Методики изучения и развития фонематического восприятия ребенка

Методики изучения и развития фонематического восприятия ребенка thumbnail

Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:

1 Фонематическое восприятие:

-дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

  1. повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
  2. повторение серий слогов;

-дифференциация фонем на основе слухового восприятия;

-дифференциация фонем по представлению (6-7лет).

2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:

-выделение ударного гласного в начале слова;

-выделение звука из слова;

-определение первого, последнего звука в слове;

-способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):

  1. определение последовательности и количества звуков в слове
  2. составление слова из последовательно названных звуков;

3 Фонематические представления (6-7лет):

-нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

-подбор слов с заданным звуком.

Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:

  1. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [58]. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
  2. Н. И. Дьякова [9]. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
  3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. [19] Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу  у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают  обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
  4. Г. А. Волкова [4] Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).

Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

Задание 1. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

Материал: ряд звуков

ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.

Инструкция:

б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] — выделение звука из ряда слогов.

Материал: ряд слогов

ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.

Инструкция:

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] — выделение звука из ряда слов.

Материал: ряд слов

шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.

Критерии оценки:

1) Правильное выделение звука в ряду звуков — 1балл.

2) Правильное выделение звука в ряду слогов — 1 балл.

 3) Правильное выделение звука в ряду слов — 1 балл.

 4) Ошибки при выполнении данного подпункта — 0 баллов.

Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2. «Слушай и показывай» — узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.

Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).

 Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.

Критерии оценки:

 1) Правильное выполнение всего задания — 1балл.

 2) Не более 3 ошибок — 0,5 балла.

 3) Более 3 ошибок — 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3. «Повтори за мной» — выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.

Инструкция: послушай. Повтори так же.

Материал: серии слогов

на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.

Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов — 1 балл.

 2) Частичное выполнение задания — 0.5 балла.

 3) Ошибки при повторении всех рядов — 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4. «Внимательные ушки» — выявление особенностей сформированности фонематического восприятия

Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.

2) Ошибки при показе одной – двух картинок — 0,5 балла.

3) Ошибки при показе более двух картинок — 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

Читайте также:  Центры развития ребенка в реутове

Задание 5. «Найди ошибку» — различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.

Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

  1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
  2. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
  3. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
  4. На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
  5. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
  6. На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки:

1) Правильное определение всех текстов с ошибками — 1 балл.

2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками — 0,5 балла.

3) Другие варианты — 0 баллов.

Задание 6. «Разложи картинки по группам» — дифференциация фонем по представлению.

Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).

Материал — предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.

Оценка результатов:

1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.

2) Одна — две ошибки — 0,5 балла.

3) Другие варианты — 0 баллов.

Источник

Наталья Крутина
Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Родничок»

Методика обследования фонематического восприятия

Подготовила учитель-логопед

Крутина Н. С

Май 2020

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух идет ознакомление с результатами исследования физического слуха ребенка. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшем условием формирования фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.

Поэтому отделяются вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляли основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия используются приемы,направленные на:

— узнавание, различение и сравнение простых фраз;

— выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

— различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

— запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: ма-ме-му,с изменением согласной: ка-ва-та, па-ба-па);

— запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятияритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляется при повторении изолированных звуков или пар звуков.

Особое внимание обращаем на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких.

При исследовании фонематического восприятия используются задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающийся, так и близкий по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук [о] из звукового ряда [о]-[а]-[у]-[о]-[у]-[ы]-[о] или слог ша из слогового ряда са-ша-ча-ца-ша-ща.

Выявлению затруднения фонематического восприятия используются картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук. Например, распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки [р] и [л], на звуки [с] и [ш], звуки [с]-[з] и др. С этой целью подбирались комплекты предметных картинок, которые предъявлялись ребенку в перетасованном виде.

Проверяется, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка).

При обследование фонематического восприятия выясняется, как ребенок воспринимает их на слух, как он их различает. Особенно этот относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех корригирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-ца, са-ча и т. д., звонких и глухих (да-та, ба-па, га-ка и т. д., сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д., мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.).

Для этого ребенку предлагается повторять вслед за логопедом различные по противопоставлению (оппозиционные) слоги,например: са-ша, ша-са, ач-ас, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки,то различение их проверялось следующим образом: ему предлагалется ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши, если он услышит заранее обусловленные слог в ряду других слогов, содержащих согласные звуки, наиболее часто смешиваемые с заданным, например, слог ша среди слогов са, жа, ча, ща.

Далее проверяется различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу,например: жук-сук, том-дом, ком-лом-сом, мишка-миска, коза-коса, лужи-лыжи, день-тень-пень. Ребенку предлагается выбрать нужную картинку, либо объяснить, например, что такое лужи, что такое лыжи и т. д. Также ребенку предлагается повторять подобные слова,например: миска – мишка, почка — бочка, Маша-Даша-каша, Паша-наша-ваша, или тень-день-лень-пень,или: бак-лак-мак-так-рак и т. д.

Список литературы.

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. –м: Просвещение, 1973. – 167 с.

2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.: ил.

Читайте также:  Развитие питание ребенка третьего месяца жизни

3. Артемова Е. Э.Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2005.

Источник

Библиографическое описание:

Каримова, Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/847/ (дата обращения: 04.08.2020).



Повышение качества обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Многочисленную группу составляют дети с речевым недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произнесенных звуков.

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Чем же отличаются понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»?

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Он формируется с 6-месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом. С помощью нее определяется результат достижения поставленных задач и целей. Своевременная и качественно проведенная диагностика является первоначальным этапом на пути осуществления эффективного коррекционного логопедического воздействия. В предлагаемом варианте диагностики фонематических процессов использован набор диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др.

Диагностика фонематических процессов удетей.

  1. Узнавание неречевых звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Различение слов, близких по звуковому составу

«Внимательные ушки»

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

баман, панан, ваван, банан, баван

суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка

пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

«Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию.

Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата — мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка — щёлка и др.)

I вариант:

Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

II вариант:

Инструкция: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть.

Например: мак, рак, лак, сок, сук, коза, коса, лужи, лыжи.

  1. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие.

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном).

Дата-да

Ба-па-ба

Га-ка-га

Са-ша-са

Ча-тя-ча

За-жа-за

Читайте также:  Школа развития ребенка луганск

За-са-за идр.

кот— год— ход

дом— дам— дым

бак— бык— бок

копка— кепка— папка

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Ориентируемся на возраст ребенка:

4 года — серии из двух слогов

5 лет — серии из двух-трех слогов

6 лет — серии из трех слогов, слов

Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

  1. Дифференциация фонем.

Цели:

  1. Исследование навыков дифференциации фонем.
  2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет)

Материал: ряд звуков

м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м« — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет)

Материал: ряд слогов

ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м« — выделение звука из ряда слов. (с 4 лет)

Материал: ряд слов

мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

  1. Навыки звукового анализа исинтеза.

Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет)

Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.

Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т. д»..

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).

Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):

а) вычленение первого согласного звука из слов.

Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др.

Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д.;

б) вычленение последнего звука из слов.

Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.

Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д.;

в) определение места звука в слове.

Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове «рука» в начале, середине или в конце?» и т. д.;

г) определение последовательности звуков в слове.

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д.;

д) определение количества звуков в слове — количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д.;

е) определение места звука в слове по отношению к другим звукам — позиционный анализ.

Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.

  1. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)
  2. Задания:

 Назвать слова, в которых есть звук ш.

 Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

 Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

По итогам диагностики логопед:

 определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений. Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми;

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

 оценивает эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Литература:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи-М.: Просвещение, 1985,-207с.
  2. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М.: «Владос», 1999.-680с.
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.
  5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004–144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, инструкция, фонематический слух, ребенок, звуковая сторона речи, звуковой анализ, какой звук, картинка.

Источник