Методики для обследования ребенка 5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад общеразвивающего вида «Вишенка».

Психологическая диагностика детей 5 лет

( для детей дошкольного возраста)

Подготовила

педагог-психолог МБДОУ

Шмыгля Светлана Викторовна

г. Семикаракорск

2013г

Основная цель психодиагностики- создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально- личностной сфере ребенка. Оценивается уровень тревожности, определяется наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

 Психологическая диагностика в  старшей группе

I. В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить

1.     шкалу Бине-Симона.

Детям предлагаются следующие задания:

>- определить время дня;

>- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

>- нарисовать ромб по образцу;

>- сосчитать тринадцать предметов;

     >- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему?   Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на

странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных

обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти — «+?»

задание не выполнено — «-» (табл. 1).

Фамилия, имя ребенка

Время  дня

Назначение предмета

Рисование по образцу

счет

сравнение

калькулятор

секундомер

1

2

3

Затем проводится исследование психических процессов: внима-
ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

II. Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

1.           «Сравни картинки».

                                                                               
Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

2.           «Небылицы».

Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом — Провалилась крыша. Под березкою с котом Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука, Рыба ловит рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.

3.          «Найди несоответствие».

Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».

III. Изучение особенностей восприятия

1.     «Разложи кружочки по ко­робочкам»

. Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

2.     Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

3.     Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

4.     Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).

5.     Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке.

 Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

Читайте также:  Какие гантели нужны для ребенка 5 лет

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

•  повторение  ребенком 5-6 слов после первого предъявления;

•  повторение  ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. . Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.

___________              _______    ____________      _________________

Фамилия, имя            возраст        группа                    дата исследования

Кол- во

предъяв-

лений

          часы

          утюг

          слон

         кошка

          пятно

        солома

        яблоко

         лото

        солнце

        дорога

1

2

3

4

5

6.     Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

7.     Опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонть­ева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный  период. Его суть заключается в упрощении сти­мульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.

Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расчес­ка, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш .

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).

Фамилия, имя                      возраст             группа                   дата исследования

Слова,

предъявляемые

для запоминания

Время

выбора

карточки

(сек)

Мотивы выбора карточки

Воспроизведение

пожар

дождь

труд

ошибка

горе

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

•      понимание ребенком инструкции;

•      способность к нахождению опосредствующих символов;

1

Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать

более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные

картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того,

что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

•      содержательность объяснения того или иного выбора;

•      продуктивность опосредования в целях запоминания;

•      необходимость и количество оказанной помощи.

8.     Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

9.     Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

1. « Дополнение фраз ».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и …

Мальчик быстро бежал, потому что … И т.п.

2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зей-гарник2).

3. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т.д

Читайте также:  Правила дорожного движения ребенок 5 лет

4. «Последовательность событий» (методика А.Н. Бернштейна).

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Пси­холог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.

Источник

Татьяна Дощинская
Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет

Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет

1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.

Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрёшка.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку четырехместную (пятиместную) матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть,как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т. д. «. Взрослый показывает складывание матрешки, методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

2. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Оборудование: пирамидка из четырёх (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. В случаях затруднения взрослый показывает,как надо подбирать колечки по размеру: «Надо каждый раз брать большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

3. Коробка форм («почтовый ящик»). Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость.

Оборудование: «почтовый ящик» – пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объёмных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребёнком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объёмные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребёнку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребёнка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

4. Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку три (четыре) части разрезанной картинки и просит,сложит целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

5. Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выде5ление по слову, название цвета).

Оборудование: цветные кубики пяти (семи)цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный…». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием,повторив при этом цвет 2-3 раза: «Покажи, где желтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

Оценка действий ребёнка: принятие задания, отмечается уровень восприятие цвета (сличение, узнавание цвета по слову, назначение, обучаемость, отношение к результату.

Читайте также:  Лондон с ребенком 5 лет

6. Достань ключик.

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Проведение обследования: ребёнку дают заводную игрушку, а ключик от неё висит так высоко, что ребёнок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использовать стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания, отношение к результату.

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование:сюжетная картинка с изображением ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Не далеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку,затем говорит: «Мальчик хочет зависти машинку ключиком, но не знает, как эго достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

7. Счёт. Задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования:

для детей 4-го года жизни: перед ребёнком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем – много. Обучение проводится по подражанию;

для детей 5-го года жизни: перед ребёнком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладёт одну палочку себе на ладонь, на глазах ребёнка берёт ещё одну палочку и кладёт её на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребёнка спрашивают: «Сколько там?» Затем кладут ещёодну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: «Сколько там?», т. е. проверяют счетные представления в пределах трёх. При затруднениях проводится обучение. Если ребёнок не справляется с выбором определённого количества по слову, то предлагают выбор – один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

8. Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребёнка создавать конструкции из четырёх (пяти) элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу, обучаемость, отношение к результату.

9. Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведение в определённой ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания,анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

10. Игра. Проверяется интерес ребёнка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо».

Проведение обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу. Затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и попросить ребёнка провезди её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т. д., затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребёнка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Источник