активно двигаемся, в наши клетки поступает в 7 раз больше кислорода, в 3 раза больше питательных веществ. Мышечная работа снимает нервное напряжение, не допускает перевозбуждения систем мозга. Поэтому родители и воспитатели ДОУ должны уделять физическому развитию детей и их приучению к ЗОЖ не меньше внимания, чем их интеллектуальному и духовному развитию.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
Источник