Методики диагностики речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Методики диагностики речевого развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

На чтение 11 мин.

Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.

[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:

Развитие речи это
Формирование словаряГрамматический стройЗвуковая культураСвязная речь

Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет)  на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

Формирование словаря

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» –  в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково»  – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка младшего школьного возраста

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та;  зо-со; жа-ша.

Связная речь

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

Формирование словаря

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Связная речь

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Формирование словаря

Лексические темы те же.  Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

«Профессии»:

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Результаты в таблице

Существительные мн. числа

Существительные мн. числа родительного падежа

Уменьшительно-ласкательные формы

Согласование существительных и прилагательных

Согласование существительных с числительными

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития:  + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний –  большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Звуковая культура речи

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

  • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
  • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
  • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
  • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
  • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)
Читайте также:  Развитие памяти для 6 летнего ребенка

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Связная речь

Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

Источник

Показатель

Метод и методика педагогической диагностики

Связная речь

Монолог

Пересказ

Игровые проблемные ситуации

Детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

1) понимание текста — правильное формулирование основной мысли;

2) структурирование текста — умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

3) лексика — полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

4) грамматика — правильность построения предложения умение использовать сложные предложения;

5) плавность речи — наличие или отсутствие длительны пауз;

6) выразительность речи – использование разнообразных средств выразительности;

7) самостоятельность — наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

2 балла — правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; использование разнообразных средств выразительности, соответствующих содержанию произведения; самостоятельное пересказывание.

1 балл — незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; использование некоторых средств выразительности; небольшое количество подсказок.

0 баллов — неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; невыразительный пересказ или неуместное использование средств выразительности; необходимость в подсказках.

Высшая оценка воспроизведения текста — 14 баллов.

Оценка в 11-14 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка 6-10 — среднему уровню, оценка меньше 6 баллов — низкому уровню.

Связная речь

Монолог

Описательные и повествовательные рассказы

Игровые проблемные ситуации

1. Описание предмета с опорой на наглядность.

Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

2. Описание без опоры на наглядность.        

Воспитатель предлагает ребенку рассказать о хорошо знакомом ему предмете или объекте, например, о любимой игрушке, животном и т.п.

3. Составление рассказа по серии картинок (3-4), объединенных общим сюжетом  

Педагог показывает ребенку несколько картинок, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ.

Высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям:

1) целостность — единство темы;

2) структурное оформление (наличие частей, их последовательность);

3) связность — оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, связанных или формально связанных между собой;

4) развернутость рассказа, его объем — измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

5) самостоятельность — оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

6) плавность — оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета.

Творческие рассказы

Педагог предлагает ребенку придумать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему, используя разнообразные лексические средства.

Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ или стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности, структурное оформление текста (наличие начала, середины, конца), использование средств художественной выразительности – лексических, синтаксических, стилистических.

Рассуждения

1. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку-небылицу и рассказать, что в ней нарисовано неправильно.

2. Ребенку предлагается составить рассуждение на тему, предложенную воспитателем, например, «Весна в этом году ранняя».

 Оценивается умение передать характерные особенности рассказа-рассуждения (умение ребенка логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное), соблюдая структуру текста и используя правильные грамматические формы и разнообразные средства выразительности.

Грамматическая правильность речи

Морфология

1. Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям:

Игра «Что неверно?»

Детям предлагают выслушать фразу и определить, какие формы употреблены неправильно. (Как ты думаешь, я все правильно сказала? Что неверно? Как надо сказать?)

— Девочка «рисовает» красками.

— А мальчик лепит из глины «матрёшков».

— Я ем «красный спелый яблок».

— К двум карандашам прибавить три карандаша, получится пять «карандашов».

— Мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине».

— У конуры лежит собака с «пять щенят».

— Я построю много домов «из песков».

2. Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе).

а) дети должны рассмотреть картинки в альбоме О.И. Соловьевой «Говори правильно» и ответить на вопросы полным предложением:

— Сколько пальто висит в шкафчике?

— Какого цвета пальто висят в шкафу?

— На чем играет мальчик? И т.п.;

б) закончить предложение:

— Оля учится играть на… (пианино).

— Утром мы пьем чай или… (кофе).

— Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао).

— Оле купили теплое зимнее… (пальто).

— У тебя есть новое пальто, а у меня нет нового… (пальто).

— Расскажи о своем пальто: какого оно цвета? Есть ли на нем карманы? Нравится ли тебе новое пальто?

3. Проверка употребления разноспрягаемого глагола хотеть.

Игра «Продолжи предложение».

Педагог предлагает послушать предложение «Девочка хочет гулять».

— Как можно сказать про многих девочек?

— Девочки… (хотят гулять).

— Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

— Мальчики… (хотят петь).

— Как сказать про Колю?

— Коля… (хочет петь).

— Оля, ты хочешь петь? (Хочу.)

— Оля и Катя, вы хотите рисовать? (Хотим.)

4. Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа:

а) игра «Чего не стало» (сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров).

Игру можно провести с игрушками-картинками или с реальными предметами.

А.М. Бородич рекомендует проверять, как старшие дошкольники употребляют такие формы: гольфов, носков, чулок, полотенец, простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей, волков, лисиц, кур;

б) для освоения слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесную игру «Закончи предложение»:

— Мама печет оладьи. Так мне захотелось… (оладий).

— На день рождения купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор… (тортов).

Словообразование

1. Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

Читайте также:  Монтессори педагогика о развитии ребенка

Детям предлагается ответить на вопросы:

— Как ты объяснишь, кто такой строитель, учитель, мойщик?

— Человек может работать велосипедистом, читателем?

— Можно назвать писателем человека, который умеет писать?

— Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

2. Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования:

Игра «Правильно -не правильно»

Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение («Можно так сказать? Как сказать правильно?»).

— Масло лежит в «масленице» (масленке).

— Соль насыпана в «соленицу» (солонку).

— Бабушка положила вкусное вишневое варенье в «вареницу» (вазочку для варенья, розетку).

— На картинке нарисованы маленькие «поросёнки», «котёнки» и «свинёнки» (поросята, котята).

Словообразование

3. Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей (кошка, собака, кролик, заяц, лиса, корова, лошадь, слон, свинья, овца).

Игра «Кто у кого».

Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы — лисята, у лисы много лисят) и т. д.

4. Проверка умения образовывать слова:

а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).

Детям предлагается ответить на вопросы:

— У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый.)

— У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий.)

— У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый.)

— У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая.);

б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).

Детям предлагается упражнение на образование прилагательных:

— Стакан сделан из стекла. Какой он? (Стеклянный.)

— Стол сделан из дерева. Какой он? (Деревянный.)

— Мясорубка сделана из металла. Какая она? (Металлическая.) И т. п.

5. Проверка умения подбирать однокоренные слова:

а) дается задание подобрать родственные слова к словам снег (снежок, снежный, снеговик, подснежник), зима (зимушка, зимний, зимующий, зимуют);

б) ответить на вопрос, родственны ли слова лед и подледный слову полет.

6. Проверка употребления сравнительной степени прилагательного.

Детям предлагается закончить предложения.

— Этот дом высокий, а этот еще… (выше).

 — Наша река глубокая, а пруд еще… (глубже).

— Этот цветок красивый, а тот еще… (красивее).

— Лето было хорошее, а осень… (лучше).

— Трава зеленая, а после дождя еще… (зеленее).

— Осенью холодно, а зимой… (холоднее, более холодно)

Синтаксис

Проверка умения конструировать предложения.

Игра «Придумай предложение»

Ребенку предлагают три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение (дети, гулять, парк; рыбка, аквариум, плавать).

Звуковая культура речи

Звукопроизношение

Игровые тестовые задания

Детям предъявляют картинки с нужным звуком в начале, середине и конце слова.

Для старших дошкольников это звуки в основном из трех групп: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’).

Рекомендуется также добавлять картинки для обследования йотированных гласных (я—йа, е—йэ, ё—йо, ю—йу).

с — сумка, бусы, автобус,

с’ — сети, апельсин, рысь,

з — зонт, ваза, звезда,

з’ — зебра, обезьяна, газета и др.

Принципы подбора картинок:

— возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;

— доступность по содержанию;

— реалистичность изображения.

Ребенку предлагают самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, как тот произнесет звук, а затем повторить. Звук произносится медленнее обычного, выделяется голосом, усиленно артикулируется. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков:

свистящие — шипящие (с—ш, з—ж, ц—ч),

 звонкие — глухие (в—ф, з—с, ж—ш, б—п, д—т, г—к),

сонорные (р—л).

Можно использовать разные приемы обследования:

— предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка — миска, крыша — крыса, жук — сук);

— произнесение ребенком названий картинок, в которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, Саша);

— повторение слов и словосочетаний (л-р: Лара — балерина; зеркало, играла на рояле; жонглер; мармелад).

Звуковая культура речи

Звукопроизношение

Иногда у детей наблюдаются трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего встречаются в виде сокращения слов, уподобления одного звука другому и т. п. Поэтому необходимо проверять произношение на словах с различной слоговой структурой, со стечением согласных в начале, середине и конце слова и  состоящих из сходных звуков.

Примерный перечень слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, фотографироваться, пакетик, аквариум, демонстрация, телевизор, мотоциклист и др.

Довольно часто, умея произносить звук в изолированном положении, ребенок искажает или заменяет его в связной речи. Поэтому произношение нужного звука проверяется в речевом потоке, в предложении или в высказывании. Детям предлагают произнести несколько фраз, в которых нужный звук повторяется. Можно использовать поговорки, потешки, пословицы, чистоговорки.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Как у нашего кота шуба очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Дикция

Игровые тестовые задания

Ребенку предлагается произнести скороговорку или чистоговорку в разном темпе: медленно, в среднем темпе, быстро.

Интонационная выразительность

Ребенку предлагается прочитать наизусть стихотворение или пересказать сказку.

Подготовка к обучению грамоте

Игровые тестовые задания

1. Скажи одно слово.

2. а) скажи один звук;

    б) скажи, сколько звуков в слове дом;

    в) назови звуки в этом слове.

3. а) скажи одно предложение;

    б) скажи, сколько слов в предложении Дети любят играть;

     в) назови первое слово, второе, третье.

Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов.

Верный ответ оценивают в 1 балл,

неверный — в 0 баллов.

Оценка в 5-7 баллов (условно) соответствует высокому уровню,

оценка в 3—4 балла — среднему уровню

меньше 3 баллов — низкому уровню осознания языковых элементов.

Источник