Методики диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Слайд 1

и методов педагогического воздействия Обзор диагностических методик КУ ХМАО – Югры « Урайский специализированный Дом ребёнка» Составила: воспитатель Антоненко М.Ф. Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе.

Слайд 2

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия на ребенка .

Слайд 3

Шкала развития Н. Бейли . Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в шкале оценок стандартного показателя QI . Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению , зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость.развития Результатом является «индекс умственного развития» ( MDI) . Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования ( умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки). Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI) . Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости. Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ. ТЕСТЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ТИПУ ШКАЛЫ.

Слайд 4

« Таблица развития» А.Газелла Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: Моторика Язык А даптивное поведение Личностно-социальное поведение. Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми. Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и И.Лезин , разработанная на основе тестов А.Газела . Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: Моторика. Зрительно-моторная координация. Речевое развитие. Социальное развитие. Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями (16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется «коэффициент развития». Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.

Слайд 5

«Шкала развития» Д.Лешли . Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии ребенка. В карточках Д.Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка: Физическое развитие ( развитие движений, локомоций и моторики); Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи); Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру). Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам . Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период . Система методических подходов Ж.Пиаже . Методики Ж.Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания шкал. Шкала И. Ужгирис и Дж.Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6 стадий. Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспи тания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.

Слайд 6

В отечественной науке диагностика развития детей младенческого возраста разрабатывалась в 20-30 годы. Н.М.Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга , создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием. В 40-е годы Н.М.Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев. Данная разработка была дополнена Н.С.Аксариной для детей до 3-х лет. Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н.М.Щелованова , М.Ю.Кистяковской , Э.Л. Фрухт , Г.В.Гридневой создали «Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года выступали: Зрительные и слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движение руки и действия с предметами; Подготовительные этапы в развитии речи; Навыки.

Слайд 7

Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни разработаны К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной , Л.Г. Голубевой . Оцениваются следующие линии развития: Понимание речи и активная речь; Сенсорное развитие; Развитие игры и действий с предметами; Развитие общих движений; Формирование навыков самостоятельности; Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни). Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно; Второй год – каждые три месяца; Третий год – каждое полугодие. Выделены 4 уровня оценки: 1-ая группа – нормальное развитие; 2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока; 4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.

Слайд 8

О.В.Баженова «Диагностика психического развития детей первого года жизни» Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического развития ( Л.С.Выготский , Р.А.Лурия , Н.А.Берштейн , А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин ). Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием предметно-манипулятивной деятельности и общения. Для диагностики разработана система показателей (98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка. Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность , несовершенная форма, совершенная форма 3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).

Слайд 9

Е.А.Стребелева « Ранняя диагностика умственного развития». Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л.А.Венгера . Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым. Е.А.Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития.

Слайд 10

Все перечисленные диагностические методики для детей раннего возраста обеспечивают процедуру обследования и оценку хода развития ребенка. В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К.М.Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели. В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно – психического развития детей ( Фрухт Е.Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Слайд 11

Литература : 1. Ю.А.Разенкова Альманах института коррекционной педагогики РАО 6/2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.Педагогика 1985. 2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития М.Педагогика1989г . Интернет рессурсы : Сайт www . Supint.ru/ .И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №301 Красноармейского района г.Волгограда

подготовила: воспитатель первой категории Ушакова О.В.

Диагностика детей раннего дошкольного возрастаДиагностика — это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка.

В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами — пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:
— профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
-коррекция отклонений на основе создания оптимальных условий для развития  зоны ближайшего развития ребенка.

Эффективность коррекционно- развивающей работы зависит от :
1.Раннего выявления и начала целенаправленной педагогической работы с ребенком.
2.Содержания и методов воспитания и обучения ребенка.
3.Своевременного включения родителей в коррекционно- педагогический процесс.
4.Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и детском саду.

Недостатки   в  организации   диагностики  воспитателей
— субъективное отношение к воспитаннику;
— недостаток времени на проведение  трех разовых срезов нервно – психического и педагогического развития детей;
— частая некомпетентность воспитателей групп раннего возраста  в психологических вопросах.
Таким образом, контроль старшего воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки , что исключит трудности дальнейшего обучения.        

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;

иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;

уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам

Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных

Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями

Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)

Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами

Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о

Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а

Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями

Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных

Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии

Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – у у у у

Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»

Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, ко-ко-ко, бал-бал-бал)

Уметь подражать голосам птиц и запоминать их; закрепить произношение звуков «м», «мь», «у»

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат)

Цвет

Уметь группировать предметы по цвету

Величина

Уметь чередовать предметы по величине

Нанизывание колец одинакового раз мера

Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием

Нанизывание колец, разных по размеру

Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки

Действия с кубиками

Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом)

Игровые действия с предметами

Показ предметов в действии

Разыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения действия

Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой

Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.)

Действия с
несколькими
игрушками

Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся)

Действия с разными игрушками

Уметь производить одинаковые действия с разными предметами

Развитие движений

Ходьба

Уметь ходить самостоятельно

Общеразвивающие упражнения

Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться

Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности

Основные движения

Упражнять в ползании и пролезании под препятствие

Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы

Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом

Уметь бегать в указанном направлении

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь пить из чашки

Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает)

Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания

Уметь проситься на горшок

Социально-эмоциональная сфера

социально-эмоциональная сфера

Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)

Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо)

Уметь заинтересовываться новой игрушкой

Уметь проявлять интерес к играм детей

Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных

Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета

Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе
взрослого

Активная речь

Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речи присутствуют общеупотребляемые слова

Сформировано четкое произношение звуков м, п., б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов

Закреплены произношение звука Ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого

Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце

Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой»

Величина

Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого

Величина

Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа

Цвет

Уметь ориентироваться в двух-трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый

Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов 

Уметь различать цвета и понимать названия цвета 

Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски 

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску

Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой

Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу

Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами

Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь

Развитие движений

Ходьба обычная

Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы

Перешагивание,

Ходьба по лесенке

Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом

Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом

Уметь проходить по слегка наклонной доске

Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь держать ложку в кулаке 

Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу

Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления

Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет»)

Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается)

Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку

Уметь воспринимать различные художественное слово

Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»;

Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)

Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями

Активная речь; четкое произношение

Уметь использовать предложения из двух слов:
– при общении со взрослыми;
– при общении друге другом;
– в играх; упражнять в развитии речевого дыхания; учить называть словом свои или чьи-то действия; учить договаривать последние слова знакомых стихов, потешек. 

Сенсорное воспитание

Форма

Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм:
шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик; упражнения в группировке предметов по форме.

Величина

Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький)

Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины

Цвет

Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать)

Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания»

Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы

Уметь пользоваться предметами-заместителями

Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа

Развитие движений

Ходьба-перешагивание

Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу

Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке)

Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве

Метание

Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу

Бег

Уметь бегать в разных направлениях

Лазание

Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь самостоятельно есть любую пищу

Уметь есть с хлебом

Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь

Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года)

Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки

Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги

Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения

Уметь контактировать со сверстниками

Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях

Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)

Уметь называть части  лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)

Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми

Уметь употреблять в речи:
– прилагательные,
– местоимения,
– предлоги

Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах

Уметь называть предметы по картинкам

Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец

Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы

Величина

Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах

Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец

Цвет

Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть

Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов

Качества предметов

Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку

Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями

Уметь выполнять два последовательных действия

Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек

Развитие движений

Ходьба

Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом

Ходьба и бег

Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу

Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее

Уметь менять темп: ходьба и бег

Бег

Уметь бегать семенящим шагом

Прыжки, подскоки

Уметь подпрыгивать, подскакивать

Ловля и бросание

Уметь удерживать мяч одной или двумя руками

Уметь бросать мяч в горизонтальную цель

Уметь ловить мяч с близкого расстояния

Катание предметов
круглой формы

Уметь скатывать с горки предметы круглой формы

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь есть аккуратно, не обливаясь

Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком

Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться

Уметь частично раздеваться

Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки

Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании)

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения)

Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми

Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором

Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи

Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя»

1.Источник: Н. А. Богачкина «Психология. Конспект лекций.

2. Воспитание детей раннего возраста. Аксарина Н.М.- М.: Издательство «Медицина»,1972, с.263

3. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г. — М.: Просвещение , 1986г, с.218

4. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. Сотникова В.М.- М.:  Издательство Скрипторий,2005,с.56

Источник